Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
методическая разработка по географии по теме

Ликучёва Вера Евгеньевна

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило мне более активно внедрять компьютер в образование. Если раньше общение с компьютером ограничивалось уроками информатики, то новые современные технологии позволяют использовать персональный компьютер в преподавании различных школьных предметов. Развивая познавательный интерес школьников в процессе использования информационно-коммуникативных технологий, я обратилась к инновационной организации уроков географии.

От творчества учителя к творчеству ученика – моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к  предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь  сделать актуальными в своей работе как учителя- предметника. На уроках стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу педагогическая проблема, над которой я работаю : « Совершенствование структуры современного урока, путем внедрения технологии интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии».   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен. Появление мультимедийных систем и комплексных обучающих программ позволило мне более активно внедрять компьютер в образование. Если раньше общение с компьютером ограничивалось уроками информатики, то новые современные технологии позволяют использовать персональный компьютер в преподавании различных школьных предметов. Развивая познавательный интерес школьников в процессе использования информационно-коммуникативных технологий, я обратилась к инновационной организации уроков географии.

Цель:

  • формирование географических знаний, умений и навыков;
  • расширить информационное пространство;
  • создавать условия для повышения качества и доступности образования
  • развитие познавательного интереса, образного мышления

Внедряя новые информационные технологии, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать;
  • применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий;
  • повышение качества знаний.

         От творчества учителя к творчеству ученика – моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к  предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь  сделать актуальными в своей работе как учителя- предметника. На уроках стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу педагогическая проблема, над которой я работаю : « Совершенствование структуры современного урока, путем внедрения технологии интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии».    

В преподавании географии я применяю  несколько направлений использования новых информационных технологий:

1) демонстрация учебных материалов;

2) проверка знаний учащихся;

3) самостоятельная работа школьников;

4) обобщение и систематизация знаний.

Основные направления использования компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании географии.

1. Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов, схем, диаграмм из источников не доступных всем ученикам. На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможно увеличение объектов, переход от одних объектов к другим. Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. Я использую электронный учебник на CD диске. Средства мультимедиа позволяют мне направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, а так же формировать основные знания и умения.

2. Показ географических процессов,о которых должен иметь представление школьник, разнообразны и многочисленны. Можно создавать свои презентации, используя интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками по географии для 6 , 7, 8, 9 класса. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т. д., удачно использованное в структуре урока лучше усваивается учениками. Здесь мне дается уникальная возможность все показать за 1-2 минуты. Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации). Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше, развивается образное мышление, формируются географические представления.

3. На одном экране можно компоновать различную информацию, сопоставляя явления и процессы в наглядной демонстрации. Например, в 6 классе, изучая тему "Реки", - использование человеком вод рек, типы питания рек. Используется прием сопоставления методом наложения. В 9-м классе при изучении вопросов экологии в отраслях экономики накладываются карты районов распространения загрязнения металлургическим, целлюлозно-бумажным комбинатами.

4. Практическая работа.

В мультимедийных учебниках 6,7,8,9 классов заложены практические работы по темам. Они носят тренировочный и контролирующий характер, помогают отрабатывать основные умения и навыки. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. При использовании практической работы я могу работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.

5. При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся.

Это могут быть компьютерные тесты или использование вопросов из электронного учебника по географии, задания с CD "Подготовка к Единому экзамену по географии". Дети  подошли к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им предлагают тестовую работу. Мне необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Я могу подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Честно говоря, я не очень серьёзно отношусь к этим тестам, т.к. охватывается не большой объём материала, дается небольшое количество вопросов, но для тренировки использовать можно.

6. Для развития знаний, умений,  интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 8 классе по теме "Природа Дальнего Востока", в 9-м классе – "Города России".

Я считаю, что ИКТ в моей работе дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, формируют познавательный интерес к предмету и к развитию знаний, умений и навыков. Внедрение  современных технологий позволило мне добиться 100% уровня обученности во всех классах, повысить качество обучения , получить позитивные результаты на государственных и переводных экзаменах.

Результативность профессиональной деятельности

Учебные достижения обучающихся

Динамика качества знаний учащихся по годам

      Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся за последние 3 года в сравнении по классам. Качество знаний по предмету за последний год составляет 68%.

Успеваемость учащихся на протяжении трёх последних лет 100%

 

Анализ итоговой  аттестации учащихся  по географии

Годы

Сдавали экзамен

Качество знаний

2006-2007

5

56,4 %

2007-2008

10

56,6%

 2008-2009

8

62,5%

Ежегодно выпускники  школы предпочитают сдавать экзамены по географии. Показатели, представленные в таблице «Анализ итоговой аттестации»,    свидетельствуют о глубине понимания программного материала, об усвоении основных компонентов содержания на базовом уровне, о формировании умений и навыков, о значительном объеме познавательной информации, результативности творческой деятельности учащихся. Процент качества знаний выпускников колеблется от  56,4%  до 62,5 %.

      Учащиеся результативно участвуют в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.  

      Динамику результатов учащихся в олимпиадах   по географии   можно представить в виде диаграмм. Диаграммы строились из соотношения общего количества участников олимпиады к количеству участников от школы.  

Участие учащихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального  уровней.

Годы

Общее количество участников

муниципального

уровня

Количество

участников от школы

на олимпиаде муниципального уровня

2005-2006

16

1 (6,2% - 1 место)

2006-2007

18

1 (6,7 % -3 место)

2007-2008

13

1(7,6% -2 место)

Социальный опрос  учащихся позволяет сделать вывод о том, что интерес к предмету у детей вырос за последние три года.

Применение на уроках ИКТ в сочетании с другими педагогическими технологиями позволяет мне выходить за рамки своего предмета, а ученику: ориентироваться на достижение успеха, проявлять инициативу, формировать и развивать знания и умения.

Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование интерактивной технологии открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. К настоящему моменту мною создано более 100 уроков-презентаций, где используются иллюстрации, таблицы, статистические данные, схемы, картосхемы, линии движения, интерактивные карты и т.д. Кроме того, интерактивная доска и проектор позволяет эффективно применить  разнообразные способы тестирования, географические диктанты на усвоение номенклатуры и понятий.

Я считаю, что представление о современных технологиях в обучении  нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся мою методическую систему работы, создание особой увлекательной среды учебного познания и развития умений и навыков.

Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, я использую новые технологии, приемлемые для сельской школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» "

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» " был представлен на августовском совещании в 2016...

Интерактивная игровая технология как эффективное средство формирования познавательных УДД учащихся на уроках технологии

Внимание многих педагогов-исследователей, в последнее время, обращено на изучение возможностей использования Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе. Разумеется, усвоения основного пр...