Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии»
рабочая программа

Кузьмина Ольга Евгеньевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (нетрадиционные техники  рисования) художественной направленности 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhivye_linii_bez_ovz.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Живые линии»

етрадиционные техники  рисования)

Направленность: художественная

Возраст: 9-16 лет 

срок реализации 1год 144 часа

первый модуль 68 часов

второй модуль 76 часа

Автор-разработчик:

Кузьмина Ольга Евгеньевна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Спектр»

Излучинск, 2020

Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1.Пояснительная записка

направленность (профиль)

программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. Программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

4.Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

актуальность  программы  –  

Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Развивается познавательный интерес.

отличительные  особенности  программы 

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. 

Обучающиеся знакомятся с различными графическими и живописными техниками, такими как: эбру (турецкая живопись на воде) миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), дудлинг, зенарт, зентанг, живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (акварель, капиллярные ручки, цветные карандаши). 

Большую ценность в данном рисовании представляет процесс, а не результат занятий. Рисование на занятиях в объединении «Живые линии» это не просто способ создать что-то своими руками, но и альтернатива медитации: интенсивное погружение сознания в идею, сосредоточение на одном объекте, отстранение от внешних и внутренних раздражителей.

адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 9 -16 лет.

Состав группы – постоянный, 10 человек.

Год обучения

Возраст детей

Контингент (кол-во)

Первый

9 -16

10

объем  и  срок  освоения  программы:

1 год обучения –144 часa

 первый модуль 68 часов

 второй модуль 76 часа

формы  обучения

формы  обучения - очная,  аудиторные (практические занятия)

особенности  организации  образовательного  процесса 

Групповые занятия:1 группа 10 человек.

режим  занятий,  периодичность  и  продолжительность занятий  

–  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 1 час составляет 45 минут. Между занятиями перерыв 10 минут.

Квалификация педагога

Квалификация педагога соответствует профилю программы

1.2.Цель  и  задачи

программы

Развитие творческих способностей обучающихся через освоение нетрадиционных техник рисования.

 личностные формировать у обучающихся  навыки социального  взаимодействия путем  вовлечение  их  в творческую деятельность  дополнительного  образования.

  метапредметные - развивать интерес и мотивацию  к  творчеству и потребности  в  саморазвитии.

  образовательные  (предметные)  - 

сформировать навыки и умения рисования в нетрадиционных техниках.  

1.3 Содержание программы

Учебный план

1 модуль 68 часов

№ занятия

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

    1.

Вводное занятие. Инструктаж поТБ.

2

2

Знакомство. Игра

    2

Зентангл.

26

8

       18

Опрос, беседа, обсуждение готовых работ

    3

Дудлинг.

42

10

    22

Опрос, беседа, обсуждение готовых работ

                                                              2 модуль 76 часа

  4

Зенарт.

52

  14

   44

Опрос, беседа, обсуждение готовых работ

5

Эмбру.

22

  11

   11

Опрос, беседа, обсуждение готовых работ

6

Итоговое занятие

  2

   2

 

Подведение итогов

Итого:144

Содержание учебного плана

1 модуль (68 часов)

Раздел 1.

Вводное занятие. (2). Инструктаж по технике безопасности. Опрос правил ТБ. Знакомство.

Раздел 2.

Зентангл. ( 26)

Тема 1. История возникновения техник «зентангл, зенарт, дудлинг. Три простых тангла.  (6)

Теория: Названия танглов, зенсловарь. Опрос, беседа. (2)

Практика. Рисование узоров (танглы шатание, ракушечник, аура) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). (4)

Тема 2. Пять простых танглов.(6)

Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2)

Практика. Рисование узоров (танглы провал, поток, переплет ,корзинка, дождевик) на плиточках (акварельная бумага 9/9см). крафтовая бумага(4)

Тема 3.

Пять простых танглов.(6)

Теория: Примеры работ, методы и материалы. Опрос, беседа, (2)

Практика. Рисование узоров (танглы плоды, коробочка, газировка, флейтист, соцветие) на плиточках (акварельная бумага 9/9см) с применением кофе (4)

Тема 4 Рисование тангла «Парадокс» (8)

Теория: Примеры работ, методы и материалы.  Опрос, беседа, обсуждение готовых работ (2)

Практика: (6) Рисование тангла «Парадокс» на черной бумаге белой ручкой с тенями.

                                                                           Раздел 3.

Дудлинг. (42)

Тема 1 Дудлинг как техника рисования (8)

Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика. Закладки «Перья» Рисование узоров черной ручкой. (6)

Тема 2 Рыба (8)

Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика: Рисунок рыбы с применением каппилярных ручек и акварели(6)

Тема 3 Цветы (8)

Теория: примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика: Рисунок цветов с применением капиллярных ручек и акварельных карандашей(6)

Тема 4 Пейзаж (10)

Теория: Понятие, примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование пейзажа на капиллярными ручками с акварелью (8)

Тема 5 Камни (8)

Теория: Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование камней на крафтовой бумаге.(6)

2 модуль (76 часов)

                                                                         Раздел 4

Зенарт. (52)

Тема 1 Зенарт как техника рисования (8)

Теория:  Понятие, знакомство с техникой, примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование мандалы с помощью капиллярных ручек и акварели(6)

Тема 2 Животные(8)

Теория: Выбор сюжета, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной капиллярной ручки(6)

Тема 3 Животные ХМАО-Югры(8)

Теория примеры работ, методы, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование животного на выбор с помощью черной капиллярной ручки и акварели (6)

Тема 4 День победы (8)

Теория: Примеры работ, опрос, беседа.(2)

Практика: Рисование ко дню победы. Авторская разработка рисунка. Использование материалов на выбор (6)

Тема 5 Миниатюрная роспись(8)

Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2)

Практика: Рисунки на камнях. Рисование с помощью акриловой краски капиллярных ручек.(6)

Тема 6 Мехенди(6)

Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование хной различных узоров.(4)

Тема 7 Пейзаж ХМАО-Югры (8)

Теория: Примеры работ, выбор материала, опрос, беседа (2)

Практика: Живопись акварелью. Рисование по мокрому.(6)

Раздел 5

Эмбру (22)

Тема 1 Знакомство с техникой Эмбру. Космос (4)

Теория: Примеры работ, выбор сюжета, знакомство с понятием декупаж, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование звёздного неба, космос, перенос на бумагу. (2)

Тема 2 Птица (2)

Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (1)

Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на бумагу, сушка, вырезание из бумаги птицы(1)

Тема 3 Дерево(4)

Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование дерева, перенос на бумагу, сушка (2)

Тема 4 Поле цветов(4)

Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование цветов, перенос на бумагу, сушка (2)

Тема 5 Платок (4)

Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа (2)

Практика: Рисование хаотичных узоров, перенос на ткань, сушка. (2)

Тема 6 Авторское изделие(4)

Теория: Примеры работ, выбор сюжета, опрос, беседа, подведение итогов. (2)

Практика: Подготовка и обсуждение материалов к авторскому изделию. Работа с изделием.(2)

Раздел 6.

Итоговое занятие (4)

Теория: Подведение итогов, обсуждение готовых работ.(2)

Практика: Выставка(2)

1.4.Планируемые

результаты

сформированность у обучающихся навыков социального взаимодействия,

сформированность интереса и мотивации к творчеству;

овладение техниками нетрадиционного рисования.

2. Организационно-педагогические условия

2.1.Годовой учебный план

4 часа в неделю  - 144 часа в год при 36 учебных неделях.

1 модуль – 17 учебных недель

 01.09.2020 - 28.12.2020 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты 21.12.2020 - 22.01.2021 Промежуточная аттестация обучающихся по итогам 1-го полугодия

 29.12.2020 - 08.01.2021 Зимние каникулы

2 модуль – 19 учебных недель

09.01.2021 - 31.05.2021 Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты 25.03.2021 - 31.03 2021 Весенние каникулы

04.05.2021- 25.05.2021 Итоговая (переводная) аттестация обучающихся

2.2.Условия реализации программы

-материально-техническое обеспечение – бумага для акварели, крафтовая бумага, ручки, карандаши, акварель.

-кадровое обеспечение – педагог ДО (образование –высшее, специальность-учитель изобразительного искусства)

2.3.Формы аттестации

Текущий контроль

проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы.

Промежуточная аттестация

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – промежуточная - декабрь, итоговая - май;

Итоговая аттестация

оценка качества обучености учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа.

2.4.Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся» (Приложение 1); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора,  статистический отчет социальной и творческой активности учащихся.

2.5.Методические материалы

−методы обучения - словесный, наглядный практический;

объяснительно-иллюстративный,

методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

−формы организации учебного занятия - практическое занятие. беседы;

−педагогические технологии - технология развивающего

обучения, технология коллективной творческой деятельности  

−дидактические материалы – раздаточные материалы,

образцы изделий.

-личностно- ориентированный подход

2.6. Календарный учебный график

п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

 Место проведения

Форма контроля

1

групповая

2

1.Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности

Энергетиков 4

 Опрос правил ТБ

 2. Зентангл

2

групповая

2

Три простых тангла

Энергетиков 4

Опрос, беседа,

3

групповая

2

Пять простых танглов

Энергетиков 4

Опрос, беседа,

4

групповая

2

Пять простых танглов

Энергетиков 4

Опрос, беседа,

5

групповая

2

Рисование тангла «Парадокс»

Энергетиков 4

Опрос, беседа, обсуждение готовых работ

3. Дудлинг.

6

групповая

2

Дудлинг как техника рисования

Энергетиков 4

Опрос, беседа

7

групповая

2

Рыба

Энергетиков 4

Опрос, беседа

8

групповая

2

Цветы

Энергетиков 4

Опрос, беседа

9

групповая

2

Пейзаж

Энергетиков 4

Опрос, беседа

10

групповая

2

Камни

Энергетиков 4

Опрос, беседа, обсуждение готовых работ

4. Зенарт.

11

групповая

2

Зенарт как техника рисования

Энергетиков 4

Опрос, беседа

12

групповая

2

Животные

Энергетиков 4

Опрос, беседа

13

групповая

2

  Животные ХМАО

Энергетиков 4

Опрос, беседа

14

групповая

2

День победы

Энергетиков 4

Опрос, беседа

15

групповая

2

Миниатюрная роспись

Энергетиков 4

Опрос, беседа

16

групповая

2

Мехенди

Энергетиков 4

Опрос, беседа

17

групповая

2

Пейзаж ХМАО

Энергетиков 4

Опрос, беседа

5. Эмбру

18

групповая

2

Знакомство с техникой Эмбру. Космос

Энергетиков 4

Опрос, беседа

19

групповая

2

Птица

Энергетиков 4

Опрос, беседа

20

групповая

2

 Дерево

Энергетиков 4

Опрос, беседа

21

групповая

2

Поле цветов

Энергетиков 4

Опрос, беседа

22

групповая

2

Платок

Энергетиков 4

Опрос, бесед

23

групповая

2

Авторское изделие

Энергетиков 4

Опрос, беседа

24

групповая

2

 Итоговое занятие

Энергетиков 4

Выставка

Список используемой литературы для педагога:

  1. Медитативное рисование и другие практики, Дмитрий Рыбин. Киев. 2012
  2. Дудлинг для творческих людей. Санни Браун. Поппури, 2014
  3. Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия

 Бекки Крахулы СПб. 2014

  1. «Zentangle Primer» Рик Робертс и Мария Томас (американское издание) 2016

Список литературы для детей:

1.Детский батик. А.П. Аверьянова, Карапуз

2.Журналы «Я-дизайнер».

3 Мандалы Айлуны Деви (Спб.: Питер, 2016

Информационные источники:

1. http://fb.ru/article/184534/autist-rebenok-priznaki-simptomyi-prichinyi-osobennosti-detey-autistov

2. http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/168-autizm-simptomy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».

Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые линии» 2023

программа «Живые линии» имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: дудлинг, зентангл, кляксография, набр...