Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Деткин Максим Викторович

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации», через введения новых понятий, расширения новых возможностей умений и навыков обучающихся посредством новых графических редакторов, а также проведения практических работ по данному разделу. Программа курса основана на знаниях и умениях школьников, сформированных при изучении общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Курс «Компьютерная графика» предназначен для учащихся 9 классов, которые при изучении программы данного курса могут не только  удовлетворить свой познавательный интерес в области информатики, но и реализовать полученные знания, умения и навыки в классах различных профилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_elektiv_graf_2012.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 2

 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

учителей математики,

 физики, информатики

.

«Утверждено»

педагогическим советом МБОУ

«Высокогорская СОШ № 2»

Приказ № __от«____»_______2012г

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Высокогорская СОШ № 2»

Приказ № ____от «____»_______ 2012г.

Программа

элективного курса

(9 класс)

«Графические редакторы».

Учитель математики  и информатики

первой квалификационной категории Деткин М.В.

        с. Высокая Гора

2013 год


Пояснительная записка

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации», через введения новых понятий, расширения новых возможностей умений и навыков обучающихся посредством новых графических редакторов, а также проведения практических работ по данному разделу. Программа курса основана на знаниях и умениях школьников, сформированных при изучении общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Курс «Компьютерная графика» предназначен для учащихся 9 классов, которые при изучении программы данного курса могут не только  удовлетворить свой познавательный интерес в области информатики, но и реализовать полученные знания, умения и навыки в классах различных профилей.

В связи с бурным развитием информационных технологий появляется потребность повышения информационной культуры. Эта тема очень актуальна в настоящее время, так как в повседневной жизни мы привыкли иметь дело с разными видами графической информации: рисунками, схемами, диаграммами, графиками, фотографиями и пр. – и компьютерная графика все больше входит в нашу жизнь. Выбор данной темы для элективного курса обусловлен тем, что применение компьютерной графики очень разнообразно – это научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика. Поэтому, данный курс предоставляет широкие возможности  выбора деятельности для обучающихся своей творческой направленностью.

Для учителя данный курс интересен и полезен тем, что он позволяет расширить  профессиональные знания и умения за счет тесного взаимодействия в паре учитель – ученик.

Включение данного элективного курса в учебный план школы позволяет обучающимся принимать участие в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы и т.д.), работать на заказ школы (буклеты, газеты, поздравительные открытки, грамоты, планы эвакуации, фотоальбомы  и т.д.).

В рамках курса «Графические редакторы» изучаются как общие понятия компьютерной графики и формы представления графической информации, так и особенности работы с изображениями с помощью конкретного инструмента обработки графических объектов на примере использования различных графических  редакторов (GIMP, Inkscape).

Другая сфера применения компьютерной графики – это создание Web- страниц, использование графических объектов при разработке обучающих программ по различным сферам деятельности человека.  Данный курс разработан по мере повышения сложности: от первого знакомства с инструментами графических редакторов  и до создания анимационных эффектов, мультфильмов.

    Поэтому программа элективного курса «Графические редакторы» состоит из двух блоков:

1. Графический редактор  GIMP.

2.  Графический редактор  Inkscape

Цель данного курса: повышение компьютерной грамотности как основы для последующего развития и реализации полученных знаний, умений и навыков работы с графикой, развитие пространственного воображения и творческой деятельности обучающегося при использовании различных графических редакторов.

Задачи курса:

  • познакомить с приемами компьютерных технологий по созданию графических объектов, анимации;
  • развивать творческий подход при выполнении проектов;
  • совершенствовать навыки использования компьютерных технологий;
  • сориентировать учащихся  на дальнейшую специализацию  и осознанного выбора профиля.

Формы занятий: проектная деятельность.

Методы обучения: работа в малых группах, экспериментальная работа, практическая работа, создание творческих проектов, как коллективных, так и индивидуальных с учетом индивидуальные особенности учащихся.

Формы контроля:

Промежуточный контроль – защита практических работ.

 Итоговым  контрольным занятием станет работа над индивидуальным творческим проектом.

Представляется оптимальным организовать курс как систему занятий, рассчитанную на 20 часов обучения. Занятия проводятся в группах по 10 - 12 человек, т.к. на занятиях используется компьютер и каждому обучающемуся необходимо отдельное рабочее место, а так же более удобно работать в группах при четном количестве обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  • основные возможности применения векторного редактора Inkscape;
  • иметь представление о способах представления графической информации и о разрешающей способности экрана;
  • понятия о простых и сложных объектах;
  • инструментарий графического редактора Inkscape и GIMP.
  • назначение графического редактора GIMP и Inkscape
  • элементы графического редактора основные приемы работы с графическим редактором GIMP и Inkscape 

Учащиеся должны уметь: 

  • сохранять рисунок на диске и загружать его с диска;
  • работать с фрагментами рисунка, используя копирование, повороты, наклоны, изменение размеров;
  • работать с простыми и сложными формами;
  • использовать основные инструменты для создания и редактирования графических объектов;
  • работать с фрагментами рисунка, используя копирование, повороты, наклоны, изменение размеров;
  • работать со слоями;
  • применять эффекты при создании проекта.

 Графический редактор Inkscape.

Цель изучения раздела курса: повышение информационной грамотности обучающихся.

Задачи раздела:

познакомить обучающихся с  принципами построения, обработки и хранения изображений с помощью компьютера;

научить применять  базовые знания при создании и редактировании векторного изображения;

научить эффективно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера при работе с векторной компьютерной графикой;

Для реализации данного курса используются приемы и методы, стимулирующие творческие способности учащихся, а именно:

  1. практические работы обучающихся при работе с графиком, текстом (например, применение различных эффектов для работы с графикой и текстом);
  2. творческие проекты, как коллективных, так и индивидуальных;
  3. презентации  обучающимися результатов исследовательских наблюдений над графическими объектами.

Программа рассчитана на 10 часов.

Тематическое планирование раздела графический редактор Inkscape

п/п

Название раздела (темы)

Общее

количество

часов

1

Способы представления графической информации. Форматы графических файлов

1

2

Цвет и цветовые модели в компьютерной графике

1

3

Интерфейс программы Inkscape

1

4

Работа с объектами, простыми формами

1

5

Работа с цветом

1

6

Работа со слоями

1

7

Создание сложного объекта

1

8

Эффекты при работе с редактором Inkscape

1

9

Работа над проектом

2

 «Графический редактор GIMP ».

Роль информатики и информационных технологий в школе становится определяющей. Уже сейчас трудно выделить область деятельности,  где не используются компьютерные технологии. В современных условиях важнейшим аспектом образования является формирование информационной культуры учащегося, что включает в себя умение применять новые компьютерные технологии в любой отрасли знаний и практической деятельности. Выбор данной темы для элективного курса обусловлен тем, что применение компьютерной графики очень разнообразно (научная, деловая, художественная, рекламная и другая графика). Курс дает возможность обучающимся применить полученные навыки и умения в других областях знаний, тем самым,  ориентируя обучающихся на дальнейшую специализацию.

Данный курс является логическим продолжением курса «В мире графики». Данный элективный курс направлен на развитие навыков и умений обработки растровой графической информации.

Задачи курса:

  • познакомить с приемами компьютерных технологий при работе с текстом и графикой;
  •  научить пользоваться различными видами эффектов при создании проектов.

Работа курса построена на том, что учащиеся уже имея навыки работы с простейшим  графическим редактором, знакомятся с принципиально новым редактором обработки графической информации.  В дальнейшем учащиеся,  через создание проектов самостоятельно овладевают навыками применения эффектов в GIMP. При работе над проектами как индивидуальными, так и коллективными, обучающиеся в виде минипризентаций рассматривают использование того или иного эффекта. Презентация обучающимися результатов проведенных наблюдений, реализуются в ходе защиты проекта. Занятия по этому курсу способствуют развитию не только творческих способностей обучающихся, но и развитию устной речи  в процессе обоснования, защиты  целесообразности применения того или иного приема обработки графической информации.

Продолжительность раздела 10 часов.

Тематическое планирование «Графический редактор GIMP».

п/п

Название раздела (темы)

Общее

количество

часов

Способы представления графической информации. Форматы графических файлов

1

Цвет и цветовые модели в компьютерной графике

1

Интерфейс программы GIMP.

1

Выделение областей. Работа со слоями

1

Маски и каналы

1

Работа с текстом

1

Ретуширование и восстановление фотографий

1

Фотомонтаж

1

Работа  над творческим проектом

2

Методические рекомендации

Требования к творческой работе учащихся.

Учащиеся должны показать умение работать с инструментами редактора, палитрами, меню. Учащиеся должны уметь:

  • выделять фрагмент изображения;
  • копировать их в буфер обмена;
  • вставлять из буфера обмена;
  • трансформировать изображения;
  • сохранять изображения;
  • создавать и редактировать слои изображения.
  • Ретушировать фотографии (изменение цвета глаз, удаление дефектов)
  • Создать страничку фотоальбома

Для создания творческой разработки каждый учащийся может отсканировать 2 свои фотографии или использовать коллекцию изображений. В творческой работе учащиеся создают монтаж изображения, используя заготовленные файлы.

       

 Перечень средств ИКТ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Программные средства

  • для Windows установить GIMP и Inkscape, в Линукс(всех версиях поставки) установлена по умолчанию.

Список литературы для учителя:

  1. Курс компьютерной технологии с основами информатики/ О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович. – М.: АБФ, 2003г.
  2. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 5 – 6 классов – СПб.: БХВ –Петербург, 2005.
  3. http://rus-linux.net/nlib.php?name=/MyLDP/mm/inkscape/inkscape-guide-19.html
  4. Анимация для Интернета: краткий курс. И.Кузнецов – СПб.: Питер, 2001.
  5. Результаты творческого конкурса «Код свободы»
  6. Все про GIMP

Список литературы для учащегося:

1.  inkscape.org

2.   gimp.ru