Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Бачурин Михаил Иванович

Методическая разработка раздела "технология создания изделий из древесины.элементы машиноведения". Разработка для учителей технологии, сдающих на категорию. Материал представлен по 6 классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_bloka_tekhnologii.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

абрамовская средняя образовательная школа

                 

методическая рАзработка

 раздела учебной программы ПО технологии

 6 класс

раздел «технология создания изделий из древесины.

элементы машиноведения».

выполнил

 учитель технологии

Бачурин м.и.

с. абрамово

2014

Оглавление.

  1. Пояснительная записка ___________________________________________3-4
  2. Цели и задачи раздела _____________________________________________5-6
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики

восприятия и освоения учебного материала обучающимися

в соответствии с возрастными особенностями _______________________7-9

       4.    Ожидаемые результаты освоения раздела программы _________________10

       5.    Обоснование используемых  в образовательном процессе

               по разделу программы образовательных технологий,

               методов, форм организации деятельности обучающихся ______________11-12

  1. Система знаний и система деятельности ____________________________13
  2. Календарно- тематическое планирование по разделу _________________14
  3. Проект урока по технологии ________________________________________15-22
  4. Список литературы ________________________________________________23
  5. Самоанализ урока _________________________________________________24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Концепция модернизации российского образования, Госстандарт ориентируют учителя на деятельностный характер обучения: образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Технология выполняет определенную роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков.

       В процессе обучения технологии, обучающиеся должны усвоить учебный материал на теоретическом уровне, который будет являться основой формирования системы практических умений и навыков и приобретенные знания и умения использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

 Методическая разработка программы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе  программы:

-Программа начального и основного общего образования «Технология», рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования М.О. Р.Ф., М: Издательский центр Вентана-Граф, 2008г. под редакцией авторов: Хохлова М.В.,Самородский П.С.,Синица Н.В., Симоненко В.Д.

Программа нацелена на пополнение и углубление знаний учащихся по обработке древесины, металлов, созданию творческих проектов, ознакомлению с элементами машиноведения. Программа 6 класса уже в большей степени, нежели в 5 классе ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Основной целью программы является: - получение учащимися технологических знаний, на основе включения их в разнообразные виды деятельности по созданию значимых продуктов труда; обучение умениям, необходимым для проектирования и создания изделий. Рабочая программа предусматривает постановку задачи по овладению учащимися способами деятельности, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологией его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов.

 Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент образования.

Программа рассчитана на 70 часов, в т.ч. практические работы и творческий проект-12ч.

- В связи с тем, что школа не имеет соответствующих условий для изучения животноводства, этот раздел дается ознакомительно. Часы по «растениеводству» уменьшены в связи с тем, что основная работа на пришкольно-опытном участке приходит на летнюю трудовую практику.

- Высвобожденные часы распределены на другие разделы программы.

- Наибольшее количество часов отданы на раздел «обработки древесины» в связи с тем, что древесина является наиболее доступным материалом в нашей местности.

- Фактором выбора «деревообработки» является и то, что в нашей местности работают несколько деревообрабатывающих производств.

- В разделе «обработки древесины» более половины часов посвящены урокам механической обработки - точению деталей по чертежу и технологической карте. Вызвано это тем, что работа на станках прививает интерес учащихся к машинам и механизмам и развивает желание трудиться с большей производительностью.

Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе технологического образования способствуют дифференциация обучения, информационные технологии, личностно-ориентированный подход, требующий, прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

 Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Приоритетные методы-упражнения, практические и самостоятельные работы. Предпочтительной формой организации занятий является комбинированный урок.  

   цели и задачи раздела.

 Цели:

  1. предметные:

    -  формирование специальных умений;

- умение применять полученные знания на практике;

- умение конструировать новые виды изделий.

2. метапредметные:

- умение выделять главное и существенное из полученных знаний;

- умение планировать и контролировать ход своих действий при изготовлении    

  изделия.

3. личностные:  

- формирование толерантного поведения;

- развитие способности к определению своей собственной позиции и воспитание ответственного поведения в современном обществе.

Задачи:

  1. познавательные:

-  формирование и развитие специальных и общеучебных умений;

- создание условий для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке СТД-120,

- формирование умений и навыков работы с инструментом;

- получение учащимися технологических знаний, на основе включения их в разнообразные виды деятельности по созданию значимых продуктов труда.  

  1. развивающие:

- развитие речи в ходе устных ответов;

- коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.

- овладение моторикой мелких мышц;

- развитие двигательной сноровки;

- формирование соразмерности движений;

- развитие глазомера и аккуратности при изготовлении изделия;

- ориентация во времени;

- восприятие устной речи;

  1. воспитательные:

- в ходе групповой  работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;

- умение культурно общаться с одноклассниками;

- трудолюбие, желание помочь однокласснику;

- стремление добиваться наилучших результатов.

   психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

и освоения учебного материала обучающимися в соответствии

с возрастными особенностями.

   

        Подростковый возраст относится к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури и натиска”, а содержание подросткового возраста характеризуется как “кризис самосознания”. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”. По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной системе. Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками.

        Развитие интеллекта в этот период тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

        После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

        К 8-ому классу учащиеся должны уметь использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы.

        Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный,  личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения. Задача педагога – дифференцированно подходить к работе с учениками, постоянно помогая одним и стимулируя более быстрое продвижение других.                                                                                                      

        Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, надо помнить, что большую роль в получении знаний и их усвоении   играют информационные технологии. Они позволяют:

     -  организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,

     - способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,

     - позволяют индивидуализировать процесс обучения,

    - повышают интерес к урокам,

    -активизируют познавательную деятельность,

     - развивают творческий потенциал учащихся.

Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, целесообразно использовать  следующие формы работы на уроках:

- групповая

- индивидуальная

- фронтальная

- семинары

- ролевые игры.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В конце учебного курса учащиеся должны

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента.

 основные виды механизмов по выполняемым ими функциям.

 технику безопасности при работе слесарным инструментом.

 общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда.

 осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка).

 понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на  токарном станке по дереву;

 шлифовать и полировать поверхности на токарном станке;

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творчества учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.                                                                                          

Технология критического мышления. Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия». Использовать как приём обучения на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий,  побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте. Можно применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать, полезен приём З-Х-У (Знаем - Хотим узнать - Узнали).

        Метод проектов. (Дж. Дьюи) В основном, используется мной во всех классах по технологии (творческие проекты). Данный метод в целом и в частности на каждом из своих этапов включает воображение, творческую активность учащихся.

              Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»; на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»; на этапе проверка произведённого решения – «точность».                                                                                        

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.

Система знаний и система деятельности

Система знаний включает в себя знания из научной области, фундаментальные знания из области технологии, знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности включает:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия). Причинно-следственные связи. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

 2. Преобразующая деятельность. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.  

3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места. Способы поиска информации, работа с литературой.  Навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.). Методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения.

Система деятельности включает также развитие критического, аналитического, творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность, точность). Опору на умения и навыки выстраивания причинно-следственных связей между фактом, событием и явлением, умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели.

Календарно-тематическое  планирование по разделу.

п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

Дата

занятия

1.

 Технология создания изделий из древесины.

  Элементы машиноведения.

20

1.1

 Виды продукции, получаемой из древесины.

1

4 нед.

1.2

 Пороки древесины.

1

1.3

 Способы соединения брусков.

1

5 нед.

1.4

 Разметка и последовательность выполняемых операций.

1

1.5

 Способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей вручную.

2

6 нед.

1.6

 Понятие «технологическая машина».

 Составные части машин.

2

7 нед.

1.7

 Назначение и устройство токарного станка.

 Способы крепления заготовок.

2

8 нед.

1.8

 Стамески для точения древесины.

 Черновое и чистовое точение.

2

9 нед.

1.9

 Шлифование и полирование деталей.

 Правила безопасной работы.

2

10 нед.

1.10

Точение деталей из древесины по чертежу и

 технологической карте.

2

11 нед.

1.11

Точение деталей из древесины по чертежу и

 технологической карте.

2

12 нед.

1.12

Точение деталей из древесины по чертежу и

 технологической карте.

2

13 нед.

Проект урока по технологии.

Урок № 1.10

План- конспект урока

.

Тип урока:  Комбинированный

Методы:      Словесный, практический, иллюстративный.

Триединая цель урока:

Познавательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений, создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке СТД-120, формированию умений и навыков работы с инструментом.

На уроке этот аспект  представлен следующим образом:

1. Развитие общеучебных умений:

Учебно-организационные умения:

- умение выделять главное и существенное из полученных знаний;

- умение планировать и контролировать ход своих действий при изготовлении изделия;

2. Формирование специальных умений:

- умение применять полученные знания на практике.

Развивающий аспект цели связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем. На уроке этот аспект представлен следующим образом:

Развитие речи:

- развитие речи в ходе устных ответов;

- коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.

Развитие мышления (входит в познавательный аспект цели)

Развитие двигательной сферы:

- овладение моторикой мелких мышц;

- развитие двигательной сноровки;

- формирование соразмерности движений;

- развитие глазомера и аккуратности при изготовлении изделия;

Развитие сенсорной сферы:

- ориентация во времени;

- восприятие устной речи;

Развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления результатов самостоятельной деятельности.

3.Воспитывающий аспект цели связан с формированием системы нравственных отношений к обществу,  труду, коллективу, себе.

- В ходе групповой  работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;

- умение рефлектировать;

- умение культурно общаться с одноклассниками;

- умение сопереживать;

- трудолюбие, желание помочь однокласснику;

- стремление добиваться наилучших результатов.

Оборудование: Станок СТД-120М, верстак, ножовка, линейка, наждачная бумага, карандаш, шило, инструкционная и технологическая карты.

Объект труда: Скалка

Время: 90 мин.

                             План урока

1. Организация класса - 3 мин.

2. Актуализация темы – 5 мин.

3. Повторение пройденного материала – 10 мин.

4. Сообщение нового материала – 20 мин.

5. Вводный инструктаж – 5 мин.

6. Самостоятельная работа – 17  мин.

7. Текущий инструктаж – 2 мин.

8. Самостоятельная работа – 17 мин.

9. Заключительный инструктаж – 3 мин.

10. Закрепление – 5 мин.

11. Итог урока – 3 мин.

Ход урока.

  1. Организация класса (приветствие,  проверка готовности к уроку).
  2. Актуализация темы.  Ребята на прошлых уроках мы с вами изучили устройство станка  и сегодня определим, кто из вас имеет право работать на станке. Как вы считаете, каким образом можно получить возможность работать на станке? Конечно, необходимо знать устройство станка и знать правила безопасной работы на станке, а так же технологию выполнения точения. Сообщение темы урока.
  3. Повторение пройденного материала.

Класс делится на три группы, все отвечают на вопросы.

1-е задание – Терминологическая зарядка. (Учитель называет термин - ученик должен кратко раскрыть значение.) Защитный экран, местное освещение, двигатель, шпиндель, подручник, передняя бабка.

2-е задание – (отвечают по очереди,  если ошибка отвечает следующая группа) Вставь пропущенные буквы: тре - - б-ц,  к-ре-ка, - ин-ль, с - ол, с-а-и-а, ма-о-ик, к-ж-х. (трезубец, каретка, пиноль, стол, станина, маховик, кожух).

3-е задание - Почему слова так сгруппированы?

Маховик подачи пиноли, пиноль, крепление задней бабки – (детали входящие в устройство задней бабки)

Линейка угольник шаблон кернер – (инструменты для разметки)

Двигатель, ременная передача, шпиндель, трезубец – (передача движения от двигателя к заготовке.) Чему передает трезубец движение?

4-е задание - Четвертый лишний:

пиноль, крепление каретки, надфиль, патрон (надфиль)

планшайба, защитный экран, передняя бабка, стамеска (стамеска)

защитный кожух, пиноль, центр пиноля, маховик подачи пиноля (защитный кожух)

5-е задание - "Техническая дуэль". Вопрос от команды соперникам по одному вопросу (Тема: устройство станка или инструмента).

Пример: устройство лобзика, рубанка и т.д.

Как вы знаете, чтобы получить допуск для работы на станке, необходимо знать устройство станка СТД –120.

4. Сообщение нового материала.

Всем трем группам выдаются инструкционные карты для самостоятельной подготовки заготовки для работы на станке. Учащиеся должны уметь выполнять самостоятельно строгание, пиление, уметь читать технологическую карту.

Сообщение нового материала происходит при работе учащихся на станке и самостоятельном ознакомлении с инструкционной картой.

Сущность процесса резания при точении заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.

Подготовка заготовки для точения 

  • отрезка заготовки по длине с учетом припусков на торцах;
  •  осмотр ее внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки;
  • придание заготовке формы близкой к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращения на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстия, затем рубанком сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.
  • После этого заготовку крепят на станке.

 Наладка и настройка станка. Проверяют работу станка на холостом ходу. Подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от  него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2 ...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на 2...3 оборота.

Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инструменты.

 Желобчатые, полукруглые стамески применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов. Режущая часть токарных резцов, называемая лезвием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.

Точение заготовки. Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.

Вначале выполняют черновое (грубое) точение. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку серединой лезвия полукруглой стамески. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.

Для чистового точения заготовки оставляют припуск 2...4 мм на сторону. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник ребром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.

Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в        заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.

Подрезают торцы  заготовок  косой  стамеской  и вырезают их.

Точат изделия с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.

Контроль размеров заготовки осуществляют штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.

Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.

При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шлифовальной колодкой.

Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.

Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опускают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза. Эти переходы выполняют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, пока не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм.

Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.

После остановки станка заготовку снимают, мелкозубой пилой отрезают шейки, и торцы зачищают наждачной бумагой.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать волосы под берет).

2. Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне, прихватами и др.).

3. Проверить наличие защитных приспособлений.

4. Проверить работу станка на холостом ходу.

Во время работы:

  1. Постоянно проверять надежность крепления заготовки .
  2. Использовать инструмент только по назначению.
  3. Инструмент к заготовке  надо подавать плавно, без усилий и рывков.
  4. Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку.
  5. Убрать посторонние предметы.
  6. Оберегать руки от порезов о режущие кромки инструмента.
  7. Не измерять заготовку на работающем станке.
  8. Запрещается отходить от работающего станка, не выключив его.
  9. Начинать убирать стружку только после полной остановки станка.
  10. Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.

После окончания работы:

При полной остановке вращения инструмента или заготовки удалить стружку щеткой.

Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.

Возможные травмы: травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки, измерение вращающейся заготовки ) и т.д.

5. Вводный инструктаж.

- Включение и выключение станка только работающим учащимся.

- Строгое соблюдение правил безопасности

- Расположение всех учащихся во время объяснения и работы.

6. Самостоятельная работа.

Используется технологическая карта .

  Учащихся  разделить на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают заготовку к работе и устанавливают её на станок (зачет по технологии точения на станке, затем группы меняются.

Контроль за  выполнением учащимися правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.

7. Текущий инструктаж. Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.  

8. Самостоятельная работа. 

Контроль за выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.

9. Заключительный инструктаж. Уборка  рабочих мест. Оценка работы уч-ся.

10. Закрепление.

Работа класса – вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу.

  1. Итог урока. Оценки за правильность выполнения точения – выставляются учителем, а за соблюдение правил техники безопасности и за устные ответы - выставляются по группам друг другу самими учениками.

Домашнее задание:

 Прочитать параграф в учебнике «Технология точения на станке СТД -120М».

стр. 40-53

Список литературы.

- Сасова И.А. Технология. Технический труд: 6класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2007.

- Симоненко В.Д. Технология. Технический труд: 6класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2011.

-  Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению: 5-7 классы: Москва. Просвещение, 1992 г.

      -  Борисов И.Б. Обработка дерева. Учебный курс. 2000г.

-   Ресурсы Интернета.

Самоанализ урока по теме «Технология точения древесины на СТД - 120 М»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Актуальность.    Экология стала модной темой, люди осознали, что вокруг них стало много предметов произведенных из вредного сырья и в быту  используются изделия, созданные из натуральных материалов.

Новизна. Применение нетрадиционных методов опроса при закреплении пройденного материала, когда  вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу  оживляют урок, повышают интерес к предмету, способствуют снятию нервного напряжения. У ребят с доминирующим левым полушарием задействуется аудиальный канал восприятия информации, а правополушарным ребятам предоставляется возможность проявить свои творческие способности, задать оригинальный и интересный вопрос

В течение урока были задействованы все три канала восприятия информации. Аудиальный -(объяснение учителем нового материала, вводный и текущий инструктаж, вопросы и ответы учащихся). Визуальный - (демонстрация объекта труда, токарного деревообрабатывающего станка, работа с инструкционной и технологической картами).  Кинестетический -(обработка заготовки, настройка станка, точение древесины).

Оценивание  членами группы с комментариями учителя способствует развитию самостоятельности, самосознания, самооценки и работает на развитие коммуникативных навыков. С учётом цели, содержания и методов обучения была избрана технология КСО (коллективный способ организации детей)  и уровневой дифференциации, в частности, групповая форма организация познавательной и практической деятельности. Эта форма позволяет создать ситуацию развития, саморазвития взаимообучения учащихся. В ходе работы в группах более активно формируется система нравственных отношений, развиваются ответственность и взаимопомощь. Цели урока достигнуты.

Я полагаю, что на данном этапе познания технология выбрана, верно.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...

Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке по дереву.

Методическая разработка раздела учебной программы «Столярное дело», 10 класс. Работа на токарном станке  по дереву.  Урок: Технология точения древесины на токарном станке(10 класс)....

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии« Клетка», 10 класс...

Методическая разработка раздела учебной программы по геометрии: тема «Треугольники», 7 класс (защита на 1 категорию)

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов...