Элективный курс по географии "Край, в котором я живу"
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Программа элективного курса по географии для 9 класса "Край, в котором я живу". Цель курса - расширить и углубить знания о природе Саратовского края, содействовать бережному отношению к природе и формированию умения правильно объяснять взаимодействие природы и общества, развитие опыта эмоционально-ценностной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Для аттестации                                                                                                                                         

                                                                 

                                                        Арбузова Светлана Александровна,

                                                                    учитель географии

                                                                    МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я

                                                                    Калининский район

                                                                    Саратовская область»

Край, в котором я живу

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Край, в котором я живу» предназначена для учащихся 9 класса. Данная программа является фактически введением в краеведческую географию. Элективный курс рассчитан на 12 часов учебного времени.

 Цель курса – расширить и углубить знания о природе Саратовской области, содействовать бережному отношению к природе и формированию умения правильно объяснять взаимодействие природы и общества, развитие опыта творческой и эмоционально – ценностной деятельности учащихся.

 Содержание курса имеет профориентационную направленность. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности. Специфической чертой курса является его ориентация на личность школьника, его потребности, интересы, ценности.

 Образ родного края, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения, хозяйства края, рассматривая в их историческом развитии. Представление о разнообразии территорий своего родного края формируется как путём изучения различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение «образов мест родного масштаба»

(районов, городов, отдельных замечательных мест).

 Учащиеся должны уяснить, что понять свой  родной край можно только через разнообразие его территорий. А чем разнообразнее территории, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и родной край может быть понятен как единство в разнообразии.

 Осознание включённости в жизнь своего края формируется у учащихся путём «привязки» содержания курса к жизни каждого из них; через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района, села.

 Задача курса – развитие творческих способностей учащихся, привитие навыков самостоятельной работы; формирование экологического, эстетического, духовного

воспитания учащихся, уважение к истории, культуре родного края; подготовка учащихся к ориентации в «российском пространстве», формирование умения адаптироваться к окружающей среде. Сама «среда жизнеобитания» может меняться, и современный человек должен быть готов быстро адаптироваться к ней; получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.

 Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него «замыкается» природа.

 Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

  1. «очеловечивание» раздела о природе своего родного края;
  2. увеличение объёма и глубины многих разделов;
  3. формирование «образов мест» своего края с привлечением материалов о природном и культурном наследии;
  4. насыщение историческим материалом.

 Формы организации обучения данному курсу могут быть самыми разнообразными и определяться по усмотрению учителя. Это лекции, беседы, семинары практические работы. Необходимыми средствами обучения элективного курса является разнообразная краеведческая литература, коллекции главнейших горных пород своего края, ископаемой фауны и флоры, полезных ископаемых.

 Преподавание элективного курса должно быть не только познавательным, но и увлекательным, поэтому необходимо преподносить учащимся наиболее интересные и впечатляющие факты. Весьма полезны экскурсии в краеведческий музей, а также выезды на природу.

 Изучение предлагаемого элективного курса будет способствовать привитию любви к своему родному краю, подготовка учащихся к выбору профессии.

 Учащиеся должны расширить свой кругозор, получить новые знания о своём родном крае, определять свои интересы о возможности самореализации в современной жизни.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практика

семинары

1

Введение

1

1

Беседа

2

Географическое положение своей области

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

3

Тектоника и геологическое строение

1

1

Участие в семинаре

4

Рельеф

1

1

Выполнение практической работы

5

Минеральные ресурсы

1

1

Игра «Знатоки»

6

Климат

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

7

Внутренние воды

1

1

Участие в семинаре

8

Почвы

1

1

Выполнение практической работы

9

Растительный, животный мир

2

1

1

Участие в семинаре

10

Природные зоны, охраняемые памятники природы

1

1

Экскурсия в краеведческий музей

11

Итоговое занятие

1

1

Участие в деловой игре

Всего часов

12

Содержание программы.

Введение (1 час).

Знакомство со структурой курса. Определение темы для самостоятельной индивидуальной и коллективной работ.

Тема 1. Географическое положение своей  области. (1 час).

Особенности географического положения. Территория и границы. Транспортное положение. Административный состав области.

Практическая работа.

  1. Определить, в каком часовом поясе расположена область.
  2. Начертить контуры Саратовской области, Армении, Венгрии, Швейцарии в одном масштабе для сравнения их площадей.

Тема 2. Тектоника и геологическое строение. (1 час)

Геологическое строение Правобережья и Левобережья Саратовской области. Образование осадочных пород. Геологические породы, встречающиеся на территории области. Процесс формирования земной коры в современный период. Влияние человека на современный рельеф.

На семинарском занятии рассматриваются конкретные примеры геологического строения, прохождение ледника по территории района. Влияние ледника на рельеф.

Тема 3. Рельеф. (1 час)

Рельеф (характер поверхности, абсолютные и относительные высоты, направление общего уклона поверхности, эрозионное расчленение, экзогенные процессы, формы рельефа). Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности. Методы борьбы с оползнями, эрозионными, антропогенными явлениями.

Практическая работа.

  1. На контурную карту своей области нанести цветными карандашами основные формы рельефа.
  2. По шкале высот определить средние высоты возвышенностей и низменностей своего региона.
  3. Найти наивысшую точку (и наименьшая высота) области.
  4. Письменно дать оценку рельефа местности, где вы проживаете.

Тема 4. Минеральные ресурсы. ( 1 час)

Основные полезные ископаемые, добываемые в своей области. Размещение минеральных ресурсов. Значение полезных ископаемых в развитии хозяйства.

Контроль. Игра «Знатоки».

Тема 5. Климат. ( 1 час)

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата. Климатический пояс, степень выраженности сезонов года, средние температуры, преобладающие ветры, годовое количество осадков, солнечная радиация. Сезонные явления в природе. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека. Загрязнение атмосферы.

Практическая работа.

Описать времена года своей местности путём фенологических наблюдений в районе своей школы.

Тема 6. Внутренние воды. ( 1 час)

Основные водные бассейны. Тип питания рек. Подземные воды. Влияние на развитие рельефа. Озёра и пруды. Волга-главная река области. Проблемы рек.

Самостоятельная работа с источниками информации.

Тема 7. Почвы. ( 1 час )

Основные почвообразующие факторы. Типы почв. Механический состав, естественное плодородие, хозяйственное использование почв. Ухудшение состояния почв. Отрицательное влияние предприятий.

Практическая работа.

Заполнить таблицу «Основные типы почв области, их распространение», используя подзаголовки: «типы почв», «район распространения», «типичная растительность».

Тема 8. Растительный и животный мир. ( 2  часа )

Богатство и разнообразие растительности (флоры) и животного мира (фауны) своей области. Влияние человека на флору и фауну. Охрана и рациональное использование. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Тема 9. Природные зоны. Охраняемые памятники природы. ( 1 час )

Самостоятельная работа с источниками информации. Каждая группа работает по определённой теме. Выступления с индивидуальными и коллективными сообщениями.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 10. Итоговое занятие. ( 1 час )

Практическая работа (деловая игра).

Разработать проект решения одной из проблем (почвенный, растительный, животный) на территории своей области, опираясь на гипотезы, теории, концепции.

                                                                                                                                             

Литература

  1. А. В. Востряков, Ф. И. Ковальский. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. СГУ.
  2. География Саратовской области. С. «Детская книга». 1997
  3. Энциклопедия Саратовского края. С. Приволж. Кн. Изд-во. 2002 г.
  4. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М. Мнемозина. 1998 г.
  5. В. И. Горцев Изучай родной край и оберегай его богатства. Издательство СГУ.
  6. С. П. Горшков. Земные ресурсы мира. Антропогенные воздействия. М.1986 г.
  7. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 2003 г.
  8.  А.М. Дёмин, Л В. Макарцева, С.В. Уставщикова  География Саратовской области. Саратов. Издательство «Лицей».2005 г.
  9.  Природа родного края и её охрана. Саратов. 2005 г.
  10.  Флора Саратовской области./под редакцией А.А. Чигуряевой./ Саратов.

11. Географический атлас Саратовской области. 2000 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Презентация к элективному курсу "Мир, в котором я живу"

Презентация к элективному курсу "Мир, в котором я живу"...

Программа элективного курса по русскому языку в 9кл "Живое слово"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Живое слово" рассчитана на 30 часов....

Рабочая программа элективного курса по математике в 6 классе "Живая математика"

Рабочая программа элективного курса по математике в 6 классе "Живая математика"...

Элективный курс по биологии 5 класс "Тайны живого"

Календарно-тематическое планирование по билогии 5 класс по ФГОС.Элективный курс"Тайны живого"...

Программа элективного курса для 5 класса по географии "Живая планета"

Данная программа разработана по требованиям ФГОС , рассчитана на 35 ч...

Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"

Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить...


 

Комментарии

Авторская разработка данного курса