Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».
рабочая программа

Булатова Надежда Евгеньевна

Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта нашего поселения, позволит детям познакомиться с интересными фактами из жизни нашей школы, учителей, ветеранов труда, жителей деревни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx131.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Барановская средняя общеобразовательная школа»

Принято на педагогическом совете

Протокол № _______

«____»_________201_г.

_Назарова Е.В.___/___________/

Утверждено

Приказ №_____

от «__»___________201_г.

                 _______________/М.В. Конышева/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

 

 

Возраст обучающихся 11-14 лет

Срок реализации 1 год

 

 

составила Булатова Надежда Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

I  квалификационной категории

20 год

      Пояснительная записка

Рабочая программа  «Мир, в котором я живу» составлена на основании         

  • Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года об образовании в Российской Федерации;
  • приказа Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011 г. о внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • учебного плана МКОУ «Барановская СОШ» на 201-201 учебный год.    

Направленность программы «Туристко-краеведческая». Школьное краеведение  –  важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка.  Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это поможет учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться людьми, которые живут рядом, своими земляками. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к родной деревне, к природе, семье, коллективу класса, школы, народу.

Актуальность курса. Изучение факультативного курса «Мир, в котором я живу»  начинается с истоков развития и символики Российского государства, Удмуртской республики, Красногорского района и поселения «Прохоровское», с тех людей, которые стояли у истоков развития. Не все учащиеся знают, кем были созданы гимн, герб и что они обозначают. Думаю, полученные знания будут нести огромное значение в формировании личности ребёнка, в воспитании патриота своей страны. Каждый человек связан с прошлым, настоящим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали  историю образования и становления нашего государства, республики, района и деревни, обычаи и традиции деревни, школы и семьи.

Отличительные особенности программы. Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и поселения «Прохоровское»,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта нашего поселения,

позволит детям познакомиться с интересными фактами из жизни нашей школы, учителей, ветеранов труда, жителей деревни. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, способствует развитию познавательной активности, умения общаться, строить диалог во время встреч с жителями деревни. 

Программа предполагает сотрудничество детей, родителей и жителей деревни. Особое место отводится встречам с жителями деревни, учителями школы. Ребята должны иметь возможность  видеть, встречаться и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

Программа предназначена для возрастной группы  учащихся 11-14 лет.

Объём программы. На проведение кружка в учебном году отведено 2 часа в неделю, т.е.  68 часов.

Формы организации образовательного процесса. Программа предполагает    индивидуальные, групповые формы работы на практических и теоретических занятиях, также предусмотрены лекции, занятия-встречи, самостоятельное чтение литературы, просмотр видеороликов, экскурсии, исследовательскую деятельность и посещение библиотеки.

 Взаимосвязь с другими типами образовательных программ. Данная программа опирается на такие учебные предметы, как русский язык, информатика, изобразительное искусство, география, история и краеведение. Русский язык: запись воспоминаний жителей села, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений; информатика: выполнение и оформление проекта на ПК, работа в Интернете, составление презентаций и просмотр фильмов; изобразительное искусство: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков; география: работа с картами на местности и атласами; история: знакомство с этапами развития страны, поселения, краеведение: культура и обычаи народов.

Используемые педагогические технологии. Программа предполагает  личностно-ориентированный подход в обучении, педагогику компетентностно – ориентированного обучения (исследовательская работа в группах, парах), педагогику сотрудничества (работа в группах, парах, эвристическая беседа),  информационно-коммуникативные технологии (знакомство с новым материалом на ПК, просмотр презентаций, видеороликов), развивающего обучения (задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения).

Цель программы кружка «Мир, в котором я живу» знакомство учащихся с природными, культурными и  историческими особенностями нашего края и развить  интерес к истории становления страны, республики, района, деревни и возникновению символики.

  задачи:

- продолжить работу над формированием гражданско-патриотического сознания на основе исторических материалов, собранных при встрече с жителями и старожилами д. Бараны;

- продолжить работу над воспитанием личности учащегося-патриота своей страны, деревни;

-  продолжить работу над воспитанием познавательной активности учащихся.

     

Учебно-тематический план  

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Раздел 1. Введение.

1

1

-

2

Раздел 2. Россия – великая наша страна

5

3

2

Диалог, тестовое задание

3

Раздел 3. Удмуртская республика

4

1

3

4

Раздел 4. Красногорский район

6

3

3

5

Раздел5.Поселение «Прохоровское»

29

10

19

Диалог, разучивание народных игр

6

Раздел 6. Природа моей деревни

6

3

3

7

Раздел 7.         Я и моя семья.

5

1

4

презентация геологического древа

8

Раздел 8. Памятные даты России.

6

-

6

Тестовое задание  Диалог

9

Раздел 9. Итоговые творческие занятия

6

-

6

Творческий проект « Мир, в котором я живу»

68

22

46

Содержание курса.

  Раздел 1. Введение. (1ч.)

Содержание и задачи работы  на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и  при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  Power Point.

Раздел 2. Россия – великая наша страна. (5ч.)

Теоретическая часть. Изучаем образование Российского государства. Символы России (гимн, флаг, герб страны). Гимн.  Флаг.  История гимна и флага России. Гимн и флаг России. Герб. Символы геральдики. История герба России. Практическая часть.  Оформление страниц альбома. Проба пера. Просмотр фильма.

Раздел 3. Удмуртская республика (4ч.)

Теоретическая часть. Изучаем образование Удмуртской республики. Столица удмуртской республики. Символы Удмуртской Республики. ( гимн, флаг, герб). История их возникновения. Практическая часть. Оформление страниц альбома. Просмотр фильма. Работа с картой.

Раздел 4. Красногорский район (6ч.) Теоретическая часть. Изучаем  историю возникновения села Красногорское. Символы села Красногорского  (герб). Исторические памятники с. Красногорское (Церковь идр.) Практическая часть. Работа с картой. С. Красногорское на карте. Проба пера. Оформление альбома.

Раздел 5. Поселение «Прохоровское» (29ч.)

Теоретическая часть. Изучаем географическое положение, границы поселения и их изменение. История деревни,  (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). «Какой была деревня раньше». Географическое положение,  границы поселения «Прохоровское» и их изменение. Народы, проживающие в деревне. Верования и религия. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край.  Культурные  праздники, проводимые в поселении «Прохоровское». Практическая часть. Посещение библиотеки. Разыгрывание обрядов. Оформление страниц альбома.

Изучаем достопримечательности моей деревни. Сельский совет поселения «Прохоровского». Фельдшерско-акушерский пункт с.п. «Прохоровское». Почтовое отделение сельского поселения «Прохоровское». Магазин сельского поселения «Прохоровское». История развития сельского хозяйства сельского поселения «Прохоровское». Барановские фермы. Улицы моей деревни (жилые и нежилые дома, необычные дома и их хозяева). История создания и развития школы. Символика школы. Музейная комната школы, ДТК «Венок». Учителя нашей школы  Деревня в годы Великой Отечественной Войны.  Наши «соседи» (о близ лежащих деревнях). Практическая часть. Экскурсия.  Оформление страниц альбома.   Встречи с жителями деревни, учителями. посещение библиотеки.

Раздел 6. Природа моей деревни (6ч.) 

Теоретическая часть. Изучаем географическое положение. Растительный мир. Водоемы нашей деревни. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района.  Животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Практическая часть. Оформление страниц альбома. Экскурсии, посещение библиотеки.

Раздел 7.         Я и моя семья. (5ч.)

Теоретическая часть. Я и моя семья. Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции. Профессии членов моей семьи. Моё хобби. Этому я научился у своих родных. Практическая часть. Оформление страниц альбома, создание презентации, презентация генеалогического древа, выставка работ.

Раздел 8. Памятные даты России. (6ч.)

Теоретическая часть. Изучаем памятные даты России. Патриотическая акция к Дню пожилых людей,  к празднику Победы, к Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта, к дню рождения писателя Удмуртии. Практическая часть. Изготовление открыток, встречи ветеранами.

Раздел 9. Итоговые творческие занятия. . (6ч.)

Практическая часть. Итоговая познавательная игра « Наш край». Презентация коллективного творческого проекта « Мир, в котором я живу». Резервные занятия.  

 

Ожидаемые результаты.  В результате изучения данной программы обучающиеся получат представление об исследовательской и экскурсионной работе, узнают основные исторические периоды образования Российского государства, Удмуртской республики, с. Красногорское и Прохоровского поселения, также с государственной геральдикой. Познакомятся с историей возникновения Барановской школы и учителями, которые стояли у истоков её образования; научатся составлять рассказ по материалам исследовательской работы, овладеют культурой общения с людьми старшего поколения. Надеюсь, что занятия творческого объединения способствуют формированию гражданско-патриотического сознания на основе исторических материалов, собранных при встрече с жителями и старожилами д. Бараны и воспитанию личности учащегося-патриота своей страны, деревни.

Условия реализации программы. Для организации учебного процесса творческого объединения дополнительного образования необходим светлый кабинет, где будут проходить встречи со старожилами деревни. Для работы кабинет может быть оснащен компьютером и интерактивной доской для просмотра презентаций и фильмов по определенным темам, оформления альбома – папки по проделанной работе.  Для изготовления открыток к памятным датам потребуется цветная бумага, картон, клей и др.

Календарный учебный график

Год обучения: 01.09.201 -31.05. 201

год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

   январь

    февраль

       март

апрель

недели обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1 год обучения

Количеств часов

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

контроль/ аттестация

Диалог

тестовое задание 1

Диалог

разучивание народных игр 2

презентация геологического древа              1

Тестовое задание  1

май

недели обучения

31

32

33

34

итого

 Колич. часов

2

2

2

2

68

контроль/ аттестация

                    1

5

 

Методическое обеспечение программы

 1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг. /Вестник образования. 2005. №19.

2. Национальная государственная концепция образования в России.

3. Патриотическое воспитание в школе. М.: Арис-Пресс, 2002.

 Для занятий используются занятий, книги, энциклопедии, районная газета «Победа», тематические презентации и фильмы, также методические разработки из интернет сайтов ИНфоурок, Педсовет, Педпортал и др.

 

Оценочные материалы позволят определить достижения обучающихся, которые представлены в виде тестов, составленных на основе источников, взятых из Интернет-ресурсов, указанных в списке литературы. Тесты являются Приложениями.

Список литературы

  1. Физическая карта
  2. Географический атлас школьника – М.: Издательство ДИК; Дрофа, 1999.
  3. Российская большая детская энциклопедия – Минск: Современный литератор, 2006
  4. Районная газета «Победа».
  5. Интернет-ресурсы.
  6. https://урок.рф/library/test_moya_rodina_udmurtiya_po_distcipline_kraev_202853.html
  7. https://infourok.ru/test-po-tvorchestvu-kuzebaya-gerda-819590.html
  8. https://урок.рф/library/moya_udmurtiya_135516.html
  9. https://nsportal.ru/vuz/politicheskie-nauki/library/2016/04/25/test-po-teme-simvolika-rossii

 

 Рабочая программа

кружка «Мир, в котором я живу»

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

Раздел 1. Введение.

1

1

-

1

Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

1

Раздел 2. Россия – великая наша страна

5

3

2

2

Россия – великая наша страна.

Образование Российского государства. Символы России

( гимн, флаг, герб страны)

1

1

3

Гимн.  Флаг.  История гимна и флага России.

1

1

4

Гимн и флаг России. Проба пера. Оформление страниц альбома.

1

1

5

Герб. Символы геральдики. История герба России.

1

1

6

Герб. Оформление страниц альбома

1

1

Раздел 3. Удмуртская республика

4

1

3

7

Образование Удмуртской республики. Оформление страниц альбома

1

1

8

Столица удмуртской республики. Оформление страниц альбома

1

1

9

Символы Удмуртской Республики. ( гимн, флаг, герб). История их возникновения.

1

1

10

Символы Удмуртской Республики. (гимн, флаг, герб). История их возникновения. Оформление страниц альбома

1

1

Раздел 4. Красногорский район

6

3

3

11

Село Красногорское. История возникновения села.

1

1

12

С. Красногорское на карте. Оформление альбома.

1

1

13, 14

Символы села Красногорского  (герб). Проба пера. Оформление альбома.

2

1

1

15,16

Исторические памятники с. Красногорское (Церковь) Оформление альбома.

2

1

1

Раздел 5. Поселение «Прохоровское»

29

10

19

17

История деревни Бараны. (происхождение названия, легенды, предания  и сказания о населенном пункте)

1

1

18

Посещение библиотеки. «Какой была деревня раньше».

1

1

19

Географическое положение,  границы поселения «Прохоровское» и их изменение.

1

1

20

История деревни. Оформление альбома (папки).

1

1

1

21

Народы, проживающие в деревне

1

1

22

Народы, проживающие в деревне. Оформление альбома (папки)

1

1

23

Верования и религия

1

1

24

Верования и религия. Оформление альбома (папки)

1

1

25

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Оформление страниц альбома

1

1

26

Культурные  праздники, проводимые в поселении «Прохоровское»

1

1

27

Достопримечательности моей деревни.

1

1

28

Сельский совет поселения «Прохоровского»

1

1

29

Фельдшерско-акушерский пункт с.п. «Прохоровское»

1

1

30

Почтовое отделение сельского поселения «Прохоровское».

1

1

31

Магазин сельского поселения «Прохоровское».

1

1

32, 33

История развития сельского хозяйства сельского поселения «Прохоровское». Барановские фермы.

2

1

1

34 35 36

Улицы моей деревни (жилые и нежилые дома, необычные дома и их хозяева).

3

3

37

История создания и развития школы. Символика школы.

1

1

38

Музейная комната школы, ДТК «Венок»

39,40, 41

Учителя нашей школы. Оформление страниц альбома

3

1

2

42,43

44

Деревня в годы Великой Отечественной Войны. Оформление страниц альбома

3

1

2

45

Наши «соседи» (о близ лежащих деренях)

1

1

Раздел 6. Природа моей деревни

6

3

3

46

47

Природа моего края. Пруды д. Бараны. Оформление страниц альбома

2

1

1

48

Животный мир.

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

1

49

Лекарственные растения. Грибы.

1

1

50

51

Культурные растения нашего района.

2

1

1

Раздел 7.         Я и моя семья.

5

1

4

52

53

Я и моя семья. Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

2

1

1

54

Семейные праздники и традиции

1

1

55

Профессии членов моей семьи.

1

1

56

Моё хобби. Этому я научился у своих родных. Оформление страниц альбома.

1

1

Раздел 8. Памятные даты России.

6

-

6

57

Памятные даты России. Патриотические акции. (К Дню пожилых людей)

1

1

58

Памятные даты России. Патриотические акции. (к празднику Победы)

1

1

59

Памятные даты России. Патриотические акции. (к Дню матери)

1

1

60

Памятные даты России. Патриотические акции. (к 23 февраля)

1

1

61

Памятные даты России. Патриотические акции. (к 8 марта)

1

1

62

Памятные даты России. Патриотические акции. (к юбилею фильма

1

1

Раздел 9. Итоговые творческие занятия

6

-

6

63

Итоговая познавательная игра « Наш край».

1

1

64

Презентация коллективного творческого проекта « Мир, в котором я живу»

1

1

65-68

Резервные занятия. (оформление альбома)

4

4

68

22

46

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тест по теме: СИМВОЛИКА    

 

  1. Наука о гербах
  1. нумизматика
  2. генеалогия
  3. геральдика
  4. фалеристика
  1. Когда двуглавый орел становится символом Московского государства?
  1. при Дмитрии Донском
  2. при Иване III
  3. при Иване Калите
  4. при Петре I
  1. На груди двуглавого орла на гербе РФ изображен(ы)
  1. Георгий Победоносец
  2. Александр Невский
  3. Николай Чудотворец
  4. Кирилл и Мефодий
  1. В 2000 году к Государственному флагу России приравнен(о)
  1. Андреевский флаг
  2. президентский штандарт
  3. Олимпийский флаг
  4. Знамя Победы
  1. Современный гимн РФ с текстом С.В. Михалкова положен на музыку
  1. гимна СССР А.В. Александрова
  2. «Патриотической песни» М.И. Глинки
  3. Интернационала
  4. Марсельезы
  1. Расшифруйте значение цветов Государственного флага РФ(белый – чистота и святость, синий – вера и верность, красный – храбрость, удаль, кровь, пролитая за Отечество)

  1. На гербе РФ изображен орел, который держит в лапах
  1. державу и меч
  2. скипетр и державу
  3. пучок молний
  4. меч и скипетр
  1. Официальная эмблема государства, города, семейного рода:
  1. штандарт
  2. герб
  3. флаг
  4. бармы
  1. День российского флага отмечается
  1. 12 июня
  2. 4 ноября
  3. 1 мая
  4. 21 августа
  1. Историческая дисциплина, которая изучает все виды флагов, знамен, их происхождение, историческую роль, изменения знаменной символики и цвета
  1. геральдика
  2. вексиллология
  3. нумизматика
  4. генеалогия
  1.  Какой цветок является символом Удмуртии?

Италмас

Ромашка

Василёк

  1. Перед Вами изображения гербов. Определите, герб Красногорского района.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u170339/t1511288429ag.jpg http://mo-krasno.ru/images/stories/2.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Coat_of_Arms_of_Kez_rayon_%28Udmurtia%29.png

13. На Государственном гербе Удмуртской Республики изображена женщина - птица – это стилизованное изображение идола, оно олицетворяет предков нынешнего удмуртского народа. Что это за птица?

  1. Соловей
  2. Сова
  3. Лебедь

14.  Этот символ оружейного производства можно увидеть на клейме мастеров-оружейников, на ижевской стали, охотничьих ружьях, станках, мотоциклах, на гербе Ижевска.

  1. Стрела
  2. Меч
  3. Щит

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Тест по творчеству Кузебая Герда.

Цель: проверить уровень знаний учеников о фактах жизни и творчества Кузебая Герда.

1.Кузебай Герд – это псевдоним. Назовите настоящее имя и фамилию Кузебая Герда:

а) Григорий Верещагин

б) Кузьма Павлович Чайников

в) Дмитрий Иванович Корепанов

2. Автором какой поэмы является К.Герд:

а) «Италмас»

б) «Руслан и Людмила»

в) «Медведи»

3. Годы жизни К. Герда:

а) 1898-1937

б)1814-1841

в)1799-1837

4. Автором каких книг является К.Герд:

а) «Шуныт зор» («Теплый дождь»)

б) «Асьме котырысь йнкуазь» ( «Окружающая нас природа»)

в) «Кутскон геометрия» («Начальная геометрия для первого года обучения»)

5. Кем был К.Герд:

а) талантливым поэтом и прозаиком, драматургом и критиком, фольклористом и этнографом, лингвистом, педагогом, переводчиком и общественным деятелем;

б) музыковедом

в) поэтом и прозаиком

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Познавательная игра  «Наш край»( вопросы игры могут варьироваться либо исключаться)

Познавательная игра «Наш край» представляет аналог телеигры и проводится для детей, у которых имеется достаточный багаж знаний по  краеведению, истории, культуре, географии и биологии.

Цель игры: формирование у детей системы знаний о взаимоотношениях человека и природы в историческом аспекте.  

Задачи:  

Образовательная: закрепление и углубление знаний у детей по краеведению.  

Воспитательная: формирование необходимых коммуникативных качеств.  

Развивающая: развитие умений детей обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.  

  Область применения: игра для детей среднего возраста.  

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.  

Форма: игра.  

Условия игры: в игре принимают участие две команды по шесть человек. Каждая команда придумывает себе название, делает эмблему, выбирает капитана.  

Участники: жюри, болельщики, ведущий, участники игры.  

Оборудование: иллюстративный материал, связанный с историей Удмуртии, разноцветный кубик и разноцветная ромашка.  

Ход игры:  

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые команды и болельщики, знатоки Удмуртского края! Начинаем игру «Моя Удмуртия». Богата история удмуртской земли. Красивые традиции хранит живущий здесь много веков  замечательный гостеприимный народ. Добро пожаловать в мир истории и культуры Удмуртского края!    Пришло время представиться командам. Итак, мы начинаем игру.    

Первый гейм. Счастливый случай.  

В этом гейме команды по очереди отвечают на четыре вопроса, тематика которых определяется по бросанию разноцветных кубика.  

История – синий цвет  

Этнография – красный цвет  

Экология – желтый цвет  

Искусство – зеленый цвет  

Литература – белый цвет    

Знаменитые люди – голубой цвет  

Каждый тематический раздел состоит из восьми вопросов, номера которых записаны на лепестках шести разноцветных ромашек. Цвет ромашки соответствует цвету одной из сторон кубика. Капитан команды срывает один за другим четыре лепестка, называет номер вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. На ответ отводится 1-2 минуты. Если ответ неверный, вопрос адресуется болельщикам. За каждый правильный ответ жюри дает команде по 1 баллу.  

                                                 История.    

Вопросы для 1команды.  

1.Какие языки входят в финно- угорскую группу? (Коми, мордва, марийцы, эстонцы, финны, карелы, саами, ханты, манси, венгры).  

2.Один из городов Удмуртии булгары когда-то назвали городом желтой рыбы (стерляди). Что это за город? (Сарапул).  

3.Назовите прежние названия удмуртов. (Ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая,отяки, вотяки).  

4.Какие деревья были высажены в аллеи по Сибирскому тракту? (Березовые).  

5.Всегда ли Ижевск являлся столицей Удмуртии? (Нет. Глазов 1921г.)  

6.Назовите дату образования Удмуртской автономии. (4 ноября 1920 г.)  

7.В каком году был заложен Ижевский завод? (1760 г.)  

8.В каком году образовался Балезинский район ? (15 июля 1929 г.)  

Вопросы для 2 команды.  

1.Самое крупное и известное городище северных удмуртов? (Иднакар).  

2.Кто из наших земляков принимал участие в проектировании Кремлевских рубиновых звезд? (Борис Григорьевич Ложкин).  

3.Кому в давние времена принадлежали Ижевский и Воткинский заводы? (Графу Шувалову).  

4.Кому из наших земляков дважды присвоено звание Героя Советского Союза? (Евгений Максимович Кунгурцев).  

5.Какую дорогу, проходящую через территорию Удмуртии, в пршлом называли «дорогой слез и горя»? (Сибирский тракт).  

6.В каком произведении описал В.Г.Короленко дореволюционный Глазов? («Ненастоящий город»).  

7.Сколько административных районов в Удмуртии? (25).  

8.Птица на гербе Удмуртии? (Лебедь).  

                                             

                                         

Экология.

Вопросы для 1команды.  

1.Что изучает экология? (Отношение живых организмов с окружающей средой).  

2.Назовите самую крупную реку Удмуртии? (Кама).  

3.Назовите самое крупное животное наших лесов? (Лось)  

4.Какой кустарник называют у нас вереском? (Можжевельник).  

5.Говорят «тюрагай» поет по весне от радости. Как называют русские эту птицу? (Жаворонок).  

6.Из какого дерева удмурты изготавливали свой национальный музыкальный инструмент «крезь»? (Ель).  

7.Какие животные занесены в Красную книгу? (Норка, росомаха, аист черный, беркут, филин, орлан-белохвост, сапсан).  

8.Какие минеральные воды в Удмуртии вам известны? (Ново- Ижевский источник, воды курорта «Варзи-Ятчи», глубинные сероводородные воды, Кизнерская минеральная вода).  

Вопросы для 2 команды.  

1.Какую птицу называют «доктором леса»? (Дятла).  

2.Назовите наиболее распространенные полезные ископаемые, которые добываются в нашем крае? (Нефть, газ, торф, гравий, кварцевые пески).  

3.Национальный цветок удмуртов? (Италмас).  

4.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).

5.Какая ягода, растущая в Удмуртии заменяет лимон? (Клюква).      

6.Какие пресмыкающиеся обитают на территории Удмуртии? (Ящерица, уж, гадюка, медянка, веретенница).  

7.Назовите самый ядовитый гриб? (Бледная поганка).  

8.В момент цветения какого кустарника, по народным приметам, в Удмуртии по-настоящему наступает лето? (Шиповник).  

                                             Знаменитые люди.    

Вопросы для 1 команды.  

1.Назови имя поэтессы.  Ты спроси у меня, для чего я пою.  

                                           Уж не трачу  ли попусту силу свою…  

(Ашальчи Оки, Лина Григорьевна Векшина).  

2.Его окрестили в соборе Благовещения в 1840 году в городе Воткинске. Еще в детском возрасте он написал такие строки: «Я живу в маленьком городе, но я чту его и буду чтить всегда, если даже окажусь на чужбине. Но, Боже, сделай так, чтобы этого не случилось!» Кто написал эти строки? (П.И.Чайковский).  

3.Автор удмуртского балета «Италмас». (Корепанов-Камский)  

3.Легендарный конструктор стрелкового оружия? (Михаил Калашников)  

4.Наша соотечественница дослужилась в царской армии до чина штаб-ротмистра, вела переписку с А.С.Пушкиным. Кто это? (Надежда Дурова).  

5.Какое отношение имеет Нобелевская премия к Ижевску? (Брат оснавателя Нобелевской премии Людвиг Нобель, крупнейший заводчик сотрудничал с Ижзаводом. С этим заводом были связаны капиталы и его брата Альфреда. Деньги на премии сколочены в какой-то мере трудами ижевских пролетариев.)  

6.Какого удмуртского поэта называют «чепецким соловьем»? (С.П.Широбокова).  

7.Он стал на Иже первым и лучшим зодчим. Он оснаватель уральской школы промышленного зодчества. Назовите имя великого архитектора? (Семен Емельянович Дудин).  

8.Имя какого удмуртского поэта в переводе означает «цветок»? (Флор Василев).    

Вопросы для 2 команды.  

1.27 июня 1774 года уже после полудня, неспешно, он ступил в Ижевский завод. Ему был оказан царский почет. Кто это? (Емельян Пугачев).  

2.Его можно назвать « рыцарем моторизации» , конструктор мотоцикла «ИЖ-1» .Назовите его имя? (Петр Владимирович Можаров).  

3.Он Почетный гражданин Г.Ижевска, Народный артист России, Народный артист Удмуртии, Заслуженный деятель искусств, руководитель ансамбля «Италмас».Назовите его имя.(Анатолий Мамонтов).  

4.К кому из спортсменок Удмуртии относятся слова «королева лыжни», «лучшая лыжница планеты»? (Галина Кулакова).  

5.Назовите имена первых стахановцев в Удмуртии? (Надежда Зорина, Александр Бабин, Сергей Градобоев).  

6.В 1902 году студент Петербургского Технологического института отправился со своей женой к своему родственнику, владельцу Сюгинского с текольного завода. Он здесь предполагал пройти практику.Как звали этого знаменитого человека? (Алексей Толстой).  

7.Знаменосец 16 олимпийских игр во Франции, олимпийский чемпион. Назовите имя знаменитого спортсмена? (Валерий Медведцев).  

8.Ей было девятнадцать. Жизнь только начиналась… И вдруг имя становится символом. Ее узнала вся страна. Подвиг юной стюардессы стал примером для сверстников. Кто это? (Надежда Курченко).  

                                            Этнография  

Вопросы для 1 команды.    

1.Что изучает этнография?  (Это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру).  

2.Какое сочетание цветов для удмуртов являлось традиционным?  (Бело-красно-черное).  

3.Как называется помещение, в котором удмуртская семья живет летом? (Кенос, амбар).

4.Кылдысин – творец, бог…?  (Земли).  

5.Все умел делать Петр I , но про это дело сказал: «Нет хуже ремесла». Что это за ремесло?  (Плетение лаптей).  

6.Какие три свадьбы по представлению удмуртов, бывают у человека? (Рождение, настоящая свадьба и смерть).  

7.Как называется птица счастья у удмуртов? (Воршуд).  

8.Как называли праздник, когда в борозду опускали горбушку хлеба или блин, яйцо и лили напитки, прося содействия в проведении посевной и обеспечении хорошего урожая. (Акашка, гырыны потон).  

Вопросы для 2 команды.  

1.Назовите известных удмуртских этнографов.  (Верещагин Г.Е.,  К.Герд, Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.).  

2.По-русски-леший, а по-удмуртски-…? (Нюлэсмурт).  

3.Какие вам известны фольклорные  коллективы Удмуртии? («Айкай», «Италмас»,  «Танок»).  

4.Отгадай загадку: Безногий-безрукий вверх поднимается.(Тесто).  

5.Удмурты называли его корка кузе. А как называли русские? (Домовой, суседко).  

6.Почти не было удмуртского двора, где бы не было посажено это дерево. Считалось, что оно защищает от порчи. (Рябина).  

7.Какие вы знаете женские головные уборы удмуртского национального костюма? (Налобные венчики, платки, айшоны, шапочки- такьи).  

8.В старину силачи поднимали пудовые гири. Скольким килограммам равен пуд? (16 килограммам).    

                               

Литература

Вопросы для 1 команды.  

1.С какого стихотворения начала свой отчет удмуртская литература, кто является автором? («Чагыр, чагыр дыдыке» - Г.Верещагин).  

2.Кто автор этих строк:  Мой маленький народ  

                                          Скрывался вглубь лесов,

                                          Скрывался вглубь души-  

                                          И чуть не заблудился.   (Владыкин В.)  

3.Кто является автором книги «Вуж Мултан»?  (Михаил Петров).  

4.Автор романа «Шузи»?  (Сергей Матвеев).

5. «Мы сеем и сеем…» Какому удмуртскому поэту принадлежат эти строки? (Кузебаю Герду).  

6.Кто был первым автором романа в удмуртской литературе?  (Кедра Митрей «Секыт зибет»-«Тяжкое иго»).

7.Какие удмуртские писатели пали смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны? (Александро Ф., Баранов Е., Кедров Ф., Блинов П. Шаврин Ю.)  

8.Имя какого удмуртского поэта обозначает цветок? (Флор Васильев).  

Вопросы для 2 команды.  

1.С какого года выходит литературный журнал «Кенеш»? (С1926 года).  

2.Назовите автора книги «Вятские мужики хваткие»? (Павел Куляшов).  

3.В каком году отметили столетие удмуртской литературы? (В 1989 году).  

4.Название детского журнала на удмуртском языке? («Кизили»).

5.Венгерский ученый, автор монографии «История удмуртской литературы». Назовите его имя? (Петер Домокош).  

6.Чьими именами представлена женская лирика в удмуртской литературе? (Татьяна Чернова, Людмила Кутянова, Галина Романова).  

7.Какие писатели подвергались репрессии? (Кузебай Герд, Ашаьчи Оки, Иван Векшин, Михаил Ильин, Кедра Митрей).  

8.Кто автор этих строк?  Поля, и луга, и тропинки,

                                           И гулы, и звоны, и тишь…  

                                           Удмуртия, жаркой кровинкой    

                                           Ты в сердце России горишь.

(Олег Поскребышев).      

Второй гейм Фотогейм.  

Гейм проводится по иллюстративному материалу, связанному с историей Удмуртии. Командам предлагается для опознания по 2 иллюстрации. Это могут быть репродукции картин удмуртских художников, портреты знаменитых людей Удмуртии.  

За каждый верный жюри дает 1 балл.  

Третий гейм «Ты- мне, я- тебе»  

Каждая команда должна задать соперникам по 2 вопроса о каком-нибудь из исторических событий в Удмуртии. Вопросы должны быть составлены при подготовке к игре. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если ответ неверный, балл получает команда соперников, приготовившая вопрос.  

 Четвертый гейм «Темная лошадка»  

На конкурс «Темная лошадка» приглашается известный человек нашего района. За каждый правильный ответ на вопрос, заданный гостем, команда получает по два балла.  

Пятый гейм «Гонка за лидером»  

Ведущий задает вопросы каждой команде. Первой отвечает проигрывающая команда. Отвечать необходимо быстро, четко. В случае  затруднения команда говорит: «Дальше!». За правильный ответ дается один балл.  

Вопросы для 1 команды.  

1.Маршал авиации, наш земляк (Федор Фалалеев).  

2. «Царица русской сцены»- уроженка Глазова. (Ольга Леонардовна Книппер-Чехова).  

3.Наш земляк, участник Парижской коммуны. (Михаил Сажин).

4.Перечислите города Удмуртии. (Ижевск, Глазов, Сарапул, Воткинск, Можга, Камбарка).  

5.Первая удмуртская поэтесса (Ашальчи Оки).

6.Сколько административных районов имеет УР в настоящее время? (25 районов).  

7.Журнал для детей на удмуртском языке («Кизили»).  

8.Какой город называли «Око божие»? (Глазов).  

9.Имя писателя и поэта, ученого и просветителя, актера, режиссера. (Кузебай Герд).  

10.Национальный музыкальный инструмент удмуртов, изготовляемый из ели (Крезь).  

Вопросы для 2 команды.  

1.Бог неба у удмуртов?  (Инмар).  

2.Название удмуртской народной сказки «Топор-… (Саморуб).  

3.Автор книги «Город на Иже»?  (Евгений Шумилов).  

4.Какой город называли купеческий? (Сарапул).  

5.Автор поэмы «Италмас»?  (Михаил Петров).  

6.Какой пост занимал в Глазове дед Петра Ильича Чайковского?  (Пост городничего).  

7.Как называется птица- счастья у  удмуртов?  ( Воршуд).    

8.Создатель удмуртской письменности?  (Василий Михайлович Пуцек-Григорович).  

9.Какой известный поэт родился в деревне Бани Кезкого района?  (Олег Поскребышев).  

10.Какой национальности были строители храма в Мазунине?  (Французы).  

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (нетрадиционные техники  рисования) художественной направленности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» 2023

программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набр...