Правовая игра "Законы, которые нас защищают".
методическая разработка по праву (11 класс) на тему

Генкина Татьяна Борисовна

Игра разработана для учащихся 9-11 классов. Может быь использована  как внеклассное мероприятие на Неделе правовых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_kotorye_nas_zashchishchayut_645.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Законы, которые нас защищают.

Цель: воспитание правовой культуры.

Задачи: 1. актуализация и углубление знаний по правам человека;

2. формировать умение использовать правовые знания в повседневной жизни;

В игре принимают участие команды 9-10 классов (по 8 человек в каждой команде)

Ход игры.

1.Блиц-опрос. (1 балл за верный ответ)

1 команда.

1 Международный правовой документ, принятый ООН 10 декабря 1948 года.

( Всеобщая декларация прав человека)

 2.Правовая связь человека с государством. (гражданство)

3.Прибор сотрудников ГИБДД  для определения скорости автомашины? (Радар)

4. Акт о нарушении общественного порядка. Документ с записью допроса.(Протокол )

5.Лишение свободы  человека, мера пересечения? (Арест.)

6. Лицо, присутствующее при обыске.(Понятой.)

7.Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

8. Самое распространённое административное наказание. (Штраф.)

9.Юрист, защищающий чьи-либо  интересы? (Адвокат.)

10. Государство, в котором высшей ценностью являются права человека, называется … (правовое).
11. Совокупность общеобязательных правил поведения…(право).


2 команда.

1.Международный правовой документ , принятый 20 ноября 1989 года.( Конвенция о правах ребёнка)

2. Традиционно установившийся порядок поведения… (обычай).

3. Мера положительного или отрицательного воздействия… (санкция).

4. Лицо, совершившее преступление повторно и имеющее судимость… (рецидивист).
5. Юридический документ, оговаривающий условия владения, распоряжения имуществом семьи… (брачный договор).
6. Организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая по долгам в пределах стоимости этого имущества…(юридическое лицо).
7. Возраст  наступления полной дееспособности (18 лет)
8. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации.   (Декларация)
9. В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)
10.
Какой День является Днем Конституции?  12 декабря.
11.Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм

3 команда.

1. Способность нести ответственность … (деликтоспособность).

 2.Нормативно - правовой акт государства, принятый в особом порядке … (закон).
3. Возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности. (правоспособность)

4. Профессиональный советник по правовым вопросам, осуществляет защиту прав в суде(адвокат)
5. Тайное хищение чужого имущества (кража)
6. Возраст наступления административной ответственности (16 лет)
7. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.  (Эмансипация)
8.
 С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? ( с 14 лет)
9. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. (Ответ: Референдум.)
10. Совокупность нравственных норм…(мораль).
11. Главный источник власти в Российской Федерации… (народ).

2. Лото понятий. (2 балла за каждое понятие в зависимости от полноты ответа)

Объясните смысл.

1 команда

Презумпция невиновности - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное».
   
Умысел  - В уголовном праве умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий

2 команда

Инкриминирование- предъявить  кому-нибудь обвинение в чём-нибудь

Аффект- сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции (ярость, ужас,  гнев и др.), во время которой сознание и способность мыслить сужаются.

3 команда

Рецидив  -  совершение лицом нового преступления после осуждения за предыдущее деяние в случае, если судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке  

Апатрид -(лицо без гражданства)

3. В поисках истины. Исправьте ошибки.
(по 1 баллу за каждую ошибку, всего 2 б)

1 команда.

Права и обязанности. Исправьте ошибки:

Права

Обязанности

  • Платить налоги
  • Быть свободным
  • Избирать Президента
  •  Защищать Родину

  • Получать среднее полное образование
  • Охранять природу
  • Трудиться

       Соблюдать законы


2 команда

Проступок или преступление.

Проступок

Преступление

  • Оставление в опасности
  • Нецензурная брань
  • Вымогательство
  • Превышение скорости
    движения

  • Убийство
  • Распитие спиртных напитков в общественных местах
  • Хулиганство
  • Похищение человека

3 команда
Расставьте источники права по значимости: Федеральные законы, Указы Президента, Конституция , Постановления правительства, Правовые акты органов местного самоуправления.
Ответ: Конституция ,Федеральные законы, Указы Президента,  Постановления правительства, Правовые акты органов местного самоуправления.


4. Экскурс в историю (по 2 б за каждый вопрос без использования подсказки,
по 1 б. с использованием  подсказки)

1 команда

Спартанцы по достижении двадцати лет сдавали экзамен на аттестат зрелости по единственному предмету. Какому?

     1) Порка. Требовалось не кричать.

     2) Владение кинжалом, до первой крови

     3) Умение драться до победы со сверстниками

     4)  Умение бегло читать

2 команда

В Древнем Риме власть отца в семье была неограниченной. Он мог отказаться от ребенка из-за неблагоприятного предсказания, утопить из-за плохой внешности. Взрослый сын не выходил из-под власти отца до самой его смерти. Даже состояние взрослого сына принадлежало отцу. Однако отец склонялся перед сыном, как только тот... В каком случае?

   1) Женился

   2) Приносил внука    

   3) Выигрывал состояние в карты

   4) Приступал к государственной должности

3 команда

Генри Торо, в будущем известный американский философ-гуманист, после окончания Гарвардского университета стал работать учителем в школе. Однако через две недели директор выгнал его за то, что за это время  Торо не разу не ... Чего он не делал как учитель?

    1) Не объяснял урок

    2) Не спрашивал к доске учеников

    3) Не ставил оценок

    4) Он ни разу не выпорол ни одного ученика

1 команда

Назовите известную библейскую тяжбу, при разрешении которой доказательством послужили основные человеческие инстинкты.

   1) История царя Ирода и двух женщин, не поделивших ребенка, когда царь предложил разрубить дитя

   2)  История двух женщин, не поделивших ребенка, когда они решили разрубить дитя,  а царь Соломон приказал убить их обеих  

   3) История царя Соломона и двух женщин, не поделивших ребенка, когда царь предложил разрубить дитя

   4) История царя Соломона и двух женщин, не поделивших ребенка, когда царь отдать ребенка отцу

2 команда.

Как известно, все знатные роды имели свой герб. Любой человек, разбирающийся в геральдике, увидев герб, понимал к какому роду принадлежит его владелец. Но, увидев черную полосу на гербе, начинал относиться к владельцу с долей пренебрежения. Что же означала  черная полоса на гербе знатного рода?

  1) Кто- из рода был убит на войне

  2) Кто- из рода был незаконнорожденным отпрыском

  3) Кто- из рода умер в младенчестве

  4) Кто- из рода потерял жену, оставшись с малолетними детьми

3 команда.

В Калифорнии  (США) с 2002 года действует закон, ограничивающий их общий вес: не более 1, 4 кг и не  более2,3 кг. Оказывается, Главврач России своим постановлением ввел подобное ограничение: не более 300г и не более 600г на экземпляр. Кто больше всего страдает от несоблюдения этих ограничений?

  1) Страдают пожилые люди в домах престарелых от норм порций еды

  2) Страдают священники, имеющие ограничения в употреблении пищи

  3) Страдают школьники, от тяжести школьных учебников

  4) Страдают животные в зоопарках, от недостаточного количества пищи

5. Юридическая консультация. По 1 б. за определение случая и по 1 баллу за объяснения на бытовом уровне, до 3 баллов  за объяснения с использованием статей

  1. Специальная комиссия парламентской Ассамблеи посетила несколько регионов России и выявила ряд случаев, в которых, возможно, имеются нарушения прав человека.

Выпишите номера, под которыми описаны случаи действительного нарушения прав человека, объясните свой выбор.

  1. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником.
  2. Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
  3. Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба.
  4. Старшеклассник пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает, не пригодятся ему в жизни. Родители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходимость выполнения государственного стандарта по всем предметам.
  5. В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей.

№1

Ст.21 о достоинстве личности  ст.23 на защиту чести и доброго имени

Ст.22 на личную неприкосновенность, но по ст.17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а по ст.45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом

№ 5

Ст.21 о достоинстве личности  ст.23 на защиту чести и доброго имени

Ст. 43 обязательность основного общего образования, обеспечение его родителями или лицами, их заменяющими

  1. Как вы считаете, должно ли государство (а через него - налогоплательщики) оплачивать обучение в средней школе ученику, который не желает учиться? Аргументируйте свою точку зрения.

Ответ: 1 б. за высказанную позицию,  1 б. – за аргументированность на обыденном уровне, до 3-х баллов –если среди аргументов приведены статьи документов

Среди аргументов возможны

Неизвестно, как сложится судьба этого ученика в будущем, может быть он поймёт необходимость среднего или высшего образования для успеха в профессиональной деятельности, которое без общего образования он получить не сможет.

Чтобы предъявлять требования к человеку и гражданину, общество и государство должны дать ему равную со всеми возможность на развитие и реализацию способностей.

Ст. 43 право на образование , доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального в государственных или муниципальных учреждениях

Ст.39 о социальных гарантиях… и для воспитания детей

  1. В Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека закреплено и гарантируется «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Тем не менее, пресса и другие СМИ дают разнообразную информацию о личной жизни политиков и артистов.         Нормально ли это? Нет ли здесь противоречия с правами человека?  

Дайте аргументированный ответ.

Ответ: 1 балл за высказанную позицию.

1 б. – за аргументированность на обыденном уровне,

до 3-х баллов –если среди аргументов приведены статьи документов

Варианты ссылок:

Ст.29 свобода мысли и слова, свобода получения и распространения информации (запрет только на пропаганду расового… превосходства; и разжигание нац.розни)

Ст.24 использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается ст.21 на защиту чести и достоинства

  1. 24 сентября 2012 года на Ярославском вокзале города Москвы был найден  двухмесячный малыш. Поиски родителей результатов не дали. Как будет решаться вопрос о гражданстве малыша?
    (
    Ребенок, который находится на территории   Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. )
  2. Родители 15 летнего Сергея решили изменить гражданство РФ, но сын заявил, что делать этого не будет. « Мы тебя кормим, учим, содержим и сами решим этот вопрос. Вот станешь 18 летним, будешь самостоятельным человеком, сам определишься с гражданством,»- ответил отец. Нужно ли согласие Сергея?
    (
    Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие. Закон о гражданстве РФ)
  3. Анна Берёзова  вышла замуж за гражданина Франции. Переехав жить к мужу, она отказалась от российского гражданства. Однако вскоре брак распался. Анна возвратилась домой. Может ли она вновь получить гражданство РФ ?
    ( Закон о гражданстве РФ:
     Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. )

6. Конкурс капитанов

1 Душеприказчик – термин, который употреблялся в дореволюционном гражданском праве. Кого называли душеприказчиком?
(Душеприказчик — исполнитель завещания. Термин «Душеприказчик» применялся в дореволюционном российском гражданском праве. В настоящее время он вновь введен в оборот статьей 1134 ГК РФ: "1. Завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину-душеприказчику (исполнителю завещания)...")

2. Задание: перед вами два изображения: кто есть кто?

Римляне заимствовали у греков богиню правосудия, но в ее изображение внесли существенный элемент. Как отличить римскую Юстицию от греческой Фемиды?

Фемида

                                         Юстиция

Атрибуты: весы, повязка на глазах, рог изобилия в правой руке.
Символика:
Весы – древний символ меры и справедливости
Повязка – символ беспристрастия (объективности)
Рог изобилия – символ воздаяния или невоздаяния представшему перед ее судом
Фемида – правосудие, закон
Весы Фемиды – символ правосудия
Слуги Фемиды – слуги закона, судьи

Атрибуты: весы, повязка на глазах, меч в правой руке.

Символика:

Весы

Повязка

Меч – символ принудительной власти

3. Назовите правоохранительный орган России, на гербе которого надпись: “То, что мы записываем, становится законом”.(слайд) (девиз нотариусов)

Задание 7.  На улицах городов, в театрах, в школе вам обязательно встретятся надписи: «Посторонним  вход воспрещен!», «По газонам не ходить!», «Выгул собак запрещен!» и т.п.
     Жители города Н. , решив строго соблюдать права и свободы человека и гражданина, задумали завести разрешающие таблички.
        Придумайте  такую табличку.
Поясните её содержание, опираясь на документы.

  • До 2 б. за табличку и до 2 б. за объяснение с использованием статей документов.      
  • Возможны  дополнительные баллы за творчество.

Пока команды готовятся болельщикам демонстрируются компьютерные плакаты «Знай и уважай законы своей страны», подводятся итоги конкурса компьютерных плакатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Есть память, которой не будет забвенья. И слава, которой не будет конца»

   Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н. В. Шелгунов)       Трудно не согласиться с этим...

Занятие элективного курса "Основы правовых знаний" по теме "Страна, в которой мы живем. Символы страны"

Представлен конспект занятия элективного курса  "Основы правовых знаний" для предпрофильной подготовки  обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

Презентация по правовому воспитанию "Я человек. Закон защищает меня".

Презентация знакомит учащихся с понятиями "право", "конституция", знакомит с символикой РФ, ребята получают представление о некоторых статьях "Конвенции о правах ребёнка.х...

Интеллектуально-правовая игра «Законы которые нас защищают»

Цель: воспитание правовой культуры.Задачи: 1 актуализация и углубление знаний по правам человека;2. формированме умение использовать правовые знания в повседневной жизни...

Кожа защищает нас, мы защищаем кожу

Проект, реализуемый в условиях детского санатория,  о значении кожи для человека. Как кожный покров защищает человека от внешней среды и как нужно заботиться о коже, ухаживать за ней....