Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Желонкина Татьяна Сергеевна

Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiziologiya_zhivyh_organizmov.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Физиология живых организмов.

Программа элективного курса 6 класс.

Пояснительная записка.

Данный курс предусматривает 17 учебных часов, из которых 10 лабораторных занятий, выходящие за рамки содержания школьного курса. В конце курса предусмотрена контрольная работа

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительных и животных организмов, их взаимосвязях в природе, приспособленности к изменчивым условиям природной среды. Особое внимание уделяется раскрытию функций организма в связи со строением.

 Цель данного курса – дать системные знания о строении и процессах жизнедеятельности организма животного и растения, закономерностях их взаимодействия с окружающей средой.

Задачи курса:

  • Сформировать понятие физиология организма;
  • Сформировать представления об основных процессах, протекающих в растительных и животных организмах, их взаимосвязях.;
  • Раскрыть роль растительных и животных организмов в природе и механизмы их взаимодействия с окружающей средой;
  • Сформировать умения проводить опыты, наблюдать за живыми организмами, фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.

Программа элективного курса включает интересный практикум по физиологии животных и растений, который позволяет обеспечить практическую направленность курса, повысить мотивацию учащихся при изучении биологии.

Содержание.

  Тема1. Введение

      Предмет, методы и задачи физиологии. Связь с другими науками. Основные морфофизиологические понятия и процессы (функция, физиологический акт, нейрорегуляция, обмен веществ).

Тема 2. Физиология клетки.

Поступление веществ в клетку. Движение цитоплазмы. Рост клетки.

Тема 3. Эмбриология.

Строение и развитие половых клеток. Оплодотворение. Основные этапы развития зародыша.

Тема 4. Движение.

Движение одноклеточных и многоклеточных организмов.

Тема 5. Питание.

Питание растений. Как быть независимыми? Микрофабрика листа. Фотосинтез. Подкормка растений. Значение фотосинтеза в жизни растений и биосфере.

Особенности питания животных. типы питания, пищевые цепи.

Тема 6. Поток веществ в организме.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Корневое давление, транспирация – основные причины  передвижения веществ в растении. Влияние факторов среды на испарение. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам.

Транспорт веществ в животных организмах. Роль кровеносных систем и кровяных телец в перемещении веществ.

Тема 7. Дыхание.

Растения тоже дышат. Где образуется энергия. Дыхательные органы растений. Влияние на интенсивность дыхания факторов внешней среды.

Дыхание у животных. Внешнее дыхание Перенос газов кровью. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Тема 8. Обмен веществ в организме.

Ассимиляция и диссимиляция. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен минеральных веществ и воды. Витамины и их роль. Энергетический баланс в организме.

Тема 9 Выделение.

Сущность процесса выделения и его  роль в обмене веществ. Особенности выделения у растений.  Испарение. Листопад.

Выделение у животных. Особенности выделения у одноклеточных животных Многоклеточные животные Мочеобразование. Роль кожи в выделительных процессах. Среда обитания и способы выделения.

Роль выделяемых веществ в природе.

Тема 10. Размножение и развитие.

Размножение, виды размножения: половое и бесполое. Размножение растений. Как растет растение?

Половое  размножение животных. Внутренне и внешнее оплодотворение. Жизненные циклы.

Тема 11. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Рефлексы. Рефлекторная дуга. Формы поведения животных. Органы чувств и их роль.

Чувствительность растений. Раздражаются ли растения? Растительные гормоны

Учебно-тематический план.

№п/п

Наименование разделов.

Всего часов.

В том числе

Формы контроля.

Лекции

Практические занятия.

1.

Введение

1

1

2.

Цитология.

1

1

Л/р № 1Движение цитоплазмы. Перемещение пластид вдоль стенок.

Л/р №2 Поступление воды в клетку (явление плазмолиза)

 Лабораторный журнал

3

Эмбриология

1

1

Л/р№3 Строение половых клеток.

4.

 Движение.

1

1

Тестовый контроль

5

Питание.

2

1

Опыт: Выяснение роли света в жизни растений.

Опыт: Получение спиртовой вытяжки хлорофилла.

6.

Поток веществ в организме

2

1

Л/р №4 Строение клеток крови лягушки и человека

Л/р № 5 Измерение пульса

Опыт: Обнаружение испарения и корневого давления

Лабораторный журнал

7.

Дыхание

2

1

Л/р № 6 Определение жизненной емкости легких.

Опыт: дыхание семян.

Лабораторный журнал

8

Обмен веществ и энергии

1

1

9

Выделение.

2

1

Л/р № 7 Определение химического состава золы листвы растений.

Лабораторный журнал

10

Размножение и развитие.

2

1

Л/р №8 Наблюдение  за развитием проростков, побегов.

Лабораторный журнал

11

Регуляция процессов жизнедеятельности.

2

1

Л/р № 9  Рефлексы спинного мозга. Анализ дуги спинномозговых рефлексов.

Л/р №10 Влияние ауксина на укоренение черенков.

Лабораторный журнал

Общее количество часов.

17

11

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • Знать и характеризовать основные функции растительных и животных организмов.
  • Уметь применять теоретические знания на практике.
  • Уметь проводить лабораторный опыт, практическую работу, формулировать результаты и выводы работы.
  • Осознавать ценность каждого живого организма и бережно относиться к природе.

По окончании курса проводится контрольная работа и по ее результатам выставляется оценка в свидетельство об окончании курса.

Критерии оценивания.

отметка

Оценка практических умений

Оценка знаний при письменной контрольной работы

«5»

- правильное, по плану проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явления в описаниях и рисунках, диаграммах, схемах, правильная формулировка выводов, аккуратное оформление наблюдений.

Выполнены  все задания правильно, нет помарок, работа  сделана аккуратно

«4»

правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления, правильная формулировка выводов, недостатки в оформлении наблюдений.

выполнены все задания, есть небольшие неточности, есть негрубые биологические ошибки

«3»

допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке вводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений

выполнено правильно только половина заданий, есть одна или две грубые биологические ошибки.

«2»

неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Работа выполнена неправильно

Основные методы и формы работы  с учащимися:

Методы

Краткая характеристика

Урок

Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами

Метод проблемного изложения

Метод дискуссии

Словесные

Учащиеся самостоятельно по заданию учителя выполняют письменно-графическую работу по биологии творческого характера, используя дидактические материалы.

Проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы.

 По вопросам учителя или учащихся, требующих размышлений, учащиеся на уроке свободно высказываются и внимательно слушают мнения выступающих.

Урок №3

Уроки №5,6, 9

Урок №1

Частично-поисковый демонстрационный метод

Частично-поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями.

Наглядные методы

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, моделей.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения видеофильмов., слайдов .

Уроки № 5, 6, 8, 11

Уроки 3. 14, 16

Частично-поисковый лабораторный метод

Практические методы

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.

Уроки с лабораторными работами.

Кроме перечисленных выше методов работы используются также метод рассказа, беседы, объяснения.

Формы организации: индивидуальная, групповая фронтальная.

Учебно-тематический комплект:

Для учителя:

  1. Илларионов  Э.Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.
  2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведении опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Розенштейн А. М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1988.
  4. Соколова Н. П. Практикум по ботанике. – Второе изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1990

Для учащихся

  1. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. Для 6-7 кл. общеобразоват. учеб. Заведений/Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский, М. И. Гуленкова и др.. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Акперова И. А. Биология. Живой организм. 6 класс: Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. – М.: Дрофа, 2004.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

№ урока, темы

Тема

Кол-во

часов

Дата,

срок

Организационные формы контроля

1

1

Введение.

1

2

1

Цитология. Физиология клетки

1

Л/р № 1Движение цитоплазмы. Перемещение пластид вдоль стенок.

Л/р №2 Поступление воды в клетку (явление плазмолиза)

3

1

Эмбриология.

Половые клетки. Оплодотворение. Этапы эмбрионального развития

1

Л/р№3 Строение половых клеток.

4

1

Движение. Движение растений и животных 

1

5

1

Питание.

Питание растений

2

6

2

Питание животных

7

1

Поток веществ в организме.

Транспорт веществ в растительном организме.

2

8

2

Поток веществ в животном организме.

Л/р №4 Строение клеток крови лягушки и человека

Л/р № 5 Измерение пульса

9

1

Дыхание.

Растения тоже дышат

2

10

2

Дыхание и регуляция дыхания у животных.

Л/р № 6 Определение жизненной емкости легких.

11

1

Обмен веществ и энергии.

Метаболизм  в животном и растительном организмах.

1

12

1

Выделение.

Процесс выделения у растений. Листопад

2

Л/р № 7 Определение химического состава золы листвы растений.

13

2

Выделение у животных.

14

1

Размножение и развитие.

Виды размножения.

2

15

2

Развитие организмов.

Л/р №8 Наблюдение  за развитием проростков, побегов.

16

1

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Регуляция жизнедеятельности животных. Органы чувств.

Л/р № 9  Рефлексы спинного мозга. Анализ дуги спинномозговых рефлексов

17

2

Раздражимость у растений.

Л/р №10 Влияние ауксина на укоренение черенков.

Итого.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса

Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.

Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...

Использование индивидуально – ориентированной системы обучения А.А.Ярулова при изучении курса «Биология. Многообразие живых организмов»

В этой работе представлен опыт работы по применению Индивидуально - ориентированной системы обучения (ИОСО) Ярулова А.А. при преподавании биологии 7 класс. Это одна из новых технологий, которые можно ...

Элективный курс по биологии «Клетки, ткани, организм»

Рабочая программа элективного курса по биологии «Клетки и ткани» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и программы электив...

Программа элективного курса для 9 класса "Живой организм".

Программа нацелена на подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по биологии за курс основной школы....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...