Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Яшина Елена Анатольевна

Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_._bio_7_novaya.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Болотниково

                          «Утверждаю»

                                                                          Директор школы:                 М.М.Грунина

                 Приказ №____

                                   от «___»_______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

7 класс

        Рассмотрено на заседании

МО учителей химии и биологии

Лунинского района

(протокол №___ от «___»_____20____г.)

Одбрено педагогическим советом

МОУ ООШ с.Болотниково

(протокол №___ от «___»_____20____г.)

                                       Составитель: Яшина Е.А.

                             учитель химии и биологии

МОУ ООШ с.Болотниково

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с. Болотниково по биологии.

Структура документа.

     Рабочая программа  по биологии 7 класса  включает три раздела: пояснительную записку;  основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса. В  программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Цели и задачи обучения биологии в 7 классе:

•        освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

•        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 Общая характеристика учебного предмета. 

   Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

   Основная цель практической части — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Рабчая программа  включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с. Болотниково.

 В соответствии с  учебным планом МОУ ООШ с. Болотниково  на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа расчитана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам освоения учащимися 7 класса программы:

В результате изучения биологии ученик должен

 Знать/понимать:

•        особенности жизни как формы существования материи;

•        фундаментальные понятия биологии:

клетка – элементарная структурно-функциональная единица всего живого;

царства живой природы;

доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии;

эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро;

растительный организм; низшие растения; отделы растений; зеленые, бурые и красные водоросли;

мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит;

голосеменные растения; значения семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит;

высшие растения; отделы растений; покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит;

животный организм; одноклеточные животные; многоклеточные животные; систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация;

основные группы червей, их классификация; лучевая и двустороння симметрия; вторичная полость тела (целом);

моллюски; смешанная полость тела;

систематика Членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек;

надкласс Рыбы; хрящевые и костные рыбы; приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела;

класс Земноводные; бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания;

класс Пресмыкающиеся; многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепаха; приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания;

класс Птицы; многообразие птиц; приспособления к полету, форма тела. Конечности, органы воздушного дыхания;

класс Млекопитающие; многообразие млекопитающих;

вирус; бактериофаг; взаимодействие вируса и клетки; вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

•        о существовании эволюционной теории;

•        основные группы прокариот, грибов, растении и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровье человека;

Уметь:

•        объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;

•        объяснять особенности организации клеток прокариот; строении грибов и лишайников;

•        приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений;

•        приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять особенности животного организма; приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять особенности организации многоклеточного животного организма; приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах;

•        приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей; приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять особенности организации моллюсков; приводить примеры их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять особенности организации членистоногих; приводить примеры их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах;

•        объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении;

•        объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении;

•        объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами;

•        объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями;

•        объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями;

•        объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями;

•        объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой;

•        пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе человека;

•        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•        работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;

•        работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

•        владеть языком предмета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•        для выращивания домашних животных, ухода за ними;

•        для выращивания культурных растений, ухода за ними;

•         для выращивания комнатных растений, ухода за ними.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», ««Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

 

Основное содержание учебного предмета

1. Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации живого. Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их классификация.

Среды жизни и места обитания животных.. Место и роль животных в природных сообществах. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

I. Царство прокариоты. (3 часа)

Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерий. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.

Демонстрация таблицы.

 Биологический диктант

II. Царство грибы. (4 ч)

 Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы-паразиты, черты,   приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение.

Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.

Грибы-паразиты растений и животных. Роль в природе. Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, таблицы.

Лабораторные работы

№ 1. Строение плесневого гриба мукора.

№ 2. Строение плодового тела шляпочного гриба.

III. Царство растения. (20 ч)

1.  Общая характеристика царства растений (1 ч)

Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Полцарства: Низшие и Высшие растения.

2.  Подцарство Низшие растения (4 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.

Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.

Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация  гербарных экземпляров водорослей, таблицы о многоклеточных и одноклеточных водорослях.

Лабораторная работа

№ 3. Строение спирогиры.

3.  Подцарство Высшие растения (15 ч)

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение.

Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.

Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных классов и семейств.

Лабораторные работы

№ 4. Строение мха кукушкин лен.

№ 5. Строение мха сфагнум.

№ 6. Строение хвоща.

№ 7. Строение папоротника.

№ 8. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

№ 9. Строение шиповника.

№ 10. Строение пшеницы.

IV. Царство животные. (39 ч)

Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Полцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

1.  Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.

Демонстрация микропрепаратов, простейших, таблиц, рисунков и видеофильма об одноклеточных.

Лабораторная работа

№ 11. Строение инфузории-туфельки.

2.  Подцарство Многоклеточные (36 ч)

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные (3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением строения кишечнополостных, видеофильма

Лабораторная работа

№ 12. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры.

Тип Плоские черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.

Многообразие червей-паразитов, черты приспособленности к паразитизму.

Демонстрация таблиц, рисунков о строении различных видов плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни, видеофильма

Тип Круглые черви (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Демонстрация таблицы, рисунков о разнообразии круглых червей, о развитии аскариды, видеофильма

Тип Кольчатые черви (3 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Демонстрация живых или фиксированных дождевых червей, таблиц, рисунков и видеофильма о строении кольчецов, их разнообразии.

Лабораторная работа

№ 13. Внешнее строение дождевого червя.

Тип Моллюски (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация таблиц, рисунков и видеофильма о строении моллюсков, их разнообразии.

Лабораторная работа

№ 14. Внешнее строение моллюска.

Тип Членистоногие (7 ч)

Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация коллекций членистоногих, таблиц, рисунков и видеофильма о ракообразных, паукообразных, насекомых.

Лабораторные работы

№ 15. Внешнее строение речного рака.

№ 16. Внешнее строение насекомого.

Тип Иглокожие (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация таблиц, рисунков и видеофильма о разнообразии иглокожих, особенностях строения представителей разных классов.

Тип Хордовые (15 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Надкласс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Класс Земноводные (2 ч)

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Демонстрация таблиц, рисунков с изображением схемы строения лягушки, многообразия земноводных, видеофильма

Лабораторные работы

№ 17. Внешнее строение лягушки.

№ 18. Внутреннее строение земноводного.

Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация таблиц, рисунков и видеофильма  о строении пресмыкающихся, их многообразия.

Класс Птицы (3 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Демонстрация таблиц, рисунков и видеофильма о строении птиц, их разнообразии.

Лабораторная работа

№ 19. Внешнее строение птицы.

Класс Млекопитающие (5 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хронобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Демонстрация  таблиц, рисунков и видеофильма о строении млекопитающих и их разнообразии, скелета.

Лабораторная работа

№ 20. Внутреннее строение млекопитающего.

Экскурсия на природу на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности» — 1 ч.

V. Царство вирусы. (1 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

Тематическое планирование курса биологии в 7 классе.

№/№

Наименование разделов и тем

Всего часов

I.

Введение

3

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1

2.

Чарльз Дарвин и происхождение видов.

1

3.

Многообразие живых организмов и их классификация.

1

II

Царство прокариоты.

3

4

Общая характеристика прокариот.

1

5

Особенности строния и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение.

1

6

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

1

III.

Царство грибы.

4

7

Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека.

1

8

Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

9

Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты.

1

10

Отдел Лишайники.

1

IV.

Царство растения.

20

11

Общая характеристика царства Растения.

1

12

Подцарство Низшие растения.

Общая характеристика водорослей.

4

1

13

Размножение и развитие водорослей

1

14

Многообразие водорослей.

1

15

Роль в природе и практическое значение водорослей.

1

16

Подцарства  Высшие растения.

Общая характеристика

15

1

17

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

18

Отдел плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

19

Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

20

Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

21

Особенности строения и жизнедеятельности. Папоротников. Их роль в природе, практическое значение

1

22

Отдел голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности., происхождение.

1

23

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

1

24

Отдел Покрытосеменных. Особенности организации, происхождение.

1

25

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

1

26

Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства розоцветных.

1

27

Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых

1

28

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства злаковых.

1

29

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства лилейные.

1

30

Повторение обобщение по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. Игра зачет.

1

V

Царство животные.

39

31

Общая характеристика царства животные

1

32

Особенности организации одноклеточных, или простейших; их классификация

1

33

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека.

1

34

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

1

35

Особенности организации кишечнополостных.

1

36

Особенности организации кишечнополостных.

1

37

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека.

1

38

Особенности организации плоских червей.

1

39

Плоские черви-паразиты.

1

40

Тип круглые черви, особенности организации.

1

41

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

1

42

Многообразие кольчатых червей.

1

43

Классы Многощетинковых и Малощетинковых.

1

44

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

1

45

Многообразие моллюсков, их значение в природе.

1

46

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

1

47

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

1

48

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

49

Многообразие паукообразных,  их значение в природе.

1

50

Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

51

Размножение и развитие насекомых.

1

52

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

1

53

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

1

54

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

55

Подтип позвоночные. Рыбы – водные  позвоночные животные.

1

56

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

1

57

Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных

1

58

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.

1

59

Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

1

60

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

61

Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

62

Особенности организации Птиц, связанные с полетом.

1

63

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

1

64

Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

1

65

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности, роль с природе и практическое значение.

1

66

Сумчатые и Первозвери.

1

67

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности»

1

68

Экскурсия на природу на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

1

69

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

1

VI

Царство вирусы.

1

70

Царство вирусы.

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

дополнительная литература для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;

2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3)        Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).

4)        Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблю¬дений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И, «Биология. 7 класс Многообразие живых ор¬ганизмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с.

5)        Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.

6)        Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с

7)        Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

  1. В. Б. Захарова, Н. И. Сонин. Многообразие живых организмов.Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.  

2)Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь к учебнику «Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.

      3)        Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и    задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.

      4)        Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.

      5)        Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru, www.bio.nature.ru, www.edios.ru, www.km.ru/educftion

Набор моделей по строению позвоночных животных

   Внутреннее строение кролика                                                                                                          Внутреннее строение лягушки                                                                                                          Внутреннее строение рыбы                                                                                                                   Внутреннее строение собаки                                                                                                                    Внутреннее строение голуби                                                                                                                     Внутреннее строение ящерицы                                                                                                                     Желудок жвачного животного                                                                                                                   Археоптерикс

 Набор моделей по строению беспозвоночных животных

   Внутреннее строение брюхоногого моллюска                                                                                             Внутреннее строение гидры                                                                                                                          Внутреннее строение жука                                                                                                                             Внутреннее строение дождевого червя

 Набор моделей цветков различных семейств

   Модель цветка капусты                                                                                                                               Модель цветка картофеля                                                                                                                                 Модель цветка тюльпана                                                                                                                                   Модель цветка  василька                                                                                                                                  Модель цветка гороха                                                                                                                                           Модель цветка подсолнечника                                                                                                                     Модель цветка пшеницы                                                                                                                            Модель цветка яблони

Комплект карточек «Размножение растений и животных»

Размножение папоротника                                                                                                                 Размножение сосны                                                                                                                                    Размножение одноклеточной водоросли                                                                                         Размножение мха                                                                                                                                   Размножение многоклеточной водоросли                                                                                           Размножение шляпочного гриба                                                                                                        Размножение лягушки

Комплект карточек «Циклы развития паразитических червей»

Циклы развития аскариды                                                                                                                             Циклы развития бычьего цепня

Набор  микропрепаратов

Микроскопы

Видеокассеты                                                                                                                                                                                    Телевизор                                                                                                                                                                                              DVD-плеер                                                                                                                                                                                         Набор  кодоплёнок                                                                                                                                                                                                  графпроектор

                                                                                                   «Утверждено» на педсовете «__»_______2013г.

                                                                                  Директор школы:          М.М.Грунина

Календарно-тематическое планирование учебного материала по биологии 7 класса.

№/№

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения (по плану)

Дата проведения (факт.)

Приме

чание

I.

Введение

3

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1

2.

Чарльз Дарвин и происхождение видов.

1

3.

Многообразие живых организмов и их классификация.

1

II

Царство прокариоты.

3

4

Общая характеристика прокариот.

1

5

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение.

1

6

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

1

III.

Царство грибы.

4

7

Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека.

1

8

Отдел Настоящие грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.  Л.р.№ 1. Строение плесневого гриба мукора.

1

9

Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р. № 2. Строение плодового тела шляпочного гриба.

1

10

Отдел Лишайники.

1

IV.

Царство растения.

20

11

Общая характеристика царства Растения.

1

12

Подцарство Низшие растения.

Общая характеристика водорослей. Л.р.№ 3. Строение спирогиры.

4

1

13

Размножение и развитие водорослей

1

14

Многообразие водорослей.

1

15

Роль в природе и практическое значение водорослей.

1

16

Подцарства  Высшие растения.

Общая характеристика

15

1

17

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р.№ 4. Строение мха кукушкин лен. Л.р.№ 5. Строение мха сфагнум.

1

18

Отдел плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.  

1

19

Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности.  Л.р.№ 6. Строение хвоща.

1

20

Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р.№ 7. Строение папоротника.

1

21

Многообразие видов папоротников. Их роль в природе, практическое значение

1

22

Отдел голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение  Л.р.№ 8. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

1

23

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

1

24

Отдел Покрытосеменных. Особенности организации, происхождение.

1

25

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные.

1

26

Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства розоцветных. Л.р.№ 9. Строение шиповника.

1

27

Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых

1

28

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства злаковых. Л.р.№ 10. Строение пшеницы.

1

29

Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства лилейные.

1

30

Повторение обобщение по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. Игра зачет.

1

V

Царство животные.

39

31

Общая характеристика царства животные

1

32

Особенности организации одноклеточных, или простейших; их классификация

1

33

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. Л.р.№ 11. Строение инфузории-туфельки.

1

34

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

1

35

Особенности организации кишечнополостных. Л.р.№ 12. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры

1

36

Особенности организации кишечнополостных.

1

37

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека.

1

38

Особенности организации плоских червей.

1

39

Плоские черви-паразиты.

1

40

Тип круглые черви, особенности организации.

1

41

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.  Л.р.№ 13. Внешнее строение дождевого червя.

1

42

Многообразие кольчатых червей.

1

43

Классы Многощетинковых и Малощетинковых.

1

44

Особенности организации моллюсков, их происхождение. Л.р. № 14. Внешнее строение моллюска.

1

45

Многообразие моллюсков, их значение в природе.

1

46

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.  Л.р.№ 15. Внешнее строение речного рака.

1

47

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

1

48

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

49

Многообразие паукообразных,  их значение в природе.

1

50

Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р.№ 16. Внешнее строение насекомого.

1

51

Размножение и развитие насекомых.

1

52

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

1

53

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе.

1

54

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

55

Подтип позвоночные. Рыбы – водные  позвоночные животные.

1

56

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

1

57

Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных  Л.р.№ 17. Внешнее строение лягушки. Л.р.№ 18. Внутреннее строение земноводного.

1

58

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.

1

59

Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

1

60

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

61

Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных . Л.р.№ 19. Внешнее строение птицы.

1

62

Особенности организации Птиц, связанные с полетом.

1

63

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

1

64

Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. Л.р. № 20. Внутреннее строение млекопитающего.

1

65

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности, роль с природе и практическое значение.

1

66

Сумчатые и Первозвери.

1

67

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности»

1

68

Экскурсия на природу на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

1

69

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

1

VI

Царство вирусы.

1

70

Царство вирусы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...