Конспект урока по обществознанию "Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

 Выборная Татьяна Владимировна

Конспект урока по обществознанию "Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции", предназначен для учащихся 8 класса, в школе для детей с умственной недостаточностью.

На уроке ребята знакомятся с новыми словами и понятиями, решаюи ситуациооные задачи.

Обществознание -это новый  предмет, который вводится в коррекционную школу, для учащихся 8 вида, с 8 класса. Трудность преподавания и обучения,  в том, что учебников для наших учащихся -нет, приходится использовать различные источники. Разработаны конспекты уроков,  которыми хочу поделиться  с коллегами, работающими  в коррекционной школе восьмого вида."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takoy_grazhdanin.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. 8кл

Цель: формирование гражданской культуры учащихся.

Задачи: Обеспечить в ходе урока усвоение понятий «гражданин»,  «гражданская  позиция»;  способствовать развитию у учащихся навыков грамотной устной речи, умения доказывать свою точку зрения, приводя весомые, логичные аргументы.

способствовать выработке активной гражданской позиции; активизировать интерес к социальным проблемам города (страны).

Речевой материал: гражданин, государство, гражданская позиция

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока.

I Орг.момент

1.Приветствие.  Отчет дежурного. Проверка готовности к уроку.

настрой на работу.

Доброе утро, ребята!

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Если хочешь много знать,

Приложи старание

Все получится у вас

Вы ведь очень дружный класс. 

На какой урок пришли?

Зачем нужно изучать обществознание?

Я желаю вам на уроке активно работать, помогать друг другу, внимательно слушать учителя, тогда у вас все получится, и будут только хорошие оценки.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, который вы должны заполнять на уроке. Оценивать себя, будете как вы сами, как и ваши одноклассники, так и я.

Давайте определим критерии оценивая.

Если задания выполнено правильно, без ошибок, не было дополнений – вы можете поставить 3 балла;

Если ваш ответ дополняли и если при выполнении задания допустили 1 ошибку – 2 балла

Если при выполнении задания вам потребовалась, помощь учителя и ваш ответ был, не точным-    1 балл.

Запишите число. Оформление тетради.

II Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока : Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции»

Цель нашего урока – выяснить, что такое гражданская позиция, гражданин. Сегодня мы с вами поразмышляем о том, кто такой "гражданин", что значит быть гражданином для каждого из нас. На уроке попытаемся выработать свое мнение, относительно предложенных для анализа ситуаций. Хотелось бы увидеть активных молодых людей, неравнодушных, рассуждающих о тех проблемах, которые прозвучат сегодня на уроке.

Словарная работа: гражданин, гражданская позиция.

Гражданская позиция - положение личности в обществе через систему ее прав и обязанностей, место человека в системе человеческих отношений.

Запишите в тетрадь.

III Изучение нового материала.

Рассказ учителя: Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т.д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами - граждане великой России! Ребята, как вы думаете, кто такой гражданин России?

 Понятие “ гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование. В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.

Какие права есть у вас? Какими правами вы уже пользуетесь?

Каждый ребенок  имеет право на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на охрану здоровья и т.д. Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем

Как стать гражданином?

Каким должен быть настоящий гражданин России

В течение урока вам будут предложены различные жизненные ситуации, а вам предлагаем определить свою точку зрения на них, аргументировать свой выбор, а преподаватель выступает в роли рефери.

Ситуация 1.

Вы идете вечером на улице и видите, что двое нетрезвых парней пристают к девушке. Вы пройдете мимо или предпримите какие-либо действия?

Вывод учителя:

Каждый из нас волен принимать решения сам: пройти мимо или вступиться. Но если ты Человек, если ты Гражданин, то ты не должен проходить мимо беззаконий. К тому же, не следует забывать, что в Уголовном Кодексе есть статья: “оставление в опасности”. Не оказание помощи также является преступлением.

Ситуация 2.

Вы видите, что у вас на работе начальник берет взятки, ворует и больше занимается личным обогащением, чем реальной работой. Сможете вы начать бороться с этим?

Вывод учителя:

Конечно, ради должности, работы и зарплаты выгоднее помалкивать, но если мы будем молчать, когда будем видеть беззакония власть предержащих, то страна наша погибнет в пучине коррупции, которая итак разъедает наше государство. Поэтому, если ты Человек и Гражданин, не нужно молчать. А статья УК за коррупцию и злоупотребление должна работать.

Ситуация 3.

Если вам представится возможность уехать из России, например, в США или Германию, вы уедете?

Вывод учителя: Согласно 27 ст.Конституции РФ гражданин волен передвигаться куда ему хочется и жить там, где ему хочется, но если ты Человек и Гражданин, если патриот своей Родины, то бросать свою Родину-мать только потому, что в ней есть какие-либо проблемы (а проблемы есть в любой стране) – это удел мелких ничтожных людей. Нельзя предавать свою Родину “ради большой и лучшей тарелки супа”.

Вывод: Каждый из вас каждый день, каждый час должен делать выбор: либо пройти мимо, либо вступиться, либо промолчать, либо сказать, либо уехать, либо остаться. Это ваш выбор: быть или не быть, вот в чём вопрос.

2. А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”? Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

Послушайте внимательно историю и скажите,  какими качествами должен обладать гражданин России? (рассказ о Л.Рошале)

Можно ли назвать его настоящим гражданином своего отечества? Какие качества личности позволяют вам так думать?

Вывод по теме: Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях.   Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись” 

IVЗакрепление пройденного материала.

1. Составление словесного портрета гражданина своей страны (отношение к Родине, природе, матери, бедным людям, представителям другой национальности, службе в армии и т.д.).

2. Вы создаёте образ «идеального» активного гражданина страны. Из предложенных качеств выберите  те, которые будут для вас решающими.

 Объясните свой выбор

Патриотизм

Равнодушие

 Активная жизненная позиция

 Доброта

 Любовь к Родине

Образованность

Профессионализм

Самостоятельность мышления

Знание законов

Личное мужество

 Какие качества вы поставили бы на 1,2,3  место ? Почему? Ответ свой аргументируйте.

V Итог урока.

-О чем шла речь сегодня на уроке?

-Что интересное вы узнали?

- Как вы думаете, мы справились с целью урока? Что мы должны  были узнать?

д\з учить  записи в тетради.

Посчитайте баллы в ваших оценочных листах.

Если вы набрали            от   6-8 баллов –  оценка 5

 Если вы набрали            от  4-5- баллов – оценка  4

Если набрали                   от  2-3 баллов - 3

А теперь я вас оценю. Комментарий оценок

Рефлексия.

Продолжи предложения …

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке мне было интересно узнать…

Как вы думаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке?

 Урок окончен, уберите своё рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия. Страна, в которой я живу.

Данную презентацию можно использовать при знакомстве детей с Россией, св символами страны....

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Нестандартный урок по литературе. Литературная гостиная «Край, в котором я живу! »

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении нестандартного урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 8 класса спецаальной (коррекционной) школы..Целями данного урок...

Страна, в которой я живу.

Конспект урока подойдет учителям английского языка 9 класса.На данном уроке обсуждаются географические, политические и культурные стороны России....

Занятие элективного курса "Основы правовых знаний" по теме "Страна, в которой мы живем. Символы страны"

Представлен конспект занятия элективного курса  "Основы правовых знаний" для предпрофильной подготовки  обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильн...

Урок географии для 5 класса "Мир, в котором мы живем " по ФГОС

В материале представлена технологическая карта урока...