Главные вкладки

    "Куда как чуден создан свет!" (11 кл, 15 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И.М.)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Для 11 классов разработан экспериментариум по волновым свойствам света

    Но обучающимся с помощью стендовых вопросов предлагалось самим догадаться о теме занятий

    Мало кто мог ответить на все эти вопросы в начале экспериментариума, но зато к его завершению все 11-классники знали правильные ответы:

    1. Группа F64 – неформальное объединение калифорнийских фотографов, общей для которых была принципиальная установка на получение абсолютно резких, чётко детализированных фотографий. В качестве названия — F/64 — было использовано крайнее на тот момент значение диафрагмы (её-то они и любили закручивать), позволяющее сделать максимально чёткий фокусный кадр. Основано в 1932 году в Сан-Франциско. Группа просуществовала три года и распалась в 1935 году.

    2. Врагом резкости является дифракция света на краях очень закрытой и сильно открытой диафрагмы.

    3. Хроматические и геометрические аберрации из-за проявления волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация). «Лечение» - настройка техники, подбор нужного ракурса, использование фильтров и др.

    Обсудив вопросы вводной части и определившись с темой занятия обучающиеся получали индивидуальные оценочные листы, вносили в них данные о себе и заполняли целеполагательный блок "Мои ожидания"

    После подробных разъяснений от учителя о предстоящей работе, количестве и способах получения отметок начиналось изучение волновых свойств света, которое происходило сразу на практике при:

    • наблюдении дисперсии света;
    • работе со светофильтрами и поляризаторами;
    • наблюдении интерференции монохромного света на тонкой нити и двух щелях;
    • наблюдении дифракции света;
    • измерении длины световой волны и расстояния между щелями.

    Также у групп, на которые делился каждый класс, были задания:

    • на составление цитат (из отдельных премешанных фрагментов) и определение свойств света, о которых идёт речь:
      • «Прозрачные вещества, такие, как стекло, вода, воздух и пр., если их сделать очень тонкими выдуванием в пузыри или изготовляя иным способом в виде пластинок, обнаруживают различные цвета соответственно их различной тонкости, хотя при больших толщинах они кажутся очень ясными и бесцветными» (И. Ньютон)
      • «Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Да и как это может быть, чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей?» (И. Гёте)
      • «Вот бесспорно самая странная из гипотез! Кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак?» (Д.Ф. Араго)
      • «Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы» (Марк Твен)
    • проявление, применение и роль света

    В конце занятия обучающиеся заполняют рефлексивный блок "Мои результаты", выставляют само- и взаимооценки, получают рекомендации по выполнению дополнительных работ - публикаций в нашей vk-группе ФизArt

    Один раз нас посетили ребята 9 класса при выполнении задания в рамках СОМа. Они создали пост и видеообзор нашего занятия (можно пройти по ссылкам-скриншотам)

    В одном нашем занятии смог принять участие профессиональный фотограф, продемонстрировавший артековцам "оптические болезни" и способы их "лечения". У ребят была возможность на практике создавать и устранять хроматические и геометрические аберрации

    Ниже представлены облака слов из ответов участников всех экспериментариумов по физике 7-11 кл, но в них можно увидеть ответы, относящиеся к нашему занятию:

    Облако 1 о том, что узнали/вспомнили

    Облако 2 - чему научились и что закрепили

    Облако 3 - что понравилось выполнять, и как часто это происходит в своей школе

    Облако 4 - что такое экспериментариум

    Больше фото смотрите ЗДЕСЬ

     


    Добавить запись в Гостевуюmail

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2018-15_tk_fizika_11_kl.docx268.34 КБ
    PDF icon 2018-15_tk_fizika_11_kl_razdatka.pdf791.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГЛАСОВАНО 

    Руководитель МО

    _______________________

    _______________________

    «____»_________201_ г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора школы по УР_______________________

     ____________________________

    «____»____________201_ г.

    Технологическая карта учебного занятия
    в формате экспериментариума

    Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

    Номер и тематика смены

    15 смена 2018 г. («ArtekNewYear.ru»)

    Название (тема) занятия

    «Куда как чуден создан свет!»

    Класс

    11 класс

    Предметные области

    Физика, химия, литература, искусство, биология, география

    Разработчик(и) занятия

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

    Цель занятия

    Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по волновым свойствам света

    Задачи занятия

    1. Помогать обучающимся понимать смысл следующих физических терминов: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация.
    2. Предоставлять обучающимся возможность экспериментальным путём наблюдать и исследовать свойства света.
    3. Способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к науке и научным исследованиям, пониманию их общественно важных функций (на примере произведений Ж. Верна).
    4. Формировать у обучающихся понимание проблемы как одного из важнейших способов познания мира, а также умение находить нестандартные подходы к решению различных задач (на примере произведений Ж. Верна).
    5. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (на примере произведений Ж. Верна).
    6. Воспитывать обучающихся, как личностей с активной жизненной позицией, и формировать у них представления о познаваемости окружающего мира

    Краткое описание занятия (аннотация)

    • Что любили закручивать в «Группе F/64»?
    • Назовите врага резкости.
    • Перечислите оптические «болезни», которые могут испортить новогодние фото, и как их можно «подлечить»?

    В ходе экспериментариума обучающиеся открывают для себя такие особенности света, как дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация. Анализируется роль света в литературе, искусстве и в мире природы. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности

    Дидактические единицы (единицы содержания)

    • Физика: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света.
    • Химия: свечение химических элементов.
    • Литература: световые явления в литературных произведениях.
    • Искусство: волновые свойства света в фотографии.
    • Биология: роль света в жизни растений и животных.
    • География: оптические явления в разных уголках нашей планеты (северное сияние, миражи, радуги и др.)

    Объем и распределение учебного времени занятий в составе экспериментариума

    Структурные блоки экспериментариума

    Реализаторы/

    количество академических часов

    Учитель

    Педагог дополнительного образования

    Педагогический

    работник

    лагеря

    Блок общего образования

    2

    0

    0

    Блок дополнительного образования

    0

    0

    0

    Блок ОД в лагере

    0

    0

    0

    Сумма

    2

    0

    0


    Раздел 2. Информация о рабочей группе

    Состав рабочей группы

    Направления деятельности (задачи)

    Учитель-разработчик

    (физика)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов.

    Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

    Заместитель директора школы по координации образовательных программ

    Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение занятия и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике

    Заместитель директора школы по учебной работе

    Консультирование разработчика занятия по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике, анализ проведённого занятия

    Специалист по фотографии (Редакция печатных и электронных СМИ)

    Проведение занятия по учёту волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация) в фотографии


    Раздел 3. Блок общего образования

    ЗАНЯТИЕ 1

    Общая информация

    Реализатор(ы)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

    Тема занятия в рамках экспериментариума

    «Куда как чуден создан свет!»

    Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

    2

    Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

    Темы занятий (по КТП)

    Кол-во часов (по КТП)

    Дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света

    1

    Дифракция света. Дифракционная решетка Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

    1

    Поперечность световых волн. Поляризация света

    1

    Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)»

    1

    Педагогические и образовательные технологии

    • Сетевое образовательное взаимодействие;
    • занятие вне классной комнаты

    Используемые площадки проведения

    • Школа;
    • территория возле школы

    Тематические партнёры

    -

    Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

    и формы контроля результатов

    1.

    Продукты, созданные обучающимися

    • публикации в vk-группе, демонстрирующие проявление волновых свойств света в «Артеке» и/или в произведении/экранизации книги смены;
    • заполненный рабочий лист

    2.

    Эффекты занятия

    Предметные результаты:

    • владение обучающимися физическими понятиями: волновые свойства света, дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света, длина волны, скорость света, показатель преломления;
    • сформированность представлений о причинах проявления волновых свойств света; о вкладе российских и зарубежных ученых, философов, оказавших наибольшее влияние на развитие волновой оптики;
    • владение умениями: наблюдать и описывать явления дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; измерять длину световой волны; оценивать информационную ёмкость компакт-диска (CD);
    • владение основными методами научного познания.

    Метапредметные результаты:

    • определение нескольких путей достижения поставленной цели;
    • критическая оценка и интерпретация с разных позиций информации, содержащейся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
    • выход за рамки учебного предмета и осуществление целенаправленного поиска возможности широкого переноса средств и способов действия;
    • перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности;
    • умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.

    Личностные результаты:

    • умение управлять своей познавательной деятельностью;
    • осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
    • понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование

    Формы контроля результатов

    Критерии оценки результатов

    1. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
    • количество правильных ответов;
    • правильность проведения исследований;
    • верность сформулированных выводов
    1. проверка творческих и дополнительных работ обучающихся (публикации в vk-группе по волновым свойствам света)
    • соответствие работы тематике;
    • глубина раскрытия предметного содержания темы;
    • отсутствие ошибок в предметном содержании
    1. проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии
    • правильность ответа на содержательный вопрос;
    • верность описания действий



    Модель занятия

    Этапы занятия

    Примерное время

    Форма реализации

    Место проведения

    1. Оргмомент

    5 минут

    Знакомство.

    Проверка присутствия обучающихся.

    Инструктаж по ПТБ:

    № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

    № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

    № 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события

    Кабинет физики

    1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

    5 минут

    Рассуждение обучающихся над вопросами:

    • Что любили закручивать в «Группе F/64»?
    • Назовите врага резкости.
    • Перечислите оптические «болезни», которые могут испортить новогодние фото, и как их можно «подлечить»?

    Обсуждая предложенные вопросы, артековцы определяют объём неизвестной им информации

    Кабинет физики

    1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

    5 минут

    Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме.

    Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу и критерии оценивания.

    Дети узнают о возможности выполнения дополнительной оцениваемой работы в виде vk-публикации по проявлению волновых свойств света.

    Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по волновой оптике)

    Кабинет физики

    1. Изучение нового материала

    30 минут

    Практическая работа в группах:

    • деление обучающихся на рабочие группы с помощью цветных карточек, из которых нужно составить цитату о свете;
    • лабораторная работа «Измерение длины световой волны»;
    • лабораторная работа «Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)»

    Обучающиеся заполняют оценочный лист до окончания первой половины занятия (до звонка на перемену).

    Группы, быстро справившиеся с этой частью, изготавливают диск Ньютона (Максвелла) или работают с дополнительным материалом (волновые свойства света в химии, литературе, искусстве, биологии, географии; история развития волновой теории света – вклад учёных)

    Кабинет физики

    1. Усвоение и закрепление нового материала

    25 минут

    Фронтальное обобщение результатов работы групп

    Практическая работа с фотографом по учёту волновых свойств света в фотографии или экспериментальная работа в группах по наблюдению:

    • дисперсии;
    • интерференции;
    • дифракции;
    • поляризации

    Кабинет физики / территория около школы

    10 минут

    Группы, успевшие изучить дополнительный материал, делятся этой информацией таким образом, чтобы все остальные догадались о чём/ком идёт речь

    Кабинет физики

    1. Подведение итогов

    5 минут

    В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия, сравниваются выводы по итогам лабораторной работы

    1. Рефлексия

    3 минуты

    Обучающиеся выполняют задание № 1 в оценочных листах в блоке «Мои результаты»

    Кабинет физики

    1. Оценивание

    2 минуты

    Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке



    Информация о сопровождении и обеспечении
    блока общего образования в рамках экспериментариума

    Перечень необходимого
    с указанием требований

    Назначение

    Количество

    1. Транспортное обеспечение

    1. -

    -

    -

    -

    2. Материальное сопровождение

    Таблицы по волновой оптике

    Изучение и усвоение нового материала

    1 комплект

    Оборудование для наблюдения волновых свойств света

    Проведение экспериментов

    6 наборов

    Бумага А4 белая офисная

    Раздаточный материал

    1 уп.

    Бумага А4 цветная офисная

    Раздаточный материал

    1 уп.

    Скотч широкий

    Для изготовления карточек

    1 шт.

    Маркеры с губкой для маркерных досок

    Работа у доски

    2 уп.

    Конверты

    Для распределения заданий

    12 шт.

    Планшеты с зажимом

    Для работы вне кабинета

    30 шт.

    Ручки шариковые (синие)

    Для заполнения рабочих листов

    30 шт.

    Ручка шариковая (чёрная)

    Для заполнения документации

    1 шт.

    Ручка шариковая (красная)

    Для проверки работ

    1 шт.

    Папка с кнопкой (конверт)

    Для хранения материалов смены

    2 шт.

    Скрепки

    Для карточек

    1 уп.

    Кнопки для пробковой доски

    Для оформления стенда

    1 уп.

    Биндеры

    Для разделения работ по классам

    12 шт.

    Картон А4

    Для творческой работы

    1 уп.

    Цветная бумага

    Для творческой работы

    3 уп.

    Клей

    Для творческой работы

    6 шт.

    Ножницы

    Для творческой работы

    6 шт.

    3. Информационно-техническое сопровождение

    Ноутбуки с установленной программой цифровой лаборатории по физике

    Проведение экспериментов

    6 шт.

    4. Прочее обеспечение

    -

    -

    -


    Приложения к технологической карте

    Приложение 1

    Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы


    https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

     Мои ожидания

    1. Я узнаю (что? им.сущ.)________

    ____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    1. Я вспомню (что? им.сущ.) ____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    1. Я научусь (чему? гл.) _________

    ____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    1. Я закреплю (что? гл.) _________

    ____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    1. Где учитываются волновые свойства света?_______________

    ____________________________

    ____________________________

    для чего?____________________

    ____________________________

    ____________________________

    кем?________________________

    ____________________________

    ____________________________

    1. Знания о волновых свойствах света я смогу использовать для ____________________________

    ____________________________

    Отметки

    Само

    Взаимо

    Мои результаты

    1. Обведите в левой колонке

    оправдавшиеся ожидания

    1. Что на занятиях стало для Вас

    необычным, неожиданным, удивив Вас?____________________________

    1. Опишите «оптические болезни» в

    фотографии с указанием способов их «лечения»_______________________

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________________________________________

    1. Что любили закручивать в «Группе

    F/64»? Для чего? _________________

    ________________________________

    1. Назовите врага резкости

    ________________________________

    1. Опубликуйте в нашей vk-группе

    примеры проявления волновых свойств света в «Артеке» и в «Щ и МК». Предложите свои идеи по использованию изученных свойств света в жизни артековца, отряда, лагеря и т.д.

    1. ВНИМАНИЕ!!! В конце всех

    наших занятий пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-кодуhttp://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fforms%2Fd%2Fe%2F1FAIpQLSdkGqCTbBhLtVr6FWiucofS0VDe8pKg1f0EJO50p_FTKLJQew%2FformResponse&4&0

                            

    https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

                                         http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fvk.com%2Fclub168681890&4&0

    Участник(ца) экспериментариума по физике

    Фамилия, имя, регион __________________________________________

    Класс, лагерь, отряд: ______________________________________________

    Поток I или II, смена 1 или 2

    http://www.sciencefocus.com/sites/default/files/styles/large_auto_height_landscape/public/GettyImages-175622118.jpg?itok=Hb35yQGB

    E:\2018-2019\ТК\Физика. 2018. Смена 15\1220.jpg

                    

    https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

    Чудовищная прозрачность

    О чистоте цвета

    Соберите из отдельных фрагментов некое высказывание и прокомментируйте его содержание, опираясь на известные вам факты:

    «_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________»

    (____________________________)

    Чудеса света со всего света

    Приведите примеры проявления волновых свойств света

    Что?

    Где?

    Почему?

    В «Артеке»

    В Крыму

    В мире

    В «Щ и МК»

    «Да будет свет!» - сказал искусствовед

    Опишите роль света и способы использования/устранения его волновых проявлений

    Фотография

    Флора        

    Фауна

    Атмосфера

    Химия

    Литература

    География

    Цвета

    Описание

    Примеры

    Хроматические

    Ахроматические

    Основные

    Составные

    Исследование 2. Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)

    Оборудование

    Измерения, вычисления

    Вывод

    Четыре «ИЯ»https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

    Наблюдение 1. Дисперсия света

    Наблюдайте дисперсию света с помощью стеклянной призмы и запишите ответы на вопросы из инструкции к данной работе

    1. ____________________________________________________________________

    2. ____________________________________________________________________

    3. ____________________________________________________________________

    Исследование 3. Светофильтры

    Посмотрите на предложенные вам предметы через различные светофильтры. Какого цвета предмет вы при этом видите? Заполните таблицу

    Цвет предмета

    Цвет светофильтра

    Вывод о пропускании света разного цвета светофильтрами:___________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Наблюдение 2. Поляризация

    Где и для чего применяются поляроиды?___________________________________

    ______________________________________________________________________

    Наблюдение 3. Интерференция на тонкой нити

    Перечислите, на чём и в виде чего можно наблюдать интерференционную картину:

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Наблюдение 4. Дифракция

    Перечислите, на чём и в виде чего можно наблюдать дифракционную картинку:

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Исследование 1. Измерение длины световой волны и изучение интерференции лазерного излучения на двух щелях

    Измеряемые величины

    Лазерное излучение

    Края спектра

    Красный

    Фиолетовый

    Расст. между 0 и 1 дифр.макс.: x1, мм

    Расст. от дифр.реш. до экр.: L1, мм

    Период дифракц.решётки: d1, мм

    Длина волны лазера: λ1 ≈ x1d1/L1, мм

    Расст. между 0 и 1 интер.макс.: x2, мм

    Расст. от щелей до экр.: L2, мм

    Расст. между щелями: d2 ≈ (λ1L2)/x2, мм

    Расстояние от края спектра до центра экрана: x3, мм

    Длина световой волны: λ ≈ x3d1/L1, мм

    Вывод о спектральных границах чувствительности глаза:_____________________

    ______________________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com