Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается

ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

     С чего начинается творчество  учителя?  Что  становится толчком  к  той внутренней работе, которая  ведет к  рождению нового приема, варианта урока, технологии  обучения,  педагогической  идеи?  Почему  не  довольствуется  он найденным,  проверенным,  действующим, над  чем  мучительно бьется,  к каким вершинам стремится? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь -  непрекращающийся поиск, эксперимент, "езда в  незнаемое", чтобы из  руды  фактов, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть золотинку - прием, который включит в движение мысль  ученика,  зажжет в  нем жажду познания,  сделает  учение радостным  и победным.

 

 С чего же все началось?

     Послевоенное  лихолетье. Выжженные  села, разрушенные  города, разбитые человеческие судьбы. Тяжело было всем, но более всего - школе.  Три четверти детей - без отцов. Невосполнимое наследие войны. Все семейные  тяготы  легли на плечи матерей.

     Но что удивительно: чем сложнее были условия, чем труднее было работать учителям,  тем напряженнее и  целеустремленнее  велся  педагогический поиск. Поиск путей к  умам и характерам ребят. То  было время большого труда. Нужно было  расчищать  завалы  от  взрывов; приспосабливать  для  жилья и учебы те немногие здания,  которые можно было восстановить; обеспечивать металлоломом мартены. Дел было невпроворот, хватало  забот и старым и  малым. Праздных не было. А разве может что-нибудь еще так единить и взрослых и детей, как общий труд? Да еще  если  он с выдумкой, фантазией,  шуткой,  игрой! Чтобы  работа спорилась, надо  дать ей смысл, не превращать  дело в повинность,  в  унылую обязаловку. Хотение - мать радения...

Скачать: