Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
элективный курс по русскому языку (5 класс) по теме

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fakult_russk_5_kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

 Ванинского муниципального района Хабаровского края

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Л.А.Трусова

«_____»  сентября 2012 г.

Рабочая учебная программа

элективного курса по русскому языку

«Речевой этикет»

5 класс  2 ступень обучения

Ф.И.О. разработчика    Аникина Евгения Александровна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей ___________________

протокол № ____ от «31» августа 2012 г.

Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы

протокол № ______ от «01» сентября 2012 г.

п. Ванино

2012 г.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

ПРОГРАММА

элективного (факультативного) курса для 5 классов (35 ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требова ний государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием куль тура речевого общения, усвоить основные правила русского рече вого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невер бальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невер бальном уровне происходит в результате систематического ж целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, прось ба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получа ют некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликат ность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность-галантность, обходительность, почтительность, приветливость ж др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формиро вание востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характе ризуют культурного и воспитанного человека.

Формы организации работы учащихся должны носить пре имущественно деятельностный характер, что обусловлено стрем лением сформировать у школьников практические навык эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикум, проектная деятельность.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция Как живем, так и выражаемся — только половина правды. Вторая ее половина Как выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в актив ном изучении, описании, сохранении, в широком распростране нии научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

 

5 класс (35 ч)

Роль речевого этикета в общении (14 ч)

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и вос приятие информации). Формы общения (устные и письменные).

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, офици ально-деловая.

Культура речевого общения как 1) умение правильно постро ить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилис тически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербаль ными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто кому о чем где когда зачем почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, фор мулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не труд но, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толку и т. д.,).

        Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Вежливость как непременное условие толерантного речево го общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликт ной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Основные формулы речевого этикета (20 ч)

Использование этикетных выражений для установления кон такта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.

Основные виды речевых ситуаций, в которых используют ся устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветст вие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, позд равление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обраще ние к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофи циальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обра щения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические спо собы выражения просьбы: глагол в форме повелительного накло нения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослага тельного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения прось бы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.).

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

Виды комплимента (комплименты человеческим достоин ствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.).

Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержа ния доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях в тематических чатах Интернета.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информатив ность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.

Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. n.j и отношение к нему.

Краткая информация об этимологии наиболее употребитель ных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, про щай и т. д.).

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.

Голъдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука обще ния. — М., 1997.

Крысин Л. П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — М.. 1981.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком ментарий. — Л., 1983.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти кет. — М., 2004.

Львова С. И. Речевой этикет. — М., 1995.

Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащих ся. — М., 1992.

Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. — М., 1976.

Мирозоян А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск. 2000.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 9 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про­граммы по русскому языку к учебник...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...