Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.
статья по экологии на тему

Скороход Лариса Юрьевна

«Экология и мир» - эти два слова стали  своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше будущее, будущее планеты, будущее наших детей. А будущее и настоящее детей всегда связано со школой.  Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище. В раннем возрасте школьники становятся на новую социальную ступень развития, для которой характерна устремленность в будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_vchera_i_segodnya.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon lager.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня.

Из опыта работы.

Скороход Лариса Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа «Поселок Агинское»

        Мы не ошиблись, выбрав экологическое воспитание и образование! «Необходимость организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края диктуется потребностью оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой в условиях усиливающегося экологического кризиса, проявляющегося на всех уровнях: от регионального до глобального. Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Воспитание экологической культуры выступает идеологией, направленной на сохранение родной страны с её богатым природным и культурным разнообразием. При этом основой этой идеологии призвана служить любовь к Родине, патриотические чувства, направленные в данном случае на сохранение природы России как самостоятельной ценности и среды для жизни ее граждан. Таким образом, воспитание экологической культуры является неотъемлемой частью патриотического воспитания» - говорится в Стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года.

В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной и воспитательной целью учреждения образования должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. «Экологическая культура», «экологическое мышление» — понятия, которые должны стать приоритетными ценностями для каждой личности. Для воспитания гармонически развитой, активной личности, любящей природу и способствующей её сохранению.

«Экология и мир» - эти два слова стали  своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше будущее, будущее планеты, будущее наших детей. А будущее и настоящее детей всегда связано со школой.  Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище. В раннем возрасте школьники становятся на новую социальную ступень развития, для которой характерна устремленность в будущее. Ученик за относительно короткий срок должен решить два важных вопроса: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное определение).

В 1968 году с целью воспитания школьников в духе гуманного отношения к окружающей среде, трудового воспитания, воспитания нравственных качеств личности на базе Агинского лесхоза было создано «Школьное лесничество», первое в нашем округе. Руководителями являлись учитель биологии школы Балданова Лидия Чимитовна, которая до конца возглавляла и расширяла данное направление (природоохранную работу), работники Агинского лесхоза Комарова Земфира Григорьевна и Ширибазаров Очир Догдомович. Все эти годы большую помощь в организации и сохранении школьного лесничества оказывали Пурбуев Батор Цыденович, Потехина Валентина Гавриловна, Утюжникова Раиса Дмитриевна.

 «За ленинское отношение к природе!» - под таким девизом работали школьные лесничества 60 – 70 годов. В Российской Федерации  действовало около 2,5 тысяч школьных лесничеств. Зелёный океан, в котором ребята были полные хозяева, растянулся на 2,5 миллиона гектаров. Среди них было и наше «Школьное лесничество».

Первое лесничество состояло из 16 учащихся, первым лесничим был Пляскин Сергей, который участвовал в 1 Всероссийском слёте юных друзей природы в Москве в 1971 году.

Хочется назвать фамилии членов «Школьного лесничества» разных лет – активных участников слётов, праздников, проводимых операций и рейдов, некоторые из них связали свою дальнейшую работу с профессией работника лесного хозяйства: Турчанинова Наталья закончила лесотехникум города Дивногорска, Ларионова Татьяна – Вяземский лесотехникум. Помним мы и участников Линёвоозёрского слёта: Митупову Наташу, Соколову Анну, Потехина Сергея, Перфильева Александра, Батоеву Цырен-Ханду. Храним в истории фамилии и имена ребят из «Школьного лесничества» разных лет: Руднову Зину, Лапшинову Ирину, Иванову Надю, Ефимова Игоря, Павлову Анну, Аслёзову Надежду и многих других. Пусть они не стали работниками лесного хозяйства, но они стали интересными людьми и их отношение к окружающей среде и людям по-прежнему остаются добрыми. Сегодня вспоминаем выпускников школы Ларионова Дмитрия – неоднократного победителя слётов и олимпиад, Болота Жигжитова, Владимира Очирова, Солбона Доржиева, Марину Ларионову, Екатерину Горбачёву – все они разные, но одно объединяет их – любовь к природе, знания о природе, отношение к окружающему миру.

В 1973 году в пионерском лагере «Артек» проходил I Всесоюзный тимуровский слёт. В работе этого слёта принимала участие Лариса Ларионова -  лесничий нашего «Школьного лесничества». А в 1975 году она была утверждена участником ВДНХ СССР и имеет «Малую» медаль участника. Высокой наградой достижений «Школьного лесничества» среди многих других мы считаем Почётную грамоту Минлесхоза РСФСР – победителю смотра школьных лесничеств «За успехи, достигнутые в сбережении и приумножении лесных богатств РСФСР».

С 1993 года школа выбрала направление обучения и воспитания учащихся с экологическим уклоном. Наша школа являлась экспериментальной площадкой лаборатории экологии Забайкальского Государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Именно с тех лет школа работает по экологическому направлению, где реализуется  программа непрерывного экологического  образования и воспитания в системе школа – лесхоз. В период с 1999 – 2005 год в обучении учащихся были введены интегрированные  курсы:  биология – экология, физика – экология, химия – экология, география – экология, на  III ступени введена профильная подготовка и специальный курс «Основы лесоводства», после сдачи государственных экзаменов выпускники получали свидетельство «Лесник».

В эти же годы была разработана концепция школы через идеи экологизации.  Задачами данной работы являлись: обновление содержания образования через экологизацию учебных предметов  и воспитания – через возрождение национальных культур, обычаев; построение воспитательной системы на основе  формирования  гуманистических отношений; применение новых технологий развивающего обучения и воспитания; организация родительского всеобуча по экологическому воспитанию.  

Экологизация учебно-воспитательного процесса школы показывает повышение уровня сформированности экокультуры  школьника, что говорит об эффективности системы  непрерывного экологического образования и воспитания. Формирование и развитие экокультуры положительно отражается на нравственном и воспитании учащихся школ: дети становятся добрее и отзывчивее, проявляют сострадание и желание помочь окружающим, у детей повысилась эффективность в трудовой деятельности, у учащихся проявляется активность во внеурочной деятельности через коллективные творческие дела и природоохранную деятельность.

В рамках  «Школьного лесничества» систематически проводятся мероприятия по охране природы, которые стали традиционными: операции по охране природы, выход на экотропу с целью наблюдения, конкурсы рисунков по охране природы («День птиц», «День леса»), распространения среди населения аншлагов и листовок на природоохранительную тему; массовые  мероприятия по охране природы: организация зимней подкормки птиц, изготовление птичьих кормушек, озеленение заречной части поселка  (ул. Партизанская),  трудовой десант по очистке территории Парка Победы, экотропы, правого берега р. Аги и близлежащих улиц; открытие окружного марафона на базе школьного лесничества; выезд в г. Москву на Всероссийский слет школьных лесничеств; выезд на копку однолетних дичков сосны,  выезды  на посадку 2-х,  3–х  летних саженцев сосны; проведение открытого Окружного слёта юных экологов.

Пропаганда,  агитация за чистоту и бережное отношение к окружающей среде, работа в охраняемой зоне леса (гора Лысая - перевал Хонин Хошуун), трудовые операции и рейды, исследовательские работы по экологии и биологии, работа на экологической тропе, поисково-охранительные походы и экскурсии, организация экологических игр и праздников, работа экологического зала, экологический школьный слет,  участие в акции - дни защиты от экологической опасности.  Никогда не теряла  своей актуальности  духовно – нравственная направленность  патриотической работы средствами эколого–туристско-краеведческой деятельности, где и сложились определённые направления и формы патриотического воспитания, которые используются в нашей школе: конференции, олимпиады, исследования, экскурсии, походы и путешествия, краеведческие наблюдения, слёты.    

Природоохранная деятельность сегодня является одним из приоритетных направлений воспитания патриотов своего Отечества.  Сегодня существенно меняются ценности, относящиеся к таким понятиям, как рациональное природопользование, эффективность освоения природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, глобальность современных систем жизнеобеспечения, активизация деятельности обучающихся в освоении навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие их интереса к биологии и экологии, на практическое участие в деле сохранения природных экосистем, способствующей решению проблем экологического образования и нравственного воспитания детей.

На сегодня мы имеем воспитательную работу, в основу которой легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная деятельность отвечает всем положениям и принципам основной деятельности: культуросообразности природосообразности, Доброго отношения, добрых дел, доброй мечты.

Основополагающим принципом является принцип доброго отношения к окружающему миру и своему здоровью. Также важным элементом работы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленных целей. Основополагающей внеучебной деятельностью является исследовательская деятельность на территории школьной экотропы, памятников природы округа. Для этого созданы две исследовательские группы: первая, где идёт система наблюдения и мониторинга и вторая, где идёт биологическая теория и практика.

Группа №1 занимается наблюдением за состоянием территории и выявлением очагов антропогенного воздействия. В течение определённого времени участники группы № 2 работают с картами территории экотропы, на которой отмечают уровень загрязненности территории. В конце, на основании исследований, создается карта экологического состояния территории экотропы. Результаты работы группы № 1 не только позволяют выявить места наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на территории, но и составить план работы по решению данной проблемы. Задача группы № 2 заключается в непосредственном изучении флоры и фауны на территории экотропы и близ памятников природы округа, в выявлении доминирующих видов растений, в составлении зарисовок видов и изучении видового разнообразия. Итогом работы этой группы является выпуск сборника – определителя видового разнообразия растений с кратким описанием каждого вида.

Наряду с двумя исследовательскими группами работает третья группа - экологическое волонтерское движение. Ее задача: оказывать помощь в уборке территории от природного и антропогенного мусора. Все названные группы работают по системе И. П. Иванова ЧТП (чередование творческих поручений). Использование системы ЧТП позволяет создать условия для реализации организаторского и лидерского потенциала большему количеству детей, так как помимо школьных органов самоуправления в каждой группе выбирается свой управляющий и два помощника, которые руководят работой группы.

С приходом новых педагогов, с переходом на новое время наша школа не изменила своих экологических традиций и сейчас мы работаем по направлению «От Школы экологической культуры к Школе коммуникации в условиях трансграничья».

Педагогический коллектив школы уверен, что экологизация учебно-воспитательной системы – единственно верное средство развития современной Личности, которой присуще экологические, нравственные и духовные ценности.



Предварительный просмотр:

Экологический лагерь «Экос» и

II слёт юных экологов Агинского Бурятского округа

на базе МОУ «АСОШ № 4» ГО «Посёлок Агинское».

На страницах экологического вестника «СОС» я хочу рассказать о нашей летней работе.

В июне 2011 года в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГО «Посёлок Агинское» для учащихся школы вновь открыл свои двери профильный экологический лагерь «Экос». 22 дня усиленной работы для ребят прошли быстро. Мы побывали в разных уголках округа, посетили памятники природы, приняли участие в экологической акции и экологических десантах.

Именно об этом мне бы хотелось рассказать более подробно. Профильный лагерь работал по экологической программе. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной и воспитательной целью учреждения дополнительного образования должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. «Экологическая культура», «экологическое мышление» — понятия, которые должны стать приоритетными ценностями для каждой гармонически развитой, активной личности, любящей природу и способствующей её сохранению.

Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду. В раннем юношеском возрасте школьники становятся на новую социальную ступень развития, для которой характерна устремленность в будущее. Данная программа призвана продемонстрировать одно из направлений деятельности, важное и актуальное на сегодняшний день.

В основу программы легла идея коллективной работы. Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. В основе программы лежат принципы: культуросообразности, природосообразности, доброго отношения, добрых дел, доброй мечты.

Программа реализуется на базе временного детского коллектива - лагеря «Экос». Основополагающей деятельностью является исследовательская деятельность на территории школьной экотропы, памятников природы посёлка, района, округа, края. Дети в лагере занимаются исследованиями, наблюдением за состоянием территории и выявлением очагов антропогенного воздействия. В течение смены ребята работают с картами территории экотропы, на которой отмечают уровень загрязненности территории. Результаты работы не только позволяют выявить места наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на территории, но и составить план работы по решению данной проблемы. Задача заключается и в непосредственном изучении флоры и фауны на территории экотропы и памятников природы, в выявлении доминирующих видов растений, в составлении зарисовок видов и изучении видового разнообразия. В лагере действовало экологическое волонтерское движение, задачей которого является оказание помощи в уборке территории от природного и антропогенного мусора.

Непосредственную связь с экологией осуществляет блок обучающих занятий, проводимых совместно с учителями школы, работниками лесной службы Забайкальского края на территории Агинского района. В ходе занятий участники программы  получают необходимые знания для работы. Программа включает в себя теоретическую и практическую деятельности.

В плане профильного лагеря были запланированы выезды по памятникам природы Агинского Бурятского округа. Маршрутом одной из первых поездок явилось озеро Бильчир, расположенное между двух сёл Урдо-Ага и Сахюрта Агинского района. Юные исследователи наблюдали за птицами, изучали растительный мир, выявляли доминирующие виды растений, составляли зарисовки и расчищали берег озера.


        Следующая поездка – озеро Ножий. Озеро Ножий – это бессточное озеро, которое находится в 15 км к югу от села Цокто-Хангил Агинского района Забайкальского края. Площадь водной поверхности 5,2 кв.км. Воды соленые, глубина до 10 м. Западные берега пологие, восточные – крутые. В окрестностях водоема расположен памятник природы регионального значения «Сообщество полупустынных растений у озера Ножий». Данная поездка сопровождалась экологической акцией, задачей которой являлось оказание помощи в уборке берегов священного озера от природного и антропогенного мусора. Вместе со студентами ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж», работниками отдела Гослесслужбы Забайкальского края,  работниками ФГУ национальный парк «Алханай», специалисты отдела Минприроды Забайкальского края в Агинском округе и др. мы очистили берег озера Ножий по кольцу, собрали целый КАМАЗ мусора!


В глаза нам бросилось ужасное зрелище – массовый мор сомов и обмеление, высыхание озера. Данный вопрос стал актуальной проблемой в научно-исследовательских работах детей.

        Здесь же ребята сумели познакомиться с краснокнижнецей - реликтовой монгольской жабой, которая так привыкла к людям, что уютно поместилась на руках у наших юных экологов-исследователей.

После дружной работы преподавателем колледжа Б. Цыдыповым и студентами спортфака были проведены соревнования по армрестлингу, пулевой стрельбе,  весёлые старты и перетягивание каната. Данная поездка запомнилась ребятам и внесла практический вклад каждого в охрану окружающей среды края и страны в целом.


Второй раз выезд на озеро Ножий был посвящён изучению флоры и фауны данной местности и отдыху. Берег Ножия во многих местах покрыт не галькой, а длинными и плоскими обломками сланцев – «ножиками», окатанными солоноватой озёрной водой.



Озеро примечательно тем, что на его восточном берегу находится геологический памятник «Ножий». Это залегающие кангильские глины с причудливыми формами выветривания в виде пагод, столовых гор, эрозионных котлов и т.д. В глинах обнаружены линзы с многочисленными остатками костей монгольской жабы и остатками скелетов рыб, птиц и скорлупы яиц, встречаются также челюсти грызунов и кости других млекопитающих.  Когда-то археологи занимались здесь изучением древних стоянок современников каменного и бронзового веков.С озерными террасами связано несколько комплексов археологических памятников, включающих стоянки, могильники и святилища (эпохи неолита, бронзы и железа).


Степи и солончаки, которые окружают озеро, до сих пор сохранили экзотические травы: солодка уральская, пузырница физалисовая, селитрянка сибирская. А есть и такие растения, которые можно встретить только здесь: остролодочник Стукова, остролодочник Варлакова.

Примечательно озеро и своими палеонтологическими памятниками, например, тысячелетними отложениями костей монгольских жаб, которые до сих пор населяют берега озера.

В 2009 году на берегу озера Ножий была возведена ступа «Лхабаб Шодон», с этого времени начались в этой местности «чудеса», превратившие её в одну из культовых мест в Агинском округе.

В 2010 году члены общественного краеведческого клуба «Алтан Жаса», активно занимающиеся возрождением и развитием бурятской культуры и благодаря которым была возобновлена древняя традиция бурят – обряд встречи белых лебедей, в складе одной организации нашли скульптуру девушки, которая будто плакала. Они решили установить её возле ступы, и каменная девушка словно повеселела. После этого случая было найдено и каменное изваяние, напоминающее женскую фигуру, оно, по гипотезе ученых, является уникальным памятником эпохи гуннов. Было предположено, что этот камень один из 4-ых священных материнских камней, почитаемых среди монголоязычных народов, два из которых находятся в Монголии, а один в Туве.

В настоящее время на территории озера Ножий вырос целый комплекс с названием «Эхэ хада» - материнская гора, куда приходят люди попросить о помощи у «двух женщин» - современной скульптуры девушки и древнего камня «Эжы шулуун» - камня-матери.

Находкой камня-матери заинтересовались читинские археологи под руководством доктора исторических наук, профессора Михаила Константинова. По их словам, камни культового комплекса представляют собой памятники археологии относящимися к 3 тысячелетию до нашей эры.

Ребята вместе с известным экологом, Заслуженным учителем РСФСР, кандидатом географических наук Стрельниковым Владимиром Гавриловичем, побывали и на минеральном источнике Кильгинда – Новоорловское месторождение минеральных вод. Источник находится в живописной пади Барун-Кильгинда, в 3 км к северо-востоку от Новоорловска. Основным структурным элементом месторождения является мощная круто спадающая на восток зона тектонического нарушения, протягивающаяся вдоль пади Барун-Кильгинда. Минеральные воды залегают под пресными на глубинах порядка 90-120 м и лишь на участках выхода источников «Нижний» и «Верхний» они вскрываются вблизи поверхности. Источник окружен березовыми лесами.

Минеральные воды источника круглогодично используются местным населением как питьевые. Согласно заключению НИИ курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения СССР от 15 июня 1982 г. минеральные воды Орловского месторождения пригодны для лечения заболеваний ЖКТ, печени, желчевыводящих путей и др., а также в качестве столового напитка. По химическому составу воды близки к Дарасунскому типу, являясь углекислыми железистыми гидрокарбонатными кальциевыми холодными нейтральными или слабокислыми. Исследования вод источника проводились М. П. Михайловым и Н.И. Толстихиным в 1946 году, в 1975 г. небольшой комплекс буровых и геолого-разведочных работ был проведен Сибирской ГГП.

Одной из увлекательных поездок для детей была поездка на судунтуйские писаницы – наскальные рисунки древнего человека, которые расположены в каменной пади. Судунтуйские писаницы относятся к категории ООПТ – памятник природы.  На останце сохранились наскальные рисунки древних людей, выполненные красной краской – кровавиком. Рисунки представляют собой целый комплекс ритуальных изображений и «пятен» в виде полос, крестов, штрихов, наконечников стрел и изображения круга. На рисунках отчетливо видны фигуры человека, лосихи. Писаницы исследовались археологом Окладниковым А. П. в 1950 и 1965 годах, также местными краеведами (В.Г. Стрельниковым, Г. Н. Найдано). Рисунки, по мнению ученых, относятся к эпохе бронзы. Представляют мифологический и культовый комплекс.

Мы были удивлены разноцветьем степи: голубая, жёлтая, розовая, белая – здесь природа, действительно невинна и не тронута человеком – спокойно гуляют мыши-полёвки, суслики, по своим тропам бегает лиса, которую нам посчастливилось увидеть вблизи. Растительное сообщество памятника природы составляют около 100 видов растений, среди них из Красной Книги Читинской области и АБАО шлемник байкальский, карликовая и пельсильванская лилии.

Незабываемая двухдневная поездка воспитанников лагеря в национальный парк «Алханай», который создан в 1999 году на территории АБАО (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.1999). Общая площадь парка 138234 га, площадь его охранной зоны 10535 га. Границы парка проходят по Даурскому, Могойтуйскому и Цаган-Дабанскому хребтам, затем вдоль автодороги Чита – Бырка, южнее озера Бальзино. Национальный парк «Алханай» представляет собой общенародное достояние. Главная и основная задача национального парка заключается в сохранении природного комплекса в естественном состоянии. Решение этой задачи возможно при условии соблюдения строгого заповедного режима. Особый интерес для туристов и паломников представляет Алханайский горный массив – неповторимый по своей красоте уголок Забайкальской природы: отвесные скалы, причудливые скальные останцы, каменные реки, целебные источники, узкие ущелья, по которым низвергаются водопады. Алханай – единственное место в России, где гармонично соседствуют уникальные памятники природы и объекты буддийской религии.

Центральное место в системе проводимых обрядов, связанных с Алханайским природно-культовым комплексом занимает Алханайское обоо (Алханын обоо). Обоо построено в конце XIX века и расположено на залесенной сопке в 1 км к северу от памятной ступы, возведённой в честь Далай Ламы XIV. Представляет собой комплекс культовых купольных сооружений из 53 каменных построек разной величины, называемых «мунханами». В самом центре композиции располагается наиболее крупный мунхан – символ «мировой горы» Сумеру. По четырём сторонам света вокруг этой композиции воздвинуты из дикого камня «Байпуры» - каменные сооружения для ритуальных жертвенных костров, где возжигаютя благовонные травы и угощения для духов и хозяев этой местности.

На Алханае мы посетили культовые и природные объекты, о которых хочется поведать всем забайкальцам. Храм обитель хозяина горы Алханай Идама Чакрасамвары – Дэмчог Сумэ. Это внушительный скальный останец, возвышающийся долиной Аршана с южной стороны. У подножия скалы с её северной части имеется обширное гротообразное скальное углубление, по стенам которого и из трещин нависающего потока сочатся капельки воды, считающиеся среди паломников целебной. Посещение этого природного храма считается обязательным для паломников, которые здесь делают жертвоподношение хозяину Алханая зёрнами риса, монетами и т.д., набирают немного скопившейся воды аршана в посуду. Следует обязательно совершать ритуальный обряд «гороо», то есть обхождение вокруг останца, причём обход вокруг Дэмчог Сумэ в отличие от других святилищ совершается против хода солнца, так как божество Дэмчог являлся левшой. При совершении гороо паломники и туристы оказываютя на самой высокой точке скального останца, откуда открывается изумительная панорама окрестностей на десятки километров вокруг. По свидетельствам и в прошлом и в настоящее время многих высших иерархов буддийской церкви и в числе Его Святейшество Далай Ламы XIV, гора Алханай действительно является обителью божества Дэмчог и это единственное место в России, куда стремятся попасть паломники и туристы с разных уголков нашей страны и из-за рубежа, а также люди, стремящиеся избавиться от разных недугов.  

Алханай всем известен изумительным природным памятником «Храм-воротами» (Уудэн Сумэ) – ворота в мир Великого блага. Одно из самых почитаемых и посещаемых мест на Алханае, поклониться и возложить свои дары которому приезжают многочисленные паломники и туристы.  Это величественный скальный останец со сквозным проёмом – естественной аркой, образовавшейся в результате процессов выветривания. Под сводом арки верующими в далёком прошлом возведён субурган – буддийская ступа, символизирующая мировую гору Сумеру. По словам лам, все сделанные здесь подношения, дары и высказанные просьбы доносятся незримой связью до хозяина Байкала на острове Ольхон. Ежегодно 29 июня проводится большой молебен – хурал в честь хозяина Алханая божества Дэмчог. Верующие и паломники становятся в этот день свидетелями незримого присутствия Идама Дэмчог, который благословляет всех участников молебна. На гладких каменных стенах имеются наскальные рисунки и письмена древнего человека. На северной стене Храма, по старинным преданиям, находится одно из врат Шамбалы.

Все наслышаны и о «Чреве матери» (Эхын Умай) – это естественный грот, длиной около 4 метров, высотой более 1 метра. Паломники здесь совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей, для продолжения своего рода. Грот, как правило, навещают семьи, у которых нет детей. У входа совершают жертвоподношения, выговаривая свои просьбы. В гроте зажигают лампадку, окуриваю благовонием, совершают «омовение» каплями воды, сочившимися с потолка грота. Затем ищут в ямке возле грота камушки. По поверью, сколько камушков удалось добыть в чреве матери, столько детей должно родиться. На деревьях вокруг пещеры повязаны не только лоскутки тканей, но и детская одежда (распашонки, ползунки и др.). Существуют множество преданий и рассказов о реальных случаях исцеления женщин от бесплодия на Алханае.  

        В двухстах метрах к северу от Уудэн Сумэ высится скала необычной формы Доржо Пагмо – обитель дакини Ваджраварахи (Юм Пагма Доржин орон), которая почитается как супруга Алханая божества Дэмчог. Считается, что в пространстве между Храмом-воротами и Доржо Пагмо и располагается мир Великого блага. На юго-восточной стороне скального останца находится естественный грот – ниша, которая служит местом проведения различных обрядов. Здесь паломники находят моральное успокоение, получают энергетический заряд. Дорога к Доржо Пагмо ведёт по глубокой желобообразной тропе, выложенной тысячами паломниками, ежегодно посещающими этот культовый объект.

        Ещё один скальный останец - Наро Хажод Сумэ, с северной стороны рассечённый глубокой воронкообразной расщелиной, подножие которой в устьевой части, представляет собой почти ровную площадку. Далее вглубь расщелина сужается, появляются естественные каменные ступеньки, поднявшись по которым паломники подносят свои дары. Вверху над головой видно отверстие овальной формы, через которое, как считается верующими, в Космос выбрасывается отрицательная энергия и наоборот, через этот же проём алханайская земля подпитывается мощным потоком положительной космической энергетики. Здесь особая аура, особая атмосфера. Недаром, на протяжении веков, именно это место избрали для своей созерцательной медитивной практики буддийские священнослужители – ламы. Говорят, что «посвящённым» порой слышится льющаяся сверху дивная божественная чарующая музыка.

Кроме поездок мы посетили музей «Охраны природы», основателем которого является заслуженный учитель, кандидат географических наук Владимир Гаврилович Стрельников, который не понаслышке знает свой край, где ребятам провели интересную экскурсию. Побывали мы и в окружном краеведческом музее, где встретили юных исследователей природы тепло и рассказали много интересного о нашем Забайкальском крае. Ребята работали и проводили свои исследования на экологической тропе школьного лесничества МОУ «АСОШ № 4».

        8 июля на базе нашей школы мы провели II экологический слёт юных экологов Агинского Бурятского округа под руководством института усовершенствования учителей и отдела природопользования АБО Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края, в этом году слёт вошёл в программу экспедиции, которую возглавлял  окружной институт усовершенствования учителей.

В первую половину дня уже по традиции лидеры ученического самоуправления провели командные игры на сплочение - верёвочный курс, где участники слёта из разных школ округа проявили свои лидерские качества и творческие способности. Ребятам было вдвойне интересно, потому что среди членов команды были и их руководители. В упорной борьбе пяти сборных команд в составе 12-15 человек победила «дружба».

После торжественного открытия все участники двинулись на школьную экологическую тропу, где показали свои знания по экологии, биологии, почвоведению, орнитологии, энтомологии и лесоведению  на 10 этапах. Участников слёта оценивало компетентное жюри.

Этап № 1 «Охрана природы». Содержание задания этапа: Типы охраняемых территорий, загрязнение воды, воздуха, почвы и его влияние на лес, источники и средства ограничения загрязнения. Глобальные, региональные проблемы и проблемы данной местности. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними. Противопожарная техника, этика поведения в лесу, основные документы об охране леса.

Этап № 2 «Экология». Содержание задания этапа: Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действие на организм, популяризация, экосистема, биоценоз, сукцессия, цепи питания и тд) Влияние рекреационной нагрузки на лесное сообщество. Оценка влияния абиотических факторов по растительности.

Этап № 3 «Лесные робинзоны». Содержание задания этапа: Ориентирование на местности. Навыки определения сторон света без компаса и времени без часов, прогноз погоды по народным приметам, умение обеззараживать воду, строить шалаш и разводить костёр, принося минимальный урон природе.

Этап № 4 «Принятие решений».  Содержание задания этапа: Участникам даются описания определённых экологический ситуаций, и предлагается прокомментировать их с точки зрения эколога и предложить программу природоохранных мер.

Этап № 5 «Лесоразведение». Содержание задания этапа: Сроки и способы посева семян и посадки саженцев, размещение посевных и посадочных мест, время сбора семян, сроки сертификации и правила хранения. Умение определять 5 пород деревьев и кустарников по семенам. Расчёт потребности семян при различных способах посева. Подготовка почвы и посев семян, посадка саженцев с оголённой и закрытой корневой системой.

Этап № 6 «Лесоведение и лесоводство». Содержание задания этапа: Элементы лесонасаждения и их роль в жизни леса (древесной, подлеска, подроста, живой надпочвенный покров и др). работа с угломерными инструментами. Обмер дерева мерной вилкой (определение диаметра, высоты, отбор экземпляров для рубки). Определение высоты дерева оптическим высотомером и мерной вилкой. Определение возраста деревьев и бонитета лесных культур.

Этап № 7 «Орнитология и энтомология». Содержание задания этапа: Определение видов птиц визуально (в природе и по коллекциям), определение птиц по голосу. Экологические особенности лесных видов, сезонные явления в жизни птиц разных видов. Польза и вред, приносимые тем или иным видом птиц. Определение видов насекомых. Характеристика насекомых с точки зрения их роли в лесном биоценозе. Польза и вред, приносимые тем или иным видом насекомых, обитающих в лесу.

Этап № 8 «Растительное сообщество». Содержание задания этапа: Описание предложенного участка. Сочетание растений в окружающей природе. Ярусность. Определение видового состава и составление списка. Определение проективного покрытия наземных частей растений на лесной площадке. Знание лекарственных растений и их применение.

Этап № 9 «Почвоведение». Содержание задания этапа: Описание почвенного разреза. Измерение мощности горизонта, цвета, влажности, механического состава, структуры, сложение, новообразование почвы. Состав почвы, её характеристика. Определение рекреационной нагрузки. Описание оврага. Эрозия почвы. Охрана почвы.

Этап № 10 «Охрана леса». Содержание задания этапа: нормативно-правовые документы. Лесной кодекс. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними. Противопожарная техника. Этика поведения в лесу.

После прохождения этапов наступил самый приятный момент – награждение: 1 место заняла команда МОУ «АСОШ № 4», 2 место было присуждено сборной команде МОУ «АСОШ № 2» и АОГ.

Как приятно понимать, что у нас есть патриоты, которым небезразлична ранимая природа.

(В статье использованы материалы из книги

Стрельникова В.Г. Природа Агинской степи: учебное пособие.

Чита: Издательство ЗабГПУ, 2000, 277с)

Лариса Юрьевна Скороход - заместитель директора

по воспитательной работе МОУ «АСОШ № 4»

ГО «Посёлок Агинское» Забайкальского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Из опыта экологического образования и воспитания

Обмен опытом работы в области экологического образования и воспитания....

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА

«Пока существуют люди, история природы и история людей   взаимно обуславливают друг друга»                            ...

Научная работа: «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии и химии»

В методическом пособии дано описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы № 9 села Максимовка Целиноградского района, Акмолинской области.Адресовано учителям би...

Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)

   Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...