Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Куликова Надежда Николаевна

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного развития, на приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_my_zhivem.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Кожва

Принято

на Педагогическом совете

МОУ «СОШ» пгт. Кожва

«___» __________ 2020 г.

Протокол № ___

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ» пгт. Кожва

___________ Т.Н.Марьенкова

«___» ____________ 2020 г.

Рабочая учебная программа факультативного курса

«Мир, в котором мы живем»

на уровне основного общего образования

(6 класс)

Срок реализации программы: 1 год

пгт. Кожва

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 29.06.2017);

- концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- требованиями основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ» пгт. Кожва;

- приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831).

- требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного развития, на приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Цель: Организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося.

Задачи программы:

В отношении обучающихся:

- соотносить и выполнять различные социальные роли, самооценивать динамику и адекватность выполняемых ролей;

- уметь решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

- поддерживать разнообразные виды отношений в основных сферах жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения);

- участвовать в изменении школьной среды и доступных сферах жизни общества;

- развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;

- владеть приемами и методами самовоспитания: самокритикой, самовнушением, самообязательством, эмпатией.

В отношении учителя:

- создавать эффективные условия для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

- использовать роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающихся, их социальной и гражданской позиции;

- стимулировать осознанность социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.);

- оценивать динамику выполняемых обучающимися социальных ролей для понимания эффективности вхождения подростков в систему общественных отношений.

Программа реализуется в 6 классе, объем часов в год – 35, периодичность проведения занятий – 1час в неделю.

Программа предусматривает задания, социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, упражнения, игры на формирование коммуникативных навыков, приобретение лидерских, организаторских качеств.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

рабочей программы «Мир, в котором мы живем»

Изучение курса рабочей программы факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса на уровне среднего общего образования даёт возможность учащимся достичь следующих результатов:

Личностные УУД:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  •  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества самоуправлений и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом. Освоение основ коллективно-творческой деятельности (сокращенно – КТД);

- освоение основ социально-образовательного проекта (как образовательной формы), которая учит находить достойное место инициативам молодежи в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме; умение находить ошибки при реализации социальных проектов и проведении КТД, отбирать способы их исправления;

- включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- развитие индивидуальных лидерских способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к социально преобразующей деятельности.

Содержание программы факультатива «Мир, в котором мы живем»

Модуль 1: Личностное развитие (10 ч.)

Творческое развитие: развитие творческих способностей учащихся.

Виды деятельности: занятия живописью, актерским мастерством, танцевальные кружки, игры в КВН, декоративно-прикладное искусство и народное творчество.

Популяризация профессий: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Виды деятельности: встречи с мастерами и профессионалами своего дела, участие в фестивалях и олимпиадах научно-технического творчества, знакомство с деятельностью предприятий, компаний.

Здоровый образ жизни: создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни, развитие детско-юношеского спорта, приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Виды деятельности:

- занятия физической культурой и спортом, правильное питание, участие в мероприятиях комплекса ГТО, спортивные игры, конкурсы и фестивали.

Темы занятий:

День знаний, месячник «Безопасность детей», всероссийская акция «День учителя», мероприятия, посвящённые Международному дню отказа от курения, международный день толерантности, мероприятия, посвящённые Дню матери России, день российской науки-всероссийская акция «Подари книгу», всемирный день здоровья - всероссийская акция «Будь здоров!», всероссийская акция «Русский силомер», Всероссийская акция «Читай страна!»

Модуль 2: Гражданская активность (10 ч.)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям граждан.

Виды деятельности:

- добровольческая деятельность;

- изучение и охрана природы и животных, знакомство с родным краем;

- помощь в организации мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры;

- помощь людям пожилого возраста, инвалидам;

- помощь в организации спортивных и образовательных мероприятий;

- встречи с Героями России, ветеранами;

- изучение истории своей страны

Темы занятий:

Мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, мероприятия в рамках Дня трезвости, всероссийская акция «Молоды душой», всероссийская акция «Всемирный день борьбы со СПИДом», День неизвестного солдата, День Героев Отечества России, всероссийская акция «Письмо Победы», мероприятия «День защитника Отечества», день космонавтики -  Всероссийская акция «Мой космос», всероссийская экологическая акция «Зелёная весна»

Модуль 3: Я - патриот (7 ч.)

Повышение уровня военно-патриотического воспитания учащихся, формирование ценностного отношения к своему Отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию России и готовность к ее защите.

Виды деятельности:

- участие в работе военно-патриотических клубов и профильных движений;

- участие в соревнованиях и масштабных детско-юношеских мероприятий по направлению;

- участие в мероприятиях в формате «Дней единых действий», всероссийское мероприятие, посвящённое Дню Победы.

Темы занятий:

Акция, посвящённая Дню памяти жертв ДТП, день Конституции Российской Федерации - акция «Мы – граждане России», всероссийское профилактическое мероприятие «Внимание – дети!», день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Модуль 4: Школьные СМИ (8 ч.)

Объединение субъектов образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители) путем создания единого источника информации.

Виды деятельности:

- выпуск школьных газет;

- съёмки сюжетов о школьной жизни

Темы занятий:

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение», праздничная программа «Новогодний голубой огонёк», общешкольный день здоровья, международный день борьбы с наркоманией, международный женский день и т.д.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждого раздела

Раздел

Количество часов

Всего

часов

Из них

практических работ

Модуль 1. Личностное развитие

10

3

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

«Я и школа». Школа как составляющая часть окружающего мира.

1

«Путешествие по стране добра и зла». Формирование у детей представления об этических нормах.

1

«В мире профессий». Встреча с интересными людьми разных профессий.

1

Практическая работа: Игра «Кем я хочу стать»

1

Беседа – рассуждения «Мои интересы и увлечения»

1

Практическая работа «Час творчества»

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность. «В режиме учебного дня и учебной недели».

1

Практическая работа: «Я – личность»

1

Обобщающий урок. Подведение итогов работы по модулю.

1

Модуль 2. Гражданская активность

10

7

Устав и положения РДШ (российского движения школьников).  Задачи РДШ. Изучение направлений деятельности РДШ.

1

Понятие «Волонтёр». Особенности волонтерской (добровольческой) деятельности.

1

Изучение и охрана природы и животных родного края.

1

Проведение акции детского творчества по экологии «Здоровье планеты моих руках».

1

Разработка плаката здорового образа жизни «Правильное решение» (профилактика ВИЧ).

1

Организация акции социальной направленности. Разработка и оформление мероприятия ко дню  пожилого человека.

1

Организация и проведение акции «Наполни сердце добротой».

1

Организация и проведение акции «Волонтер Победы» ко дню неизвестного солдата.

1

Оформление тематической газеты ко Дню героев Отечества.

1

Содействие в организации и проведении Ежегодной Всероссийской акций «Будь здоров!»

1

Модуль 3. Я - патриот

7

3

Популяризация направлений РДШ. Реализация военно-патриотического направления.

1

Проведение патриотической акции «Голубь мира».

1

Популяризация всероссийской акции «Бессмертный полк».

1

Разработка мероприятий ко Дню защитника Отечества.

1

Особенности организации мероприятий в формате «День единых действий».

1

День Конституции Российской Федерации - акция «Мы – граждане России»

1

Участие в акции, посвящённой Дню памяти жертв ДТП

1

Модуль 4. Школьные СМИ

8

3

Информационно-медийное взаимодействие участников РДШ. Обучающие вебинары.

1

Особенности создания ИМЦ (информационно-медийных центров) РДШ.

1

Обучающий урок. Встреча с журналистами газеты «Печорское время».

1

Организация и проведение Школы журналистики РДШ

1

Особенности съёмки сюжетов.  Обучающие видео.

1

Подготовка и проведение акции «Читай с РДШ».

1

Реализация праздничных акций к международному женскому дню  и других праздников

1

Съёмки сюжетов о школьной жизни

1

Итого

35