Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
статья по теме
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание. Кроме всего прочего, внеклассная работа играет очень важную воспитательную роль.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтничного государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайдуллина Лидия Ярисовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №88
Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание. Кроме всего прочего, внеклассная работа играет очень важную воспитательную роль.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтничного государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Во внеклассную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора.
Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.
Готовя любое внеклассное воспитательное мероприятие, я руководствуюсь следующими целями:
повышать интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;
дать возможность обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;
формировать мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, межэтническую толерантность, развивать творческие способности.
Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.
Я считаю, что системная и постоянная работа по проведению Уроков мужества (как правило, такие уроки проводятся во внеурочное время), способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, играет воспитательную роль.
Один из таких уроков «Кровь отважного в сердцах стучит», посвящен жизни и творчеству татарского поэта Мусы Джалиля. На этом уроке особое внимание уделяется подвигу М.Джалиля и его товарищей. Обучающиеся рассказывают наизусть стихотворения поэта.
Другой цикл Уроков мужества посвящен 112й Башкирской кавалерийской дивизии. Один из этих уроков называется «Бессмертье имя вам…» и посвящен он подвигу тридцати атаевцев у села Белая Калитва. При подготовке к этому занятию обучающиеся подготовили презентацию. Кроме этого, на основе воспоминаний ветеранов дивизии гвардии полковника Нагаева М.К. и связиста дивизии Биглова Х.Г. проводятся Уроки мужества о битве за Днепр и освобождении Чернигова. Совместно с учителем математики нашей школы, членом Национально - культурного центра украинцев Башкортостана Карпушенко В.И. мы ведем работу по сбору и систематизации документальных материалов, публикаций, посвященных подвигу 112й Башкирской кавалерийской дивизии на украинской земле и пребыванию деятелей культуры и науки Украины в Башкортостане. В этой работе нам активно помогают обучающиеся старших классов. Они выступают на районных семинарах и конференциях с исследовательскими работами по данной тематике.
Также, несомненно, высоко воспитательное значение тематических классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, подвигу сверстников обучающихся в годы войны. «Хоть война не детское дело» - так называется классный час, посвященный детям военной поры. На обучающихся среднего звена такие мероприятия оказывают очень сильное эмоциональное воздействие.
Современные «компьютерные» дети очень мало читают. И восполнить этот пробел мы стараемся, проводя читательские конференции. Так, с 6 классами подготовили и провели читательскую конференцию по повести А.Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?», с 9 классами прочитали «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.
Также одним из наиболее эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь может быть, на наш взгляд, туристско-краеведческая работа. Историческое краеведение, этнографический туризм, этноэкология как инновационное направление, является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе экспедиционных выездов, туристских походов, этнографических, этноэкологических исследований лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Обучающиеся старшего звена нашей школы регулярно принимают участие в многодневных и категорийных походах, в программу которых обязательно входит изучение района похода с историко-этнографической точки зрения. Изучаются топонимы, гидронимы, фольклор. Инсценируются фольклорно-обрядовые праздники (День Ивана Купала). В качестве примеров успешной реализации такого рода проектов можно назвать сплав по реке Юрюзань, походы на водопады Кук-караук и Атыш, поход на хребет Караташ (Айгир), спелеопоходы в историко-культурный комплекс Серпиевский пещерный град, пещеры Никольская, Идрисовская. Отчеты по итогам мероприятий регулярно занимают призовые места на городских и республиканских конкурсах.
Проявлению склонностей, интересов и потребностей детей, развитию потребностно - мотивационной сферы в значительной мере способствует организация профильных лагерей на базе общеобразовательных учреждений в летний оздоровительный период. На базе школы летом 2011 года работал этноэкологический профильный лагерь и представлял собой совместный проект школы и МБОУ ДОД ДООЦТКиЭ «Меридиан». В работе лагеря принимали участие 20 учащихся 5-7 классов школы, увлеченных естественными и общественными дисциплинами, стремящихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Направления работы включали в себя образовательно-содержательное (эколого-краеведческое), воспитательное и спортивно-оздоровительное направление. Образовательная часть состояла из теоретических занятий, полевых практикумов, учебных экскурсий и проведения конкретной исследовательской работы. Профильный этноэкологический лагерь работал 21 день: с 1июня по 21 июня 2011г. По отзывам непосредственных участников, занятия, экскурсии и т.д. были восприняты более чем положительно. Таким образом, профильный этноэкологический лагерь – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического и этнокультурного образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного этноэкологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Таким образом, внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-144140-1378839385.jpg)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."
В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-461182-1514884660.jpg)
ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.
Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/16/picture-1020823-1521197609.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЕМЫХ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обобщение педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-566111-1638549099.jpg)
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-693550-1674393356.jpg)
Система внеклассной работы по истории
Внеклассная работа по истории – это изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьной программыЗадачи внеклассной работы по истории:расширение и углубление знаний школьни...