Методический семинар. «Развитие познавательной активности обучающихся посредствам использования современных образовательных технологий на уроках математики».
материал

Волгушева Надежда Геннадьевна

Материалы конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ: «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Волгушева Н.Г..

МБОУ «Поводимовская СОШ им. Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева»

Дубенского  муниципального района

Муниципальный этап конкурса «Учитель года -2020»

                                                                       

                                                                                    Добро нести, добру учить,

Добиться цели через трудности.    

                                                           Любовью истине служить –  

                                              Я называю это мудростью.

                                                                                                А.В. Елисов

Я учитель математики  МБОУ «Поводимовская  СОШ им. Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева» Дубенского муниципального района.  В 1993  году  окончила физико - математический факультет МГПИ  им. М. Е. Евсевьева по специальности «Математика с дополнительной специальностью информатика и вычислительная техника». Общий педагогический стаж работы – 26 лет, стаж работы в данной школе -26 лет, 12  из них проработала заместителем директора по УВР. Имею первую квалификационную категорию.

  Проблема,  над которой работаю:  «Развитие познавательной активности обучающихся посредствам использования  современных образовательных  технологий на уроках математики».

  Цель опыта:  использование  современных образовательных  технологий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

 Актуальность и перспективность опыта.

        Болезненными, сложными проблемами школы основной и средней ступеней является снижение интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний, умений и навыков, неудовлетворённость учителей результатами своего труда, недовольство родителей школой. И особенно сложным в настоящее время преподавание такого предмета, как математика. Для неё характерны сильные  внутрипредметные  связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он ещё хуже усвоит последующий.    

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы     научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Концептуальность данного опыта  заключается в применении новых подходов, технологий  и методов во взаимодействии с учащимися.    Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «своё», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

Моя  основная   педагогическая  идея: создать  условия  для  увлекательной  познавательной  деятельности  школьников,  добиваться,  чтобы  каждый  ученик  трудился.  Без  каждодневной,  серьезной  работы  нельзя  овладеть  математикой.  Всем  известно,  что  от  качества  каждого  урока  зависит  общий  результат  работы  учителя,  поэтому  в  своей  практике  стараюсь  применять  разнообразные  формы  и  методы  обучения,  позволяющие  ученикам  овладеть  навыками  самостоятельной  работы,  повышающей  познавательную  активность  ребят,  дающие  возможность  более  объективно  оценить  их  знания. Формирование потребностей к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.   Моё педагогическое кредо – планомерная организация развития личности ребёнка.  

Условия возникновения и становления педагогического опыта

 Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно -деятельностный подход.

Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.

Оптимальность и эффективность средств.

Изучение методической литературы, опыта коллег (в том числе и виртуально) позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения, а также систематизировать знания, расставить приоритеты, обратить внимание на действенные, эффективные технологии.

Современные образовательные технологии обеспечивают: успешное формирование научно - исторической картины мира; познание окружающей действительности;  создание условий для образования учащихся в соответствии с    требованиями времени; активизацию познавательной деятельности учащихся.

      Использование современных образовательных технологий помогает:

сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным; легко устанавливать обратную связь с учениками;  повысить эффективность урока; исключить монотонность в преподавании.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

- технология личностно - ориентированного обучения;

- технология проблемного обучения;

- информационно – коммуникационные технологии;

- технология дифференцированного обучения;

- проектная технология;

- игровые технологии;

- технология критического мышления;

- технология педагогических мастерских;

- кейс технология.

В своей практике,  для  развитие познавательной активности обучающихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы.

Технология  личностно – ориентированного  обучения. Данная технология предполагает  признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.

Технология дифференцированного обучения.

В своей работе я использую следующие приемы дифференциации:

  • групповые формы проведения урока;
  • разноуровневые задания на уроках;
  • разноуровневые домашние задания;
  • разноуровневые самостоятельные, проверочные и контрольные работы;
  • карточки.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. У учеников, появляется уверенность в своих силах. Справившись с заданиями 1 уровня, они пробуют решить более сложные задания.

Технология  проблемного обучения.  Проблемное обучение –  это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.    В качестве проблемной ситуации на уроке использую: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;  поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос;  противоречия практической деятельности.

Игровые технологии.  

Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;  как элементы более обширной технологии;  в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

широко применяю в области внеклассной работы по предмету, провожу  вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалки;  КВНы;  викторины, исследования, наблюдения с определенным заданием или без него; познавательные игры, игры – путешествия.    

Технология критического мышления.  Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.  

Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:  приём «Взаимовопрос»;  приём «Корзина идей»; приём «Составь задачу»; интеллектуальная разминка; приём «Знаю, хочу узнать, узнал, хочу поделиться знаниями»;  таблица; кластер; «Верно – неверно».

Метод проектов.

Учащиеся знакомы с проектной деятельностью уже с начальной школы. Темы проектных работ выбираются из содержания тем учебника соответствующего класса. Например: «Всегда ли можно построить треугольник по заданным 3 отрезкам» - 5 класс; «Секреты быстрого счёта» - 5, 6 классы; «Вычисление площадей фигур» - 8 класс; «Исследование функции» - 11 класс. Даю   домашние  творческие  задания  по  изготовлению  геометрических фигур, тел,  свойства которых  были  изучены  на  уроке.   Ученики  с  удовольствием  составляют  и  решают  кроссворды,  что  дает  им  возможность  не  только  упрочить  свои  знания,  но  и  развить  умение  пользоваться  разнообразными  справочниками,  энциклопедиями,  к  тому  же  работа  с  кроссвордами  позволяет  усилить  межпредметные  связи.

Информационно – коммуникационные технологии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом подачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

•        мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

•         дистанционные олимпиады и конкурсы;

•        уроки на основе авторских компьютерных презентаций;

•        подготовка к ГИА и ВПР;

•        работа с цифровыми образовательными ресурсами.

     Результативность опыта.

      Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку,  современные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха.

В моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике; обученность по предмету составляет - 100%. Эффективность работы подтверждается также результатами ЕГЭ, ОГЭ, срезовыми контрольными работами.

    Результаты системной работы с одаренными детьми, проявляющими интерес к математике следующие: учащиеся участвуют в школьном, муниципальном и региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады. Ученик 11 класса Спиридонов Сергей в 2011-2012 году стал победителем муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников, участвовал в республиканском этапе; также он стал  призером межрегиональной олимпиады   по математике «САММАТ – 2012»  Ченгаев Алексей ученик 10 класса в 2017-2018 учебном году бы призёром районной олимпиады, а в 2018-2019 учебном году будучи в 11 классе стал победителем. При организации внеурочной деятельности стремлюсь к расширению образовательного пространства,  мои ученики участвуют в интернет - олимпиадах и конкурсах: «Международные предметные чемпионаты», «Олимпус», олимпиады и конкурсы на платформе Учи.ру. В 2017-2018 учебном году мои ученики принимали участие во Всесибирской  предметных олимпиадах по математике.

      Почти все выпускники поступают в ВУЗы  и успешно там обучаются.  Христофорова Анастасия, Силантьев  Александр окончили физико-математического факультета МГПИ им. М.Е. Евсевьева и работают по специальности.  Спиридонов Сергей выбрал профессию связанную с математикой.

  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.        

      Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе конкурсные; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно - развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. 

        Обобщение и распространение опыта работы.             

  Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Старюсь повышать свой методический уровень. Изучаю опыт работы других педагогов. Периодически повышает квалификацию на очных и дистанционных курсах.     Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, вебинаров.  Также охотно  делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки на муниципальном и школьном уровне.

       И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в  частности, запросам моих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...

Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»

Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»...