Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).
Состав УМК:
· Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
· Информационно-методические материалы по использованию УМК;
· Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
· Соловьева Ф.Е. Уроки литературы.
· Меркин Г.С. Рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_kursu._literatura_5_klass._bazovyy_uroven.rar | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»: Руководитель МО __________Сопина Т.В. Протокол №__ от «___»____________2012г. | «Согласовано»: Зам. директора по УВР МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» ____________Лаптева С.И. «___»____________ 2012г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» _____________Галайко И.Н. Приказ №__от «___»______________2012г. |
Рабочая программа
Сопиной Татьяны Васильевны
I квалификационная категория
по учебному курсу « Литература»
5 класс
Базовый уровень
2012-2013 уч. год
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования ос новная цель, стоящая перед современной школой, определяет ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответ ственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, опре деляющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подхо дами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соот ветствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).
Состав УМК:
- Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
- Информационно-методические материалы по использованию УМК;
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы.
- Меркин Г.С. Рабочая тетрадь.
Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.
Методический аппарат программы серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания.
Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).
Трудностей в использовании программы Г.С. Меркина нет
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характери стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве дении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про изведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.
Календарно-тематическое планирование
№урока | Дата проведения | Тема учебногозанятия | Тип урока | Основные требования кзнаниям, умениям инавыкам учащихся | ||||||||
Планируемыесроки | Факт | |||||||||||
1. | Введение. Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело века и общества | Беседа. Тестирова ние | ||||||||||
2. | Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми ра | Беседа. | ||||||||||
3-4. | Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | Рассказ учи теля. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
5. | Из устного народного творчества Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол шебной сказке. Сказочные образы. | Рассказ учи теля с эле ментами бе седы | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | |||||||||
6. | Бытовая сказ ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол шебной | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
7-8. | Из древнерусской литературы Создание первичных представлений о древнерусской лите ратуре. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). | Рассказ учи теля | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
9. | Басни народов мира Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях | Рассказ учи теля. Обучение выразитель ному чте нию | ||||||||||
10. | Русская басня Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во рона и Лиса». | Творческий практикум | ||||||||||
11-12. | И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те матика басен И.А. Крылова. | Рассказ учи теля с эле ментами бе седы | выразительное чтение произведений | |||||||||
13. | Вн. чтение | Урок вне классного чтения | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | |||||||||
14-15. | Из литературы XIX века А.С. ПУШКИН Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Сти хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога тырях». | Рассказ учителя с эле ментами бе седы | выразительное чтение произведений | |||||||||
16-17. | Поэма «Руслан и Людми ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | Интегриро ванный урок литературы, живописи и музыки | выразительное чтение произведений | |||||||||
18. | Р. Речи. Классное сочинение | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | |||||||||
19-20 | Поэзия XIX века о родной природе А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен ние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!.. И.З. Суриков. «В ночном». | Урок развития речи | выразительное чтение произведений | |||||||||
21-22. | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе ние «Бородино ». | Интегриро ванный урок литературы и истории | выразительное чтение произведений | |||||||||
23-24. | Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Рассказ учи теля с эле ментами бе седы | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | |||||||||
25. | Контрольное тестирование | Урок контроля | ||||||||||
26 27 28 | И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об раз Муму. | Рассказ учи теля. Обу чение выра зительному чтению | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | |||||||||
29-30. | Р. Речи. Классное сочинение | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | |||||||||
31. | И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | Урок развития речи | выразительное чтение произведений | |||||||||
32-33. | Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка ». | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | выразительное чтение произведений | |||||||||
34. | Вн. чтение | Урок вне классного чтения | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | |||||||||
35. 36. 37. | Л.Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи лин и Костылин). | Рассказ учи теля с эле ментами бе седы | Уметь составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения | |||||||||
38-39. | Р. Речи. Классное сочинение | Урок развития речи | Уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы | |||||||||
40-41. | А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы созда ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона жам. | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
42. | Из литературы XX века И.А. БУНИН Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» | Урок- исследова ние | выразительное чтение произведений | |||||||||
43-44. | Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче» | Беседа | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
45. | А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | Беседа | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
46. | Вн. чтение | Урок вне классного чтения | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | |||||||||
47. | А.А. БЛОК Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом... » | Урок- исследование. Обучение вырази- тельному чтению | выразительное чтение произведений | |||||||||
48-49. | С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » | Урок- исследование. Обучение вырази- тельному чтению | выразительное чтение произведений | |||||||||
50-51. | А.П. ПЛАТОНОВ Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни кита». | Беседа | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
52-53. | П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох новение). | Беседа | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
54. | Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | Беседа | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
55. | Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе туха от смерти спас». | Беседа | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
56. | Р. Речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения | |||||||||||
57. 58. | Родная природа в произведениях писателей XX века Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). | Урок- исследование. Обучение вырази- тельному чтению | выразительное чтение произведений | |||||||||
59. | Вн. чтение | Урок вне классного чтения | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение | |||||||||
60. | Контрольное тестирование | Урок контроля | ||||||||||
61. 62. | Из зарубежной литературы Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры вок). | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
63. | Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей» | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
64. 65. | М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты | |||||||||
66. | Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
67. | ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска зание о Кише» | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
68. 69. | А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок). | Беседа. Обучение выразитель ному чте нию | Уметь выявлять роль героя, портрета | |||||||||
70. | Итоговый урок Встреча в литературной гостиной | Урок вне классного чтения | Уметь осмысливать и анализировать прочитан ное самостоятельно художественное произведение |
Содержание программы учебного курса
5 класс
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело века и общества (родина, край, искусство, нравственная па мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо наж.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли сица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди дактизма в басне.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во рона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весен ние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От ношение писателя к события.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы созда ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона жам. Жанровое своеобразие рассказа.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное свое образие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох новение). Приемы создания художественного образа.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами р бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио нальный мир доисторического человека.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключены Эмиля из Аённеберги » (отрывок).
.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в ми книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — кре стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, при неси то — не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору).
Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры царь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
Формы и средства контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение ( в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, комментирование, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- итоговый (за полугодие): тест; контрольные классные и домашние сочинения на основе литературного произведения; анализ стихотворения; письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев.
2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
4.Соловьёва Ф.Е. Литература 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень
Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический пл...