Формирование познавательной активности учащихся посредством использования информационных технологий
материал на тему

Кужанова Гульжан Ергеновна

Предварительный просмотр:

Доклад на конференцию:

 «Формирование познавательной активности учащихся посредством использования информационных технологий»

В настоящее время с введением новых технологий изменился подход к организации учебной деятельности. Вопросы активизации познавательной деятельности относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспекты.

В связи с существенной перестройкой содержания образования в настоящее время возросла необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся.

Процесс познания у учащихся не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.

Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активизировать учащихся в различных видах его деятельности. Одним из средств активизации использование информационных технологий на уроке.

Именно использование информационных технологий на уроках в лицее являются важным условием активизации познавательной деятельности обучающихся.

Поиск условий формирования новых приёмов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования – актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы необходимо для выявления резервов её развития и внедрение более современных способов обучения. Анализ имеющейся психологической литературы показывает, что существуют разные виды познавательной деятельности учащихся: их особенности определяются различными средствами, которые вводятся в процессе обучения и которыми пользуются дети.

 

Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому поставлены перед необходимостью овладевать ими, использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов пополняется сознание ребёнка и тем проще ему оперировать самыми отвлеченными символами. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир.

В условиях развивающего обучения формирования приёмов познавательной деятельности является одной из центральных задач.

Познавательная деятельность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных учебных действиях.

Одним из путей активизации учащегося являются новые системы, технологии и методы обучения. В частности такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Интерактивные доски как новое средство обучения

Интерактивная доска  (ИД)– это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий и способствующее повышению интереса учащихся.

Одним из направлений совершенствования общего образования является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителю трудно было найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теперь же, с использованием компьютерных сетей лицеи получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого учащегося. Современная информатика велика по объёму и динамична. Компьютер является техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой пользовательский аспект.

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, но и использование компьютера в учебном процессе способствует повышению интереса к учёбе. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь по истине неисчерпаемые.  Информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно повысить не только познавательную активность обучающих, но и развить интеллект учащегося. Она предполагает многовариантное использование дидактических приёмов и методов в рамках одного урока: периодическую смену деятельности. Переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм учебного процесса (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский) и т. д.

Урочное применение электронных учебных материалов при обучении в лицее способствует развитию информационной компетенции учащихся, позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.

Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого учащегося собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учителями в своей практике применяются различные электронные пособия, также пособия, изготовленные самими учителями. Используя возможности анимации, учитель может удачно продемонстрировать суть задач на движение, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Презентации, приготовленные к урокам физики, помогают учащимся образно представить изучаемое явление. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Формирование химических знаний учащихся при использовании информационных технологий

Бурное развитие технических средств создания, передачи, хранения и переработки информации, которым ознаменовалась вторая половина 20 века, затронуло и школу. Согласитесь, было ба странным, если ...

Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий

Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...