"Куда как чуден создан свет!" (11 кл, 15 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И.М.)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Для 11 классов разработан экспериментариум по волновым свойствам света

Но обучающимся с помощью стендовых вопросов предлагалось самим догадаться о теме занятий

Мало кто мог ответить на все эти вопросы в начале экспериментариума, но зато к его завершению все 11-классники знали правильные ответы:

  1. Группа F64 – неформальное объединение калифорнийских фотографов, общей для которых была принципиальная установка на получение абсолютно резких, чётко детализированных фотографий. В качестве названия — F/64 — было использовано крайнее на тот момент значение диафрагмы (её-то они и любили закручивать), позволяющее сделать максимально чёткий фокусный кадр. Основано в 1932 году в Сан-Франциско. Группа просуществовала три года и распалась в 1935 году.

  2. Врагом резкости является дифракция света на краях очень закрытой и сильно открытой диафрагмы.

  3. Хроматические и геометрические аберрации из-за проявления волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация). «Лечение» - настройка техники, подбор нужного ракурса, использование фильтров и др.

Обсудив вопросы вводной части и определившись с темой занятия обучающиеся получали индивидуальные оценочные листы, вносили в них данные о себе и заполняли целеполагательный блок "Мои ожидания"

После подробных разъяснений от учителя о предстоящей работе, количестве и способах получения отметок начиналось изучение волновых свойств света, которое происходило сразу на практике при:

  • наблюдении дисперсии света;
  • работе со светофильтрами и поляризаторами;
  • наблюдении интерференции монохромного света на тонкой нити и двух щелях;
  • наблюдении дифракции света;
  • измерении длины световой волны и расстояния между щелями.

Также у групп, на которые делился каждый класс, были задания:

  • на составление цитат (из отдельных премешанных фрагментов) и определение свойств света, о которых идёт речь:
    • «Прозрачные вещества, такие, как стекло, вода, воздух и пр., если их сделать очень тонкими выдуванием в пузыри или изготовляя иным способом в виде пластинок, обнаруживают различные цвета соответственно их различной тонкости, хотя при больших толщинах они кажутся очень ясными и бесцветными» (И. Ньютон)
    • «Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Да и как это может быть, чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей?» (И. Гёте)
    • «Вот бесспорно самая странная из гипотез! Кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак?» (Д.Ф. Араго)
    • «Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы» (Марк Твен)
  • проявление, применение и роль света

В конце занятия обучающиеся заполняют рефлексивный блок "Мои результаты", выставляют само- и взаимооценки, получают рекомендации по выполнению дополнительных работ - публикаций в нашей vk-группе ФизArt

Один раз нас посетили ребята 9 класса при выполнении задания в рамках СОМа. Они создали пост и видеообзор нашего занятия (можно пройти по ссылкам-скриншотам)

В одном нашем занятии смог принять участие профессиональный фотограф, продемонстрировавший артековцам "оптические болезни" и способы их "лечения". У ребят была возможность на практике создавать и устранять хроматические и геометрические аберрации

Ниже представлены облака слов из ответов участников всех экспериментариумов по физике 7-11 кл, но в них можно увидеть ответы, относящиеся к нашему занятию:

Облако 1 о том, что узнали/вспомнили

Облако 2 - чему научились и что закрепили

Облако 3 - что понравилось выполнять, и как часто это происходит в своей школе

Облако 4 - что такое экспериментариум

Больше фото смотрите ЗДЕСЬ