Главные вкладки

    Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс
    методическая разработка по биологии на тему

    Леганова Наталья Николаевна

    Методическая разработка раздела учебной программы по биологии

    « Клетка», 10 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл leganova_met_razr2.docx90.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное    казённое    образовательное    учреждение Воскресенского                    муниципального района Нижегородской области

    Глуховская  средняя общеобразовательная школа

    Методическая разработка раздела учебной программы по биологии

    « Клетка», 10 класс

                                                                 Выполнила:

                                                              Леганова Наталья Николаевна,

                                                        учитель биологии МКОУ Глуховской средней                                  общеобразовательной школы

    Воскресенского  района Нижегородской области

                                                          2014

    Содержание

    1. Пояснительная записка.
    2. Цели и задачи раздела.
    3. Психолого-педагогическое объяснение специфики

             восприятия и освоения учебного материала учащимися,  в

            соответствии с возрастными особенностями.

    1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
    2. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы. образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
    3. Система знаний и система деятельности.
    4. Календарно – тематическое планирование по разделу.
    5. Анализ результатов контроля по данному разделу.
    6. Разработка урока.
    7. Список литературы.
    8. Приложения.

    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования и  реализуется в учебниках В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10 и 11 классов.

    В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.

    Основные отличительные особенности программы по биологии для средней (полной) школы заключаются в следующем:

    -основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания биологического образования;

    -объем и глубина учебного материала определяются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

    -требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования и примерное тематическое планирование ограничивают

    объем содержания, изучаемого на базовом уровне.

    Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Данная программа может быть использована в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

    Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно

    поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины

    и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

    Програма рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета

    в течение двух лет (10 и 11 классы), соответственно 70 часов преподавания в течение двух лет.

    Повышение эффективности и качества знаний – главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. А выбранные учителем формы и методы работы могли привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала.

    Исходя из выше сказанного цель моей работы:

    выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы «Клетка », разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроках биологии.

    При выборе раздела общеобразовательной программы я руководствовалась следующими мотивами:

    • Актуальностью данной темы,  заключающейся  в том, что знания цитологического материала необходимы для познания общих закономерностей живой природы, т.к. клеточное строение организмов подчеркивает единство  всего органического мира;
    • Считаю достаточно важным обобщить и закрепить знания, полученные на более ранних этапах обучения и грамотно организовать усвоение более   сложных   тем   раздела   «Клетка»;
    • Большим количеством вопросов из раздела «Клетка», входящим в содержание КИМ по ЕГЭ.

          Цели и задачи раздела

    Цель раздела: Формирование   знаний о химической организации, строении, функции клетки и процессах, происходящих внутри неё.

    Образовательные задачи:

    • Изучить химический состав клеток
    • Выявить роль неорганических и органических веществ
    • Закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток, вирусов
    • Рассмотреть основные положения клеточной теории и реализацию наследственной информации в клетке

    Развивающие задачи:

    1.        Формировать у учащихся умения:

    • характеризовать особенности организации клеток эукариот и прокариот,
    • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
    • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
    • работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, составлять план, конспект, реферат, презентацию;
    • владеть языком предмета.

    2.        Развивать у учащихся навыки: исследовательской, проектной и
    творческой деятельности, а также навыки выступления перед
    аудиторией, коммуникативные навыки.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью;
    • Формировать положительную мотивацию к предмету.

    Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными

    особенностями

    Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    В юношеском возрасте происходят значительные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением, появляется устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Особую сложность приобрела задача профессионального ориентирования в современных условиях, когда старшие (учителя и родители) сами не уверены в правильности своих советов.

    Некоторые психологи считают, что эта особенность – самостоятельность встречи с изменяющимся миром  вообще является специфической для юности. В юности происходит переход от самоопределения к самореализации.

    Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз.

    Для юношеского возраста характерно абстрактное теоретическое мышление, к концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

    Обучение в старших классах связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.

    Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

    Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим.

    Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность связана с жизненными планами.

    В эти годы происходит и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается объем памяти, но и изменяются и совершенствуются способы запоминания. Наряду с произвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становится характерным установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

    Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью.

    В учении сформированы общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.  Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умений пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение, вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Этот возраст являются достаточно сенситивным для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на формирование индивидуальных различий, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

    Характерной особенностью данного возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в юношеском возрасте, является склонность к исследованию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру.

    Данный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи школьники стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Учащиеся в этом возрасте могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов ученика выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.

    В 10 классе нашей школы обучается 12 человек. Тип и форму урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный  материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

    Ожидаемые результаты освоения раздела программы

           Учащиеся должны:

           Знать /понимать

    основные положения биологических теорий (клеточная);

    строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

    сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;

    вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки;

    биологическую терминологию: цитология,  гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;

    уметь

    объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

    решать элементарные биохимические задачи;

    сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;

    находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

    Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

       Для развития творчества учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность  и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

    • Информационно-коммуникационные технологии
    • Здоровьесберегающие технологии
    • Элементы проектной технологии и проблемного обучения
    • Технология развития критического мышления.
    • Информационно-коммуникационные технологии.

    Компьютерные технологии открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности. Преимущества технологии при изучении раздела «Клетка»:

    • материал раздела  абстрактный, большое значение имеет наглядность;
    • совершенствование навыков владения компьютером;
    • возможность привлечения ЭОР;
    • индивидуализация обучения (дифференцированные задания);
    • объективность и оперативность контроля и оценивания знаний при использовании интерактивных тестов;
    • использование различных видов представления информации (презентации, видео, аудио, тренажеры, обучающие компьютерные

    программы, интерактивные тесты и т.п.);

    • Здоровьесберегающие технологии.

    Считаю своей педагогической задачей формирование у школьников такой системы взглядов на жизнь, в которой здоровье являлось бы  важнейшей ценностью. Целью технологии считаю привитие учащимся норм поведения, которые без ущерба для здоровья обеспечат  качество обучения, воспитания и развития школьников. При планировании урока  считаю необходимым учитывать следующие параметры;

    • Контроль за физическими и психическими нагрузками на уроке;
    • Создание максимально-комфортных условий;
    • Чередование видов деятельности;
    • Оптимальное время работы с компьютером;
    • Дифференцировка  заданий;
    • Возможность проведения физкультминуток.

    • Проектные технологии.

    Одним из действенных способов организации учебной и воспитательной деятельности учащиеся на уроках биологии в 10 классе является проектная методика. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. При работе над проектом знания по биологии выступают как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом. Проектная методика, как способ организации исследовательской и природоохранной деятельности может быть использована на любом этапе обучения.

    В разделе «Клетка» выполняется информационный проект, где участники собирают определенную информацию об истории создания клеточной теории и выступают с сообщениями. Также разрабатывается проект о патогенных бактериях и их влиянии на историческое развитие человеческой цивилизации.

    • Проблемное обучение

    До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется, как проблемные уроки. Именно на таких уроках проявляются все 4 показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность) на этапе: введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость» на этапе выдвижения гипотез - «оригинальность», на этапе проверка произведенного решения - «точность». К главным целям проблемного обучения относится:

    • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
    • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания более прочные, чем при традиционном обучении;
    • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
    • Методы и формы работы на уроках биологии, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, стимулируют интерес к предмету, содействуют развитию интеллектуальных и практических умений, углубляют теоретические знания, оказывают воспитывающее воздействие. В результате повышается качество знаний учащихся, их успеваемость.

    •  Технология развития критического мышления.

    Самостоятельные исследования школьников, как нельзя лучше, можно организовать, опираясь на технологию развития критического мышления. Педагогическая технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

                Формы организации деятельности

    • фронтальные  (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе);
    • групповые (работа в парах  - при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний; работа в  группах на уроках изучения нового материала);
    • индивидуальные (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков);

    Система знаний и система деятельности

    Виды  деятельности

    • Познавательная  деятельность
      Использование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать
    • Преобразующая деятельность
      Умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем
    • Общеучебная деятельность
      Деятельность по организации учебного  места, формирование умений и способов поиска биологической информации, работа со справочной  и дополнительной литературой, совершенствованию техники чтения, формирование навыков конспектирования; организация работы в группе, использование метода взаимооценки.
    • Самоорганизующая  деятельность
      Формировать способы самостоятельной постановки целей, самоучета собственной деятельности, осознание своего продвижения.

     Система знаний включает в себя:
    - общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания);
    - знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.)
    - фундаментальные знания из конкретной предметной области;
    - знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся,
     их подготовку к будущей профессии.

            Виды деятельности учащихся на уроках  раздела « Клетка»

    Тема

    Содержание

    Виды деятельности учащихся

    2.1. История изу-

    чения клетки.

    Клеточная теория

    (1 час)

    Развитие знаний о

    клетке. Работы Р. Гука,

    А. ван Левенгука,

    К. Бэра, Р. Броуна,

    Р. Вирхова. Клеточная

    теория М. Шлейдена и

    Т. Шванна. Основные

    положения современ-

    ной клеточной теории.

    Роль клеточной теории

    в формировании современной естественно-

    научной картины мира.

    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

    темы.

    Определяют предмет, задачи и методы исследования ци-

    тологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории.

    Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад ученых — исследователей клетки в развитие биологиче-

    ской науки.

    Приводят доказательства родства живых организмов

    с использованием положений клеточной теории.

    Работают с иллюстрациями учебника.

    Работают с электронным приложением.

    2.2. Химический

    состав клетки

    (4часа)

    2.3. Строение

    эукариотической и

    прокариотической

    клеток (3 часа)

    2.4. Реализация

    наследственной

    информации в

    клетке (1час)

    2.5. Вирусы (1 час)

    Единство элементного

    химического состава

    живых организмов как

    доказательство единст-

    ва происхождения жи-

    вой природы. Общность

    живой и неживой природы на уровне химиче-

    ских элементов. Орга-

    ногены, макроэлемен-

    ты, микроэлементы,

    ультрамикроэлемен-

    ты, их роль в жизнедея-

    тельности клетки и ор-

    ганизма. Неорганиче-

    ские вещества. Вода

    как колыбель всего

    живого, особенности

    строения и свойства.

    Минеральные соли.

    Значение неорганических веществ в жизни

    клетки и организма.

    Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические

    вещества. Липиды.

    Углеводы: моносахариды, полисахариды.

    Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

    Удвоение молекулы

    ДНК в клетке. Принципиальное строение и

    роль органических веществ в клетке и в организме человека.

    Мембрана, цитоплазма, ядро.

    Основные органоиды

    клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат

    Гольджи, лизосомы,

    митохондрии, пластиды, рибосомы.

    Функции основных

    частей и органоидов

    клетки. Основные отличия в строении животной и растительной

    клеток.

    Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

    Прокариотическая

    клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

    ДНК — носитель на-

    следственной информа-

    ции. Генетический код,

    его свойства. Ген. Био-

    синтез белка.

    Вирусы — неклеточная

    форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в

    природе и жизни чело-

    века. Меры профилактики распространения

    вирусных заболеваний.

    Профилактика СПИДа.

    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

    темы.

    Приводят доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

    Сравнивают химический состав тел живой и неживой

    природы и делают выводы на основе сравнения.

    Характеризуют особенности строения, свойства и роль

    неорганических и органических веществ, входящих в состав живых организмов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями веществ на основе текстов и рисунков

    учебника. Приводят примеры органических веществ

    (углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот), входящих в состав организмов, мест их локализации

    и биологической роли.

    Работают с иллюстрациями учебника.

    Решают биологические задачи.

    Выполняют лабораторные, практические и иссле-

    довательские работы по изучаемой теме.

    Работают с электронным приложением.

    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют клетку как структурно-функцио-

    нальную единицу живого. Выделяют существенные признаки строения клетки, ее органоидов, ядра, мембраны,

    хромосом, доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов. Сравнивают особенности строе-

    ния доядерных и ядерных клеток, клеток растений, жи-

    вотных и грибов и делают выводы на основе сравнения.

    Устанавливают причинно-следственные связи между

    строением и функциями биологических систем на приме-

    ре клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

    Работают с иллюстрациями учебника.

    Пользуются цитологической терминологией.

    Обосновывают меры профилактики бактериальных заболеваний.

    Выполняют лабораторные, практические и исследова-

    тельские работы по изучаемой теме.

    Работают с электронным приложением.

    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения те-

    мы. Выделяют фундаментальный процесс в биологических системах — реализация информации в клетке.

    Выделяют существенные признаки генетического кода.

    Описывают и сравнивают процессы транскрипции и

    трансляции.

    Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле.

    Решают биологические задачи.

    Работают с иллюстрациями учебника.

    Работают с электронным приложением.

    Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

    темы.

    Выделяют существенные признаки строения и жизненных циклов вирусов. Характеризуют роль вирусов возбудителей болезней и как переносчиков генетической

    информации. Обосновывают меры профилактики вирусных заболеваний.

    Находят информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах

    (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,

    реферат, обзор, портфолио).

    Работают с иллюстрациями учебника.

    Работают с электронным приложением.


                                  Поурочное планирование по разделу

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

    Тема урока

    Количество часов

    Тип урока

    Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

    Виды контроля

    Планируемые результаты освоения материала

    Домашнее задание

    Дата проведения

    ГЛАВА 2. КЛЕТКА (10 часов )

    ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 час)

    4

    История    изучения клетки. Клеточная теория.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Называть   и   описывать

    этапы   создания   клеточной теории.

    Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

    *Приводить   доказательства к положениям клеточной теории.

    §2.1.

    ТЕМА 2.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (4 часа)

    5

    Химический   состав клетки. Неорганические вещества.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Сообщения учащихся. Беседа по изученному материалу.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Перечислять    биоэлементы,   микроэлементы,   ультрамикроэлементы.

    Приводить примеры биохимических эндемий.

    Сравнивать      химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

    §2.2, §2.3.

    6

    Органические вещества.      Липиды и углеводы.

    1

    Комбинированный урок.

    Самостоятельная работа с текстом учебника. Беседа по прочитанному материалу.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Описывать элементарный состав углеводов и липидов.

    Приводить   примеры   углеводов и липидов различных групп.

    Находить  информацию  о липидах и углеводах в различных   источниках   и   критически оценивать ее

    §2.4, §2.5  

    (до белков).

    7

    Органические вещества. Белки.

    1

    Комбинированный урок.

    Беседа по вопросам, выполнение схемы.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Называть:

    элементарный   состав   и мономеры белков; функции белков.

    Описывать      проявление функций белков.

    Перечислять причины денатурации белков.

    Объяснять   механизм   образования белков.

    Характеризовать   биологическую    роль    белков    в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

    §2.5.

    8

    Органические вещества.    Нуклеиновые       кислоты.

    1

    Комбинированный урок.

    Беседа по вопросам, работа в тетради.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Называть:

    Типы нуклеиновых кислот; функции нуклеиновых кислот.

    Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

    Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать ее.

    Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.

    §2.6.

    ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (3 ЧАСА)

    9

    Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Самостоятельная работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.

    Давать определения ключевым понятиям.

    Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

    Выделять особенности строения  эукариотической клетки.

    Сравнивать строение растительной и животной клеток.

    Описывать органоиды цитоплазмы и их значения в жизнедеятельности клетки.

    §2.7.

    10

    Клеточное ядро. Хромосомы.

    1

    Комбинированный урок.

    Самостоятельная работа с текстом учебника. Беседа по вопросам.

    Давать определение ключевым понятиям.

    Описывать строение ядра эукариотической  клетки.

    Перечислять функции структурных компонентов ядра.

    Характеризовать строение и состав хроматина.

    Находить информацию о строении клетки и различных источниках и критически оценивать ее.

    §2.8.

    11

    Прокариотическая клетка.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Лекция, работа с таблицей

    Давать определения ключевым понятиям.

    Называть:

    Части и органоиды прокариотической клетки; экологическую роль бактерий.

    Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.

    §2.9.

    ТЕМА 2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1 ЧАС)

    12

    Реализация наследственной информации в клетке.

    1

    Комбинированный урок.

    Конспектировать тему, составить план; работа с терминами

    Давать определение ключевым понятиям.

    Называть основные свойства генетического кода.

    Описывать процесс биосинтеза белка.

    Характеризовать сущность  процесса передачи наследственной информации.

    §2.10.

    ТЕМА 2.5. ВИРУСЫ (1 ЧАС)

    13

    Неклеточные формы жизни.

    Вирусы.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Работа с электронным приложением учебника

    Давать определение ключевым понятиям.

    Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

    Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

    §2.11.


    Анализ результатов контроля по данному разделу:

    Год

    Класс

    Кол-во уч-ся

    Кол-во уч-ся писавших работу

    Оценка «5»

    Оценка «4»

    Оценка «3»

    Оценка «2»

    Качество знаний

    2010-2011

    10

    8

    8

    1

    4

    3

    -

    62,5%

    2011-2012

    10

    8

    8

    3

    3

    2

    -

    75%

    2012-2013

    10

    12

    12

    3

    7

    2

    -

    83%

    Качество знаний повысилось, что связано с применением различных форм и методов обучения.

    Результативность работы:

    • уроки нравятся детям
    • наблюдается положительная динамика качества знаний
    • рост творческих способностей учащихся
    • развитие коммуникативных умений

                             Разработка урока по биологии

                  Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.

    Место урока в разделе: десятый урок в разделе, заключительный. Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии в 10 классе. Всего на изучение данной темы  отведено 10 часов (программа среднего (полного) общего образования по биологии X-XI классы, авторы:И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов, 2010г). Проведённый урок является заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности  вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением.

        Цели урока: Сформировать знания о вирусах как о неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования, роли вирусов в природе и жизни человека;

    1. Образовательные:  обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма.
    2. Развивающие: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ.

    Задачи урока:

    1. Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности,                                               бережного отношения к своему здоровью.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий.

    Ученик должен уметь: пользоваться терминологией, объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

    Метапредметные :

    Познавательные:

    умение работать с различными источниками информации, поиск и выделение необходимой информации;  установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

    Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки.

    Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

    Личностные: формирование познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного отношения к изучению материала.

    Предметные:

    Планируемые результаты

       Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

       Методы: проблемный, исследовательский

       Технологии: ИКТ, проблемно-диалогическое обучение, дифференцированное         обучение.

       Приемы: Подводящий диалог, проблемная ситуация.

       Оборудование: Электронное приложение к учебнику Сивоглазова изд. «Дрофа», мультимедийное пособие « Общая биология» изд. «Дрофа», ПК с подключением интернета, учебник"Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой.

                                             ХОД  УРОКА

    1. Оргмомент (30 сек)  Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

    2.Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

     Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.. Согласно статистическим данным на 1 июня 2013  года из 7,1  млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30000 чел.

    3.Сообщение темы, целей и задач урока.

    О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

    Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств  против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответ учащихся). 
    Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? 

    Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов.

    Слово учителю:

    Когда-то, миллионы лет назад,

    На нашей замечательной планете

    Возникла жизнь, и начался парад

    Невиданных существ на этом свете.

    Бактерии, простейшие, грибы,

    Не счесть червей, и так от века к веку

    Жизнь становилась гуще и сложней

    И, наконец, дошла до человека.

    Все хорошо! Но, видимо, Природа

    Иль просчиталась где, иль что недоучла,

    Но в этой распрекрасной бочке меда

    И ложку дегтя нам преподнесла!

    То ль существа, а может, вещества-

    Об этом долгий спор не утихает,

    Но вирусы – и все об этом знают –

    Среди других живут и процветают –

    Печальная реальность такова!

    Грозит нам СПИД – себя как уберечь?!

    И птичий грипп откуда – то вдруг взялся!

    Как сделать, чтобы затупился меч,

    А щит непробиваемым остался!?

    Задает вопросы

    1. О какой «ложке дегтя» идет речь?
    2. Вирусы это «существа или вещества»?  Как вы думаете? Заполните первую часть таблицы.

    Задание 1.  Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

    Суждения (вопросы)

    До изучения темы

    После изучения темы

    1. Вирусы – это одноклеточные организмы

    2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»

    3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

    4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты

    5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка

    6. К группе ретровирусов относятся вирусы, содержащие РНК

    7. Вирусы возникли  на Земле раньше бактерий

    4 .Изучение нового материала.

     

    Итак, в ходе заполнения таблицы появились вопросы, поэтому  я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все вопросы.

    Задание2: Посмотреть видефрагменты в электронном приложении к учебнику: 1.История вирусологии.  2.Строение вируса. 3.Бактериофаги.  

    Работа с ЭОР:

    1.http://www.fcior.edu.ru/card/7680/virusy-nekletochnye-formy-zhizni.html, 2.http://www.fcior.edu.ru/card/10164/virusnye-bolezni-cheloveka-i-ih-profilaktika.html   

    Задание3: Обратиться к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно  оценить после просмотра  видеофрагментов? Какие вопросы остаются нерешёнными?

    Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми  организмами? Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов  разбираются учащимися в ходе  самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.

              Работа в группах.

    Задание для 1 группы. По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка". Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы.

    Внимательно изучите текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр.  100-101. Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

     Задание для 2 группы.  Опровергните или подтвердите афоризм: «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции». Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 101-102 о размножении вируса, изучите рис. 47 на стр. 101. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

    Задание для 3 группы. Задумайтесь над словами японского писателя Акутагава Рюноскэ: "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно". Внимательно прочитайте текст на стр.102-103.  Определите: Какие организмы могут поражаться вирусами? Какие заболевания они вызывают? Пути передачи вирусов? Предложите меры и  способы профилактики вирусных заболеваний.

    После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающий от  каждой группы.  Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

    Выступления учащихся можно сопровождать компьютерной презентацией учителя.

    Задание 4.Можем ли  мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы).

    Задание 5.  Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

     Ответы учащихся:

     (- Вирусы микроскопичны.

    -Вирусы – неклеточные формы жизни.

    -Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е.  мутируют.

    -Могут долгое  время  находится в скрытой форме.)

      Закрепление 

    Ответить на вопросы теста в электронном приложении к учебнику. Работа с ЭОР:  1.http://www.fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html,

    2. http://www.fcior.edu.ru/card/758/virusnye-bolezni-cheloveka-i-ih-profilaktika.html.

    Рефлексия

      1. Выделите не менее 4-х видов (форм)  деятельности, в которых вы принимали участие на уроке .

    2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»

    И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

     - Сегодня я узнал …        

    - Я удивился …

    - Теперь я умею …

    - Я хотел бы …

       Домашнее задание:

    1. Параграф 14, ответить на вопросы после параграфа
    2. Выбрать одно из заданий:

    А) написать памятки учащимся о профилактике одного из  вирусных заболеваний.

    Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом?

    В) Собрать материал о вирусном заболевании и оформить информацию в  виде  

    презентации.

            3. Написать синквейн на тему «Вирус»

                1. Тема

                2. 2 прилагательных

                 3. 3 глагола

                4. Краткая фраза, отражающая суть темы

                5. Ключевое слово темы

        Список литературы

    1. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень)  / авт-сост. Т.В.Зарудняя.-Волгоград: Учитель, 2008.
    2. Методическое пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень) / Т.А.Козлова.- М.: Дрофа, 2009.
    3. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И Сивоглазов,  И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008
    4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008  
    5. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.
    6. Электронное приложение к учебнику (www.drofa.ru)

    Приложения

    Приложение 1.

      Перечень ЭОР по теме « Вирусы»

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1.

    Вирусы – неклеточная форма жизни

    информационный

    модуль

    http://www.fcior.edu.ru/card/7680/virusy-nekletochnye-formy-zhizni.html

    2.

    Вирусы – неклеточная форма жизни

    контрольный

    модуль

    http://www.fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html

    3.

    Вирусные болезни человека и их профилактика

    информационный

    модуль

    http://www.fcior.edu.ru/card/10164/virusnye-bolezni-cheloveka-i-ih-profilaktika.html

    4.

    Вирусные болезни человека и их профилактика

    контрольный

          модуль

    http://www.fcior.edu.ru/card/758/virusnye-bolezni-cheloveka-i-ih-profilaktika.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс

    Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...

    Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.

    Методическая разработка раздела "технология создания изделий из древесины.элементы машиноведения". Разработка для учителей технологии, сдающих на категорию. Материал представлен по 6 классу....

    Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке по дереву.

    Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке  по дереву.  Урок: Технология точения древесины на токарном станке(10 класс)....

    Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"

    Презентация "  Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка»  10 класс"...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ 9 КЛАССА «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

    Пояснительная записка.                         Цели и задачи раздела....