Элективный курс по биологии 5 класс "Тайны живого"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Филиппова Галина Александровна

Календарно-тематическое планирование по билогии 5 класс по ФГОС.Элективный курс"Тайны живого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_biologii_5_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Фаначетская средняя общеобразовательная школа № 9»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Тайны живого»

5 класс

Срок реализации: 1 год.

        Составитель:

Филиппова Галина Александровна

учитель биологии и химии

         

с. Фаначет, 2015.

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Тайны живого» рассчитана на учащихся 5 класса.

Курс расширяет умственный кругозор школьников, развивает их познавательные интересы. Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы должны способствовать успешному изучению биологии как очень интересного и увлекательного предмета. Учебный курс дает высокую ступень дифференциации обучения, поскольку учащиеся изучают углубленно этот предмет, с четко очерченной системой знаний, умений и навыков и приобретают их, как и на обязательных уроках, в определенной последовательности. Курс дает дополнительные знания учащимся, побуждает их прочитывать биологическую литературу, проявлять интерес к изучаемому предмету. В процессе углубленного изучения биологии необходимо осуществлять профориентацию их на биологические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические специальности, которые всегда востребованы, особенно в сельской местности.

Цель: повысить интерес учащихся к изучению предмета «биология» через формирование углубленных знаний, исследовательскую деятельность.

Задачи:

- развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска информации;

- развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять практические задания;

- развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах;

- вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки;

-воспитывать любовь к природе, всему живому.

Место курса в образовательном процессе

Учебный курс «Тайны живого» позволит:

- углубить биологические знания учащихся;

- воспитать интерес к жизни растений и животных, бережное отношение к природе;

- ознакомить учащихся через экскурсии и опыты с сельскохозяйственными профессиями, что на данный период очень актуально;

- удовлетворить любознательность учащихся о живой природе;

- укрепить осознание роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.

Преподавание курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Методика преподавания курса

Предполагается применение технологии критического мышления.

Используются общедидактические методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.

Формы работы: парные, индивидуальные.

Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:

1. Постановка опытов.

2. Написание докладов, рефератов.

Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.

Составление слайдового материала, презентаций.

Охрана природы родного края.

Обработка собранного материала.

Подготовка к участию в научных проектах.

Предполагаемые результаты. Основные умения учащихся.

В результате освоения курса учащиеся научатся:

- самостоятельно работать с источниками информации, оказывать помощь слабоуспевающим учащимся из группы;

- заниматься эффективными методами исследований растений и животных;

- принимать активное участие в предметных олимпиадах;

- собирать и систематизировать гербарный материал, фиксировать влажные препараты, проводить опытные образцы прививок в школьном саду.

Позиция педагога

Руководящая роль принадлежит ученикам, перед которыми учитель ставит задачу, а они находят поиск к решению этих задач. Учитель направляет работу учащихся в правильное русло, помогает если возникают трудности в основном выступает в роли « наблюдателя» тем самым давая возможность учащимся критически мыслить. Учитель намечает объекты для исследования, виды и методы работы. Результаты элективного курса зависят от того, как и в какой степени учитель сам занимается исследовательской работой, и как он сумел заинтересовать учеников. Он должен хорошо знать методику преподавания курса, уметь четко и грамотно проводить практические занятия.

Содержание учебного курса «Тайны живого»

Клетка и организм (2 часа).

Мир животных и растений как единое целое. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Группы клеток. «Клетки санитары». Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.

От одноклеточного организма до человека (2 часа).

Возникновение жизни из неживого. Переход от простых форм к более сложным. Амебы, инфузории, полипы. Родословная человека и животных. Земная кора - грандиознейший музей, великая летопись живой природы.

Невидимый мир (3 часа).

Разнообразие водных простейших. Растения- невидимки. Польза и вред микроскопических водорослей. Грибки - паразиты. Разнообразие бактерий.

Чудеса живой природы (2 часа)

Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самокалечение или аутотомия. Прививка или «сборное растение». Садовод Иван Владимирович Мичурин. Трансплантация тканей и органов.

Животные «Светлячки» (2часа).

Поверхность моря, микроскопические ночесветки. Погружение в море -медузы, светящиеся рыбы. Морское дно - светящиеся черви и моллюски.

Светящиеся животные-обитатели суши. Микроскопические организмы, которые излучают свет.

Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2часа).

Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки термитов.

Чадолюбивые отцы (2 часа).

Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костяной крючок самца рыбы куртус. Роль самца жабы - повитухи.

Цветы и насекомые (2 часа).

Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых-опылителей. Роль в природе и жизни человека.

Растения-хищники (1 час).

Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.

Потомки вымерших деревьев (1 час).

Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема.

Формы и краски в мире животных (2 часа).

Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покровительственная окраска и защитная форма.

Соратники человека (1 час).

Разнообразие насекомых - помощников человека. Места обитания, жизненные циклы.

Шелковичные гусеницы (2 часа).

Жизненный цикл тутового шелкопряда. Болезни тутового шелкопряда. Дубовый шелкопряд.

Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 часа).

Майский жук - жестокий бич деревьев. Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства. Методы борьбы с ними. Пернатые друзья человека.

Непризнанные друзья (кроты, ежи, землеройки.)

Борьба и взаимопомощь в природе (2 часа).

Защитные приспособления растений. Защитные приспособления животных.

Симбиоз растений и животных. Взаимопомощь как надежное орудие за существование.

Регуляторы жизни (2 часа).

Роль желез внутренней секреции. Роль щитовидной железы в жизни человека и животных. Особые гормоны, вырабатываемые щитовидной железой.

Размножение животных и растений (2 часа).

Единство живой природы. Размножение у растений. Размножение у простейших. Размножение у животных.

Итоговое занятие (1 час).

Полученные знания - в жизнь. Парад знаний.

Тематический план курса «Тайны живого»

Наименование темы

Виды деятельности

Форма контроля

Оборудование

Дата проведения

Клетка и организм (2 часа)

1

Микроскопическое строение животной и растительной клетки

Рассказ учителя. Показ видеофильма.

Практическая работа

Видеофильм, проектор, ноутбук, микроскоп, готовые микропрепараты

2

«Клетки санитары»

Работа с наглядным материалом

Сообщение.

Микроскоп, микропрепараты

От одноклеточного организма до человека (2 часа)

3

Возникновение жизни из неживого

Частично-поисковый

Сочинение

4

Родословная человека и животных

Беседа

Составление схем

Невидимый мир (3 часа)

5

Растения - невидимки

 Беседа. Работа с микроскопом

Сообщение

Микроскоп. Микропрепараты одноклеточных растений

6

Разнообразие бактерий

Практическая работа. Беседа

Составление схем

Бактерии в комнате и атмосфере

7

Грибки - паразиты

Работа с микроскопом, энциклопедией

сообщение

Микроскоп. Плесневый гриб мукор

Регуляторы жизни (2 часа)

8.-9.

Роль щитовидной железы в жизни человека и животных

Рассказ учителя. Частично-поисковый

Сообщение. Работа в малых группах.

Животные «Светлячки» (2 часа)

10

«Светлячки» - обитатели моря

Работа с дополнительной литературой. Рассказ учителя

Реферат. Работа в паре

Видеофильм, проектор, ноутбук

11

«Светлячки»- обитатели суши.

Просмотр видеофильма

Сообщение. Работа в малых группах

Видеофильм, проектор, ноутбук

Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2 часа)

12

Искусство водных животных и птиц

Просмотр видеофильма, дополнительной литературы

Сообщение. Работа в парах.

Видеофильм, проектор, ноутбук

13

Замечательные постройки насекомых

Частично-поисковый.

Реферат

Чадолюбивые отцы (2 часа)

14

Роль самцов рыб в воспитании потомства

Просмотр видеофильма

Сканворд

Видеофильм, проектор, ноутбук

15

Интереснейшие явления в живой природе

Рассказ

Работа с энциклопедией

Цветы и насекомые (2 часа)

16

Два мира

Показ таблиц, видеофильма

Сообщение. Работа в парах.

Видеофильм, проектор, ноутбук. Таблицы «Насекомоопыляемые растения».

17

Разнообразие насекомых опылителей

Беседа

Составление схем

Растения-хищники (1час)

18

Странные растения

Рассказ. Рассматривание таблиц

Реферат.

Работа в паре

Иллюстрации, фотографии растений-хищников

19

Потомки вымерших деревьев (1 час)

20

Хвощи и плауны

Беседа. Работа с микроскопом

Сообщение

Микроскоп, хвощ, плаун.

Формы и краски в мире животных (2 часа)

21

Мимикрия

Показ видеофильма

Изготовление таблицы. Работа группой

Видеофильм, проектор, ноутбук.

22

Форма и окраска -инстинкт и повадки

Беседа

Составление кроссворда. Работа группой.

Соратники человека (1 час)

23

Насекомые-помощники человека

Рассказ

Составление схем

Шелковичные гусеницы (2 часа)

24

Жизнь тутового шелкопряда и уход за ним

Рассказ с показом готового наглядного материала.

Сообщение

Наглядный материал – тутовый шелкопряд. Таблица «Тутовый шелкопряд»

25

Сибирский шелкопряд

Беседа, просмотр таблиц

Составление жизненного цикла.

Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 часа)

26-27

Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства

Экскурсия на школьный огород участок. Беседа с агрономом.

Сообщение о способах борьбы с вредителями. Работа в группах

28

Пернатые друзья, а также непризнанные друзья

Беседа. Просмотр слайдов

Наблюдение за птицами, кротовинами.

Видеофильм, проектор, ноутбук.

Борьба и взаимопомощь в природе(1 час)

29

Защитные приспособления растений и животных. Симбиоз или взаимопомощь.

Экскурсия

Отчет об экскурсии. Презентация слайдового материала.

Чудеса живой природы (2 часа)

31

Все о регенерации животных

Рассказ. Просмотр слайдов

Реферат. Работа в группе.

Видеофильм, проектор, ноутбук.

32

«Сборное растение»

Урок в школьном саду.

Практическая работа. «Прививка»

Размножение животных и растений (2 часа)

32-33

Размножение у растений и животных

Практическая работа по размножению растений на пришкольном участке.

Сообщение о размножении животных.

Итоговое занятие (1 час)

34

Парад знаний

Открытый урок

Презентация полученных знаний. Презентация слайдов, выполненных самостоятельно.

35

резерв

Рекомендуемая литература

Околитенко Н. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 317 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 296 с.

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 256 с.

Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – М., ВАКО, 2009. – 192 с.

Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Место, где я живу".

Программа элективного курса "Место, где  я живу". Региональный компонент....

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.

Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...

Программа элективного курса для 9 класса "Живой организм".

Программа нацелена на подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по биологии за курс основной школы....

Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"

Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....