Проект – «Экологическое образование и воспитание».
проект по экологии по теме

Паршукова Надежда Алексеевна

            Экологическое образование и  воспитание   — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое образование и    воспитание — основы основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.
Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы

Цель:  информация и расширение знаний учащихся в области экологии,  медицины, психологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе.

 

Задачи:

  • формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде, наносящей ущерб здоровью людей;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Тимшерская средняя общеобразовательная школа.

Проект – «Экологическое образование и воспитание».

Автор Паршукова Надежда Алексеевна,

учитель биологии, экологии (2011 г.)

Введение.

            Экологическое образование и  воспитание   — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое образование и    воспитание — основы основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.
Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы

Цель:  информация и расширение знаний учащихся в области экологии,  медицины, психологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе.

Задачи:

  • формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающейся окружающей среде, наносящей ущерб здоровью людей;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания.

Характеристика разработки проекта.

Экологическое образование и воспитание общества заключается в становлении экологически культурной личности, то есть личности,  понимающей  взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение.

Область и результаты внедрения.

  1. Проведение уроков экологии.
  2. Проведение курсов по выбору и спецкурсов.

      3.   Внеурочная  деятельность обучающихся по учебному предмету.

Проведение уроков экологии.

    Важнейшими показателями учебного процесса является уровень обученности, успеваемости и качества знаний обучающихся. За последние три  года уровень  обученности,  успеваемости и качества знаний по экологии был в целом высоким и имел в основном, положительную тенденцию.

Обученность  по классам за последние три  года:

Класс

Предмет

Обученность  экологии.

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

10

Экология

54,5%

72,0%

61,6%

11

Экология

69,0%

55,0%

86,1%

При сопоставлении обученности в динамике одних и тех же классов можно сказать, что в сквозном сравнении (когда одни и те же классы прослеживаются несколько лет) показатели были следующими:

Класс

Предмет

Обученность по экологии.

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

10

Экология

-

72,0%

-

11

Экология

-

-

86,1%

Вывод: значительная позитивная динамика обученности и имеет стабильный       высокий уровень.

Качество знаний по классам за последние три  года:

Класс

Предмет

Качество знаний  экологии.

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

10

Экология

57%

81%

40%

11

Экология

75%

50%

100%

 При сопоставлении качество знаний в динамике одних и тех же классов можно сказать, что в сквозном сравнении (когда одни и те же классы прослеживаются несколько лет) показатели были следующими:

Класс

Предмет

Качество знаний по  экологии.

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

10

Экология

-

81%

-

11

Экология

-

-

100%

Вывод:  качество знаний по экологии стабильно высокое, и на протяжении последних лет прослеживается тенденция  его увеличения.

Успеваемость  по классам за последние три  года:

Класс

Предмет

Успеваемость по экологии.

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

10

Экология

100%

87,5%

100%

11

Экология

100%

100%

100%

Вывод: в основном позитивная динамика успеваемости и имеет стабильный высокий уровень.

    В настоящее время важнейшей задачей основной  школы считают не только обеспечение высокого уровня образования обучающихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.  

   В целях реализации повышения мотивации, качества обучения на уроках  экологии  для успешного выполнения обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников необходимо оптимально использовать современные технологии обучения.

Проблемное обучение.

   Цель использования данной технологии – формирование и  развитие у обучающихся совокупности компетентностей в сфере учебно-познавательной деятельности, критического и творческого мышления, универсальных учебных действий. Эффективность использования проблемного обучения определяется следующими факторами: новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем; в   ходе решения проблемы обучающиеся умеют преодолевать возникающие трудности, их активность и самостоятельность достигает достаточно высокого уровня; высокая активность обучающихся способствует росту внутренней познавательной мотивации. Возросло умение осуществлять поиск информации, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, интерпретировать научные факты и данные исследований, интерпретировать графическую информацию.

     Проблемное обучение используется при подаче материалов по экологии. В данном случае формируется система заданий, в которых субъект обучения должен выстроить определенную модель. В этом плане выстраиваются логические системы, в которых необходимо дать прогноз и обосновать свое видение проблемы, в частности, по экологическим перспективам Республики Коми, актуализация загрязнения естественной среды, изобретение способов решения проблемы.

Здоровьесберегающие технологии.

     Использование системы  экскурсий  позволяет снять нагрузку на скелет. Посещение экологически чистых уголков природы в окрестностях поселка,  дает большой плюс здоровьесбережению.

… Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет 

на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление.  К.Д. Ушинский

     Использование  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе направлены на  адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни.

             Цель использование здоровьесберегающих технологий является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе.

Проектные и исследовательские технологии.

        Применяю метод проектов потому, что он по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, учащиеся и выпускники школы оказывается более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. 

          Направляю учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Учащиеся включаются в  ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.

     Проектная технология включает в себе многие известные методы и способы активного обучения: метод погружения, мозговые штурмы, опытная работа, деловые игры, поисковой эксперимент, анализ источников, групповые работы учащихся, связь  с региональным компонентом.

     В основе  тематики учебных проектов находится тема культуры здоровья, здоровьесберегающие темы, которые определяют умение жить, принося пользу своему организму. Ещё Сократ писал: « Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». Здоровье человека в большей мере (до 50%) зависит от образа жизни. А образ жизни любого человека определяется материальными условиями существования с одной стороны, и духовным компонентом развития личности, с другой стороны.   Практика показывает, что школьники не всегда понимают, что входит в понятие «ЗОЖ, досуг, и как правильно его организовать».   Велика роль школы в вопросе формирования осознанного отношения к своему здоровью. Именно в школе, где мы проводим 11 лет, создается модель здорового поведения. А этому необходимо учить, т.к. здоровье, когда оно есть, воспринимается как само собой разумеющееся.

      Участие школьников в учебно-исследовательской деятельности открывает путь в большую науку, которая может стать смыслом жизни и, возможно, в будущем – материальной базой для достойной жизни.

      В процессе исследовательской деятельности учащиеся становятся более инициативными, воспитывается добросовестное отношение к эксперименту, увеличивается интерес к изучению  экологии.  Способствует развитию ответственной гражданской позиции, неравнодушному отношению к происходящим вокруг них событиям. Сотрудничество учителя и ученика на поприще исследовательской работы способствует учителю приобретать новый опыт взаимодействия с людьми.

   Игровые  технологии.

    В рамках игровой технологии мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и самостоятельную деятельность на уроке. Игра

оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительного отношения школьников к учению. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития. Особенность игровых технологий заключается в том, что они строятся с учетом потребностей и интересов учащихся, развивают воображение, интеллект и способствуют активизации учебного процесса.

Понятие «игровые технологии обучения» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации учебного процесса в форме разнообразных дидактических игр, отличающихся от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Правильно подобранная и грамотно проведенная игра способна помочь ученикам усвоить сложный материал.

 Информационно-коммуникационные технологии.

    Проблемное обучение, проектная деятельность и любые другие технологии, используемые в настоящее время невозможны без использования ИКТ. Применяю компьютерные технологии обучения потому, что это позволяет мне видоизменять процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Использую следующие типы компьютерных средств обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажёры, программные системы контроля знаний.

   

    Использование современных образовательных технологий  повышают уровень самостоятельности учащихся на уроке,  улучшают отношение учащихся к учебному труду,  предмету,  учителю, друг к другу; развивают и воспитывают личность учащегося, его познавательный интерес; дают более глубокие знания ученикам фактического материала и более высокого уровня его усвоения.

     Образовательные технологии обоснованно, уместно и результативно используются. Свой педагогический опыт был представлен на республиканском дистанционном Фестивале педагогических идей «Информационные технологии в образовательном пространстве», это подтверждается дипломом и сертификатом. Материалы опубликованы на компакт-диске КРИРО и ПК  по естественно-научному направлению.

      Участвовала в конкурсе инновационных разработок в районной выставке «Школа – 2009», отмечена премией.  (Копия приказа № 119  от 03 марта 2009 года).

Проведение курсов по выбору и спецкурсов.

В рамках перехода к БУПу – 2004 и введения предпрофильной подготовки в 8-9 классах  разработала и успешно провела курсы по выбору в 8 классе по программе «Здоровый образ жизни» и в 9 классе по программе «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека». Посещаемость была 100%.  По окончании курса и выполнения итоговой практической работы, каждый учащийся получил сертификат.  

В рамках профильной подготовки разработала рабочую программу спецкурса: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" и успешно провела в профильной группе 10 класса.

     Рабочие программы были выставлены на сайт сайт УчМета,  отмечена сертификатами.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.

     

   Кроме классно-урочной работы по реализации Госстандарта, такой интересный предмет как экология реализуется, конечно, и во внеклассной работе.

        Ежегодно  обучающиеся  участвуют в районном этапе Всероссийской предметной олимпиады по  экологии.  Есть победители и призеры.

         Систематически проводятся  в школе предметные декады. В рамках декады организуются различные конкурсы, выставки, акции, презентации и др.  

            Так, за работу в рамках просветительской программы по гигиеническому воспитанию девочек-подростков и презентацию «Влияние экологических и социальных факторов на здоровье» была отмечена дипломом, денежной премией. Результаты были опубликованы в «Учительской газете» » №51 от 16 декабря 2008 года.
       Определенная работа проводиться среди обучающихся и родителями по безопасности. Разработала краткую энциклопедию – Азы безопасности (материалы для бесед с родителями, учащимися)
. Материал был выставлен на сайт УчМета,  отмечена сертификатом.

                       Материалы внеурочной  деятельности были представлены:

  • в Коми республиканский  эколого – биологический  центр г. Сыктывкара. За участие в конкурсе методических материалов по эколого – биологическому образованию было выдано свидетельство;

  • в  центр внедрения социальных инноваций на лучшую методическую разработку по экологической проблематике в номинации: «Экологическое образование в среднем общеобразовательном учреждении»;

  • в  центр внедрения социальных инноваций программу курса по выбору: «Мир в котором я живу. Экология среды обитания человеком»;

  • в  центр внедрения социальных инноваций на лучшую методическую разработку по экологической проблематике в номинации: «Экология и здоровье человека».

Соответствие проекта концепции устойчивого развития (результаты анализа экологической, экономической и социальной эффективности).

      Следуя потребностям современного общества, учащимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях и др. На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов.

      Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:

 Мотивационно-целевой. 

       Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий. Данный компонент обеспечивает формулирование цели, её диагностируемость. Создаёт условия для

формирования целостной системы знаний по предмету. Повышает позитивное отношение к учёбе.

  Инструментально-технологический.

       Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками экологических знаний,  способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания. 

         

  Рефлексивно-оценочный. 

Позволяет оценить результаты деятельности учителя и ученика. На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (наблюдение, беседы,  анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.

 Результаты деятельности учителя:

  • разработана система уроков по экологии  реализующая современные образовательные технологии;
  • внедрён в образовательный процесс алгоритм обучения самостоятельной познавательной деятельности;
  • внедрён в образовательный процесс алгоритм постановки и решения проблем.

 Результаты деятельности ученика как эффекты (достигнутые реализацией в образовательном пространстве школы современных образовательных технологий):

  • положительная динамика умений;
  • динамика уровня сформированности учебных действий;
  •  повышение учебной мотивации;
  •  положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах;
  • готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде.

          Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода осуществляемой педагогической деятельности на основе углубления моего профессионального, нравственного, творческого, рефлексивного потенциала, самосовершенствования. Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся.  

Мои публикации размещены на сайтах:

  • социальной сети работников образования http://nsportal.ru/user - сайт учителя биологии и экологии – Паршукова Надежда Алексеевна
  • на учебно – методическом портале -  УчМета;
  • на официальный сайте  МОУ Тимшерская СОШ -  timsersoch.ucoz.ru;
  • www.moeobrazovanie.ru

  Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.

             В 2011 году Министерством образования Республики Коми была присвоена высшая квалификационная категория (Приказ №433-к от 27 октября 2011 года).

    Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне, с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий.  

  • 2010 году повысила свою квалификацию в ГАОУ ДПО (ПК) С РК «Коми республиканский институт развития образования» по программе: «Интегрированный подход в преподавании естественных дисциплин».  
  • 2009 году прошла краткосрочное обучение в ГАОУ ДПО (ПК) С РК «Коми республиканский институт развития образования» по программе: «Современный  образовательный менеджмент».
  • 2009 году прошла краткосрочное обучение в ГАОУ ДПО (ПК) С РК «Коми республиканский институт развития образования» по программам:  «Организационно-методическое и правовое обеспечение деятельности ресурсных центров».  «Современные подходы к организации образовательного процесса в рамках формирования современной модели образования».

             Участие в профессиональных конкурсах играет роль стимула в моём профессиональном развитии, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде, достичь желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей удовлетворённости в себе.

Заключение.    

 Мое профессиональное кредо: от информации - к знанию, от фантазии - к творчеству,          от ремесла - к мастерству.

Волшебный рецепт .

В чашу налейте терпения и полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все хорошо перемешайте.  Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и раздайте всем кого встретите на своем пути.

Мечта – это процесс, это не остановка. Смысл нашей жизни – в движении к мечте, предела счастью, любви, радости - нет. Мы счастливы, и важно это состояние поддерживать.

Приложение.

Результаты районного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по экологии.

Год

Результат

Подтверждающий документ

2009

Паршукова Юлия, 10 класс, экология, 1 место.

  Копия приказа управление образования администрации МР «Усть-Куломский»  №71 от 15 февраля 2009 года «Об итогах проведения районного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников».

2011

Попова Зинаида, 11 класс, экология,  1 место.

 Копия приказа управление образования администрации МР «Усть-Куломский» №14 от 14 января 2011 года «Об итогах проведения муниципального  этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников».

2012

Кочанов Николай10 класс, экология, 2-3 место;

Кучева Алена,  11 класс, экология,  3 место.

Копия приказа управление образования администрации МР «Усть-Куломский» №712 от 14 декабря  2011 года «Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников в 2011-2012 году»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы.

«Экология и мир» - эти два слова стали  своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше буд...

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учеб...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...

Педагогический проект по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников от 5 до 6 лет. Тема: "Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает"

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности....