Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8 класс)

Чердакова Арина Валерьевна

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят и тех, кто с удовольствием становится лидером социальных проектов - активистов различных акций, мастер-классов. Всё это позволяет повысить мотивацию при изучении экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_cherdakovoy_i_tokarevoy.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Чердакова Арина Валерьевна, Токарева Екатерина Олеговна

МБОУ «Школа №91»

г. Нижний Новгород

В этом учебном году в наша школа вошла в число 10 экспериментальных площадок регионального грантового проекта «Передвижная экологическая станция «Экоумница». Нашей команде поступило предложение о сотрудничестве от Всероссийского Экологического Движения (ВЭД) "Экосистема" в следующих форматах: 

  1. Ресурсное сотрудничество, то есть помощь в совместной реализации проектов для достижения общих целей.
  2.  Информационное сотрудничество, то есть обмена лучшими практиками

3. Коммуникационное сотрудничество, то есть помощь в установлении рабочих контактов с органами государственной власти и местного самоуправления. 

4. Сотрудничество в сфере волонтерства, то есть помощь в привлечении экологических активистов Движения к реализации проектов

         В октябре прошло торжественное открытие первой экологической «точки роста» в Нижнем Новгороде в рамках глобального экологического проекта «Экоумница». Ещё одной площадкой стала школа №16 в Арзамасе. За прошедший период и остальные школы получили инновационный опыт работы с оборудованием, с помощью которого удобно и эффективно можно перерабатывать ресурсы и использовать их для экологического образования и воспитания.
В рамках традиционного общешкольного мероприятия «День Семьи» Экоумники нашей школы под руководством региональных лидеров познакомили учащихся с экологической сферой с помощью презентации-открытия в актовом зале и различных мастер-классов в одном из кабинетов биологии. Ребята рассказали про суть проекта, указали свою роль в данном проекте и показали ученикам школы, как работают биокомпостеры.
        В одном из кабинетов биологии была открыта экологическая интерактивная станция с мастер-классами, которые придумали Экоумники и ученики 8 «Б» класса. Мастер-классы были связаны с использованием вторичных ресурсов. На мастер-классе по плетению фенечек
из остатков ткани, которые ребята нашли у себя дома и принесли, можно было сплести необычные браслеты ручной работы с помощью очень интересной техники. Мастер-класс по квиллингу - из самых обычных длинных полосок бумаги (это были использованные листы цветной бумаги), которым придали некую форму, можно было составить интересные композиции, которыми  ребята украсили свои открытки. Мастер-класс по оригами научил гостей складывать из макулатуры фигурки. На мастер-классе по гравюре из остатков детской гуаши и бумаги были изготовлены небольшие листочки - гравюры, на которых можно было рисовать небольшие картинки и даже сделать мини-открытку.

Интересной идеей от родителей наших Экоумников стал мастер-класс по созданию экологичных многоразовых мешочков. Из остатков ткани и ниток можно было сшить небольшие мешочки для хранения различных вещей: от орешков и конфет до пуговиц и бусинок. А наши юные рукодельницы придумали, как организовать мастер-класс по созданию эксклюзивных украшений из остатков ткани, пуговиц и ленточек. Есть в нашем классе и авторская экологическая настольная игра, созданная одним из учеников.
        Уже в ноябре ученики 8 «б» класса провели традиционный Энергосберегающий марафон, приуроченный к маждународному Дню энергосбережения. В этом году занятия для младших школьников провели не только ребята, но и замечательная ростовая кукла Эколаша от наших региональных партнеров проекта. В этой роли наши ребята чувствовали себя очень необычно!

В ноябре и декабре каждый день активисты проекта собирали сырьё и с помощью уникального прибора-дегидратора из пищевых остатков в школьной столовой изготавливали до 1500 граммов эксклюзивного органического сырья, которое мы называем биокомпостом. Он получался каждый день разным по содержанию белков, жиров и углеводов, это позволило использовать такой состав в качестве экологичного корма для птиц и домашних зверей. Поэтому учащиеся 6 Б, 8Б и 9 Г классов инициировали акцию «Поможем животным вместе», которая была направлена на поддержку обитателей приюта «Сострадание» в Нижнем Новгороде.
        Чтобы помочь приюту, ребята собрали крупы, пеленки одноразовые, влажный корм для кошек и собак, бинты, наполнитель для туалетов, игрушки. Коробка, куда складывались пожертвования, была расположена на первом этаже школы. Участники регионального экологического проекта «ЭКОумница» не остались в стороне и приняли участие в акции «Поможем животным вместе» уникальным образом. Они передали для животных приюта биокомпост, предварительно изучив его хиический состав вместе с учителем химии. Также корм был протестирован на домашних питомцах активистов проекта. Собаки с удовольствием кушали полученный питательный продукт. Ученики 6Б помогли в расфасовке этого корма, а потом вместе со своими родителями отправились в приют для животных «Сострадание». Такое взаимодействие биологических классов помогло ребятам почувствовать свою роль в общем проекте и стало отправной точкой следующего важного этапа. Теперь ученики 6б класса проводят в начальной школе и детском саду обучающие занятия и рассказывают ребятам, как правильно подкармливать птиц зимой. А используют они для этого тот самый биокомпост, полученный самостоятельно.

В рамках регионального проекта "Передвижная станция Экоумница".в нашей школе появился фито-модуль для выращивания микрозелени! Мы убедились, что внедрение современных технологий - это очень интересно и полезно. Ведь почти все классы смогли прийти на экскурсию и познакомиться с работой мини-агрофермы с системой гидропонного полива и управления со смартфона (модель разработана партнером проекта - нижегородской сити-фермой "Зелёный баланс "), а также биокомпостера-дегидратора, сравнить разные виды полученного биокомпоста, увидеть процесс переработки и конечный результат.
        Теперь даже первоклассники знают, что микрозелень - это нежные, молодые побеги, которые собираются в ранней стадии роста и используются для придания блюдам свежести, аромата и вкуса, а, главное - обладают высокой питательной ценностью! Мы посадили семена брокколи, амаранта, зеленого горошка, а также наблюдали за развитием рассады рукколы и сладкого перца. Провели целую серию экспериментов по влиянию биокомпоста в сухом виде и с виде раствора на проращивание семян, рост и развитие растений. А выращенную микрозелень мы с удовольствием использовали для приготовления полезного угощения на празднике для наших мам. И педагоги, и родители были рады продегустировать наш урожай.

В этом году мы организовали несколько ярких и познавательных общешкольных экологических праздников, которые объединили не только учеников биологических классов, но и остальных. Это способствовало повышению мотивации к изучению предмета экологии, участию в экологических конкурсах и исследованиях, инициировало целый ряд индивидуальных и групповых проектов экологической направленности.

Проделанная работа заинтересовала и других ребят, они инициировали создание в школе объединения Юннатов. Теперь в наши ряды пришла целая группа активистов, реализующих свои идеи в направении экопросвещения. Сейчас активно идёт подготовка к оформлению экологической фитозоны в рекреации школы. Ребята предварительно провели конкурс эскизов и определились с вариантом оформления, а также начали готовить к посадке цветочные горшки. Фитозона будет оформлена юными натуралистами и учениками школы совместно с региональным грантовым проектом "Эко-умники" совсем скоро.

В апреле познакомимся с опытом измельчения и переработки пластиковых крышечек, научимся изготавливать нужные для школьников пластиковые предметы и канцелярские изделия. Наша команда эко-волонтеров делилась опытом экологической работы в проекте "Экоумница" и с удовольствием узнавала об успехах ребят и педагогов в других школах региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы г. Москвы на 2012—2016 гг. «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование») в ЮВАО. 100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения.

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы»(«Столи...

Проект – «Экологическое образование и воспитание».

Экологическое образование и  воспитание   — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной ...

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....

социально-значимый экологический проект "Берегите птиц зимой"

Новизна нашего проекта в том, что мы нашли дополнительный материал, который позволят правильно заготавливать корм для подкормки   птиц зимой.  Работая над проектом, школьники смогут нау...

Социально значимый экологический проект. Тема: «Бездомные животные – проблема каждого из нас».

Цель: выяснить основные причины появления на улицах города бездомных животных;привлечь к данной  проблеме учащихся и взрослых.        Задачи:- изучить...

Школьный компонент в реализации экологического образования и воспитания обучающихся

         В МБОУ Багаевская СОШ №2   экологическое образование и воспитание обучающихся- одно из приоритетных направлений образовательной стратегии. Особую акт...

Социально-значимые экологические проекты

Социально-значимые проекты реализуемые в школе. Основной задачей является развитие экологического сознания школьников, привитие любви к природе родного края, своей малой родине....