Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"
календарно-тематическое планирование по теме

Бутурлакина Ирина Алексеевна

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно – правовой аспект.

         В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.    

          К  дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования  за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными  (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26, п.2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

            Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

           Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

          Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно – исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

        Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

        Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

        Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно – исторического наследия своего народа, необходимого их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможного только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

        Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко – обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно – гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Цель курса – расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

Задачи курса:

содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;

воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;

воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Мордовию, их культур, вероисповеданий, понимая неповторимости и уникальности каждого человека;

обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Формы реализации:

Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия – проводятся в виде бесед, учебных диалогов, уроков – путешествий, рассказов, сообщений, объяснений, и т.д.

Практические занятия – игры, конкурсы, викторины, рисование иллюстраций, экскурсии, просмотрю фильмов, компьютерные презентации, чтение сказок, и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 7 – 8  лет.

Срок реализации программы - 2 года.

Первый и второй годы обучения состоят из четырёх частей:

«Моя семья»

«Моя школа»

«Мой город»

«Природа родного края»

Широко используются местные ресурсы: школьный музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Темы занятий из года в год  расширяются,   углубляется  материал, усложняются формы работы.

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.

          Цель первых блоков:  изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

           Цель вторых блоков:  прививать любовь к родной школе, учить чувствовать  частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.

Цель третьих блоков:  прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города,  познакомить с традициями города, рассказать о жителях, воспитание гордости за свою Родину.

Цель четвертых блоков:  обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю города, района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.

К концу изучения курса обучающиеся должны                                                                    

 

знать:

 историю своей семьи, школы; происхождение своего имени и фамилии, домашний адрес  и телефон; адрес школы; названия улиц в микрорайоне школы и дома; семейных традиций;

историю происхождения своего города, района, основные памятные места города; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

знать растительный и животный мир родных мест; изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;  лекарственные растения; ядовитые растения; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба; основных обитателей окрестных лесов;

правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

уметь:

работать в группе, участвовать в общем диалоге;

правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

вести разговор с членами семьи по заданной теме;

ориентироваться в окрестностях школы, своего дома;

экологически грамотно вести себя в природе.

изобразить увиденное в рассказе, рисунке.

правила безопасности в природе и на улицах города;

рассказать о неразрывной связи человека с природой; значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

применять на практике:

уметь применять знания, полученные на занятиях курса;

показать историю своей семьи;

соблюдать правила поведения в общественных местах;

анализировать традиции, нравы, обычаи Малой Родины;

экологически грамотно вести себя в окружающей среде.

Тематический план занятий

(первый год обучения)

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теоретических

Практических


1


2


3


4


«Моя семья»


«Моя школа»


«Мой город»


« Природа родного края»


9


6


8


10



4


3


2


2



5


3


6


7


Итого:

33

11

21

Содержание программы «Край, в котором я живу»

первого года обучения.

1 блок.   МОЯ  СЕМЬЯ. (9 ч.)

ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Что такое семья? Вводное занятие. Рассказ детей о своих семьях.(1ч.)

 «Дорожите именем своим». Тайны наших имён.  (1ч.)

Моя фамилия. Эскизы придуманных образов своих имен, фамилий. (1ч.)

Мой папа. Моё отчество. Аппликация. (1ч.)

Моя мама.  Аппликация. (1ч.)

Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)

 Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. (1ч.)

 Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)

 Заключительное занятие по теме «МОЯ СЕМЬЯ». (1ч.)

2 блок. МОЯ  ШКОЛА. (6 ч.).

ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Моя школа. Вводное занятие. Чтение стихов о школе. (1ч.)

Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)

Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)

Я – ученик моей школы. Беседа.(1ч.)

Конкурс рисунков «Моя школа»  (1ч.)

Заключительное занятие по теме «МОЯ  ШКОЛА» (1ч.)

3 блок.  МОЙ ГОРОД. (8 ч.)

     ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Мой город Рузаевка. Вводное занятие. (1ч.)

Экскурсия в школьный музей. (1ч.)

Мой любимый уголок города. Экскурсия. (1ч.)

Разгадывание кроссворда «Рузаевка – мой край Родной». (1ч.)

Наши предки. Разучивание народных игр и песен. (1ч.)

Посещение школьной  библиотеки. (1ч.)

Конкурс рисунков «Мой город родной»  (1ч.)

Заключительное занятие по теме «МОЙ ГОРОД» (1ч.)

4 блок.   ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (10 ч.)

ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.)

Мир насекомых. Загадки. (1ч.)

Чтение сказок о насекомых. (1ч.)

 Обитатели вод. Загадки. (1ч.)

 Чтение сказок по теме. (1ч.)

 Обитатели воздушного пространства. Загадки. (1ч.)

 Чтение сказок по теме. (1ч.)

 Животный мир. Загадки. (1ч.)

 Чтение сказок по теме. (1ч.)

Заключительное занятие по теме: «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ». (1ч.)

Тематический план занятий

(второй год обучения)

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теоретических

Практических


1


2



3



4


«Мой дом и семья»


«Дом, в котором  я учусь»


«Рузаевка - мой город родной»


«Мой район»



9


5



8


12


4


4



3


3


5


1



5


9

Итого:

34

14

20

Содержание программы «Край, в котором я живу»

 второго года обучения.

1 блок.   МОЙ ДОМ И СЕМЬЯ. (9 ч.)

   ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Кто я? Где живу? Вводное занятие. Сообщения.(1ч.)

Лента времени моей жизни.  Рассматривание семейных фото. (1ч.)

Я - сын. Я – дочь. Каков я?  Беседа.(1ч.)

Знакомство с профессиями.

  Показ  презентации «Такие разные профессии».  (1ч.)

 Профессии моих родителей. Сообщения. (1ч.)

 Игра «Азбука профессий» (1 ч.)

 Любимые занятия моих родителей. Конкурс поделок.(1ч.)

 Моя родословная. Составление родословной своей семьи.(1ч.)

 Заключительное занятие по теме «МОЙ ДОМ И СЕМЬЯ». (1ч.)

2 блок. ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ. (5 ч.)

     ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)

Коллективная разработка проекта школы. (1ч.)

Традиции школы. Законы и заповеди. Беседа.(1ч.)

Я – ученик 2 класса. Беседа. (1ч.)

Заключительное занятие по теме «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (1ч.)

3 блок.  РУЗАЕВКА – МОЙ ГОРОД РОДНОЙ. (8 ч.)

     ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

История моего города. Вводное занятие. (1ч.)

«Путешествие во времени».                                                           Просмотр  фильма о Рузаевке.    (1ч.)

Профессии людей в городе. Учебный диалог.(1ч.)

Викторина «Памятные места моего города». (1ч.)

Мои известные земляки. Урок - путешествие(1ч.)

Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами, конкурс чтецов, посвященных Дню Победы. (1ч.)

Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч.)

Заключительное занятие по теме «РУЗАЕВКА – МОЙ ГОРОД РОДНОЙ» (1 ч.)

4 блок.  МОЙ РАЙОН. (12 ч.)

ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

Рузаевский район. Вводное занятие. (1ч.)

История создания района. Урок - путешествие(1ч.)

Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)

Насекомые нашего края. Иллюстрации.

«Кто важней?» Викторина-игра . (1ч.)

Рыбы, обитающие в реках Мордовии. Рисование по теме.

        Викторина «Золотая рыбка». (1ч.)

 Птицы нашего края. Конкурс рисунков, лепка из пластилина. (1ч.)

 Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. (1ч.)

Охрана птиц. Сооружение и установка  кормушек. (1ч.)

Звери, обитающие на территории нашего района. Рисование по теме, лепка из пластилина. (1ч.)

 «В мире животных». Викторина. (1ч.)

 Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)

 Что мы узнали и чему научились. (1ч.)

                       Используемая литература

Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. –  СПб., 1990.

Государственная    программа    «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.

Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.

Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.

Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
Российская энциклопедия», 1994.

Парамонова О. М.  Сухвалова О.В.  Чехунова А.П. Познаём
свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.

Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.

Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.

Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы по программе «Дом, в котором я живу»

Презентация работы по программе  «Русская изба»...

Рабочая программа по биологии «Обо всем живом» для 5 класса - А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, С.Н. Ловягина. Уровень: общеобразовательный.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

Программа "Мир, в котором я живу"

Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией воспитанников специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».

Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...

Программа "Мир, в котором я живу"

Программа составлена для реализации  проекта Государственной программы, приоритетным направлением  которого является гражданское и патриотическое воспитание: «Патриотическое воспитание...