Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живые линии»
(нетрадиционные техники рисования)
Направленность: художественная
Возраст: 9-16 лет
срок реализации 1год 144 часа
первый модуль 68 часов
второй модуль 76 часа
Автор-разработчик: Кузьмина Ольга Евгеньевна педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр» |
Излучинск, 2020
Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка | ||||||||||||||||||
направленность (профиль) программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Программа разработана на основе нормативно-правовой базы: 1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; 4.Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». | |||||||||||||||||
актуальность программы – | Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Развивается познавательный интерес. | |||||||||||||||||
отличительные особенности программы | В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Обучающиеся знакомятся с различными графическими и живописными техниками, такими как: эбру (турецкая живопись на воде) миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), дудлинг, зенарт, зентанг, живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (акварель, капиллярные ручки, цветные карандаши). Большую ценность в данном рисовании представляет процесс, а не результат занятий. Рисование на занятиях в объединении «Живые линии» это не просто способ создать что-то своими руками, но и альтернатива медитации: интенсивное погружение сознания в идею, сосредоточение на одном объекте, отстранение от внешних и внутренних раздражителей. | |||||||||||||||||
адресат программы | Программа рассчитана на обучающихся 9 -16 лет. Состав группы – постоянный, 10 человек. | |||||||||||||||||
Год обучения | Возраст детей | Контингент (кол-во) | ||||||||||||||||
Первый | 9 -16 | 10 | ||||||||||||||||
объем и срок освоения программы: | 1 год обучения –144 часa первый модуль 68 часов второй модуль 76 часа | |||||||||||||||||
формы обучения | формы обучения - очная, аудиторные (практические занятия) | |||||||||||||||||
особенности организации образовательного процесса | Групповые занятия:1 группа 10 человек. | |||||||||||||||||
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | – Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 1 час составляет 45 минут. Между занятиями перерыв 10 минут. | |||||||||||||||||
Квалификация педагога | Квалификация педагога соответствует профилю программы | |||||||||||||||||
1.2.Цель и задачи программы | Развитие творческих способностей обучающихся через освоение нетрадиционных техник рисования. | |||||||||||||||||
личностные формировать у обучающихся навыки социального взаимодействия путем вовлечение их в творческую деятельность дополнительного образования. | ||||||||||||||||||
метапредметные - развивать интерес и мотивацию к творчеству и потребности в саморазвитии. | ||||||||||||||||||
образовательные (предметные) - сформировать навыки и умения рисования в нетрадиционных техниках. | ||||||||||||||||||
1.3 Содержание программы | ||||||||||||||||||
Учебный план | ||||||||||||||||||
1 модуль 68 часов | ||||||||||||||||||
№ занятия | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||||||||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж поТБ. | 2 | 2 | Знакомство. Игра | ||||||||||||||
2 | Зентангл. | 26 | 8 | 18 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
3 | Дудлинг. | 42 | 10 | 22 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
2 модуль 76 часа | ||||||||||||||||||
4 | Зенарт. | 52 | 14 | 44 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
5 | Эмбру. | 22 | 11 | 11 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||||||||
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 |
| Подведение итогов | |||||||||||||
Итого:144 | ||||||||||||||||||
Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||
1 модуль (68 часов) | ||||||||||||||||||
Раздел 1. | ||||||||||||||||||
Вводное занятие. (2). Инструктаж по технике безопасности. Опрос правил ТБ. Знакомство. | ||||||||||||||||||
Раздел 2. | ||||||||||||||||||
Зентангл. ( 26) | ||||||||||||||||||
Тема 1. История возникновения техник «зентангл, зенарт, дудлинг. Три простых тангла. (6) Теория: Названия танглов, зенсловарь. Опрос, беседа. (2) Практика. Рисование узоров (танглы шатание, ракушечник, аура) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). (4) | ||||||||||||||||||
Тема 2. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы провал, поток, переплет ,корзинка, дождевик) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). крафтовая бумага(4) | ||||||||||||||||||
Тема 3. Пять простых танглов.(6) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2) Практика. Рисование узоров (танглы плоды, коробочка, газировка, флейтист, соцветие) на плиточках (акварельная бумага 9/9см) с применением кофе (4) | ||||||||||||||||||
Тема 4 Рисование тангла «Парадокс» (8) Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, обсуждение готовых работ (2) Практика: (6) Рисование тангла «Парадокс» на черной бумаге белой ручкой с тенями. | ||||||||||||||||||
Раздел 3. | ||||||||||||||||||
Дудлинг. (42) | ||||||||||||||||||
Тема 1 Дудлинг как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика. Закладки «Перья» Рисование узоров черной ручкой. (6) | ||||||||||||||||||
Тема 2 Рыба (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок рыбы с применением каппилярных ручек и акварели(6) | ||||||||||||||||||
Тема 3 Цветы (8) Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисунок цветов с применением капиллярных ручек и акварельных карандашей(6) | ||||||||||||||||||
Тема 4 Пейзаж (10) Теория: Понятие, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование пейзажа на капиллярными ручками с акварелью (8) | ||||||||||||||||||
Тема 5 Камни (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование камней на крафтовой бумаге.(6) | ||||||||||||||||||
2 модуль (76 часов) | ||||||||||||||||||
Раздел 4 | ||||||||||||||||||
Зенарт. (52) | ||||||||||||||||||
Тема 1 Зенарт как техника рисования (8) Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование мандалы с помощью капиллярных ручек и акварели(6) | ||||||||||||||||||
Тема 2 Животные(8) Теория: Выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной капиллярной ручки(6) | ||||||||||||||||||
Тема 3 Животные ХМАО-Югры(8) Теория примеры работ, методы, опрос, беседа (2) Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной капиллярной ручки и акварели (6) | ||||||||||||||||||
Тема 4 День победы (8) Теория: Примеры работ, опрос, беседа.(2) Практика: Рисование ко дню победы. Авторская разработка рисунка. Использование материалов на выбор (6) | ||||||||||||||||||
Тема 5 Миниатюрная роспись(8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисунки на камнях. Рисование с помощью акриловой краски капиллярных ручек.(6) | ||||||||||||||||||
Тема 6 Мехенди(6) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хной различных узоров.(4) | ||||||||||||||||||
Тема 7 Пейзаж ХМАО-Югры (8) Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2) Практика: Живопись акварелью. Рисование по мокрому.(6) | ||||||||||||||||||
Раздел 5 | ||||||||||||||||||
Эмбру (22) | ||||||||||||||||||
Тема 1 Знакомство с техникой Эмбру. Космос (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, знакомство с понятием декупаж, опрос, беседа (2) Практика: Рисование звёздного неба, космос, перенос на бумагу. (2) | ||||||||||||||||||
Тема 2 Птица (2) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (1) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на бумагу, сушка, вырезание из бумаги птицы(1) | ||||||||||||||||||
Тема 3 Дерево(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование дерева, перенос на бумагу, сушка (2) | ||||||||||||||||||
Тема 4 Поле цветов(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование цветов, перенос на бумагу, сушка (2) | ||||||||||||||||||
Тема 5 Платок (4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2) Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на ткань, сушка. (2) | ||||||||||||||||||
Тема 6 Авторское изделие(4) Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа, подведение итогов. (2) Практика: Подготовка и обсуждение материалов к авторскому изделию. Работа с изделием.(2) | ||||||||||||||||||
Раздел 6. | ||||||||||||||||||
Итоговое занятие (4) Теория: Подведение итогов, обсуждение готовых работ.(2) Практика: Выставка(2) | ||||||||||||||||||
1.4.Планируемые результаты | сформированность у обучающихся навыков социального взаимодействия, сформированность интереса и мотивации к творчеству; овладение техниками нетрадиционного рисования. | |||||||||||||||||
2. Организационно-педагогические условия | ||||||||||||||||||
2.1.Годовой учебный план | 4 часа в неделю - 144 часа в год при 36 учебных неделях. 1 модуль – 17 учебных недель 01.09.2020 - 28.12.2020 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты 21.12.2020 - 22.01.2021 Промежуточная аттестация обучающихся по итогам 1-го полугодия 29.12.2020 - 08.01.2021 Зимние каникулы 2 модуль – 19 учебных недель 09.01.2021 - 31.05.2021 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты 25.03.2021 - 31.03 2021 Весенние каникулы 04.05.2021- 25.05.2021 Итоговая (переводная) аттестация обучающихся | |||||||||||||||||
2.2.Условия реализации программы | -материально-техническое обеспечение – бумага для акварели, крафтовая бумага, ручки, карандаши, акварель. -кадровое обеспечение – педагог ДО (образование –высшее, специальность-учитель изобразительного искусства) | |||||||||||||||||
2.3.Формы аттестации | Текущий контроль | проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы. | ||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – промежуточная - декабрь, итоговая - май; | |||||||||||||||||
Итоговая аттестация | оценка качества обучености учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа. | |||||||||||||||||
2.4.Оценочные материалы | Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся» (Приложение 1); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, статистический отчет социальной и творческой активности учащихся. | |||||||||||||||||
2.5.Методические материалы | −методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. −формы организации учебного занятия - практическое занятие. беседы; −педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности −дидактические материалы – раздаточные материалы, образцы изделий. -личностно- ориентированный подход | |||||||||||||||||
2.6. Календарный учебный график | ||||||||||||||||||
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||||||
1 | групповая | 2 | 1.Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности | Энергетиков 4 | Опрос правил ТБ | |||||||||||||
2. Зентангл | ||||||||||||||||||
2 | групповая | 2 | Три простых тангла | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, | |||||||||||||
3 | групповая | 2 | Пять простых танглов | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, | |||||||||||||
4 | групповая | 2 | Пять простых танглов | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, | |||||||||||||
5 | групповая | 2 | Рисование тангла «Парадокс» | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ |
3. Дудлинг. | ||||||||||||
6 | групповая | 2 | Дудлинг как техника рисования | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
7 | групповая | 2 | Рыба | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
8 | групповая | 2 | Цветы | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
9 | групповая | 2 | Пейзаж | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
10 | групповая | 2 | Камни | Энергетиков 4 | Опрос, беседа, обсуждение готовых работ | |||||||
4. Зенарт. | ||||||||||||
11 | групповая | 2 | Зенарт как техника рисования | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
12 | групповая | 2 | Животные | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
13 | групповая | 2 | Животные ХМАО | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
14 | групповая | 2 | День победы | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
15 | групповая | 2 | Миниатюрная роспись | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
16 | групповая | 2 | Мехенди | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
17 | групповая | 2 | Пейзаж ХМАО | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
5. Эмбру | ||||||||||||
18 | групповая | 2 | Знакомство с техникой Эмбру. Космос | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
19 | групповая | 2 | Птица | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
20 | групповая | 2 | Дерево | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
21 | групповая | 2 | Поле цветов | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
22 | групповая | 2 | Платок | Энергетиков 4 | Опрос, бесед | |||||||
23 | групповая | 2 | Авторское изделие | Энергетиков 4 | Опрос, беседа | |||||||
24 | групповая | 2 | Итоговое занятие | Энергетиков 4 | Выставка | |||||||
Список используемой литературы для педагога:
Бекки Крахулы СПб. 2014
| ||||||||||||
Список литературы для детей: 1.Детский батик. А.П. Аверьянова, Карапуз 2.Журналы «Я-дизайнер». 3 Мандалы Айлуны Деви (Спб.: Питер, 2016 | ||||||||||||
Информационные источники: 1. http://fb.ru/article/184534/autist-rebenok-priznaki-simptomyi-prichinyi-osobennosti-detey-autistov 2. http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/168-autizm-simptomy |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905524-1489657231.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-694188-1445545902.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105045-1547973327.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».
Данная программа способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения, расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312787-1612717628.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» 2023
программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набр...