Занятие элективного курса "Основы правовых знаний" по теме "Страна, в которой мы живем. Символы страны"
план-конспект занятия по праву (9 класс) по теме

Степанова Нина Викторовна

Представлен конспект занятия элективного курса  "Основы правовых знаний" для предпрофильной подготовки  обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_strana_v_kotoroy_my_zhivem.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Страна,  в которой мы живем. Символы страны.

Цели:

  1. Расширить знания старшеклассников   о символах России.
  2. Коррекция связной устной речи посредством построения развернутого высказывания на вопросы.
  3. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, чувства патриотизма.
  1. Орг.момент

Рассмотрите географическую карту, назовите материк. Какая страна расположена на материке Евразия?

  1. Вводная часть

Где мы живем?

Где находится наше село? Район? Область?

У   всех  людей есть один общий дом. Как он называется? (Страна).  

- В словаре С.И. Ожегова слово “страна” объясняется так: “Территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством”.

- Ребята, давайте вспомним, как называлась наша страна в разные исторические времена.

  1. Сообщение темы.

Сегодня мы вспомним символы нашей страны.

  1. Основная часть.

- Мы все являемся гражданами России. Кто такой гражданин?

- Обратимся снова к толковому словарю. Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.  

- Что это значит - быть Гражданином? (Исполнять законы, иметь права).

- У всех граждан России есть право участвовать в управлении страной. Как это происходит? (Участием в выборах).

- Кого выбирают люди на выборах? (Президента своей   страны, губернатора области, мэра района, главу администрации сельского поселения, депутатов).

- А можете ли вы голосовать на выборах? (Нет).

- Почему? (Право голоса имеют лица, достигшие возраста 18 лет).

- Кто же такой президент? (Глава государства, которого выбирают Граждане России).

- Кто является нашим президентом? (В.В. Путин).

- А что такое Правительство Российской Федерации? (Это высший орган исполнительной власти).

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое символ? (Знак). Вновь обратимся к толковому словарю. Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия. Явления, идеи.

-Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

-Каждый человек обязан знать символы своей страны, тот, кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далеком прошлом, но и какие изменения в разное время происходили.

-Давайте попробуем выяснить: о чем нам могут рассказать символы нашей страны?

- Что представляет собой герб?

Слово “герб” происходит от немецкого “эрбе” - наследство. Гербы появились очень давно. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы создаются по четким правилам. Прежде всего - это форма. Обычно гербы имеют форму щита.

Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый - изобилие, красный - мужество и храбрость. В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся.

-Герб РСФСР – первый по времени появления среди гербов союзных республик. Центральное место занимает серп и молот, символизирующий союз рабочих и крестьян. Серп и молот помещены на красном щите, освещенном лучами солнца. Солнце – символ счастья. Золотые колосья символизируют народное богатство, плодородие земли, мирную мощь и могущество Советской России. Таких колосьев в гербе 14 – по числу крупных территориальных единиц, составивших Российскую Федерацию. Красная лента с лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.

-Герб СССР. На фоне Восточного полушария земного шара изображены золотые серп и молот, в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. В верхней части герба – пятиконечная звезда.

- Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла. Двуглавый орёл, который держит в лапах скипетр и державу. Это символ власти, независимости и мощи. А орёл выбран потому, что его облик наиболее был распространен в национальных орнаментах.

- Знаете ли вы, что изображено на гербе   города нашего районного центра?

- Учитель показывает герб Братска и просит объяснить учащихся, что он символизирует.

Новый герб Братска был утверждён решением Братской городской Думы от 21 мая 2004 года 

Щит разбит на три равные вертикальные полосы:

  • Левая красного цвета — символизирует молодой, растущий   город;
  • Правая зеленого цвета — море тайги, основное богатство края;
  • Средняя синего цвета — гидроэнергетические ресурсы Ангары, а четыре волнистые жёлтые полосы на ней подчеркивают стремительность воды этой могучей реки.
  • В верхней части щита в середине изображено золотое солнце, которое символизирует Братскую ГЭС.

Какой еще символ имеет страна?

Флагом называют прикрепленное к древку полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением герба или эмблемы. Флаги являются символами объединения и власти.

- Флаги мы видим часто. Большие - над зданиями, где размещаются власти. Маленькими флажками машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают его на корабле. Самые первые флаги были военными. Появились они тогда же, когда появилась армия и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется - свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги. Каждый цвет на флаге имеет свое символическое значение. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится к флагу - ведь под ним совершено так много подвигов! Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором - Петром I. В ту эпоху эти цвета трактовались как выражение трех основных сословий общества: белый обозначал духовенство, синий - служивое дворянство, красный - трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому:

  • белый цвет - выражение чистоты, устремлений,
  • синий цвет - воля к миру, верность, вера;
  • красный цвет - готовность не жалеть своей крови для защиты Родины.

Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли поменять цвета местами?

Что символизирует флаг Братска?

«Флаг представляет собой прямоугольное полотнище  , воспроизводящее герб города Братска (состоящее из трёх вертикальных полос — красного (у древка),  синего (в центре),   и зелёного цветов; синяя полоса волнистовыщерблена, окантована тонкими полосами жёлтого цвета и несёт на себе две тонких жёлтых полосы,каждая из которых повторяет одну из полос окантовки. В центре полотнища — солнце жёлтого цвета с  шестнадцатью чередующимися прямыми и пламенеющими лучами

- Наша школа тоже имеет свой флаг. Рассмотрим его и объясним, что обозначает изображение на нем.

- Третий символ государства - гимн.

- Что это такое? (Гимн - это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях).

- Есть гимны государственные, военные, религиозные.   В ночь на 1 января 1944 года по радио исполнили гимн СССР (поэт С. Михалков и Г. Эль-Регистан, композитор А. Александров). В 1977 году текст гимна был обновлен. В 1991 году был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глинки. В 2001 году принят обновленный текст гимна на стихи С. Михалкова, музыку А. Александрова. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.

-Сейчас мы с вами послушаем гимн России. Прошу всех встать. Слушание гимна.

V. Заключительная часть.

Назовите символы нашей страны.

  1. Итог.
  • Какие символы имеет государство?
  • Почему у каждого государства свои символы?
  • Что вы узнали нового на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Россия. Страна, в которой я живу.

Данную презентацию можно использовать при знакомстве детей с Россией, св символами страны....

Элективный курс по географии "Край, в котором я живу"

Программа элективного курса по географии для 9 класса "Край, в котором я живу". Цель курса - расширить и углубить знания о природе Саратовского края, содействовать бережному отношению к природе и форм...

Страна, в которой я живу.

Конспект урока подойдет учителям английского языка 9 класса.На данном уроке обсуждаются географические, политические и культурные стороны России....

Конспект урока по обществознанию "Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции"

Конспект урока по обществознанию "Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции", предназначен для учащихся 8 класса, в школе для детей с умственной недостаточн...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу»

Теоретической  и методологической основой  программы  элективного курса является  программа курса Человек и окружающая среда: учеб. Для дифференцир. обучения 9 класс/ ...

Интегрированное занятие для детей среднего возраста "Дом в котором я живу"

Расширять представления детей об окружающем  мире, знать дом, где живешь, закрепить понятие «двор», улица....