Программа элективного курса для 5 класса по географии "Живая планета"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Данная программа разработана по требованиям ФГОС , рассчитана на 35 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_v_5_klasse_zhivaya_planeta.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению        

научно - методическим советом школы

протокол №___ от _________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______ Л. Н. Мишина

Приказ №___ от ________20__г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Живая планета»

 для обучающихся 5 класса.

Составитель:

Ерохина В.Ф.

2017 год

«Природа –  единственная книга,  каждая страница которой полна глубокого содержания».

И. В. Гете

Пояснительная записка

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.

  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.  

Актуальность: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

      Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи кружка:

Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  2. научить применять на практике полученные знания;
  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  1. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;
  1. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  1. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  4. воспитывать потребность в общении с природой;
  5. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

       Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

      Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к  предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.        

● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.    

● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.

Межпредметные связи:  

1. Данная работа связывает экологию  со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите  исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.                                                              

УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа  рассчитана на учащихся 5 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю.

Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме  занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

 Одним из основных принципов организации деятельности программы является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания.

  Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ  по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный  эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях  знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

● бережное отношение к природе;

● творческую активность к познанию окружающего мира;

● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

знать:

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

● глобальные экологические проблемы;

● экологическую ситуацию родного села, района и области;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● особенности растительного и животного мира Тамбовской области, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

 уметь:

● оценивать экологическую ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки поделок из природных материалов;

● фотовыставки;

● учебно-исследовательские конференции;

● демонстрация презентаций, экологических представлений;

● участие в школьных, муниципальных,  областных, всероссийских,  международных конкурсах, акциях.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

Введение.

1

1

2

Зеленый пояс Земли.

7

5

2

3

Жизнь под землей.

4

2

2

4

Разнообразие цветковых растений

7

5

2

5

Удивительный мир животных.

14

9

5

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

34

23

11

Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Пугачёвского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Пугачёвского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы занятия

Календарные сроки

Тема 1. Введение (1 час)

1

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов.

4

Заочная экскурсия в лес

5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

7

Растения под охраной

8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

9

Почва – среда жизни растений и организмов.

10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.

12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

13

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.

14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

15

Сорняки и их значение.

16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

17

«Красная книга Тамбовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

18

Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»

19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.

23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

24

Видовой состав и разнообразие птиц Мучкапского района

25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

27

Изучение видового состава зимующих птиц.

28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.

29

Видовое многообразие млекопитающих  Тамбовской области

30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?


31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.

32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

34

Итоговое занятие

                                     Методическое обеспечение программы

Методы обучения:
            Лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • телевизор,
  • проектор,
  • экран и др.
  1. Вебмикс “Познавательная деятельность”
  2. Вебмикс "Тепловые двигатели" (http://eorhelp.ru/node/36130 ) - ЭОРы и ЦОРы
  3. Новый шаг для объединения - "Исследователь.ru" информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.
  4. Московское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов  "Исследователь"
  5. Волгоградское региональное отделение общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»
  6. ЛОТ «Образование для Новой Эры»  
  7. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства
  8. Экологический цент "Экосистема"
  9. Фонд социальных проектов "Вертикаль"
  10. Я - исследователь  
  11. Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам 
  12. Экологическое образование и просвещение.
  13.  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
  14. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21176/?interface=catalog

http://sc.uriit.ru/dlrstore/0aa16c08-ad07-4cf2-b53b-047d0bf26d18/site2/tests/tests_soc_eco.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44765/?interface=themcol

  1.  Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
  1. Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-4991-11dc-8314-0800200c9a66/?
  1. Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического воздействия. ЦОР.  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054-616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28-477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26
  1. Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a49-1394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26
  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]
  1. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]
  1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69
  1. Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми /М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]
  1. Буданова, О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе /О.В.
  1. Буданова //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.3-14
  1. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.36-48
  1. Степанов, Е.Н. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.20-35
  1. Степанов, Е.Н. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии/Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.15-19
  1. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся /С.И. Сабельникова //Управление начальной школой.- 2011.-№3.-С.4-22
  1. Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"/ И.В. Бухарова. Режим доступа: [http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]
  1. Сидорова, И.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности/И.В.Сидорова, А.В. Ананьева. Режим доступа:[http://www.in-exp.ru/mo-1-2011/81-favourite-articles/364-razvitie-motivacii-mo-01-11-32-35.html]
  1. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". http://nachalka-4.ucoz.ru/proektnaya_deyatelnost.rar
  1. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Режим доступа: [http://mischool.uoura.ru/index.php]
  1. Банк программ внеурочной деятельности для начальной школы. Режим доступа:[http://imc-belovo.ucoz.ru]
  1. Брагуца, А.В. Развите сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2011.-№6.-С.53-55
  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования //Юридический журнал.- 2011.-№5.-С.48-54
  1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43
  1. Селевко, Г.К. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся /Г.К. Селевко //Завуч для администрации школ.- 2006.-№8.-С.24-28
  1. Серебрянская, Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности /Л.В. Серебрянская //Образование в современной школе.- 2005.-№9.-С.19-25
  1. Толоконникова, Е.В. Схема анализа внеурочного занятия с классом /Е.В.   Толоконникова //Классный руководитель.- 2005.-№5.-С.85-86
  1. Вахромеева, Т. Детско- взрослое проектирование во внеурочной деятельности /Т. Вахромеева// Педагогическая техника.- 2005.-№1.-С.49-50

Список литературы

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
  6. Биология газеты.
  7. Биология в школе (журналы).
  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.


Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
  9. Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...