Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Способствовать формированию правовой культуры, собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей.
  2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  4. Закрепление правовых знаний у подростков.
  5. Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям. Игра состоит из 5 станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист» (Приложение 1). Побеждает та команда, которая наберет в сумме большее количество баллов.

Оборудование: бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы. 

В классе парты расставлены на 3 сектора (по 6 человек). На столах стоят карточки со смайликами  (0334 и 0277 0175). При входе в зал ребята берут из коробочки жетоны соответствующего смайлика и садятся за столы.

Ход игры:

Ведущий:  Добрый день, уважаемые присутствующие. Для того, чтобы определить тему сегодняшнего мероприятия, предлагаю посмотреть  видеоролик.

(Просмотр видеоролика о правах).

(Ответ детей о теме мероприятия).

Ведущий:  А у вас есть права? Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобрести  знания о своих правах, и выясним, как вы разбираетесь в законах рядом, с которыми мы живем.

Станция 1  «Теоретическая»

Эта станция приготовила  3 вопроса:

  1. Что такое право?   

Ведущий:   У детей с  самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

  1. Давайте с вами вспомним,  в каких юридических документах закреплены права ребенка?

Ведущий:   Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и даже ответственность, о которых он не должен забывать и должен соблюдать, иначе это его может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

3.Что такое обязанности?  Есть у вас обязанности в семье? Какие?

  • Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
  • Где могут быть записаны обязанности учеников?

 (Ответы  детей; слайды с наименованиями прав ребенка)

Станция 2 «Пойми меня» (слайд)

Ведущий: Я попрошу сейчас выбрать из команды по 1 представителю для участия в следующем задании.  Вы выбираете любую карточку, но команде ее показывать нельзя. Вам нужно объяснить своей команде правовые термины, не используя жестов и рисунков, но, не называя словами это право. Один игрок из команды объясняет термин. Команда должна правильно назвать право.

Например: (право на владение личным имуществом). Это право имеют не только дети, но  и взрослые. Если взять без разрешения чужую вещь то, какое право будет нарушено.

 (Тайна переписки, Получение медицинской помощи, Право на отдых, Право на имя, Право на получение бесплатного образования, Право на неприкосновенность жилища).

Ведущий: Замечательно! Пора отправляться дальше на следующую станцию.

Станция 3 «Словесная» (из предложенного слова составить как можно больше других слов)

  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ведущий: Пока команды работают,  мы предлагаем конкурс «Ребусы» для зрителей.

Станция 4 «Сказочный юрист» (просмотр видеороликов).

Ведущий:  Определите, какое право нарушено.

Ведущий:   Молодцы!  Отправляемся дальше на следующую станцию.

(Ребенок читает  стихотворение).

   

           Если б я был президентом,

           Мной гордилась бы страна.

           Я б построил для детей

           Много парков, площадей.

           Молодым бы дал дорогу,

           Дал работу и жилье.

           И, конечно, много денег,

           Чтоб все жили хорошо!

           Пенсии бы я прибавил,

           Чтобы бабушки легко

           Покупали хлеб, печенье,

           Мясо, фрукты, молоко.

           Я б старался ежедневно

           Что- то сделать для людей,

            И тогда они, возможно,

            В сытости и чистоте,

            Стали думать о стране!

Станция 5. Домашнее задание  « ПИШЕМ ЗАКОН»

Ведущий:  вам было задано домашнее задание: составить проект  закона «О запрете  грубых и оскорбительных выражений, используемых детьми в адрес взрослых».

         Станция 6 «Разгадываем Кроссворд» (решение кроссворда)

Ведущий:  А пока юные знатоки права трудятся над разгадыванием кроссворда, мы предлагаем закрепить свои знания о правах зрителям.

КОНКУРС для  зрителей. ТЕСТ

  1. Отметьте особенности уголовного наказания несовершеннолетних в РФ:
    А.  недопустимость смертной казни;

Б. недопустимость исправительных работ;

В. недопустимость лишения свободы на срок более 10 лет.

2. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение:
      А. только в семье;

      Б. среди своих друзей;

      В. во всех сферах жизни и деятельности.

3. Дети должны содержаться под стражей в случае совершения правонарушения:
     А. вместе со взрослыми;
    Б. отдельно от взрослых;

     В. это не имеет существенного значения.

4. В чем  выражается эксплуатация детского труда:
    А. в том, что детям не дают кока-колу на обед;

    Б. в том, что детей заставляют работать как взрослых, а платят меньше;

    В. в том, что детям не выдают зарплату.

5. О чем нужно помнить детям, если они сталкиваются с попытками их эксплуатировать:
    А. в том, что есть правительство, которое их защитит;

    Б. о том что существует трудовое законодательство;

    В. о том, что мама всегда поможет.

6. Свобода человека – это:
    А. возможность делать что-то «от сих до сих», не запрещенное законом;

    Б. возможность делать абсолютно все;

    В. отсутствие каких-либо ограничений.

Станция 7 «Юридическая консультация»

Ведущий:   В начале игры, мы говорили о том, что наряду с правами есть и обязанности, которые требуют от нас определенной ответственности перед законом и окружающими вас людьми. Вы знаете, ребята, очень часто, незаметно, детская шалость может стать ступенькой к серьезным правонарушения.

 - Так давайте же мы с вами задумаемся над возможными последствиями тех или иных поступков и научимся себя правильно вести в различных жизненных ситуациях.

(просмотр видеоролика и анализ поведения героев).

Ведущий:   Высказывая свое мнение о важном для вас праве, вы реализуете свое право на свободу слова. 

Примерная памятка  «Как предупредить правонарушения»

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы вели себя по отношению к тебе.
  2. Организуй  своё  свободное время  (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
  3. Не общайся с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему).
  4. Помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.
  5. Учись управлять своими эмоциями.
  6. Если что-то произошло,  обязательно расскажи об этом взрослым.

(Общее обсуждение памятки).

(Ученик читает стихотворение)

Нельзя делить людей на белых, чёрных,

Убогих, нищих, босоногих,

У всех нас – равные права,

Для всех нас крутится Земля.

Мы за судьбу свою в ответе,

И радуемся, словно дети,

Когда дела легко идут,

А в доме радость и уют.

Пусть соблюдаются права,

Нам присужденные законом,

Чтоб было равенство знакомо

Для каждого и навсегда!

Ведущий:  Мы благодарим игроков и всех присутствующих за участие в игре. Вы показали свои  неплохие правовые знания. Мне  бы хотелось, чтобы наш сегодняшний разговор заставил вас задуматься, и вы выросли людьми, которые не только знают свои права, но и не нарушают чужие. Чтобы вы всегда помнили: нет чужих прав – они общие.

: -

Обратная связь: Продолжите предложенную фразу:

 - «Сегодня я узнал, что...»

 - «Я  буду вести себя …»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» ПРАВОВАЯ ИГРА «Я ЗАЩИЩАЮ СВОИ ПРАВА»

Слайд 3

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

Слайд 4

У детей с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка . Она была принята 20 ноября 1989 года . Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Слайд 5

Источники: Декларация прав ребёнка Конвенция о правах ребёнка Конституция РФ Трудовой кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Устав школы

Слайд 7

Обязанность круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения . (Толковый словарь С. И. Ожегова). Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Слайд 8

Правило игры : Вам нужно объяснить своей команде правовые термины, не используя жестов и рисунков, но, не называя словами это право. Один игрок из команды объясняет термин. Команда должна правильно назвать право. Станция «Пойми меня

Слайд 9

Правило игры : (из предложенного слова составить как можно больше других слов) ПРАВОНАРУШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Станция «Словесная»

Слайд 10

КОНКУРС «ПРАВОВЫЕ РЕБУСЫ» (

Слайд 11

Правило игры : (из предложенного слова составить как можно больше других слов) ПРАВОНАРУШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Станция «Словесная»

Слайд 13

Проект закона «О запрете грубых и оскорбительных выражений, используемых детьми в адрес взрослых». Станция Домашнее задание. «Пишем закон»

Слайд 14

Проект ЗАКОН О Запрете грубых и оскорбительных выражений, используемых детьми в адрес взрослых Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий закон регулирует отдельные правовые отношения детей и взрослых, возникающие в сфере общественного (общешкольного) правопорядка, в связи с грубыми и оскорбительными выражениями, используемые детьми в адрес взрослых .

Слайд 15

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: Оскорбле́ние — это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено в виде высказывания (словесно, письменно) или в виде действия ( плевок , неприличный жест ), а также публично или в отсутствие объекта оскорбления. Во многих странах оскорбление считается преступлением . Оскорбление заключается в негативной оценке личности либо внешности человека, его качествам, поведению, причём в грубой форме. С 8 декабря 2012 года в России оскорбление является административным правонарушением (ст. 5.61 Коап РФ).

Слайд 16

Статья 3 . Основные принципы бесконфликтного взаимопонимания между взрослыми и детьми : 1) равенство прав всех участников независимо от их возраста; 2) гласности и общедоступности информации о нарушении правопорядка со стороны детей в отношении взрослых; 3) готовности взрослых к участию в профилактике поведения обучающихся.

Слайд 17

Статья 4. Права участников конфликтных правоотношений Взрослые, состоящие на педагогических должностях, имеют право на: 1) защиту чести, достоинства и деловой репутации при исполнении ими обязанностей; 2) взрослый, в отношении которого были высказаны грубость и оскорбление, имеет право на возмещение вреда его деловой репутации в административном порядке; 3) информировать администрацию общеобразовательного учреждения о правонарушении; 4) на публичное извинение от нарушителя правопорядка 5) на привлечение правонарушителя к обязательным работам; 6) на приглашение родителей правонарушителя на беседу в присутствии администрации школы.

Слайд 18

Статья 5. Обязанности работников Н а работников (взрослых) уставом общеобразовательного учреждения должны быть возложены следующие обязанности : 1) обладать необходимыми психологическими знаниями в разрешении конфликтных ситуаций; 2) во время конфликтной ситуации не оскорблять и не унижать ребенка-правонарушителя.

Слайд 19

Статья 6. Обязанности детей-правонарушителей На детей (обучающихся) уставом общеобразовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка возложены следующие обязанности : соблюдать общепринятые этические нормы; недопустимо в отношении взрослых высказываться в грубой и оскорбительной форме; недопустимо применение физической силы по отношению к взрослым; Несоблюдение положений Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в интернате приравнивается к нарушению обязанностей, за которое к ребенку может быть применено дисциплинарное наказание.

Слайд 20

Отметьте особенности уголовного наказания несовершеннолетних в РФ : А. недопустимость смертной казни; Б. недопустимость исправительных работ; В. недопустимость лишения свободы на срок более 10 лет. 2 . Где дети имеют право свободно выражать свое мнение: А. только в семье; Б. среди своих друзей; В. во всех сферах жизни и деятельности. 3. В чем выражается эксплуатация детского труда: А. в том, что детям не дают кока-колу на обед; Б. в том, что детей заставляют работать как взрослых, а платят меньше; В. в том, что детям не выдают зарплату. 4. О чем нужно помнить детям, если они сталкиваются с попытками их эксплуатировать: А. в том, что есть правительство, которое их защитит; Б. о том что существует трудовое законодательство; В. о том, что мама всегда поможет. 5. Свобода человека – это: А. возможность делать что-то «от сих до сих», не запрещенное законом; Б. возможность делать абсолютно все; В. отсутствие каких-либо ограничений.

Слайд 21

кроссворд По горизонтали 1 . По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…….деятельностью. 3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? 4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. По вертикали 1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

Слайд 22

кроссворд

Слайд 23

«Как предупредить правонарушения» Веди себя так, как хочешь, чтобы вели себя по отношению к тебе. Организуй своё свободное время (посещение кружков, секций, занятие любимым делом). Не общайся с сомнительными компаниями. Помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом. Учись управлять своими эмоциями. Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.

Слайд 24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова» ПРАВОВАЯ ИГРА «Я ЗАЩИЩАЮ СВОИ ПРАВА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"

Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...

Правовая игра с использованием ИКТ "Права нужны, а обязанности важны"( для обучающихся 7 класса)

Разработка классного часа для Декады правового воспитания школьников. Рекомендовано для учителей основной школы....

Правовая игра "Законы, которые нас защищают".

Игра разработана для учащихся 9-11 классов. Может быь использована  как внеклассное мероприятие на Неделе правовых знаний....

Презентация правовой игры Ваши права 9-11 класс

Презентация правовой игры Ваши права 9-11 класс...

Конспект правовой игры "Страна Правопорядка"

Мы часто слышим такие понятия, как «имею право», «правовое государство».  Но всегда ли мы можем воспользоваться своим правом?  Учим ли мы этому  своих воспитанни...

Интеллектуально-правовая игра «Законы которые нас защищают»

Цель: воспитание правовой культуры.Задачи: 1 актуализация и углубление знаний по правам человека;2. формированме умение использовать правовые знания в повседневной жизни...