Из опыта экологического образования и воспитания
методическая разработка по экологии на тему
Обмен опытом работы в области экологического образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utaykaeva.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование и воспитание как составная часть духовно-нравственного воспитания.
Утякаева Ф.А
Стерлитамакский район
У каждого человека в детстве были и есть свои речка, лес, родник, поле. С них начинается родина. У любой речки есть исток начало жизни реки. Источником может быть родник, озеро или небольшое болотце. И пусть это совсем незаметная и неглубокая речка, но она, словно игла, пронзила лес и поле, где ты родился и прошло твое детство. Реки, речки и родники несут в себе частичку каждого из нас и никогда не будут иметь для человека только хозяйственное значение. Неторопливую песню журчащей воды, ее живительную прохладу, звонкую трель жаворонка в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь. Такими жизнетрепещущими и волнующими словами я из года в год начинаю вести экологическую работу в школе.
Каждый учитель обязан: 1) Заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим; 2) Добиться, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды; 3) Понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но для будущего; 4) Помнить, что вопрос защиты окружающей среды- международная проблема.
Решать экологические проблемы, мне помогает тема самообразования «Формирование экологической культуры у учащихся на уроках химии и биологии(Приложение № 1) и во внеурочное время» (Приложение № 2). Работая над ней, использую разные методы и формы: экскурсии, природоохранные акции, викторины, сюжетно-ролевые игры. Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
Добиваясь выполнения поставленных целей и задач разработала собственную программу по экологическому воспитанию школьников в данной школе, где работаю 14 лет. Программа построена по блокам с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовленности. Уделила особое внимание месту и роли человека в природе и закономерностям окружающего мира; обозначила проблемы экологии для сельской местности, выделила часы для исследования и поиска решения экологических проблем.
Одним из путей творческого восприятия современных достижений является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам. Наши научно-исследовательские работы ориентированы на выявление экологических проблем конкретной местности. Это такие работы, как: «Изучение экологического состояния учебно-опытного участка», «Оценка запыленности воздуха в помещениях МОУ СОШ с. Николаевка», «Общие физико-химические свойства почвы пришкольного участка с. Николаевка», «Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны микрорайона Молодежный с. Николаевка», «Экологическое состояние родника «Серебряная капля», «Изучение физического развития и мониторинг здоровья учащихся МОУ СОШ с. Николаевка» (Приложение № 3)
С большим интересом ребята работают на опытно-пришкольном участке над экологическими опытами совместно с агрономической службой колхоза по заданию СПКК им. Калинина: «Изучение сортов кормовой тыквы», «Влияние сроков сева на урожай моркови», «Сортоиспытание белокачанной капусты», «Влияние яровизации клубней на урожай картофеля» и др. Исследование показали, что на наших полях при правильной агротехнике и использовании севооборота могут дать высокие урожаи овощные культуры: тыква, картофель и др. И наш труд был отмечен Почетной Грамотой Министерства Образования РБ за участие в смотре-конкурсе учебно-опытных участков (Приложение № 4)
Работы моих воспитанников были представлены на конкурсах зональных, районных, республиканских и всероссийских уровней и получили высокую оценку: «Экологическое состояние родника «Серебряная капля» - I место во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги-2006»; «Изучение физического развития и мониторинг здоровья учащихся МОУ СОШ с. Николаевка» - III место на экологическом слете южной зоны Республики Башкортостан»;а также призовые места на районной научно- практической конференции:«Оценка запыленности воздуха в помещениях МОУСОШ», «Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны микрорайона Молодежный» ,«Изучение физического развития и мониторинг здоровья учащихся МОУ СОШ», «Общие физико-химические свойства почвы пришкольного участка».
Из года в год принимаем участие на районных, зональных экологических слетах и одерживаем победы. Каждой весной мы со своими воспитанниками осуществляем санитарную очистку всех микрорайонов села: очищаем овраги, сажаем деревья и кустарники, приводим в порядок свалку бытовых отходов, проводим акции по сохранению живой природы и приумножению природных богатств.
На проводимой экологической конференции в мае 2009 года ребята поставили вопрос: что же надо сделать в стране, чтобы улучшить экологическую ситуацию? И совместно с общественностью села, учителями школы пришли к выводу: прежде всего надо вернуть власть на местах. Местные Советы должны стать реальными хозяевами природных ресурсов на своей территории, а юное поколение призываю:
- Стань другом и защитником природы;
- Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда наша планета будет жить;
- Помни: невежество в отношении к природе ненормально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...
Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.
«Экология и мир» - эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше буд...
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
Постановка экологического образования и воспитания учащихся Кубани
Процесс формирования экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей. Но, конечно, главную миссию экологического воспитания принимает на себя школа в лиц...
Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)
Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...
Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты
Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...