Рабочая программа элективный курс 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10_klass.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО ___________Локтева Н.В. Протокол № ___ от «____»___________2011г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 4 г. Белгород _____________Медведева Л.И. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 4 г.Белгорода __________Т.Н. Самойлова Приказ № ___ от «___»____2011 г. |
Рабочая программа
Медведевой Любови Ивановны
по элективному курсу
«Путь к согласию»
10 «Б» класс
Базовый уровень
2011 год
Раздел 1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования (2004), на основе авторской программы элективного курса «Путь к согласию. Русский язык, психология», 10 класс, составитель Н. Н. Куцман (2007 г.). На изучение данного курса отводится 35 часов (35 учебных недель). Рабочая программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 класса (10 А, 10 Б).
Силе слов в нашем обществе часто не придается должного значения. Наша способность к самовыражению часто воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь.
Как это ни парадоксально, на фоне бурно развивающейся общественной жизни, собраний, митингов, мы мало уделяли внимания культуре публичной речи. Мы и хотели бы говорить ярко и свободно, да фактически не можем: ведь этому надо специально учиться... А где и как учиться?
Важнейшим отличием письменной речи от устной является то, что при ней человек принужден думать о своем языке, выбирать слова и выражения, т.е. действовать стилистически, — ведь «все мы, в известном смысле, беспомощны перед чистым листом бумаги. К этому можно добавить, что все мы в той же степени беспомощны перед микрофоном или на трибуне многолюдного собрания.... Поэтому устной публичной речи надо учить, как учат письменной форме различных стилей».
Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.
Хорошие навыки общения - это фундамент всех взаимоотношений и ключ к успеху в учебе и бизнесе. То, как мы передаем наши мысли и чувства другим и как мы ощущаем разницу между собой и другими, может определить характер наших взаимоотношений дома и на работе.
Все войны, все конфликты - не только в классе и в школе, но и в мире - происходят оттого, что люди не знают способов выхода из ссор. Дети часто видят проблему, но не знают реальных способов ее решения. Им, как и всем людям, нужно научиться апеллировать к сложному набору межличностных навыков для того, чтобы достичь своих целей и помочь в этом другим.
Задачей данного курса является приобретение учащимися практических навыков общения.
В разделах курса подробно освещены такие актуальные вопросы общения, как формы и виды коммуникаций, комплименты, критика и споры, проблемы общения в конфликтной ситуации, стратегии разрешения конфликта, рассмотрены понятия деловых переговоров
Знакомство с разновидностями диалога - дискуссией, полемикой, дебатами как жанрами риторики - предполагает развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширение кругозора, стимулирование интереса к общению, повышение мотивации учения, развитие внимания.
Наша задача - научить выстраивать отношения в различных ситуациях.
Функции курса: создать основу для внутрипрофильной специализации обучения, обеспечить профессиональное самоопределение учащихся, ознакомление с основами профессиональной деятельности; направленность на удовлетворение познавательных интересов в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля; дополнить содержание профильного курса.
Цель курса:
Создать ориентационную и мотивационную базу для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения, вызвать у учащихся желание изучать речевой этикет, основы риторики; способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, воспитать у них культуру речевого общения.
Задачи: углубить понятие о функциях и значимости общения в повседневной, учебной и деловой сферах деятельности человека. Обогатить речь этикетными единицами и показать особенности их употребления, совершенствуя умение выбирать формулы речевого этикета, наиболее уместные в конкретной ситуации общения и употреблять их в ходе речевого акта; обеспечить усвоение основных норм и правил ведения беседы, переговоров, спора, разрешения конфликтных ситуаций общения.
Некоторые методические рекомендации.
Предлагаемые интеллектуальные, эвристические игры используют концепцию мозговой атаки. Они проводятся в ситуациях, когда необходимо генерирование новых идей.
Происходит накопление и фиксация этих идей, после чего они подвергаются критическому анализу. Поэтому основными являются принципы отсроченной оценки и перехода количества в качество. На этапе выдвижения идей запрещена их критика, поощряются количество, а не качество, использование свободных ассоциаций и фантазирование, комбинирование уже высказанных идей.
Мозговая атака может проводиться в группах по 5 - 12 человек как устно, так и письменно. В последнем случае каждый из шести участников группы в течение 5 минут излагает три идеи, передавая для их улучшения или преобразования список по кругу. Группа экспертов даёт им оценку.
Речеведческий анализ публичных выступлений в процессе игры - строение текста, стиль речи, тип речи, связь предложений, тема и основная мысль автора, изобразительно-выразительные средства и синтаксические фигуры и т.д. - предполагает развитие интеллектуальных способностей учеников, их интуиции, а в конечном счете приобретение лингвистической зоркости и заинтересованность учеников.
Кроме того, эта работа поможет сформировать у учащихся устойчивые навыки самостоятельного составления текста, стилистического чутья, познакомит их с определенными текстовыми «клише», используемыми в типичных ситуациях речевого общения.
Раздел II
Требования к уровню подготовки учащихся
Прогнозируемые умения: владеть основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика).
Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Быть способными извлекать необходимую информацию из прослушанных, прочитанных текстов различных жанров, выявлять основную, второстепенную информацию; адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Решать задачи учебно-исследовательской деятельности при выполнении проектов, в тренингах, диспутах, дискуссиях, дебатах, конкурсах и т.д.
Давать определения, доказывать и аргументировать свои суждения. Опознавать и классифицировать виды и ситуации общения; использовать правила речевого поведения, приемы и способы эффективного общения в собственной практике. Учебные умения, навыки и способы деятельности
Коммуникативные умения - владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
Интеллектуальные умения - сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация.
Информационные умения - умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом.
Организационные умения - умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Раздел 3
Календарно-тематический план курса ( 10 А)
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | |
1 | Раздел 1. Общение (8 ч) 1.1. Искусство и культура общения (вводный урок). | 1 | ||
2 | 1.2. Что такое общение? | 1 | ||
3 | 1.3. Магия личности (влияние личностных качеств на общение). | 1 | ||
4 | 1.4. Говори один, говори со мной (способы и виды общения). | 2 | ||
5 | 1.5. Жесты и глаза все скажут за тебя (невербальное общение). | 1 | ||
6 | 1.6. Пойми меня (диалог). | 2 | ||
7 | Раздел 2. Истина в споре (13 ч) 2.1. Могу поспорить... (спор). | 1 | ||
8 | 2.2. Поиск истины (дискуссия, полемика). | 3 | ||
9 | 2.3. Хитрости дискуссии. | 1 | ||
10 | 2.4. Попробуем свои силы? (урок-практикум) | 2 | ||
111 | 2.5. Вопрос, конечно, интересный...? (искусство ставить вопросы, делать реплики, замечания). | 1 | ||
12 | 2.6. Эвристическая игра «Искусство побеждать в споре» | 2 | ||
13 | 2.7. Дебаты как речевой жанр. | 2 | ||
14 | 2.8. Это интересно! Давайте обсудим... (практикум + обсуждение). | 1 | ||
15 | Раздел III. Конфликт (14 ч) 3.1. Общение в конфликте. | 1 | ||
16 | 3.2. Способы разрешения конфликта. | 2 | ||
17 | 3.3. Комплименты и критика. | 1 | ||
18 | 3.4. Агрессия и стресс. | 1 | ||
19 | 3.5. Эвристическая игра «Искусство разрешения конфликта» | 2 | ||
20 | 3.6. Переговоры. | 1 | ||
21 | 3.7. Этика и психология деловых бесед и переговоров переговоров. | 1 | ||
22 переговоров» | 3.8. Эвристическая игра «Искусство ведения переговоров» | 2 | ||
23 | 3.9. Комплексная контрольная работа по итогам изучения курса. | 2 | ||
24 | 4. Итоговое занятие | 1 |
Раздел 4
Содержание программы учебного курса
Раздел 1. Общение
Искусство и культура общения (вводный урок).
Что такое общение? Вербальные коммуникации.
Магия личности (влияние личностных качеств на общение).
Говори один, говори со мной (способы и виды общения).
Жесты и глаза все скажут за тебя (невербальное общение).
Пойми меня (диалог).
Раздел 2. Истина в споре
Могу поспорить…
Поиск истины (дискуссия, полемика).
Хитрости дискуссии.
Попробуем свои силы?
Вопрос, конечно, интересный…? (искусство ставить вопросы, делать реплики, замечания).
Эвристическая игра «Искусство побеждать в споре».
Дебаты как речевой жанр.
Это интересно! Давайте обсудим…
Раздел 3. Конфликт
Общение в конфликте.
Способы разрешения конфликта.
Комплименты и критика.
Агрессия и стресс.
Эвристическая игра «Искусство разрешения конфликта».
Деловые беседы и переговоры.
Эвристическая игра «Искусство ведения переговоров».
Комплексная контрольная работа по итогам изучения курса.
Раздел 5
Формы и средства контроля
1. Практическое занятие по определению типа темперамента.
2. Анализ текстов разных жанров.
3. Практическое занятие по ведению дискуссии, полемики, спора.
4. Эвристическая игра.
5. Дебаты.
Раздел 6
Учебно-методические средства обучения
1. Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично.- М.: Прогресс - ЮВЕК, 1993.
2.Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. - М: Прогресс, 1990.
3. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.
4. «Русский язык». № 28, 1996
5. «Искусство и образование». № 6, 1998.
6. «Педагогика». № 8, 1998.
7. Сопер П. Основы искусства речи. - М, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...