Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 9 класс. Базовый уровень
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Сопина Татьяна Васильевна

 

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про­граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»:

Руководитель  МО

__________Сопина Т.В.

Протокол №__ от

«___»____________2012г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УВР МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ»

____________Лаптева С.И.

«___»____________        2012г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ

«Ивано-Лисичанская СОШ»

_____________Галайко И.Н.

Приказ №__от

«___»______________2012г.

Рабочая программа

Сопиной Татьяны Васильевны

I квалификационная категория

по учебному курсу « Русский язык»

9 класс

Базовый уровень

                                                       

2012 год

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006).

В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что домини рующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно

обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей,      обеспечивающих      реализацию      личностно-ориентированного,      коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различи сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных но мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование  умений   опознавать,   анализировать,   классифицировать  языков факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах  человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен: знать I понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;

составлять конспект прочитанного текста;

оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);

писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество вание);

писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова ния к морфемной структуре;

толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче ских словарей;

опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

верно использовать термины в текстах научного стиля;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

различать изученные виды простых и сложных предложений;

интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;

уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;

проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;

строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

проводить пунктуационный анализ текста;

аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

                                                 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема учебного

занятия

Тип урока

Основные требования

к знаниям, умениям

и навыкам учащихся

Подготовка

к   ГИА

Планируемые

сроки

Факт

1.

Международное значение русского языка

Вводный

совершенствовать речевые умения

8.1., 8.2.

2.

Р. Р. Элементы сжатия текста. Комплексный анализ текстов упр. 3, 6

Развитие речи

Уметь анализировать содержание и композицию текста

8.6.

3.

Р.Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5)

Развитие речи

Уметь находить средства художественной выразительности

5.2.

4.

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Мини-сочинение по упр. 13-14. Типология заданий А1-А5

Вводный контрольный диктант

Повторение изученного материала

Уметь применять  полученные знания в собственной речевой практике

7.7.,

7.18.

5.

Стили языка. (типология задания В1)

Повторение изученного материала

Уметь  различать тексты по типам

и стилям речи

7.8., 7.18.

6.

Р.Р. Научный стиль речи, научно-популярный подстиль и их признаки. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту на лингвистическую тему. Написание сжатого изложения. Самопроверка: редактирование текста.

Повторение изученного материала

Уметь  различать тексты по типам

и стилям речи, целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать ее достоверности, передать содержания информации адекватно поставленной цели

7.7.

7.

Лексика и фразеология. Выразительные средства лексики. (типология заданий А6, В1). Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подготовка к устному сочинению («Зачем мы изучаем лексику?», «Зачем мы изучаем фразеологию?»)

Повторение изученного материала

Уметь составлять устное высказывание на лингвистическую тему

7.6.

8.

Морфемика. Словообразование. Правописание гласных в корнях слов, приставок и суффиксов (типология заданий В2, В3, В4)

Повторение изученного материала

Уметь  умения  обосновывать   выделение  морфем, выбирать нужные морфемы в корнях, приставках, суффиксах

7.8.

9.

Морфология. Комплексный анализ прочитанного текста с использованием тестовых зданий типологии В.

Повторение изученного материала

Уметь правильно опознавать части речи, выполнять тестовые задания

5.8.

10.

Проверочная работа с творческим заданием «Функции знаков завершения».

Урок контроля

Уметь оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;

5.8., 5.9.

11.

Синтаксис словосочетания (типология заданий В8)

Изучение нового материала

Уметь  распознавать   словосочетания  различного  вида  и употреблять  их  в  речи

7.13

12.

Синтаксис простого осложнённого предложения (типология заданий В9, В10, В12). Комплексный анализ текста упр. 31

Изучение нового материала

Уметь  распознавать   предложения   различного  вида  и употреблять  их  в  речи

7.15

13.

Синтаксис простого  предложения, осложнённого обособленными членами (типология заданий В11)

Изучение нового материала

Уметь  распознавать   осложнения   простого   предложения  и  правильно расставлять  знаки препинания

7.13., 7.15.

14.

Синтаксис простого предложения, осложнённого словами, грамматически не связанными с членами предложения (типология задания В5)

Урок контроля

Уметь разграничивать  в предложении обращения  и подлежащее, употреблять обращение,  вводные слова в речи

7.11.

5.14

15.

Р. Р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Функции знаков препинания в простом осложненном предложении»

Изучение нового материала

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм

7.11.

16.

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Изучение нового материала

Уметь  находить в тексте сложные предложения,  различать   виды   сложных  предложений   и  расставлять  знаки  препинания

7.11.

17.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного, произносить сложное предложение с нужной интонацией

7.11

5.13

18.

Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Функции знаков препинания между частями сложного предложения» (на основе упр. 58)

Развитие речи

Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм

7.11

5.13

19.

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении 

8.2., 9.4.

20.

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении, употреблять  сложносочиненные   предложения   в  речи

7.12.

5.13.

21.

Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными союзами

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении, употреблять  сложносочиненные   предложения   в  речи. Совершенствовать пунктуационные навыки

7.12.

5.13.

22.

Р.Р. Обучающее сжатое изложение (тексты демоверсий 2010, 2011)

Развитие речи

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

7.12.

5.13.

23.

Контрольное сжатое изложение

Развитие речи

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

7.12.

5.13.

24.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (типология заданий В6)

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить запятые в ССП, правильно выполнять тестовые задания

7.12.

5.13.

25.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

Изучение нового материала

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор ССП, составлять их схемы

7.12.

5.13.

26.

Повторение изученного о сложносочинённом предложении. Урок-зачёт

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить знаки препинания  в  сложносочиненном  предложении, употреблять  сложносочиненные   предложения   в  речи

7.12.

5.13.

27.

Пунктуация сложносочинённых и простых предложений на основе синтаксического и пунктуационного анализа прочитанного текста (типология заданий В5, В6, В9, В10,В11,В12)

Изучение нового материала

Уметь разграничивать предложения с однородными членами и сложносочиненными предложениями, выделять грамматическую основу в простых предложениях, входящих в состав сложносочинённого, правильно ставить  знаки препинания, выполнять тестовые задания

7.12.

5.13.

28.

Проверочная работа (типология заданий В5, В6, В9, В10,В11,В12, С2.2)

Изучение нового материала

Уметь выделять грамматическую основу в простых и сложных предложениях, правильно ставить  знаки препинания, выполнять тестовые задания

7.12.

5.13.

29.

Проверочный  диктант.

Урок контроля

Уметь оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно

7.12.

5.13.

30.

Анализ проверочной работы

Урок контроля

Совершенствовать орфографические умения и навыки, оценивать собственную деятельность и деятельность других (полно, правильно, примеры приводились, были дополнения, пояснения, что доработать)

7.12.

5.13.

31.

Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. (Упр. 89)

Изучение нового материала

Уметь  различать   сложносочиненные   предложения  и  сложноподчиненные  предложения; находить  в  сложноподчиненном  предложении  главное  и  придаточное; употреблять  сложноподчиненные   предложения   в  речи

7.12.

5.13.

32.

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Комплексный анализ текста на основе упр. 93

Изучение нового материала

Совершенствовать знания и умения, связанные с разделом  Синтаксис и пунктуация”

7.12.

5.13.

33.

Р.Р. Контрольное изложение на основе упр. 95

Урок контроля

Уметь составлять план, определять  тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст

7.12.

5.13.

34.

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Комплексный анализ текста упр. 100 на основе решения тестовых заданий типологии А, заданий типологии В1-В12

Изучение нового материала

Отработать  навыки   постановки  знаков  препинания   в  сложноподчиненном  предложении,  составления  схемы

7.12.

5.13.

35.

Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Изучение нового материала

Уметь определять   значение  придаточного  предложения,  употреблять  в  речи   различные   виды   сложноподчиненных  предложений.

Отработать  навыки   постановки  знаков  препинания , составления  схемы

7.12.

5.13.

36

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Синтаксический и пунктуационный анализ текста (Упр. 121,122)

Повторение изученного материала

Уметь находить в тексте

сложноподчиненные предложения с

придаточным определительным и с

придаточным изъяснительным,

расставлять знаки препинания в таких

сложноподчиненных предложениях 

7.11

7.12

5.13

37

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. Комплексный анализ текста на основе упр. 127

Урок контроля

Уметь находить в тексте

сложноподчиненные предложения с

придаточным обстоятельственным,

расставлять знаки препинания в таких

сложноподчиненных предложениях

Познакомить   с  придаточными   обстоятельственными,  их  видами. Уметь  отличать    придаточные  предложения  места, времени   от  других  придаточных

8.4

8.5.

38

  Контрольное тестирование (типология заданий В5 – В12 Демоверсии)

Урок контроля

Уметь правильно выполнять тестовые задания

5.9.

7.13.

39

Анализ к.р. № 5. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, цели, следствия. Синтаксический  и пунктуационный анализ текста упр. 133

Урок контроля

Уметь классифицировать

ошибки и производить пунктуационный

разбор  предложения.

Отрабатывать   навык  постановки    знаков  препинания   в  сложноподчиненном  предложении

5.9.

7.4.

40

Языковой анализ текстов на основе упр. 141, 143. Решение тестовых заданий типологии В7

Изучение нового материала

Уметь анализировать текст по

представленным заданиям, расставлять знаки препинания в СПП , правильно ставить вопросы к придаточным частям СПП

5.9.

7.4.

41

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Синтаксический и пунктуационный анализ текста на основе упр. 157

Изучение нового материала

Уметь употреблять   придаточные  образа действия, меры, степени и сравнительные в  письменной  речи Закрепить   навык  постановки  знаков  препинания   в  сложноподчиненном  предложении

5.9

7.14

42

 Проверочный диктант с творческим заданием «Зачем нужна пунктуация?»

Урок контроля

Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно

5.9

7.17

43

Р.Р.  Языковой анализ текстов упр. 160, 162. Решения тестовых заданий типологии В7.

Развитие речи

Уметь  употреблять  СПП с различными придаточными предложениями  в письменной  речи, выполнять тестовые задания

5.9

7.17

44

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный анализ текстов упр. 171, 172, 173

Повторение изученного материала

Уметь находить в тексте

сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными, различать типы  связи   в  предложениях  с   несколькими  придаточными

5.9

7.16

45

Р.Р. Содержательно-композиционный анализ текста. Интерпретация текста. Обучение написанию сочинения-рассуждения по интерпретации текста (на основе упр. 174)

Развитие речи

Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно

5.9

7.16

46

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста данного упр. 175 на морально-этическую тему

Изучение нового материала

Уметь применять правила, оформлять письменное высказывание типа рассуждение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно

7.14-7.16.

47

Контрольное сочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста (на основе текстов Демоверсии)

Урок контроля

Уметь создать связное высказывание на морально-этическую тему; создать текст-рассуждение, композиционно его оформить

8.2.

8.6.

48

Р.Р. Анализ контрольного сочинения-рассуждения

Развитие речи

Уметь классифицировать

ошибки и производить пунктуационный

разбор  предложения.,

7.13. 7.18.

7.19

49

Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7, В9-В12, В14.

Изучение нового материала

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор СПП, ССП, составлять их схемы; выполнять тестовые задания

7.13. 7.18.

7.19

50

Р.Р. Комплексный анализ текстов упр. 176, 177, 178. Устное высказывание на лингвистическую тему «Зачем нужен толковый словарь?»

Закрепление знаний и умений

Уметь определять тип и стиль речи текста, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

8.2.

8.6.

51

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

Развитие речи

Уметь находить в тексте

сложные бессоюзные предложения,

расставлять знаки препинания в таких

предложениях

9.1.

52

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (типология задания В13)

Изучение нового материала

Уметь выражать различные  смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений; преобразовывать сложные предложения в бессоюзные.

9.1.

53

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. синтаксический и пунктуационный анализ предложений текста упр. 195

Изучение нового материала

Формировать  умение   постановки   двоеточия   в бессоюзном  сложном  предложении

9.2.

54

Р.Р. Развитие умений создавать высказывание на лингвистическую тему. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (часть С2.1) «Роль двоеточия в бессоюзном сложном предложении» на основе текста (стр. 129-130) и упр. 196

Развитие речи

Уметь создавать высказывание на лингвистическую тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

9.2.

55

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Изучение нового материала

Формировать  умение   постановки  тире  в бессоюзном  сложном  предложении

9.2.

56

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Изучение нового материала

Уметь находить в тексте сложные

 предложения  с различными видами

союзной и бессоюзной связи, определять

виды связи, формировать  навык   постановки  знаков  препинания  в  предложениях   сложной  конструкции

9.4.

57

Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с различными видами связи (Упр. 204, 211, 217)

Изучение нового материала

Развивать  пунктуационную  зоркость

9.3.

58

Комплексный анализ текста (обучение решению тестовых заданий типологии А экзаменационной работы)

Изучение нового материала

Уметь анализировать текст по

представленным заданиям

1.1.

2.1

2.3.

59

Комплексный анализ текста (обучение решению тестовых заданий типологии В экзаменационной работы)

Повторение изученного материала

Уметь анализировать текст по

представленным заданиям 

3.1.

3.3.

60

Общие сведения о языке. Орфография. орфографический анализ текстов на основе упр. 266, 267

Повторение изученного материала

Уметь опознавать языковые

единицы, проводить различные

 виды их анализа; соблюдать  в практике

 письма основные правила орфографии.

2.1.

2.3

3.3

61

Р. Р. Назначение орфографии в языке. Устное высказывание на лингвистическую тему «Зачем нужна орфография?»

Урок контроля

Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

62

Итоговое контрольное тестирование.

Повторение изученного материала

8.2.

8.6.

63

Лексика и фразеология. Лексический анализ.

Развитие речи

Развивать   внимание  к  слову, уметь работать  со  словарем

8.2.

8.6.

64

Морфемика. Словообразование.

Развитие речи

Развивать  умения  обосновывать   выделение  морфем

10.5.

65

Анализ итоговой контрольной работы в формате ГИА 9: часть С1. Развитие коммуникативной и языковедческой компетенций школьников, их коммуникативно-речевых умений

Повторение изученного материала

Уметь классифицировать

ошибки и производить пунктуационный

разбор  предложения

66

Анализ итоговой контрольной работы в формате ГИА 9: часть С2.1 и С2.2. Развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций школьников, их коммуникативно-речевых умений

Повторение изученного материала

Уметь адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других (полно, правильно, примеры приводились, были дополнения, пояснения, что доработать) с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

67

Морфология

Повторение изученного материала

Уметь опознавать языковые

единицы, проводить различные

 виды их анализа; соблюдать  в практике

 письма основные правила орфографии.

68

Содержательно-композиционный анализ текстов упр. 274, 278

Повторение изученного материала

Определять синтаксические средства связи предложений и абзацев текста.

Содержание  программы учебного курса

     Данная программа отражает  обязательное для усвоения в основной школе содержание  обучения русскому языку.

Основная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое  развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на русском языке. Сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке.

В 9 классе завершается систематическое обучение русскому языку. Изучается сложное предложение  со всеми разновидностями. Проводятся систематизация  и обобщение материала по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, завершается определенный этап работ по развитию речи. Особенно важно наглядно раскрыть богатство русской синтаксической синонимики.

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах.

                 Сложное предложение. Культура речи.

                 Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений  в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные  местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.

Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).

Умение составлять  сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми  предложениями., которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами ). Умение  строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.

Бессоюзные сложные предложения.

Связь частей бессоюзного сложного предложения  посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения  с союзными конструкциями.

Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.

Сложные предложения с различными видами связи.

1. Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.

2. Умение разбирать сложные предложения  с указанием их частей и видов связи между ними.

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию.

Развитие связной речи.

Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании,  описании, рассуждении, о стилях речи.

Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых  предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально – этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа  сложного синтаксического целого.

Обучающие и проверочные диктанты.

Подробное, сжатое, выборочное изложение.

Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.

Доклад или реферат.

Рецензирование ученических сочинений.

Сочинение в жанре письма.

Конспект и тезисный план фрагмента.

Литературно - критические статьи.

Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).

Основные умения и навыки.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить все виды разборов:  фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи. Определять стиль и тип текста (речи).

Соблюдать нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, исправлять пунктуационные ошибки.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.

По связной  речи. Определять тип и стиль речи; создавать тексты разных стилей и типов речи. Составлять тезисы или конспекты небольшой литературно - критической  статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать автобиографию, заявление. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.

Формы и средства контроля:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Перечень учебно-методических средств обучения

Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006.

Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.

Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...