Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся
статья по теме

психологические характеристики личности, типы мышления учащегося,влияющие на его творческую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности индивидуального подхода

в формировании творческой активности учащихся

(материалы по статье А.И.Карманчикова (ПДО) и

по собственному опыту работы)

     Наше традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа и является достаточно эффективным в процессе решения типовых задач. Однако в условиях организации деятельности учащихся, направленной на поиск нового способа решения возникающей перед ними задачи поискового, творческого типа, учителю необходимо использовать новые формы работы. В этом случае одна лишь активность воспроизводящего типа и такой арсенал методических средств, как показ, объяснение и контроль, будут неэффективными. Опора на творческую активность учащихся, постановка учебной или практической поисковой задачи, ее совместное с учащимися решение и организация объективной оценки найденного способа действия – таковы основные составляющие педагогических средств в формировании творческой активности.

     В интеллектуальном развитии, как и в физическом, нужен хороший тренер, нужна индивидуальная подготовка. Умственный, интеллектуальный рост ребенка обусловлен сложным взаимодействием многих факторов.

     Методы диагностики индивидуальных особенностей учащихся, предложенные К.В.Павловым(1996г), позволяют определить индивидуальные особенности каждого и выбрать оптимальные формы организации обучения с их учетом. Психологические подходы являются важнейшим компонентом в реализации учебно-воспитательного процесса. Психологические характеристики личности имеют определяющее значение в педагогике, в эффективной реализации процесса обучения. Педагог, опирающийся на рекомендации психологов в диагностике индивидуальных особенностей личности учащегося, может выбрать наиболее оптимальный стиль обучения конкретного учащегося.

     

     Экстраверты активно высказывают свои варианты решения, стремятся к коллективным формам творческой деятельности, интровертированным личностям более свойственно внутреннее анализирование, более естественное стремление к индивидуальным формам работы. Педагог в процессе решения поисковой задачи обязан, учитывая это, сдерживать одних и активно стимулировать других.

     Психолог из Гарварда  Говард  Гарнер в 1983 году в своей книге «Границы разума» предлагает теорию, в которой предполагается существование семи различных и относительно независимых типов интеллекта:

- лингвистический;

- логико-математический;

- пространственный;

- музыкальный;

- телесно-кинестетический;

- межличностный;

- внутриличностный.

   

     Соглашаемся мы с этой теорией или нет, признание множественной природы интеллекта имеет фундаментальное значение.

     По мнению Р.Дж.Штернберга – профессора психологии и образования Йельского университета – отличительной особенностью интеллекта является наличие трех видов мышления:

- творческого,

- практического и

- аналитического.

     Он доказывает, что важнейшей предпосылкой успеха каждого человека в реальной жизни является так называемый «прикладной» (созидательный) интеллект. Рассматриваются три его составные части, выражаемые в трех способностях человека:

- творить (изобретать) нечто новое;

- осуществлять (воплощать) идею;

- анализировать результат, обстановку, ситуацию.

     Успех в жизни определяется практичностью и творческой силой интеллекта. В такой классификации отсутствует эмоциональная составляющая успеха.

     Эдвард де Боно предлагает решать задачу, условно надевая последовательно 6 шляп, т.е. использовать последовательно 6 различных типов мышления.

     Красная шляпа – эмоциональное мышление,

     черная шляпа   – критическое,

     желтая шляпа   – оптимистическое,

     зеленая шляпа  – это творчество,

     синяя шляпа отвечает за управление мышлением,

     а белая – за факты и цифры.

     Де Боно предлагает это делать индивидуально, играть последовательно определенную роль – роль человека с определенным типом мышления, он объясняет, как и когда «примерить» каждый головной убор и научиться думать разными способами. Черная и желтая шляпы могут рассматриваться как составляющие процесса управления мышлением, т.е. синей шляпы.

     Если принять во внимание, что у разных учащихся (психологических типов) преобладает определенный  тип мышления, то и способы развития творческой активности должны быть различными. Развитие должно предусматривать определенную специализацию, совершенствование в той области творческой деятельности, где необходимы те качества личности ученика, которые у него преобладают. Учитывая разделение учащихся К.В.Павловым на 4 группы – SP, SJ, NT, NF, - в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей, мы разделили учащихся на 4 группы, в зависимости от преобладающего типа мышления:

- интуитивного (N),

- логического (T),

- стратегического (S),

- эмоционального (F).

     В пограничных зонах можно рассматривать еще 4 смешанных типа мышления.

Таблица 1  

 

Интуитивно-логический (N)

INTJ 2,4%

INTP 3,08%

Логический (T)

ESTJ  7,71%

ENTJ  2,74%

Логико-стратегический (ST)

ISTJ 5,31%

ISTP 1,54%

Интуитивный (N)

ENTP 2,91%

ENFP 13,36%

5,48%

10,45%

6,85%

Стратегический (S)

ESTP 2,57%

ESFP 10,1%

16,27%

28%(Т)

72%(F)

12,58%

9,59%

23,29%

15,07%

Интуитивно-эмоциональный (NF)

INFP 5,82%

INFJ 3,77%

Эмоциональный (F)

ESFJ 17,47%

ENFJ 5,82%

Эмоционально-стратегический (SF)

ISFP 5,31%

ISFJ 9,76%

SP    

SJ       4 группы учащихся в зависимости от их

NT   индивидуально-психологических особенностей

NF

     Данные в таблице 1 рассчитаны на примере 202 учащихся 3-11 классов.

     Так, для учащихся, у которых преобладает интуитивный тип мышления, основной упор делается на тот класс задач, где необходимо интуитивное предвидение, определение направления поиска решения проблемы. Для этой цели необходимо использовать такие методы, как мозговой штурм, синектика и различные их разновидности. Постепенно сложность решаемых задач должна возрастать, при этом важно предлагать интересные задачи, интересные прежде всего для ученика, решающего эту задачу.

     Периодический обмен мнениями, дискуссионное обсуждение проблем, совместная творческая деятельность показывают взаимную полезность, вызывают интерес к противоположному мнению или утверждению. Каждый психологический тип испытывает подсознательную потребность в общении с иначе мыслящими людьми. Однако постоянное противостояние мнений и различных взглядов на проблему приводит к хроническому конфликтному состоянию, непониманию, снижению творческой активности, разрыву взаимоотношений. Поэтому такие учащиеся должны общаться редко, не сидеть постоянно вместе.

     Судя по Таблице 1, наблюдается явное преобладание среди учащихся школ (72%) личностей с характеристиками этического психотипа, то есть эмоционального типа мышления в чистом виде и с различными «оттенками». Однако учащиеся с логическим компонентом мышления (28%) должны иметь возможность эффектно развивать свои потенциальные характеристики интуитивного, логического и стратегического творческого мышления.

     Одной из задач данного педагогического исследования явилось выявление условий формирования творческой активности учащихся, навыков и умений творческой личности. Выделено  7 этапов формирования творческой активности учащихся в системе дополнительного образования в условиях личностно-ориентированного обучения (Таблица 2).

         

Таблица 2

Формирование этапов творческой активности учащихся

в системе дополнительного образования

 

Наименование этапа

Основные педагогические приемы

1. Выявление осознанных и неосознанных устремлений учащихся. Важно увлечь, не оттолкнуть и заинтересовать, заметить интуитивные, неосознанные устремления учащегося.

Создание информационного поля, позволяющего сделать учащемуся необходимый свободный выбор; осуществление наблюдения за деятельностью учащегося в новом информационном поле (реакция, действия, интерес, тщательность выполнения); проведение собеседования (важно услышать и выявить субъективную составляющую факторов, повлиявших на выбор учащегося.

2. Диагностика индивидуальных особенностей личности ученика. Этап характеризуется необходимостью выявления желаний и возможностей конкретной личности.

Беседа с родителями, преподавателями; индивидуальное собеседование; анализ общения с другими учащимися; объективный анализ поведения и деятельности учащегося, результатов собеседования с ним, выявленных индивидуально-психологических особенностей личности учащегося

3. Создание свободной зоны творчества ученика. Основной задачей на этом этапе является предоставление учащемуся возможности проявить себя, свои творческие способности.

Создание условий, в которых проявляются индивидуальные способности, знания, умения и навыки учащегося; формируется своеобразный инкубационный период для развития творческой активности; создание атмосферы понимания и доброжелательности, без критических замечаний, негативных оценок, излишних ограничений деятельности учащегося.

4. Сотрудничество педагога и ученика в процессе поиска решения. Сотрудничество исключает превосходство одной из сторон.

Понимание, поддержка и совместная деятельность; совместное добывание знаний, использование возможностей, своих и тех, кто рядом; мягкое, ненавязчивое формирование определенной умственной культуры.

5. Целенаправление, или выбор индивидуально-оптимального направления деятельности ученика. Координация понятий хочу, могу и надо.

Формирование объективной и субъективной мотивации к определенному виду деятельности; предоставление полной объективной информации для осуществления свободного выбора учащимися варианта деятельности.

6. Разработка индивидуальной стратегии творчества, обучения и развития.

Формирование индивидуальной программы обучения, развития и стратегии творчества с учетом целей и индивидуальных способностей личности учащегося; обучение приему, к которому ученик внутренне готов; помощь учащемуся в выборе индивидуально-оптимального направления будущей деятельности..

7. Устойчивая мотивация к творчеству формируется и развивается постоянными занятиями и упорными отработками приемов, навыков и умений творчески мыслить.

Развитие любознательности, поощрение высказывания оригинальных идей; решение учебных задач; творческий подход педагога к решению проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

     Эти общие способы стимулирования творческой активности учащихся должны дополняться с учетом индивидуальных особенностей и преобладающего типа мышления учащегося (Таблица 3).

Преобладающий тип мышления

Способы и приемы развития творческой активности

Методы творчества

Интуитивный

Постоянные перемены во всем, каждый день новое; выявлять суть явления, скрытый смысл вещей, смысл обычая или обряда; обращать внимание на иносказания, символы; смысл жизни, духовные ценности; использование воображения.

Мозговой штурм, синектика

Логический

Объективная оценка событий; четкое структурирование; определение достоинств и недостатков; выявление причины и следствия; логические последствия поступков; повышение профессионального мастерства; стремление к последовательности во всем.

Метод Бартини, АРИЗ, морфологический ящик

Стратегический

Внимание к внешнему виду предметов, звукам, запахам; развитие осязания, вкусовых ощущений; точность и актуальность; события, действия, факты, подробности и детали.

Метод контрольных вопросов, ФСА

Эмоциональный

Обращение внимания на нужды окружающих; личные переживания и чувства; сохранение и упрочение дружеских связей; умение выслушивать собеседника; умение высказывать свои мысли и чувства; склонность к задушевным беседам.

Метод фокальных объектов, метод гирлянд и ассоциаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.

Этот материал  поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....

Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....

Индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся при изучении английского языка на начальном этапе

        Сегодня, в век интернета, компьютерных технологий, стремительно развивающегося прогресса появляется все возрастающий интерес к английскому  языку. Английский яз...

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий

Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

Преемственность в формировании творческой активности учащихся

Преемственность в формировании творческой активности учащихсяНовые задачи обучения математике заметно стимулировали педагогический поиск учителей, совершенствующих методы и приемы учебной работы, неук...