Использование инновационных образовательных технологий на уроках биологии
статья по биологии (11 класс)

Луценко Елена Ивановна

Внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя биологии

МБОУСОШ№10 г.Ессентуки

Луценко Елены Ивановны

Технологии и методики успешного преподавания предметов.

Использование инновационных образовательных технологий на уроках биологии.

Задачи современной школы - воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

     В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентноспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности.В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Особенно в свете того, что XXI век мировое сообщество определило веком биологии и экологии. Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.

Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.

В своей педагогической практике я использую разные группы эффективных современных образовательных технологий.

Структурно-логические технологии.

Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах “от простого к сложному”, “от теоретического к практическому”.

В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия “Уровни организации жизни”. Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.

Информационно-коммуникационные технологии.

  В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Информационные технологии становятся базой современного образования.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.

      Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

     Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира

     При изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств.       Использую на уроках, во внеурочной деятельности, а также при подготовке к занятиям, факультативу по предмету следующие интернет – ресурсы:

1. Готовые электронные ресурсы, которые помогут интенсифицировать деятельность учителя и ученика, в том числе и мультимедийные пособия;

2. Электронные учебные пособия и учебная литература;

3. Интерактивная доска и АРМ учителя;

4. Ресурсы сети интернет, учебные сайты для обучения и сдачи готовых работ.

Ресурсы интернета, которые с большим успехом используются в работе:

1. en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал. Портал является составной частью федерального портала "Российское образование".

2. www.ebio.ru/index.html Биология. Электронный учебник. Разделы учебника: ботаника, зоология, человек, общая биология, экология.

3.http://sbio.info  "Вся биология" - это научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Основная идея портала заключается в создании большого информационного ресурса, главная цель которого: предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя.

4. http://www.teosofia.ru/biologos/ Электронная экологическая библиотека, содержащая тексты книг и периодических изданий.

5. www.aseko.ru/

6. www.informika.ru/text/database/biology/ Биология. Обучающая энциклопедия. Сайт содержит учебный курс по общей биологии, тесты, демо-версии обучающих программ, а также ссылки на многочисленные ресурсы Интернет, посвященные биологии и образованию.

7. obi.img.ras.ru/ База знаний по биологии человека ИМГ РАН. Разделы базы данных: физиология, клеточная биология, генетика, биохимия, иммунология, патология. Ресурс рассчитан на различных пользователей от исследователя до школьника.

 В работе педагога также используются следующие интернет – ресурсы: «РЭШ», «Я – класс», учебные видео – вебинары по предмету в социальных сетях.

Многие биологические понятия и процессы отличаются определенной сложностью. Учащиеся с образным мышлением с трудом усваивают абстрактные обобщения и без образной информации не совсем способны понять сущность явлений. Применение интерактивных моделей позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину мира. На уроках биологии 10-11 классов применимы графические наглядные пособия, как индивидуального характера, так и при фронтальной работе. Среди инновационных образовательных технологий, при внедрении которых используются цифровые ресурсы: скрайбинг, составление майнд-карт. Скрайбинг — новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Сущность скрайбинга в отображении сложного значения терминов, биологических явлений путем изображения простых символов, схем, иллюстраций. Его основная задача в доступном представлении информации по теме. Возможности применения технологии универсальны: визуализация способствует эффективному усвоению информации по большинству учебных предметов

Тренинговые технологии.

В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Кроме того, в школьном курсе биологии предусмотрено освоение ряда навыков практической предметной деятельности.

Проектные технологии.

Современное образовательное пространство немыслимо без интеграции проектных технологий и образовательного процесса. Проектная деятельность в работе учителя условно делится на проекты в рамках предметной учебной деятельности и общеобразовательные проекты, реализуемые во внеурочное время.

Игровые технологии.

Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.

Диалоговые технологии.

Диалоговые технологии в лицее связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников. Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах, вступают в профильные сообщества. В моей практике наиболее ощутимый эффект роста мотивации к изучению предмета у учащихся наблюдается после неформальной встречи школьников с успешным профессионалом, добившимся успеха в области, смежной биологическому образованию.

Технология критическое мышление.

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у обучающегося знаниями, выработка умения решений что применимо в конкретной ситуации, а что нет. Критическое мышление – начало логического мышления и творчества.

Технология применима на всех этапах уроков биологии в старших классах.

1. Актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного и практического блока – стадия вызова; приемы работы могут быть следующими: опрос по цепочке, программированный опрос, биологический или графический диктант, тестирование, фронтальный опрос, работа с индивидуальными картами, верные или неверные утверждения, рассказ - предположение и т.д.

2. Стадия осмысления практического и теоретического материала – фронтальная, групповая или индивидуальная работа. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, проведи исследование, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д.

3. Стадия рефлексии- основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозговой штурм, корзина идей, составления эссе, реализации ролевых проектов, работа с таблицами и схемами, установление и построение причинно- следственных связей и логических цепочек и др.

 Технология проблемного (развивающего) обучения

  Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим. Данную технологию использовал Сократ в дискуссиях со своими собеседниками. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, чтобы у учащихся была возможность искать пути решения поставленных вопросов.

Здоровьесберегающие технологии.             

  Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Особенно важен на уроках

психологический климат.

Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Основой моих приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность.

   Смена видов деятельности – достижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников, поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности. Порой на уроке бывает 5-7 разнообразных видов деятельности!

   Используемые мною технологии относятся к личностно-ориентированным. Они обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

   Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. У многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их учебный день, особенно в старших классах, порой превышает рабочий день взрослого человека. Это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием «школьных факторов». Необходимо учитывать также неблагоприятные социально-экономические условия жизни семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, нарушения состояния здоровья.

   Технологии дифференцированного обучения.

В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети с различными заболеваниями , которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

   Поэтому я использую в учебно-воспитательном процессе дифференцированного обучения, которое позволяет отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний по теме. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если  эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.

   Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.

Технология проектного обучения.

 Данная технология широко мной используется при выполнении с учениками коллективных творческих заданий.  

 Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

     В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.  

    Проектная деятельность, применяемая на уроках биологии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает  умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Результаты работы по программе представляются в виде анализа работы учителя по программе, методических разработок, проведение открытых уроков, участие в семинарах разного уровня, распространение опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет

 Технология решения изобретательских задач.

Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна.

Изобретательские задачи – это задачи, в которых необходимо найти нестандартный путь или алгоритм решения.

На начальном этапе обсуждаются коллективно изобретательские задачи и решаются по плану: 1. Постановка проблемного вопроса; 2. Знакомство с условием задачи; 3. Подбор способов решения задачи и алгоритма решения; 4. Рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.) 5. Проверка правильности решения и формулировка ответа задачи.

На втором этапе, после усвоения алгоритмов решения изобретательских задач, учащимся предлагаются задачи, в которых применяются известные им алгоритмы, но с новыми условиями в задачах.

На третьем этапе решения задач учащиеся выполняют самостоятельно таковые задачи и решают, не нуждаясь в подсказках учителя. Возможны и другие алгоритмы решения, которые дети найдут самостоятельно.

Решение изобретательских задач позволит учащимся эффективно социализироваться в обществе, развить логическое мышление и находить нестандартные способы решения стандартных задач и ситуаций.

Технология уровневой дифференциации

Технология уровневой дифференциации позволяет оценить уровень знаний, согласно усвоенным знаниям и уровню подготовки каждого ученика. Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся, согласно его субъектному опыту.

Цель разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, каждому ученику создавать условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.

Основные задачи уровневой дифференциации:

определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;

подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;

определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;

создание условий в процессе обучения для развития личности каждого учащегося.

Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы биологических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Т.е это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по – разному и воспроизводят их

Вывод

  Владение информационными технологиями – одна из компетенций учителя биологии. Совершенствуются и технические информационные средства. В своей педагогической работе нужно постоянно использовать информационные средства, для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету.

  Ограничений в применении современных образовательных технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам.  Современные образовательные технологии, интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные  современные образовательные технологии, применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся и не только в предметной области географии, а также и по другим предметам.

В результате использования мной современных образовательных технологий на уроках повышается качество обучения, развиваются потенциальные способности учащихся, формируются ключевые компетентности учащихся.

 

Список литературы

  1. Акутина С. П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании // URL: https://moluch.ru/archive/92/20175/ (дата обращения: 09.03.2022).
  2. Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии: учебное пособие // М.: Издательство Юрайт. 2018. 274 с.
  3. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии // Учебник для студентов пед. ин-тов по биологии. М.: Просвещение. 1983. 384 с.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. // Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России. 1998. 640 с.
  5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных образовательных технологий на уроках ОБЖ

Приведен сценарий урока в 6-ом классе, разработанный на примерах уроков по ознакомлению шестиклассников с методикой проектирования предстоящей деятельности при попадании в экстремальную ситуацию. ...

Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....

Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка...

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...