Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
методическая разработка (биология) по теме

Ерхова Любовь Михайловна
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_elektivnogo_kursa.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа элективного курса

«Поселок, в котором я живу»

(Экологические проблемы современного поселка)

Составитель Ерхова Любовь Михайловна

учитель биологии

2012

Пояснительная записка.

Актуальность курса.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности  практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обе6спечивающего его выживание  и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит  осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа-общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.

Программа предполагает  изучение поселка  в  различных аспектах: биологических, гигиенических, эстетических, инженерно-технических.

Биологические аспекты экологии имеют особое значение, так как аутэкологические знания отражают биологические основы жизнедеятельности человека в индустриальном обществе.

Гигиенические аспекты. Гигиена объединяет соответствующие знания о здоровье человека в целостную систему, что позволяет управлять процессом сохранения и укрепления здоровья людей с учетом многообразия социальных и биологических факторов.

Эстетический аспект. В последнее время все шире начинает использоваться эстетический анализ территории при проектировании зон отдыха. Цель такого анализа – выявление эстетических свойств ландшафта и использование их в проектных решениях.

Инженерно-технические аспекты. Особую актуальность приобретают инженерные и технологические методы, как совершенствование транспортных систем, систем связи, др.

Предлагаемое распределение времени по темам достаточно условно, так как курс предполагает выполнение большого количества работ. Учитель самостоятельно устанавливает периодичность и продолжительность занятий в зависимости от условий учебного заведения и возможностей школьников.

 Цель курса: сформировать у учащихся представление о высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека  за состояние естественного природного окружения.

Задачи: - помочь школьникам освоить методики, позволяющие выявлять наиболее актуальные для современного поселка экологические проблемы;

- способствовать формированию системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;

- способствовать закреплению в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла и использовать их для прогнозирования дальнейших изменений и поиска решения экологических проблем своего поселка;

- способствовать формированию у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины;

-освоение новых форм поиска, обработка и анализ информации;

- развитие  коммуникативных навыков;

- приобретение навыков работы в команде.

Методы работы:

- лекции;

-объяснительные рассказы – беседы;

-практические работы;

-самостоятельная работа с литературой по заданию учителя, обработка информации, анализ и т.д.;

-анкетирование, социологический опрос.

Курс имеет практическую направленность. В нем используются интерактивные, деятельностные  методы и приемы, различные формы занятий (лекции, конференции и т. д), предполагается выполнение практических работ, это способствует прочному усвоению знаний и умению обрабатывать собранный материал, что может пригодиться в будущей профессиональной деятельности, а также при подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

-экологические проблемы современного поселка;

-влияние различных факторов на здоровье человека;

Учащиеся должны уметь:

-получать необходимую информацию, работая с литературой, с Интернетом;

-выполнять различные виды творческих работ;

-работать в команде, группе;

-анализировать полученную информацию, обрабатывать, сравнивать, делать выводы.

У учащихся должны быть сформированы следующие компетенции

  1. Учебно-познавательные:

–самостоятельно оценивать свою деятельность;

–уметь выделять причинно-следственные связи;

–творчески решать практические задачи.

  1. Коммуникативные:

- вести диалог, выступать публично;

- участвовать в коллективной мыслительной деятельности;

- убеждать, доказывать, формулировать выводы.

3. Общекультурные:

- управлять своим поведением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;

- соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ.

4.  Информационные:

-описывать полученные результаты во время практических работ;

-конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы.

Форма контроля уровня достижений учащихся:

Для стимуляции личностного роста учащихся можно использовать балльную систему мониторинга достижений, оценки каждого учащихся фиксируются в его рабочей тетради, а в конце выставляется «зачет» или «незачет». Индивидуальный подход состоит в выполнении проектов по тематике курсов. Защита проектов происходит в конце курса. Курс заканчивается конференцией, презентацией работ учащихся.

Содержание программы.

Введение (1ч).

Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни на селе.

Тема 1. Экосистемы поселка.

Подсистемы поселка: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения. Теоретические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов подсистем поселка. Социологические методы: опросы, анкетирование.

Практические работы:

  1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов сельского и городского ландшафта, в сравнении. Выявление районов поселка и города, вызывающих топофильные и топофобные образы.
  2. «Привлекательность и неповторимость моего поселка» (написание мини-сочинений)
  3. «Каким был мой поселок полвека назад?»: интервью дают старожилы.
  4. «Экологические проблемы моего поселка»: социологический опрос (определение рейтинга экологических проблем поселка)
  5. Разработка проектов озеленения территории школы, поселка.
  6. Участие в практической деятельности по улучшению состояния территории поселка.

Тема 2. Водная проблема.

Снабжение поселка питьевой водой. Система водоочистки. Экономное и рациональное использование воды в быту.

Практические работы:

  1. Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?»
  2. Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей.
  3. Сравнительная характеристика расхода воды городского и сельского жителя.
  4. Разработка рекомендаций по экономному расходованию воды.
  5. Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.

Тема 3. Бытовые отходы.

 Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронения на полигонах, свалки и др.

Направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов бытового мусора, компостирование.

Практические работы:

  1. Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.
  2. Социологический опрос «Как сделать наш поселок чистым?»
  3. Конкурс рисунков «Очистим планету от мусора»
  4. Оформление фотовыставки «Все на борьбу с мусором!»

Тема 4. Образ жизни человека и его здоровье.

Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.  Здоровый образ жизни круглый год. Домашние животные и человек. Комнатные растения – обязательный элемент домашнего интерьера.

Практические работы:

  1. Тест на определение остроты слуха.
  2. Отдых в пришкольном лагере.
  3. Оформление экологического паспорта школы по результатам предварительного обследования здания.
  4. «Мое здоровье и экология», тест.
  5. «Мое любимое дерево», творческая работа.

Тема 5. Расходование энергии.

Наблюдения и измерения расходования энергии.

Передача электрической энергии от источников к потребителям.

Прибором для учета электроэнергии.

Практические работы.

  1.  Подготовительный этап – работа с литературой;
  2. “Полевой” этап – экскурсия по объектам сельской электрической сети;
  3. Сбор информации:
    – измерение расхода электроэнергии дома
    – выявление всех электропотребляющих приборов дома и в школе
    – тесты на сбережение энергии (по СПИРЭ);
  4. Обработка собранной информации;
  5. Обобщение собранной информации, подведение итогов, выводы и предложения по сокращению энергопотребления в школе и дома.

Тема 6. Автомобиль в поселке.

Определение свинца в растениях.

Практическая работа.

  1. Автомобиль в поселке: анкетирование  владельцев легковых автомобилей.

Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

Введение

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект, схема

Тема 1. Экосистемы поселка.

7

2

5

  1. Подсистемы поселка. Социологические методы.

1

1

Лекция с элементами беседы

Конспект, устные ответы на вопросы

2Изучение восприятия человеком отдельных элементов сельского и городского ландшафта, в сравнении. Выявление районов поселка и города, вызывающих  топофильные и топофобные образы.

1

1

Практикум

Фото с топофильными и топофобными образами ландшафта  поселка и города

  1. «Привлекательность и неповторимость моего поселка» (написание мини-сочинений)

1

1

Урок-конкурс

Написание сочинения

  1. «Каким был мой поселок  полвека назад?»: интервью дают старожилы.

1

1

интервью

Результаты интервью

  1. «Экологические проблемы моего поселка»: анкетирование (определение рейтинга экологических проблем поселка)

1

1

Анкетирование

Результаты анкетирования

6.Разработка проектов озеленения территории школы, поселка.

1

1

Творческая работа

Создание проекта

  1. Участие в практической деятельности по улучшению состояния территории поселка.

1

1

Трудовой десант по уборке территории поселка.

Фотоотчет

Тема 2. Водная проблема.

6

1

5

  1. Снабжение поселка питьевой водой. Система водоочистки. Экономное и рациональное использование воды в быту.

1

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект, схема.

  1. Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?»

1

1

Опрос населения

Результаты опроса

  1. Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей

Вычисления водопотребления.

Анализ результатов вычислений, выводы.

  1. Сравнительная характеристика расхода воды городского и сельского жителя.

1

1

Сравнительная характеристика

Анализ результатов , выводы

  1. Разработка рекомендаций по экономному расходованию воды.

1

1

Групповой практикум

Анализ и собственное решение проблемы.

  1. Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.

1

1

экскурсия

Отчет

Тема 3. Бытовые отходы.

4

1

3

1. Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронения на полигонах, свалки и др. направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов бытового мусора, компостирование.

1

1

Лекция с элементами беседы, групповая работа

Конспект, тезисы, собственное решение проблемы.

2.Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.

1

1

Индивидуальная работа.

Таблица , проект «Вторая жизнь ненужных вещей».

  1. Конкурс рисунков «Очистим планету от мусора».

1

1

Творческая работа.

Рисунки учащихся.

4  Оформление фотовыставки «Все на борьбу с мусором!»

1

1

Фотосъемка

фотоотчет

Тема 4. Образ жизни человека и его здоровье.

4

1

3

  1. Факторы, оказывающие  влияние на здоровье человека. Домашние животные и человек. Комнатные растения – обязательный элемент домашнего интерьера.

1

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект, устные ответы на вопросы.

  1. Тест на определение остроты слуха.

1

1

Практическая работа.

Анализ результатов.

  1. «Мое здоровье и экология».

1

1

Тест

Результаты теста

  1. «Мое любимое дерево»

1

1

Творческая работа.

Проект.

Тема 5. Автомобиль в поселке.

2

2

1. Определение содержания свинца в растениях.

1

1

Практическая работа.

Анализ результатов.

  1. Анкетирования владельцев легковых автомобилей.

1

1

Анкетирование.

Результаты анкетирования.

Конференция

1

Презентация работ.

Резерв

2

Приложение.

Введение.

Цель:  Дать сравнительную характеристику городской и сельской среде. Назвать положительные и отрицательные стороны жизни в городе и селе.

Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.

Тема 1. Экосистемы поселка.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями подсистем поселка: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения, динамика их развития.

Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.

Практические работы:

  1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов сельского и городского ландшафта, в сравнении. Выявление районов поселка и города, вызывающих топофильные и топофобные образы.

Инструктивная карточка:

Цель:  Влияние среды на здоровье человека и его эмоциональное состояние.

Оборудование:  фотоаппарат

  1. Изучите различные районы вашего поселка и города, выявите и сфотографируйте разнообразные элементы ландшафта, вызывающие топофильные и топофобные образы.
  2. Изучите помещения вашей школы, сфотографируйте элементы интерьера рекреаций, учебных классов и т.д., которые могут быть отнесены к гомогенным и агрессивным.
  1. «Привлекательность и неповторимость моего поселка» (написание мини-сочинений)

Цель: Описать особенности поселка, определяющие его индивидуальность.

  1. «Каким был мой поселок полвека назад?» интервью дают старожилы.

Цель: Изучить историю своего поселка.

  1. «Экологические проблемы моего поселка»: социологический опрос.

Цель: Определение рейтинга экологических проблем поселка.

  1. Разработка проектов озеленения территории школы и поселка.

Цель: Разработать и осуществить проекты озеленения и территории школы, проект повышения комфортности визуальной среды школы, используя при этом различные приемы фитодизайна (вертикальное озеленение, овощные и пряные культуры в интерьере столовой и т. д)

  1. Участие в практической деятельности по улучшению состояния территории поселка.

Цель: Озеленить поселок, высаживая саженцы деревьев, очистить улицы от мусора.

Тема 2. Водная проблема.

Цель: Показать необходимость охраны пресной воды. Особенности водоснабжения поселка питьевой водой, ее экономное расходование.

Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.

            Практические работы:

  1. Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?»

Цель: -  выяснить, как жители поселка  расходуют воду, представляют ли они реальные затраты воды, знают ли о стоимости воды.

  1. Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей.

Цель: Выяснить сколько воды затрачивается одной семьей за сутки.

  1. Сравнительная характеристика расхода воды городского и сельского жителя.

Цель:  - сравнить расход воды городского и сельского жителя.

  1. Разработка рекомендаций по экономному расходованию воды.

Цель:  составить рекомендации для экономного расходования воды.

  1. Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.

Цель: познакомиться с процессом водоснабжения и очистки воды.

Тема 3. Бытовые отходы.

Цель: Дать классификацию отходам. Способам избавления от отходов: частичная утилизация, захоронения на полигонах, свалки и др. Показать направления решения проблемы бытовых отходов.

Занятие проводится   в форме лекции с элементами беседы.

Практические работы:

  1. Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.

Цель:  провести наблюдение в течение недели за накоплением мусора, сделать записи, определить вес различных видов  отходов.

  1.      Социологический опрос «Как сделать наш поселок чистым?»

Цель:  -  изучить мнение жителей поселка о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии  поселка, связанным с замусориванием.

  1.     Конкурс рисунков «Очистим планету от мусора!»

Цель:  показать остроту проблемы глазами детей через их рисунки.

  1. Оформление фотовыставки «Все на борьбу с мусором!»

Цель: - показать через фотографии отрицательное влияние мусора на  человека и окружающую среду.


Тема 4. Образ жизни  человека и его здоровье.

Цель: выявить факторы, влияющие на здоровье человека.

Занятие  проводится в форме лекции с элементами беседы.

Практические работы:

  1. Тест на определение остроты слуха.

Цель: определить остроту слуха у группы учащихся.

2    Тест «Мое здоровье и экология»

Цель:    осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье человека.

3    Проект   «Мое любимое дерево»

Цель: обследовать район школы или поселка, найти дерево и составить паспорт дерева. 

Тема 5. Автомобиль в поселке.

Цель: определить уровень загрязнения  окружающей среды свинцом.

Практические работы:

  1.     Определение содержания свинца в растениях.

Цель: определить наличие свинца в растительности.

  1. Анкетирование владельцев легковых автомобилей.

Цель:  собрать информацию о влиянии автотранспорта на окружающую среду нашего поселка.

Конференция.  Презентация работ, проектов.

Литература.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 2001.
  2. Газета «Биология». Издательский дом «Первое сентября».
  3. Ермаков Д. С, Зверев И.Д, Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112с. Библиотека журнала «Биология в школе».
  4. Журнал «Биология в школе»№6 2001
  5. Экология (Энциклопедия). – М.: Аванта+,2001.

Для учащихся

  1. Вронский В.А. Экология: словарь- справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Экология: учебное пособие/ Под общей редакцией проф. С.А. Боголюбова. – М.: Знание, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...

Программа социализации "Мир, в котором я живу"

Программа социализации обучающихся «Мир, в котором я живу» является подпрограммой Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Озерищенская СОШ.Программа разработана для обучающихс...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...

Программа спецкурса "Край, в котором я живу"

Основы экологической культуры могут быть заложены в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Программа курса «Край, в котором я живу» предусматривает различ...