Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologiya_zhivyh_organizmov.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиология живых организмов.
Программа элективного курса 6 класс.
Пояснительная записка.
Данный курс предусматривает 17 учебных часов, из которых 10 лабораторных занятий, выходящие за рамки содержания школьного курса. В конце курса предусмотрена контрольная работа
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительных и животных организмов, их взаимосвязях в природе, приспособленности к изменчивым условиям природной среды. Особое внимание уделяется раскрытию функций организма в связи со строением.
Цель данного курса – дать системные знания о строении и процессах жизнедеятельности организма животного и растения, закономерностях их взаимодействия с окружающей средой.
Задачи курса:
- Сформировать понятие физиология организма;
- Сформировать представления об основных процессах, протекающих в растительных и животных организмах, их взаимосвязях.;
- Раскрыть роль растительных и животных организмов в природе и механизмы их взаимодействия с окружающей средой;
- Сформировать умения проводить опыты, наблюдать за живыми организмами, фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.
Программа элективного курса включает интересный практикум по физиологии животных и растений, который позволяет обеспечить практическую направленность курса, повысить мотивацию учащихся при изучении биологии.
Содержание.
Тема1. Введение
Предмет, методы и задачи физиологии. Связь с другими науками. Основные морфофизиологические понятия и процессы (функция, физиологический акт, нейрорегуляция, обмен веществ).
Тема 2. Физиология клетки.
Поступление веществ в клетку. Движение цитоплазмы. Рост клетки.
Тема 3. Эмбриология.
Строение и развитие половых клеток. Оплодотворение. Основные этапы развития зародыша.
Тема 4. Движение.
Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Тема 5. Питание.
Питание растений. Как быть независимыми? Микрофабрика листа. Фотосинтез. Подкормка растений. Значение фотосинтеза в жизни растений и биосфере.
Особенности питания животных. типы питания, пищевые цепи.
Тема 6. Поток веществ в организме.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Корневое давление, транспирация – основные причины передвижения веществ в растении. Влияние факторов среды на испарение. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам.
Транспорт веществ в животных организмах. Роль кровеносных систем и кровяных телец в перемещении веществ.
Тема 7. Дыхание.
Растения тоже дышат. Где образуется энергия. Дыхательные органы растений. Влияние на интенсивность дыхания факторов внешней среды.
Дыхание у животных. Внешнее дыхание Перенос газов кровью. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Тема 8. Обмен веществ в организме.
Ассимиляция и диссимиляция. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен минеральных веществ и воды. Витамины и их роль. Энергетический баланс в организме.
Тема 9 Выделение.
Сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ. Особенности выделения у растений. Испарение. Листопад.
Выделение у животных. Особенности выделения у одноклеточных животных Многоклеточные животные Мочеобразование. Роль кожи в выделительных процессах. Среда обитания и способы выделения.
Роль выделяемых веществ в природе.
Тема 10. Размножение и развитие.
Размножение, виды размножения: половое и бесполое. Размножение растений. Как растет растение?
Половое размножение животных. Внутренне и внешнее оплодотворение. Жизненные циклы.
Тема 11. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Рефлексы. Рефлекторная дуга. Формы поведения животных. Органы чувств и их роль.
Чувствительность растений. Раздражаются ли растения? Растительные гормоны
Учебно-тематический план.
№п/п | Наименование разделов. | Всего часов. | В том числе | Формы контроля. | |
Лекции | Практические занятия. | ||||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Цитология. | 1 | 1 | Л/р № 1Движение цитоплазмы. Перемещение пластид вдоль стенок. Л/р №2 Поступление воды в клетку (явление плазмолиза) | Лабораторный журнал |
3 | Эмбриология | 1 | 1 | Л/р№3 Строение половых клеток. | |
4. | Движение. | 1 | 1 | Тестовый контроль | |
5 | Питание. | 2 | 1 | Опыт: Выяснение роли света в жизни растений. Опыт: Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. | |
6. | Поток веществ в организме | 2 | 1 | Л/р №4 Строение клеток крови лягушки и человека Л/р № 5 Измерение пульса Опыт: Обнаружение испарения и корневого давления | Лабораторный журнал |
7. | Дыхание | 2 | 1 | Л/р № 6 Определение жизненной емкости легких. Опыт: дыхание семян. | Лабораторный журнал |
8 | Обмен веществ и энергии | 1 | 1 | ||
9 | Выделение. | 2 | 1 | Л/р № 7 Определение химического состава золы листвы растений. | Лабораторный журнал |
10 | Размножение и развитие. | 2 | 1 | Л/р №8 Наблюдение за развитием проростков, побегов. | Лабораторный журнал |
11 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 2 | 1 | Л/р № 9 Рефлексы спинного мозга. Анализ дуги спинномозговых рефлексов. Л/р №10 Влияние ауксина на укоренение черенков. | Лабораторный журнал |
Общее количество часов. | 17 | 11 |
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- Знать и характеризовать основные функции растительных и животных организмов.
- Уметь применять теоретические знания на практике.
- Уметь проводить лабораторный опыт, практическую работу, формулировать результаты и выводы работы.
- Осознавать ценность каждого живого организма и бережно относиться к природе.
По окончании курса проводится контрольная работа и по ее результатам выставляется оценка в свидетельство об окончании курса.
Критерии оценивания.
отметка | Оценка практических умений | Оценка знаний при письменной контрольной работы |
«5» | - правильное, по плану проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явления в описаниях и рисунках, диаграммах, схемах, правильная формулировка выводов, аккуратное оформление наблюдений. | Выполнены все задания правильно, нет помарок, работа сделана аккуратно |
«4» | правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления, правильная формулировка выводов, недостатки в оформлении наблюдений. | выполнены все задания, есть небольшие неточности, есть негрубые биологические ошибки |
«3» | допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке вводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений | выполнено правильно только половина заданий, есть одна или две грубые биологические ошибки. |
«2» | неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений. | Работа выполнена неправильно |
Основные методы и формы работы с учащимися:
Методы | Краткая характеристика | Урок |
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами Метод проблемного изложения Метод дискуссии | Словесные Учащиеся самостоятельно по заданию учителя выполняют письменно-графическую работу по биологии творческого характера, используя дидактические материалы. Проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы. По вопросам учителя или учащихся, требующих размышлений, учащиеся на уроке свободно высказываются и внимательно слушают мнения выступающих. | Урок №3 Уроки №5,6, 9 Урок №1 |
Частично-поисковый демонстрационный метод Частично-поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями. | Наглядные методы Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, моделей. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения видеофильмов., слайдов . | Уроки № 5, 6, 8, 11 Уроки 3. 14, 16 |
Частично-поисковый лабораторный метод | Практические методы Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом. | Уроки с лабораторными работами. |
Кроме перечисленных выше методов работы используются также метод рассказа, беседы, объяснения.
Формы организации: индивидуальная, групповая фронтальная.
Учебно-тематический комплект:
Для учителя:
- Илларионов Э.Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.
- Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведении опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Розенштейн А. М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1988.
- Соколова Н. П. Практикум по ботанике. – Второе изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1990
Для учащихся
- Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. Для 6-7 кл. общеобразоват. учеб. Заведений/Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский, М. И. Гуленкова и др.. – М.: Просвещение, 1994.
- Акперова И. А. Биология. Живой организм. 6 класс: Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. – М.: Дрофа, 2004.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока, темы | Тема | Кол-во часов | Дата, срок | Организационные формы контроля |
1 | 1 | Введение. | 1 | ||
2 | 1 | Цитология. Физиология клетки | 1 | Л/р № 1Движение цитоплазмы. Перемещение пластид вдоль стенок. Л/р №2 Поступление воды в клетку (явление плазмолиза) | |
3 | 1 | Эмбриология. Половые клетки. Оплодотворение. Этапы эмбрионального развития | 1 | Л/р№3 Строение половых клеток. | |
4 | 1 | Движение. Движение растений и животных | 1 | ||
5 | 1 | Питание. Питание растений | 2 | ||
6 | 2 | Питание животных | |||
7 | 1 | Поток веществ в организме. Транспорт веществ в растительном организме. | 2 | ||
8 | 2 | Поток веществ в животном организме. | Л/р №4 Строение клеток крови лягушки и человека Л/р № 5 Измерение пульса | ||
9 | 1 | Дыхание. Растения тоже дышат | 2 | ||
10 | 2 | Дыхание и регуляция дыхания у животных. | Л/р № 6 Определение жизненной емкости легких. | ||
11 | 1 | Обмен веществ и энергии. Метаболизм в животном и растительном организмах. | 1 | ||
12 | 1 | Выделение. Процесс выделения у растений. Листопад | 2 | Л/р № 7 Определение химического состава золы листвы растений. | |
13 | 2 | Выделение у животных. | |||
14 | 1 | Размножение и развитие. Виды размножения. | 2 | ||
15 | 2 | Развитие организмов. | Л/р №8 Наблюдение за развитием проростков, побегов. | ||
16 | 1 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Регуляция жизнедеятельности животных. Органы чувств. | Л/р № 9 Рефлексы спинного мозга. Анализ дуги спинномозговых рефлексов | ||
17 | 2 | Раздражимость у растений. | Л/р №10 Влияние ауксина на укоренение черенков. | ||
Итого. | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса
Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...
Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.
Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...
Использование индивидуально – ориентированной системы обучения А.А.Ярулова при изучении курса «Биология. Многообразие живых организмов»
В этой работе представлен опыт работы по применению Индивидуально - ориентированной системы обучения (ИОСО) Ярулова А.А. при преподавании биологии 7 класс. Это одна из новых технологий, которые можно ...
Элективный курс по биологии «Клетки, ткани, организм»
Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы электив...
Программа элективного курса для 9 класса "Живой организм".
Программа нацелена на подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по биологии за курс основной школы....
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
- Мне нравится (1)