Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий
статья по информатике и икт (5, 6 класс) на тему

Красильникова Людмила Геннадьевна

Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-aprel2017.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС

Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий
в форме проектной деятельности

Красильникова Л.Г.

Использование компьютеров, планшетов, смартфонов в школе выглядит очень естественным с точки зрения ребенка - средства ИКТ учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе).

Некоторые члены педагогических сообществ выступали с инициативой запретить школьникам пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет в стенах учебного заведения. По их мнению, гаджеты мешают учебному процессу.

Министерство образования и науки РФ такое предложение не поддержало, ведь интернет сейчас стал неотъемлемой частью школьного образования. Более того, министерство развивает это направление. Например, с 2015 года стали доступны электронные учебники, пользоваться которыми может любой школьник со своего мобильного устройства.

Т.е. мы должны научить детей использовать электронные устройства в образовательных целях.

В нашей школе изучение информатики в рамках внеурочной деятельности начинается с 1 класса и продолжается в 5-6 классах и реализуется в форме проектной деятельности.  Каждый проект начинается с обсуждения:

  • что я знаю по данному вопросу, как это делают мои родные,
  • что хочу изучить, как бы я это сделал, а давайте попробуем вот так.
  • В конце работы мы обсуждаем, чему я научился, что я теперь умею, где мне это пригодится.

Важно убедить ребят, что компьютер – это средство, которое они могут эффективно использовать в разных сферах деятельности. Научить этому можно лишь тогда, когда ещё в школе к любой поставленной задаче ребёнок относится творчески. Внеурочная проектная деятельность предоставляет больше возможностей для творчества.

Расширяя образовательное пространство за счет внеурочной деятельности, ученик расширяет тематику изучаемого материала, повышает роль самостоятельной работы, реализует лучшие личностные качества, увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности. Учебное знание нельзя механически передать обучающемуся. Оно может быть усвоено только в процессе его деятельности.

Проектная деятельность учащихся ориентирована на социализацию личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

На разных этапах творческого проекта (краткосрочного или долгосрочного) можно использовать облачные технологии, предоставив ученикам ссылки на

- критерии оценивания

- план защиты и т.д.

Вы видите пример облачной таблицы подготовительного этапа, доступ к которой возможен в школе, дома, в дороге со смартфона… Пришло на ум – запиши.

А когда работа сделана, 5-6-классники рефлексируют «Где я? На какой ступени?»: это так просто! Я могу это сделать! А как еще вот это сделать?

Подготовительный этап творческого проекта:

1. Определи проблему и тему творческого проекта;

2. Определи цели и задачи, сформируй обоснование (мотив) выбора именно этой темы творческой работы;

3. Выбери оптимальный вариант решения;

Этап планирования (Конструкторский этап):

1. Собери и обработай необходимую для реализации проекта информацию по литературным и другим источникам;

2. Определи время работы над проектом;

3. Определи способ представления результатов  (текст, диаграммы, презентация, слайд-шоу)

 Заключительный этап творческого проекта:

1. Проведи защиту своего творческого проекта, прими участие в обсуждении;

2. Дай самооценку своей работе и процессу работы над проектом. Поучаствуй в оценке творческого проекта путем коллективного обсуждения.

На каждом этапе необходима педагогическая помощь и поддержка ребенка в индивидуальном развитии, то есть его саморазвитии: консультирование выбора темы и консультации в процессе работы над проектом, составление индивидуального плана работы над проектом, помощь в подготовке защиты творческого проекта. При этом нужно принимать ребенка таким, каков он есть, в его постоянном изменении.

Вовлечение в обучение происходит через распознавание учителем образовательных потребностей и желаний обучающихся,  формирование мотивации.  Для этого надо иметь представление об их увлечениях, быть в курсе того, что их интересует. Педагоги отмечают, что деятельность, увлекающая ребенка, активизирует к жизни все его потенциальные способности. 

Для вовлечения в обучение использую средства современных информационных технологий:

- сетевые проекты

- социально-значимые проекты

- геймификация через сочинение сказок или приключенческих историй, создание презентаций и мультфильмов

Показ творческих работ:

  1. Социально-значимый проект- 2017 – год экологии – презентация Чистый город и Хлам-Таракан, победитель творческого конкурса ШКАП-2017
  2. - Сетевая презентация «Коды и знаки вокруг нас» 5 класс – учителю не сложно создать пустую презентацию с заданием на титульном слайде, а дальше … детское творчество. Нашел подходящую картинку – определи, на какой слайд ее вставить, или создай новый слайд и дай ему заглавие. Тут же дети обсуждали, надо ли изменить заглавие. Очень живо.
  3. 5 класс сторителлинг – сочинение историй на компьютерную тему, работа в группах. Дети друг друга учат исправлять ошибки, писать понятно. Такое творческое время необходимо. Важно, чтобы учитель не подсказывал, а выслушивал и задавал наводящие вопросы.

Сайт учителя как инструмент педагогической поддержки.

Сайт помогает построить собственное систему, помогающую направлять и обогащать информационное пространство  детей 24 часа в сутки. Сайт содержит страницу «К уроку», на которой располагаются ссылки на электронные образовательные ресурсы, необходимые ученику в урочной и внеурочной деятельности.

На сайт учителя выкладываются ссылки на создание коллективной презентации, критерии оценивания презентации творческого проекта, ссылки на примеры «хороших» презентаций, соответствующих возрасту ученика.

Благодаря сайту интеграция урочной и внеурочной деятельности происходит естественно, перетекая из одной формы деятельности в другую.

 

Результаты интеграции основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности:

  • Повышение уровня качества образования
  • Развитие в избранном направлении
  • Здоровьесбережение (работа в оптимальном для организма режиме)
  • Помогает находить общий язык со сверстниками и новое общение с учителем

Личностно-ориентированное образование в форме проектной деятельности с использованием современных средств ИКТ, обеспечивая развитие ребенка в выбранном им самим направлении, желаемое, а не обязательное (в значительной доле) создает ситуацию успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся

психологические характеристики личности, типы мышления учащегося,влияющие на его творческую активность....

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Развитие творческой активности учащихся средствами судомоделирования

Развитие творческой активности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденция...

Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся

В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...

Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся

В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...