Нужна ли модернизация педагогической деятельности?

Колесникова Марина Владимировна

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования не в полной мере удовлетворяет его запросы. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение учениками применять знания, полученные при изучении дисциплин, в том числе и естественнонаучных. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетентности учеников. В условиях традиционной системы образования практически нереально спланировать учебный процесс таким образом, чтобы учесть возможности и личностный опыт каждого учащегося. Учебный процесс заранее обрекается на случайный результат. Выход из сложившейся ситуации только один – научиться учить всех вне зависимости от личностных особенностей и опыта в условиях массовой школы. В связи с этим возникла необходимость модернизации существующей системы образования, а именно технологизации всего учебного процесса.
Стратегическая линия модернизации современного образования направлена на создание в школьной практике условий и разработку механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности. Деятельностная направленность образования, компетентностный подход в повседневной работе школы должны сместить акценты с «заучивания» знаний на формирование умений и компетентности. Использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании связывают воедино подходы психодидактики и должны дать основные результаты в виде сформированных общих и ключевых компетентностей.

А  Вы с утверждением о том, что  педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации согласны? 

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Вот здесь все здорово написано
ЛИЦЕЙ ВШЭ ОТРАБОТАЛ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ 10-11-Х КЛАССОВ
http://rg.ru/2014/12/18/highschool-site.html

Корабленко Надежда Сергеевна

На мой взгляд, модернизацию нужно начать с уменьшения количества учащихся. Очень трудно выслушать всех желающих (а когда задание интересное и требующее творческого подхода ответить хотят практически все), когда в классе 28-30 человек, и при этом дать ещё новый материал. Мои ученики расстраиваются и обижаются, если мы не можем выслушать каждого, или оцениваем работу без презентации.

Леонов Сергей Васильевич

Вопросы модернизации школы занимают головы людей не одно тысячелетие. Школа всегда нуждалась, нуждается и будет нуждаться в изменениях. А что касается педагогической деятельности, то нужно посмотреть на этот феномен с различных сторон. На данный момент её нет или существует фрагментарно. Во-первых громадное количество бумаг тормозит её развитие, во-вторых в голове не укладывается как можно пересадить сердце лягушки "болонской системы" медведю и зачем вообще всё это делать...

Леонов Сергей Васильевич

Возникает вопрос, что мы получим на выходе? У министра образования всё хорошо... В действительности всё наоборот! Не хочу перечислять все негативные моменты, но как можно модернизацию проводить, когда не хватает денег...Не хватает учителей...Не хватает на достойную зарплату тем, кто остался...Не хватает на питание детей...Не хватает на современное оборудование и инвентарь...Не хватает на ремонт...Не хватает на хозяйственные нужды...

Овсянникова Людмила Александровна

Нужно дать возможность учителю больше времени проводить с учениками, а не писать горы бумаг. программ и многого другого, иногда никак не влияющего на сам процесс обучения.А у нас иногда ученик мешает процессу "обучения", как бы отвлекает от писанины.

Леонов Сергей Васильевич

Реформа образования ориентируется в настоящее время на устаревшие зарубежные образцы, игнорирует традиции отечественного образования, роль личности учителя и преподавателя в российском обществе.
Надо без сожалений оставить всё то, что не согласуется с перспективами развития России в новом веке, то, что препятствует сохранению её суверенитета в политической, экономической и культурной сферах. Наши школы и вузы должны сохранить свои педагогические и научные традиции, свою моральную ответственность перед обществом.

Постнова Наталья Александровна

Как вы правы, коллеги! Модернизация конечно нужна! Нельзя воспитать новое общество, не шагая в ногу со временем. Однако, нельзя забывать и о том, что в центре любой модернизации стоит человек, УЧИТЕЛЬ, а о нем как раз мало кто заботится. Спрашивать с нас стали в десятки раз больше. Но ведь "на пальцах" всего не объяснишь!!! О каких современных компетенциях можно говорить, если мы пытаемся развить инновации в плохоотапливаемых, необорудованных школах, получая при этом нищенскую зарплату!

Леонов Сергей Васильевич

Повлияет ли налаженный контроль над тестами на знания школьников, которые в советское время не подвергались сомнениям? Попробуем разобраться в этой проблеме.
Российское самопознание.
Статья №7 "Закона об образовании" предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми предыдущая система образования отказывается от традиционного формата обучения "в виде знаний, умений и навыков". Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т. д. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию. Вместо того, чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные образовательные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря к двойкам.
В частности в нормативах сказано - " не достижение этих требований не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования". Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.
"Безусловно, ныняшняя система школьного образования нуждается в реформировании. Мы не видим, к сожалению открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло много времени с 1992 года, который разумно взять за точку отсчёта. Приходится констатировать резкое ухудшение качества знаний современных детей".
В чём же причина такого положения вещей?
- Здесь логично вспомнить предысторию, чтобы оценить уровень проблемы. До Великой буржуазной революции во Франции имелись религиозные школы, выпускниками которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова.
Способ обучения имел университетскую основу. После же буржуазной революции некоторых детей стали учить по той же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаичное представление о мире. Эта же проблема остро встала в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на "два коридора" - на элиту и на массу.
Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объединённый общей культурой. О начале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен и это конечно огромный минус.
Советский Союз был первой страной, который ввёл эту систему, где стали учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причём, проявилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учёбу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Помогая товарищу, начинаешь по - настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих учёных и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь так же разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность.
Тинейджеры по-итальянски.
Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которых звучит так: "хочешь учиться - учись!". Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников. У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинейджеров. Доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким отметила, что две трети молодых девушек в европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России таких уже половина. О том, как "самопознавательная" образовательная система, принятая на западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% 30-летних поляков, итальянцев, греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Об этой проблеме говорит советник директора Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: "Повальная постподростковость-это не персональный выбор итальянцев или японцев, это глубокая деформация, кризис уже в запущенной стадии".
Чистописание: кара или необходимость?
Западный подход в корне противоречит этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской системой от царской начальной школы. "В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека - поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. - Маршал Маклюэн (выдающийся теоретик ХХ века в области культуры и коммуникаций), а в след за ним другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера её медиальной передачи. Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью".
Социальные сети вместо учебников.
"Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей пршедших советскую школу и тех, кто учится сейчас, - констатировал Константин Богданов. - В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы. Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры. Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас - в эпоху интернета.

Леонов Сергей Васильевич

Дистанционное обучение опасно для психического и физического здоровья детей, поэтому школьников необходимо защитить от этой формы обучения. С такими словами обратился . С такими словами обратился в Генпрокуратуру и ФСБ президент президент «Лиги пациентов», эксперт РАН, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский в открытом письме, опубликованном на личной странице в соцети Facebook.

Он привел в своем обращении данные исследования, проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Исследование было проведено с 27 апреля по 26 мая 2020 года и называлось «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19».

Согласно результатам исследования, у 80% учеников в результате изоляции и дистанционной формы обучения обнаружены неблагополучные психические реакции. Только 13,4% детей смогли адаптироваться к дистанту без вредных последствий для здоровья.

Дистанционка смогла нанести разрушительный удар по здоровью школьников только за 2 месяца самоизоляции. Но если вред будет значительно больше, если сейчас детей снова переведут на удаленную форму обучения, уверен эксперт.

«Этот вред был прогнозируем, и эксперты о нем говорили, но, если до момента данного сообщения эта информация могла быть Вам неизвестна, то с момента ее получения Вы предупреждены об ответственности за массовое причинение вреда здоровью детей дистанционной формой обучения!

Причинение вреда здоровью, а также нарушение требований безопасности (в данном случае безопасной является очная форма обучения) является уголовно наказуемым деянием, включая и умышленные составы преступлений (а Вы предупреждены о последствиях), по ст.ст. 111, 112, 115, 118, 237, 238, 285, 286, 293 УК РФ. Напоминаю также, что сокрытие факторов, угрожающих здоровью населения, также является нарушением не только ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, но и уголовным преступлением согласно ст.237 УК РФ», - заявил Александр Саверский .

Он выразил сомнения в том, что есть серьезная необходимость изолировать детей из-за вспышек ОРВИ. Обычная форма карантина вполне способна справиться и с распространением коронавируса, как вида ОРВИ, считает эксперт.

«Прошу официально донести информацию об опасности дистанционной формы обучения до руководителей образовательных учреждений и широкого круга граждан во благо здоровья детей, и прекратить в школах эту форму обучения», - заявил эксперт РАН.