Главные вкладки

    Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
    методическая разработка по биологии на тему

    Вилкова Татьяна Михайловна

    Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc139.5 КБ
    Office presentation icon metod._razrabotka._2_222.ppt632 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБ ОУ Пеля - Хованская СОШ

    Починковского района  Нижегородской области

    Аттестационная работа

    Методическая разработка учебной программы по биологии

    7 класса

    Царство Прокариоты

    Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».

    Выполнила учитель биологии

    Вилкова Татьяна Михайловна

    МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ

    Починковского района

    Нижегородской области.

    С. Пеля-Хованская

    2011 год.

    Содержание:

    1. Пояснительная записка.                                                        3 - 6
    2. Цели и задачи изучения биологии в школе.                        7  
    3. Цели и задачи раздела.                                                         8 - 10
    4. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.                                                                                  11 - 14
    5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.     15 - 17
    6. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.                                                                    18 - 24
    7. Система знаний и система деятельности.                              25 – 29
    8. Список литературы.                                                              30
    9. Календарно – тематическое планирование по разделу.
    10. Разработка урока.

    1. Пояснительная записка.

         Программа основного общего образования по биологии 7класса «Биология. Многообразие живых организмов» (авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,  Е.Т. Захарова) является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 класса. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

         В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.

         Из курса «Природоведение» 5 класса детям известно о клеточном строении организмов, основных частях клетки – оболочке, цитоплазме и ядре, органоидах клетки и их основных функциях. Они имеют представление о процессе деления клеток, разнообразии клеток растительных и животных организмов.

         В результате изучения природоведения ученики знают:

    1. строение животной и растительной клетки, их главные части;
    2. царства живой природы.

         Умеют:

    1. определять и показывать на рисунках и схемах основные части клетки, органоиды, называть их функции;
    2. сравнивать растительную и животную клетки и называть их отличительные признаки;
    3. перечислять царства живой природы;
    4. приводить примеры представителей различных царств природы.

         Во время изучения курса «Живой организм. 6 класс» (Автор Н.И. Сонин) учащиеся знакомятся с основными свойствами живых организмов, химическим составом клеток. Подробно знакомятся с клеткой как элементарной единицей живого (структурной, функциональной, размножения и развития).

          В 6 классе вводятся понятия: «безъядерные (прокариотические)» и «ядерные (эукариотические)» клетки. Учащиеся повторяют и закрепляют знания о строении и функции ядра, клеточной мембране (оболочке), цитоплазме и её органоидах. Знакомятся с хромосомами и их значением. Повторяют, закрепляют и конкретизируют знания о различиях в строении растительной, животной и бактериальной клеток. Ученики выполняют лабораторную работу «Строение клеток живых организмов» на готовых микропрепаратах.

         В результате изучения курса биологии 6 класса ученики знают:

    1. строение бактериальной, животной и растительной клетки, их главные части;
    2. строение цитоплазмы, органоидов и их функции.

         Умеют:

    1. определять и показывать на рисунках и схемах основные части и органоиды бактериальной, растительной и животной клеток, называть их функции;
    2. сравнивать бактериальную, растительную и животную клетки и называть их отличительные признаки;
    3. перечислять царства живой природы;
    4. приводить примеры представителей различных царств природы;
    5. работать с микроскопом с готовыми микропрепаратами.

         Таким образом, учащиеся подготовлены к восприятию и осмыслению основных понятий по разделу I «Царство Прокариот».

         Детям предстоит ознакомиться:

    1.  с происхождением и эволюцией бактерий;
    2. общими свойствами прокариотических организмов;
    3. многообразием форм бактерий;
    4. особенностями строения бактериальной клетки;
    5. понятием о типах обмена у прокариот;
    6. особенностями организации и жизнедеятельности прокариот;
    7. распространенностью и ролью в биоценозах;
    8. с ролью бактерий в медицине и других отраслях производства.

         На формирование основных понятий по данному разделу отводится 3 часа.

         Актуальность данного раздела возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Раздел «Царство Прокариоты» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

         Знания, полученные в разделе «Царство Прокариоты» помогут учащимся полнее и глубже усвоить материал курса 8 класса, такие темы, как: «Место человека в системе органического мира», «Внутренняя среда организма», «Человек и его здоровье». А также немаловажную роль эта тема играет при усвоении знаний в 9 классе при изучении темы «Эволюция живого мира на Земле». В дальнейшем это позволит учащимся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека.

          С содержание КИМов по ЕГЭ и ГИА входят вопросы, касающиеся знаний из раздела « Царство Прокариоты».  

          Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на  самостоятельный  поиск, отбор, анализ и использование информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

    1. Цели и задачи изучения биологии в школе.

    Цель: научить тем знаниям, которыми овладело человечество;

              развить способности ребенка, умение самостоятельно добывать знания,    

             способствовать воспитанию культуры исследовательского труда.

    Задачи: сформировать современные представления об окружающем                                                 материальном мире, научить наблюдать и анализировать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, проводить биологические исследования, анализировать результаты и практически применять их в повседневной жизни.

    Сформировать в сознании учащихся современную научную картину мира, используя основные биологические законы и явления.

    1. Цель и задачи раздела «Царство Прокариот».

    Цель: поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей по теме раздела программы « Царство Прокариоты»; изучить многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов.

    Образовательные задачи темы.

    Ознакомить учащихся с:

    1. происхождением и эволюцией бактерий;
    2. общими свойствами прокариотических организмов;
    3. многообразием форм бактерий;
    4. особенностями строения бактериальной клетки;
    5. различными способами питания, дыхания и размножения прокариот;
    6. особенностями распространения и ролью в биоценозах;
    7. значением бактерий в жизни человека (науке, медицине, промышленности).

    Научить определять сущность следующих понятий: «клетка», «безъядерные» (прокариотические) клетки, «ядерные» (эукариотические клетки), «микробиология», «муреин», «гетеротрофы», «сапротрофы» (сапрофиты), «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез»,  «аэробы», «анаэробы», «смешанное дыхание», «бактерии-симбионты», «патогенные бактерии», «галобактерии», «серобактерии», «метанобразующие бактерии», «цианобактерии», «термоацидофилы».

    Развивающие задачи темы.

    Формирование у учащихся умений:

    1. объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;
    2. характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах;
    3. приводить примеры распространенности прокариот;
    1. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
    2. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
    3. работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, делать краткий конспект в форме таблицы;
    4.  составлять план, конспект, реферат, презентацию;
    5.  владеть языком предмета.

    Развивать у учащихся навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности, а также навыков выступления перед аудиторией.

    Воспитательные задачи темы.

         Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение, представление о научной картине мира, убеждаться в познаваемости мира, в необратимости и направленном историческом развитии живой природы, биосферы в целом.

         Использовать знания об особенностях строения, типах обмена веществ у прокариот в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде и соблюдения личной гигиены.

         Формировать качества патриотизма на примере вклада отечественных ученых в развитие микробиологии.

         Развивать коммуникативные умения и навыки.

    1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

         Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

         После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

         В 7 классе учащиеся учатся использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

         Исходя их специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.

         В 7 классе обучается 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика.  По своему развитию детей можно разделить на три группы : у двух учащихся высокий уровень развития. Они сразу «на лету» усваивают материал, который дает учитель. Умеют анализировать, сравнивать, делать выводы самостоятельно. Речь хорошо развита, большой словарный запас. Эти дети, начиная с 4 класса, заинтересовались работой с микроскопом. Имеют опыт исполнения проектных исследовательских работ, с которыми принимают ежегодное участие  в районной экологической конференции, выступают в школе на экологических часах, неделях биологии и т.п. Имеют прочные биологические знания, активно и самостоятельно изучают живую природу.  Занимаются фотографией, делают снимки с микроскопа. Планируют и проводят природоохранную работу в школе.

           Ещё у двух  учащихся средний уровень развития. У них преобладает механическая память. Они не сразу усваивают учебный материал. Эти дети не умеют анализировать, сравнивать, обобщать, находить различия. Часто им необходима помощь учителя. Речь хорошо развита, большой словарный запас. Они умеют отвечать на вопросы, но рассуждают и делают выводы с помощью учителя. Учиться в школе им нравится.

     У четырех учащихся низкий уровень развития. У них непроизвольное внимание, отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности, быстро появляется утомление. Эти дети нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Речь развита слабо, есть недостатки в произношении, часто затрудняются выражать свои мысли, задания выполняют только по образцу. Свои обязанности выполняют по желанию, добросовестно. В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешенный.  Предлагаемый УМК предназначен для обучения детей 12-13 лет биологии  в общеобразовательной школе. Ведущую роль в развитии  школьника этого возраста играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это наиболее сложный «переходный возраст» - период от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование - «чувство взрослости».

         Для учащихся 7 класса, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение  задач, связанных с развитием таких качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе, развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за природными  явлениями, осознания возможности, развития у учащихся умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развития у них экологической  догадки.

         Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический.  Это не только способствует более прочному усвоению материала,  но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых (  например, недостаточный объем  оперативной слуховой памяти можно компенсировать успешной работой зрительного и моторно - графического анализаторов).

    1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

    В результате изучения раздела «Царство Прокариоты» учащиеся должны

     знать:

    1. происхождение и эволюцию бактерий;
    2. общие свойства прокариотических организмов;
    3. многообразие форм бактерий;
    4. особенности строения бактериальной клетки;
    5. различные способы питания, дыхания и размножения прокариот;
    6. особенности распространения и роль в биоценозах;
    7. значение бактерий в жизни человека (науке, медицине, промышленности);
    8. и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

    Должны определять сущность понятий: 

    1. «клетка», «безъядерные» (прокариотические) клетки, «ядерные» (эукариотические клетки),
    2. «микробиология»,
    3. «муреин»,
    4. «гетеротрофы», «сапротрофы» (сапрофиты), «автотрофы»,
    5.  «хемосинтез», «фотосинтез»,  
    6. «аэробы», «анаэробы», «смешанное дыхание»,
    7. «бактерии-симбионты», «патогенные бактерии», «галобактерии», «серобактерии», «метанобразующие бактерии», «цианобактерии», «термоацидофилы».

    Учащиеся должны уметь:

    1. объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;
    2. характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах;
    3. приводить примеры распространенности прокариот;
    4. различать бактериальные клетки по форме и особенностям объединения клеток (кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки, бациллы (палочки), вибрионы, спириллы и т.д.);
    5. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
    6. выделять главное, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;
    7. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
    8. работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, делать краткий конспект в форме таблицы;
    9. составлять план, конспект, реферат, презентацию;
    10. владеть языком предмета.

     В ходе изучения раздела программы «Царство Прокариоты» учащиеся разовьют на конкретном материале умение получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Сформируются умения адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Научатся искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Дети будут готовы: применять биологические знания в повседневной жизни, организовывать «презентацию» информации,  адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение: различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности, овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

    1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу  программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

         Для развития творчества учащихся используется не одно отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность  и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

    Технология критического мышления.

         Основные стадии учебного действия «вызов - осмысление-рефлексия». Использовать как прием обучения на уроке или на каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс.

         Использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий,  побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном  практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать полезен приём З-Х-У (Знаем - Хотим узнать - Узнали).

     

    Игровые технологии.

             По Г.К. Селевко существуют следующие виды игры:

    1. сюжетные,
    2. ролевые,
    3. деловые,  
    4. имитационные,
    5. драматизации.

    В качестве примера приведу  употребляемые мной игровые приёмы на отдельных  этапах урока. Приём имитации различных форм и особенностей объединения клеток бактерий (одна группа учащихся имитируют кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки, бациллы, вибрионы , спириллы и т.п., а другая группа учащихся называет их и обосновывает свой ответ). Пример сюжетной игры: история открытия А. Левенгуком простейших (готовится с учащимися заранее).  

          Дети получают свои роли, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действие участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

         В данном случае школьники получают возможность двигаться, менять позы, что немаловажно для уроков биологии.

         Последнее время огромное внимание уделяется применению в школе здоровьесберегающих технологий и поэтому важно использовать на уроках физкультминутки с музыкальным и визуальным сопровождением. Целебное воздействие музыки отмечали еще великие ученые Древней Греции: Платон, Гиппократ, Аристотель и др. По мнению великого Авиценны, звуки, построенные в гармоничную, связную композицию, способны возносить душу от слабости к силе. Платон считал, что музыка помогает выработать стойкий характер.  Методику проведения некоторых антистрессовых комплексов упражнений я предлагаю вашему вниманию.

    Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.

    «Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

    Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

    Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

    «Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

    «Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-аар». При этом старайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Затем попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

    Дыхательная гимнастика.

    Носовое дыхание. Своей задачей ставим обучение ребенка правильному физиологическому дыханию, которое предполагает активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, дыхание носом, всем телом. В первую очередь обращаем внимание на носовое дыхание, так как нос фильтрует воздух и защищает дыхательную систему человека от пыли и грязи. Нос служит барьером на пути не только пыли, но и различных микробов, обитающих в воздухе. Слизистая оболочка носа обладает бактерицидными свойствами, поэтому многие болезнетворные бактерии задерживаются и погибают здесь. Закаливающее носовое дыхание: сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть, разжав пальцы.

    «Дыхание плача». Представьте себе, что вы плачете - делаете вдох, на всхлипе. После вдоха - паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох.

         Я считаю, что игровые технологии являются эффективными приемами в изучении языка. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными.  А где интерес, там и дети. Поэтому на каждом уроке у меня присутствуют элементы игры, и тем самым происходит внедрение в обучение здоровье сберегающих технологий, а это ведет к снижению показателей заболеваемости детей.

    Метод проектов. ( Дж. Дьюн).

          Одним из действенных способов организации учебной и воспитательной деятельности учащиеся на уроках  биологии в 7 классе является проектная методика. Учащимся  предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. При работе над проектом знания по биологии  выступают как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом.

         Проектная методика, как способ организации исследовательской  и природоохранной деятельности может быть использована на любом этапе обучения. В зависимости от сформированных у учащихся коммуникативных умений и навыков на уроках по биологии  будут варьировать типы и содержание проектов. Можно выполнить следующие виды проектов:

     -  творческие (выпустить совместную газету, устроить праздник для своего класса);

     -  ролевые, игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли, определенные содержанием проекта;

    - исследовательские;

    - природоохранные проекты.

         Мы в разделе «Царство Прокариоты» выполняем информационный проект, где участники собирают определенную информацию о выдающихся российских и иностранных микробиологах и  выступают с сообщениями.

         Также разрабатывается проект о патогенных бактериях и их влиянии на историческое развитее человеческой цивилизации.

         Использование проектной методики на уроках биологии и в воспитательной работе в разделе «Царство Прокариоты» позволяет соблюсти деятельный характер обучения экологическим знаниям, сделать процесс обучения интересным и увлекательным для учащихся. Данный метод в целом и в частности на каждом из своих этапов включает воображение, творческую активность учащихся.

    Учебное исследование.

          Уже в определении этой технологии говорится о деятельности,  связанной с решением творческой или исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом, хотя и прогнозируемым. Поскольку экспериментировать в общественных дисциплинах можно только условно, то для нас актуальными являются исследовательские  и природоохранные творческие работы.

    Проблемное обучение (Г.И. Лернер).

           До 20% классно урочных занятий по предмету планируется, как проблемные уроки. Именно на таких уроках отличаются все 4 показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность) на этапе: введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «беглость» на этапе выдвижения гипотеза – «оригинальность», на этапе проверка произведенного решения – «точность». Мы используем проблемное обучение при объяснении происхождения и эволюции бактерий, при изучении глобального значения бактерий для эволюции живых организмов.

    Эвристическое обучение.

          В эвристическом  обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели - создание учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества (по А.В. Хуторскому). педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы гипотез, символического, взаимообучения, самооценки, конструирование понятий, прогнозирование « мозгового штурма» и др.. Мною часто используется репродуктивный метод. Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Эти методы тесно связаны с наглядными, словесными и практическими методами. Фактически эти методы являются теоретической основой. В репродуктивной беседе я использую для объяснения материала уже известные обучаемым факты и знания. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал. Зато можно закрепить знания учащихся по основным вопросам строения бактериальной клетки, чертам сходства и различия между прокариотической и эукариотической клеток.

          Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предлагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Я использую дифференцированный подход при проведении самостоятельных работ, фронтальных опросов, тестов, биологических диктантов и т.п.

    1. Система знаний и система деятельности.

     Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников.

    Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников биологических знаний.

    Вместо вопросов и заданий на освоение собственно-биологического содержания: например, как называется источник, из которого мы узнаем о бактериях, каковы особенности строения представителей царства прокариот и т.д., учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:

    1. для выбора (поиска) учениками источников своей учебной познавательной деятельности, например: по какому источнику лучше всего изучать бактерий;
    2. для планирования, выбора или проговаривания способов своей деятельности: по какому плану следует изучать строение и особенности обмена веществ у прокариот, каковы причины широкого распространения бактерий в природе;
    3. для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками результатов своей деятельности, учитель  предлагает  сделать анализ правильности выполнения задания и при необходимости объяснить, какие ошибочные действия вы (одноклассники) совершили.

    В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к:

    1. постановке учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение;
    2. постановке заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление;
    3. постановке заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы;
    4. постановке заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка – анализ и коррекция учителем результатов работы.

    В разделе также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение биологических объектов), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило, а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях.

    При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником), используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности.

    При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения.

    Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации, на умение различать мифологические и биологические факты, на выявление оценочных суждений и т. д.

    Особое место в обучении, на основе данного раздела, отводится развитию познавательного интереса учащихся к биологии. Помимо традиционных приемов и методов перечислю аудиовизуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях:

    1. приемы эмоционально-образного воздействия (использование музыкальных фрагментов, фрагментов научно-популярных и художественных видеофильмов);
    2. приемы пропаганды произведений художественной литературы (Приложение 1) и изобразительного искусства;
    3. приемы анимации изобразительной наглядности, мультипликации, декламации поэтических произведений.

    В разделе предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением семиклассников к элементам научного творчества.  Задания этих видов не являются обязательными для учащихся, они выполняются на добровольной основе, вместе с тем именно они позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов семиклассников,  раскрывать их индивидуальные возможности.

     Задача учителя заключается в том, чтобы каждый ученик нашел те темы и виды деятельности, которые позволят ему реализовать свой потенциал наилучшим образом. При этом в равной степени следует поощрять тех, кто уже приобретает вкус к научной деятельности (пишет сообщения), и тех, кто успешно проявляет себя в исследовательской, природоохранной и других видах работ.

    Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «С чем связано широкое распространение бактерий в природе», «Использование бактерий в жизни человека», «Бактериальные заболевания и их профилактика». В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Дети овладевают целым рядом биологических понятий, которые также встречаются и в других дисциплинах, например в медицине и экологии. Знания по данной теме позволяют лучше понять значимость представителей этого царства для жизни и здоровья человека и их глобальное значение для поддержания жизни на Земле.

    В дальнейшем знания, полученные при изучении «Царства Прокариот», помогут учащимся в повседневной жизни для поддержания иммунитета, его восстановлении. В современном мире отводится значимое место такому процессу как иммунизация населения, где знания полученные учащимися о бактериальной клетке играют немаловажную роль. Все это позволяет расширить связи биологической науки с  другими учебными предметами (химия, история, краеведение, литература, география, биология), способствует общению школьников с учащимися из других школ, например, в ходе проектной деятельности, в том числе через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.

    Помимо групповых форм работы можно предложить ученикам подготовку индивидуальных сообщений по тематике, не входящей в указанный перечень проектов. Например: «История открытия бактериальной клетки», «Отечественные микробиологи и их вклад в развитие науки».

       Система знаний по разделу «Царство Прокариоты» готовит учащихся к пониманию эволюции живого мира на Земле.

    1. Список литературы.

    1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010.

    2. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б.Захарова, Н.И.Сонин. Москва. Дрофа. 2011 год.

    3. Рабочая тетрадь. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б.Захарова, Н.И.Сонин. Москва. Дрофа. 2011 год.

    4. Биология.  Поурочные планы к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина 7 класс. Автор составитель М.В. Высоцкая. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006.

    5. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 7 класс. Составитель Н.А. Артемьева. – М.: ВАКО. 2010.

    6. Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С. Гиляров; - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

    7. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебное пособие. Нижний – Новгород. 2007

    8. Человек и его здоровье. Курс лекций. Нижний – Новгород. 2003.

    9. Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В. Учебник. 6 класс.-М.: Просв.,1995.

    10. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Корчагина В.А. Учебник.                       6 – 7 класс. - М.: Просвещение. 1989.

    11. Занимательная микробиология. В.М. Жданов, Г.В. Выгодчиков, Ф.И. Ершов, А.А. Ежов, Н.Б. Коростелев. Издательство «Знание». Москва – 1967.

    12. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. захарова, Н.И. Сонина. Биология 7 класс.

    1. http://www/ebio(Электронный учебник по биологии. 2007)
    2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Палеонтология. Москва. Астрель. Издательство ЕРМАК. 2004.
    3. Микроскоп. Д – р Райнер Кёте. «Издательство Мир книги». 2007.
    4. http://tana.ucoz.ru/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Выполнила: Вилкова Татьяна Михайловна, учитель биологии Пеля-Хованской средней общеобразовательной школы Починковского района Нижегородской области. С. Пеля-хованская 2011 год.

    Слайд 2

    Цель: поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей по теме раздела программы « Царство Прокариоты». Главная задача моей работы : выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы «Царство Прокариоты» , разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроках биологии. Программа основного общего образования по биологии 7класса «Биология. Многообразие живых организмов» (авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова), является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 класса. Учебная нагрузка по данному курсу составляет 2 часа в неделю (68 часов в год). На данный раздел отводится 3 часа. Он изучается в первой четверти в начале учебного года. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

    Слайд 3

    Введение. Актуальность данного раздела состоит в том, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Раздел «Царство Прокариоты» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. И c пользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Знания, полученные в разделе «Царство Прокариоты» помогут учащимся полнее и глубже усвоить материал курса 8 класса, такие темы как: «Место человека в системе органического мира», «Внутренняя среда организма», «Человек и его здоровье». А также не маловажную роль эта тема играет при усвоении знаний в 9 классе при изучении темы «Эволюция живого мира на Земле». В дальнейшем это позволит учащимся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека. С содержание КИМов по ЕГЭ и ГИА входят вопросы касающиеся знаний из раздела « Царство Прокариоты». Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

    Слайд 4

    Цель раздела. Изучить многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. Образовательные задачи темы. Ознакомить учащихся с: происхождением и эволюцией бактерий; общими свойствами прокариотических организмов; многообразием форм бактерий; особенностями строения бактериальной клетки; различными способами питания, дыхания и размножения прокариот; особенностями распространения и ролью в биоценозах; значением бактерий в жизни человека (науке, медицине, промышленности). Научить определять сущность следующих понятий: «клетка», «безъядерные» (прокариотические) клетки, «ядерные» (эукариотические клетки), «микробиология», «муреин», «гетеротрофы», «сапротрофы» (сапрофиты), «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «аэробы», «анаэробы», «смешанное дыхание», «бактерии-симбионты», «патогенные бактерии», «галобактерии», «серобактерии», «метанобразующие бактерии», «цианобактерии», «термоацидофилы».

    Слайд 5

    Развивающие задачи темы. Формирование у учащихся умений: объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом; характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах; приводить примеры распространенности прокариот; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, делать краткий конспект в форме таблицы; составлять план, конспект, реферат, презентацию; владеть языком предмета. Развивать у учащихся навыки: исследовательской, проектной и творческой деятельности, а также навыков выступления перед аудиторией. Воспитательные задачи темы. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение, представление о научной картине мира, убеждаться в познаваемости мира, в необратимости и направленном историческом развитии живой природы, биосферы в целом. Использовать знания об особенностях строения, типах обмена веществ у прокариот в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде и соблюдения личной гигиены. Формировать качества патриотизма на примере вклада отечественных ученых в развитие микробиологии. Развивать коммуникативные умения и навыки.

    Слайд 6

    Тематический план. Название темы Количество часов Введение . 3 Царство Прокариоты. 3 Царство Грибы. 5 Царство Растения. 17 Царство Животные. 38 Царство Вирусы. 1 Повторение. 1

    Слайд 7

    Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями. После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выгодский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. В 7 классе учащиеся учатся использовать: аппарат учебника, дидактические материалы, нормативно-правовые акты. Развивают способность работать в группах, парах. Формируют умения: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выражать свои взгляды, осознавать проблему, выдвигать гипотезы. В 7 классе обучается 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика. По своему развитию детей можно разделить на три группы : у двух учащихся высокий уровень развития. Ещё у двух учащихся средний уровень развития. У четырех учащихся низкий уровень развития. Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический.

    Слайд 8

    Ожидаемые результаты освоения раздела программы. В ходе изучения раздела программы «Царство Прокариоты» учащиеся разовьют на конкретном материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Сформируются умения адекватно оценивать собственные возможности и достижения. Научатся искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Дети будут готовы: применять биологические знания в повседневной жизни, организовывать «презентацию» информации, адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно - оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение: различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности, овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

    Слайд 9

    Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. Технология критического мышления. Игровые технологии. Метод проектов. ( Дж. Дьюн). Учебное исследование. Проблемное обучение (Г.И. Лернер ). Эвристическое обучение. Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предлагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Я использую дифференцированный подход при проведении самостоятельных работ, фронтальных опросов, тестов, биологических диктантов и т.п.

    Слайд 10

    Система знаний и система деятельности. Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников . Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников биологических знаний, планируют свою деятельность и рецензируют результаты работы. В разделе также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Особое место в обучении, на основе данного раздела, отводится развитию познавательного интереса учащихся к биологии. Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий. (Приложение 2). В разделе предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением семиклассников к элементам научного творчества. (Приложение 3). Система деятельности включает: развитие критического, аналитического, творческого мышления; опору на умение и навыки выстраивания причинно - следственных связей между фактом, событием, явлением; умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели. В процессе усвоения материала темы дети используют познавательную, преобразующую, общеучебную и самоорганизующую виды деятельности.

    Слайд 11

    Контролирующие материалы. В качестве контроля усвоения учащимися материала на уроках используются: сравнительные таблицы; вопросы для обсуждения; биологический диктант; работа с сигнальными карточками, схемами, рисунками, терминами. (Приложение 2). Результаты контроля по данному разделу : Год Класс Кол-во уч-ся Кол-во уч-ся писавших работу Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» Качество знаний 2009-2010 7 15 15 7-47% 6-40% 2-13% - 87% 2010-2011 7 11 11 4-37% 2-18% 5-45% - 55% 2011-2012 7 8 8 3-37.5% 3-37.5% 2-25% - 75%

    Слайд 12

    Литература. 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010. 2. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б.Захарова, Н.И.Сонин. Москва. Дрофа. 2011 год. 3. Рабочая тетрадь. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б.Захарова, Н.И.Сонин. Москва. Дрофа. 2011 год. 4. Биология. Поурочные планы к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина 7 класс. Автор составитель М.В. Высоцкая. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006. 5. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 7 класс. Составитель Н.А. Артемьева. – М.: ВАКО. 2010. 6. Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С. Гиляров; - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 7. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебное пособие. Нижний – Новгород. 2007 8. Человек и его здоровье. Курс лекций. Нижний – Новгород. 2003. 9. Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В. Учебник. 6 класс.-М.: Просв.,1995. 10. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Корчагина В.А. Учебник. 6 – 7 класс. - М.: Просвещение. 1989. 11. Занимательная микробиология. В.М. Жданов, Г.В. Выгодчиков, Ф.И. Ершов, А.А. Ежов, Н.Б. Коростелев. Издательство «Знание». Москва – 1967. 12. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. захарова, Н.И. Сонина. Биология 7 класс. 13. http :// www / ebio (Электронный учебник по биологии. 2007) 14. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Палеонтология. Москва. Астрель. Издательство ЕРМАК. 2004. 15. Микроскоп. Д – р Райнер Кёте. «Издательство Мир книги». 2007. 16. http://tana.ucoz.ru/ 17. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%EA%F0%EE%E1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%FF 18. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

    Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...

    Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс

    Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...

    Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.

    Методическая разработка раздела "технология создания изделий из древесины.элементы машиноведения". Разработка для учителей технологии, сдающих на категорию. Материал представлен по 6 классу....

    Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке по дереву.

    Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке  по дереву.  Урок: Технология точения древесины на токарном станке(10 класс)....

    Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс

    Методическая разработка раздела учебной программы по биологии« Клетка», 10 класс...

    Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"

    Презентация "  Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка»  10 класс"...