Рабочая программа элективного курса "Рисуем в графическом редакторе Gimp"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) по теме

 

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp».  Курс прошел экспертизу в ВГИПК (Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).  Опубликован   в приложении №51 2005 г. к журналу "Учебный год".

Данный курс рассчитан на профориентацию школьников 9-х классов – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_gimp.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №1»

_____________А.В. Петряев

«____»  ____________2011 г.

Рассмотрено на экспертном совете

____________________________

Протокол № ____ от __________г.

Согласовано:

Зам.  Директора МОУ «СОШ №1»

_____________________________

«____»  ____________2011 г.

Протокол заседания методического совета школы №____ от ________г.

Рабочая программа

предпрофильной подготовки

          (информатика)

«Рисуем в графическом редакторе GIMP»

для учащихся 9 классов

Составитель:  Рясульева А.К.

учитель информатики.

2011г.

Пояснительная  записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp».  Курс прошел экспертизу в ВГИПК (Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).  Опубликован   в приложении №51 2005 г. к журналу "Учебный год".

Актуальность элективного курса в том что, он:

  1. Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества; 
  2. Способствует расширению знаний,  связанных c созданием и обработкой графических изображений;
  3. Формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
  4. Способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
  5. Развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.

Данный курс рассчитан на профориентацию школьников 9-х классов – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

Основная идея курса.

Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с созданием и обработкой графической информации.

Общее количество учебных часов.

В программе на изучение данного курса отводится 18 часов.  Рабочая программа составлена на 18 час, где

  1. на теоретическую часть отводиться 5 ч.,
  2. на практическую часть – 11 ч.,  
  3. на формирование и развитие проектной деятельности - 2 часа.

Цель курса  Формирование знаний учащихся о возможностях современных программных средств, используемых для обработки графических изображений; Формирование  умений создавать и обрабатывать графические изображения, используя принципы и методы работы в графическом редакторе Gimp; создание условий для профориентации учащихся в современном обществе посредством творческой самореализации в освоении информационных технологий.

Задачи:

  1. Познакомить с основными возможностями и операциями редактирования и обработки изображений в графическом редакторе  Gimp;
  2. Сформировать умения работать с графическим редактором Gimp, умения создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
  3. Содействовать развитию познавательного интереса к информатике, самостоятельности, творческих и дизайнерских  способностей учащихся;
  4. Продолжить работу по формированию  образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.

Содержательный материал.

Содержание курса состоит из шести разделов, включая работу над мини проектом и его защиту.  Основными содержательными линиями в изучении данного элективного курса  являются:

  1. Введение в информационные технологии
  2. Знакомство с программой Gimp
  3. Основы работы со слоями
  4. Создание анимированной графики
  5. Дополнительные возможности Gimp

  6. Работа над мини-проектом.

Методы и формы обучения.

В рамках предпрофильной подготовки учащихся по курсу «Рисуем в графическом редакторе Gimp» предполагается использование следующих форм обучения:

  1. беседа -  обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;
  2. фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом под руководством учителя;
  3. самостоятельная - подразумевает выполнение самостоятельной работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Особое внимание в курсе «Рисуем в графическом редакторе Gimp» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления.

Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения.

Содержание курса от обязательного предмета отличается тем,  что позволяет расширить представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, а умения работать над мини проектом способствует: развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной работы по созданию собственного мини проекта. Курс призван помочь в профориентации учащихся 9 классов в мире профессий.  

Содержание элективного курса предполагает следующие виды деятельности:

  1. Репродуктивные:
  1. Восприятие основных технологических операций;
  2. Выполнение практической работы по заданному алгоритму;
  3. Запоминание основных приемов и методов создания и обработки графических изображений.
  1. Продуктивные:
  1. Работа с информацией (поиск, анализ и обработка материала);
  2. Изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
  3. Разработка и создание собственного программного продукта.

Рабочая программа данного элективного курса оснащена  следующим:

  1. Учебно-методическим комплексом:
  1. Колисниченко Д. Н. Самоучитель Linux: установка, настройка, использование. М.: Изд-во Наука и техника, 2006 г.
  2. Угринович Н. Информатика и компьютерные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов М.: ЛБЗ., 2000.
  3. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. М.: АБФ, 1998.
  1. Цифровыми  ресурсами:
  1. http://gimp.ru/index.php 
  2. http://lyceum.nstu.ru/Grant4/grant/Gimp1.html
  3. http://domashnie-posidelki.ru/forum/73-1938
  4. http://gimpologia.ru 
  5. ru.wikipedia.org/wiki/GIMP
  6. http://brahms.fmi.uni-passau.de/~anderss/GIMP/ 
  7.  http://www.gimp.org/
  1. Программным комплексом:
  1. Операционная система Ubuntu.
  2. Растровый графический редактор Gimp.

Доля самостоятельности обучающегося в работе данного курса.

При изучении представленного курса основной упор  делается на самостоятельное решение поставленной проблемы обучающимися. Роль учителя состоит только в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания

Форма отчетности и критерии

Формой отчетности и критериями,  позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:

  1. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке, позволяют судить о том, как усвоен пройденный материал.  
  2. Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют творческий  мини проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.

Предлагается следующая тематика творческих проектов:

  1. Коллаж
  2. Художественная обработка фотографий
  3. Рекламный плакат
  4. Логотип.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Темы и основное содержание

Всего

занятий

В том числе

Теория

Практика

Конференция

1.

Введение в информационные технологии.

1

1

---

---

1.1

Введение в информационные технологии.

1

1

---

---

2.

Знакомство с программой Gimp.

5

2

3

---

2.1

Растровая и векторная графика.

1

1

---

---

2.2

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы.

1

1

---

---

2.3

Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения.

1

---

1

---

2.4

Работа с файлами. Основные операции с документами.

1

---

1

---

2.5

Рисование и раскрашивание.

1

---

1

---

3.

Основы работы со слоями.

4

1

3

---

3.1

Послойная организация изображения. Понятие слоя.

1

1

---

---

3.2

Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя.

1

---

1

---

3.3

Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения.

1

---

1

---

3.4

Монтаж фотографий.

1

---

1

---

4.

Создание анимированной графики.

4

1

3

---

4.1

Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.

2

1

1

---

4.2

Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения.

1

---

1

---

4.3

Создание анимации.

1

---

1

---

5.

Дополнительные возможности Gimp.

2

---

2

---

5.1

Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу.

1

---

1

---

5.2

Редактор GFig.

1

---

1

---

6.

Работа над  мини проектом.

2

---

1

1

ВСЕГО ЧАСОВ:

18

5

12

1


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Темы и основное содержание

Форма занятий

Виды деятельности

Количество часов

Сроки проведения

теория

практика

Введение – 1 ч.

1

Введение в информационные технологии.

Беседа

Репродуктивная

1

16.11

Знакомство с программой Gimp. 5 ч.

2

Растровая и векторная графика.

Беседа

Репродуктивная

1

16.11

3

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы.

Лекция

Репродуктивная

1

23.11

4

Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

23.11

5

Работа с файлами. Основные операции с документами.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

30.11

6

Рисование и раскрашивание.

Самостоятельный практикум

Продуктивная

1

30.11

Основы работы со слоями.- 4 ч.

7

Послойная организация изображения. Понятие слоя.

Лекция

Репродуктивная

1

7.12

8

Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

7.12

9

Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

14.12

10

Монтаж фотографий.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

14.12

Создание анимированной графики. 4 ч.

11

Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.

Лекция

Репродуктивная

1

21.12

12

Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

21.12

13

Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

28.12

14

Создание анимации.

Самостоятельный практикум

Продуктивная

1

28.12

Дополнительные возможности Gimp. – 2 ч.

15

Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

12.11

16

Редактор GFig.

Фронтальный практикум

Репродуктивная

1

12.11

Работа над мини проектом. – 2 ч.

17

Создание мини-проекта

Индивидуальна работа над мини проектом

Продуктивная

1

19.01

18

Защита мини проекта.

Конференция

Продуктивная

1

19.01

ВСЕГО:

Теоретических  -  5 часов

Практических – 11 часов

Проектная деятельность – 2 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание фотомонтажа в графическом редакторе Gimp

Данный урок может использоваться при изучении темы создания фотомонтажей в растровых редакторах...

Знакомство с графическим редактором GIMP

первое знакомство с графическим редактором GIMP...

Создание баннера в графическом редакторе GIMP

Рассматривается создание динамического баннера...

Мастерская компьютерной графики. Работа с растровым графическим редактором GIMP

Элективный курс для 9 класса по теме "Компьютерная графика"....

Урок 1. Рисуем основу звёздного неба в графическом редакторе GIMP

В этом уроке вы узнаете, как нарисовать основу звёздного неба, которую можно использовать для создания изображений космоса или как самостоятельную текстуру. В последующих уроках будет рассказано, как ...

Урок 2. Рисуем планеты в графическом редакторе GIMP

В этом уроке я расскажу как создать и добавить к основе звёздного неба изображения планет. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4513701","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...

"Бесплатный графический редактор GIMP"

В России для обработки фотографий и других растровых изображений обычно используют Adobe Photoshop. Стоимость лицензии на Adobe Photoshop CS4 недоступна велика для...