Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.
статья по географии на тему

На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), презентации свои, заимствованные у других учителей, презентации подготовленные обучающимися. А также использую электронные курсы по географии, размещённые на сайте i-школы. Но более подробно мне хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности по географии.

Второй год я с детьми принимаю активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОБОУ МСКОШИ

Тема педсовета: «Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся». 2013 г.

Учитель географии высшей категории– Гапенкова Л.П.

Тема выступления: Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии»

Слайд №1.  Вступление

   Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность.

   Компьютер оказывает огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности по географии. Вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы.

Слайд №2. Что такое Цифровые образовательные ресурсы?

   Прежде всего это объекты, предназначенные для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Но есть и более широкое понятие  это фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Существует много классификаций ЦОРов. Вот например:

   

Слайд №3. На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР,  размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), презентации свои, заимствованные у других учителей, презентации подготовленные обучающимися. А также использую электронные курсы по географии, размещённые на сайте i-школы. Но более подробно мне хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности по географии. Второй год я с детьми принимаю активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.

 

Слайд №4. Что такое ГлобалЛаб?

«ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Созданные на ее основе учебные материалы представляет собой одну из первых в мировой практике широкомасштабную попытку внедрения в школьное естественнонаучное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках.

 

Слайд №5.  ГлобалЛаб представляет собой:

1. Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками.

2. Интернет-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме.

3. Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы в проекте на форуме сайта проекта.

4. Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала.

 

Слайд №6.   Место ГлобалЛаб в образовательном процессе:

   В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов биологии и физической географии.  Для подготовки к проведению исследования нам предлагаются мультимедийные уроки, предназначенные как для освоения базовых понятий и технических навыков из числа тех, что обычно обсуждаются в действующих учебниках, так и для знакомства с проблематикой исследования в связи с задачами охраны природы.

   В ходе выполнения предлагаемых в проекте исследований школьники знакомятся с тем, как проводятся научные исследования, овладевают научной терминологией и научным подходом, учатся работать в группе, активно используют новые технологии, на собственном опыте убеждаются в важности использования единых стандартов и единого протокола в ходе проведения исследований.

Благодаря своей структуре и функциональности, ГлобалЛаб в полной мере отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта и наполняя формы, очерченные ФГОС, практическим содержанием.

Слайд №7 «Команда Землеведы 2012»

Познакомлю Вас с работой нашей команды.

Выйти на сайт. Показать и рассказать.

Слайд №8, 9,10, 11. Используем цифровую лабораторию «Архимед»

Слайд №12. Показать видео. Работа с датчиками.

«ГлобалЛаб» выполняет несколько функций. С одной стороны, это виртуальная лаборатория, в которой ученики получают навыки экспериментальной работы, приближающей их к «большой» науке.

 Однако виртуальность совсем не означает отмену реальной работы «на земле». Главный учебный компонент «ГлобалЛаб» - это опытный участок, часть малой родины, реальный кусок земли, который дети сами выбрали для углубленного анализа. Мы выходим  на опытный участок с блокнотами,  ручками и с реальными инструментами, будь-то обычный термометр, или барометр, или более сложные приборы, такие как цифровые датчики.

Слайд №13. Где и когда можно использовать  ГлобалЛаб?

   В школе проект может использоваться как дополнительный цифровой (мультимедийный) ресурс естественно-научных курсов, а также как вспомогательный материал для проведения отдельных тем или уроков. Работу по проекту можно проводить на факультативе.

    Помимо мультимедийной поддержки , ГлобалЛаб формирует в школе качественно новую ИКТ-среду поддержки исследовательского взаимодействия обучающихся; все участники проекта получают доступ к цифровым онлайновым инструментам, необходимым для реализации совместных исследовательских проектов.

   Принципиальной особенностью проектов, выполняемых в ГлобалЛаб, служит их совместный характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путем создания ситуаций, в которых для формирования коллективного экспериментального знания используются данные,

полученные всеми членами сообщества. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми, формирует познавательную активность.  Знакомясь с работами других команд, все участники ГлобалЛаб ощущают себя частью исследовательского сообщества

школьников.

Слайд №14.  Вывод. Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс?

  1. Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия.
  2. Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
  3. Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
  4. Усиливает наглядность
  5. Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
  6. Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
  7. Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
  1. Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Слайд №15, 16, 17 – результаты работы за 2 года

При подготовки выступления, использовались следующие источники:

http://www.coolreferat.com

Статья. Глобальная школьная лаборатория. Автор: Ковалевская Елена Владимировна, директор по развитию проекта ГлобалЛаб в России, к.ф.н

ЦОР

Ресурсы, размещённые в Интернет

Ресурсы, размещённые на оптических  носителях

Электронное учебное издание

Комбинированные продукты

Сеть /диск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОБОУ МСКОШИ Учитель географии – Гапенкова Людмила Петровна с. Минькино 2013 г Тема педсовета: «Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся» Тема выступления: Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Слайд 2

Что такое Цифровые образовательные ресурсы? ЦОР Ресурсы, размещённые в Интернет Ресурсы, размещённые на оптических носителях Электронное учебное издание Комбинированные продукты сеть /диск

Слайд 3

Что такое ГлобалЛаб? «ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин.

Слайд 4

ГлобалЛаб представляет собой: 1. Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками 2. Интернет-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме 3. Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы в проекте на форуме сайта проекта 4. Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала .

Слайд 5

Место ГлобалЛаб в образовательном процессе В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов естествознания, биологии и физической географии.

Слайд 6

http://www.globallab.ru/index/ru.htm Команда «Землеведы 2012»

Слайд 7

Цифровая лаборатория Архимед – программно-аппаратный комплекс для проведения широкого спектра исследований, демонстраций и лабораторных работ по физике, биологии и химии на базе персонального компьютера и датчиков, которые могут быть подключены к созданной преподавателем или учащимися натурной экспериментальной установке.

Слайд 8

Исследование почвы

Слайд 9

Измерение рН снега

Слайд 10

Где и когда можно использовать ГлобалЛаб? В школе проект может использоваться как дополнительный цифровой (мультимедийный) ресурс естественно-научных курсов, а также как вспомогательный материал для проведения отдельных тем или уроков. Работу по проекту можно проводить на факультативе и на уроках .

Слайд 11

Вывод: Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс. 1. Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия. 2. Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и обучающимся. 3. Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация). 4. Усиливает наглядность. 5. Вместо старых таблиц - «культурное» изображение. 6. Показ объектов, которые другим способом показать нельзя. 7. Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети. 8. Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

Разноуровневые задачи как средство формирование познавательной активности обучающихся в курсе информатики

Данный проект «Разноуровневые задачи как средство формирования познавательной активности обучающихся в курсе информатики» носит практико-ориентированный характер, так как он  отличает...

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс

         Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способно...

Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа

Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий...