Хоробрых Ирина Борисовна

сайт педагога-психолога, учителя-логопеда

Во имя ребенка

Профессия: Педагог-психолог, учитель-логопед

Профессиональные интересы: Арт-терапия, вызывание речи у неговорящих детей

Увлечения: Путешествия, цветоводство

Регион: Кировская область

Населенный пункт: пгт. Стрижи, Оричевский район, Кировская обл.

Место работы: муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение Центр развития ребенка - детский сад "Солнышко"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/horobryh-irina-borisovna
"Если не можешь быть дорогой, будь тропинкой. Если не можешь быть солнцем, будь звездой. Выигрываем мы или проигрываем - не важно. Проявляй лучшее, что в тебе есть."
Дуглас Мэллох

Уважаемые друзья! Рада приветствовать Вас на моем мини-сайте!

Дайте детству наиграться,

вдоволь, досыта, не вкратце,

дайте дождиком умыться,

дайте, как цветку напиться.

Душу детскую щадите,

пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель...

Развивая детский разум,

не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите!

О себе

  • Образование высшее педагогическое и психологическое.
  • Общий педагогический стаж 34 года.
  • В данном образовательном учреждении работаю педагогом-психологом с сентября 2000г.
  • Педагог-психолог высшей квалификационной категории.
  • Учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  • Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц"

Мой взгляд на мир

Искусство делать детей счастливыми.

 

…все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери.

 

 

Прекрасный весенний день… Весь город словно наполнен солнечным светом и уютной теплотой, запахами надежды и неуловимого счастья.

Я иду по знакомым улочкам, звонкий стук каблучков необъяснимой радостью отзывается в моей душе... А вот и мой любимый книжный магазинчик! Невольно ускоряю шаг, направляюсь к нему – что там новенького по психологии появилось в моё отсутствие?.. Пробегая взглядом по стройно стоящим стеллажам с многочисленными печатными изданиями, останавливаюсь рядом с полкой детской литературы. От ярких, красочных обложек рябит в глазах. Искусно оформленные детские издания так и просятся мне в руки…

Но тут я замечаю тоненький переплет знакомой каждому школьнику сказки – «Маленький принц» французского писателя-философа Антуана де Сент-Экзюпери. Вспоминаю, как когда-то давно, еще совсем маленькой девочкой, зачитывалась увлекательными путешествиями Маленького принца и с интересом рассматривала затейливые картинки. Окрыленная воспоминаниями из детства, забываю обо всём, оплачиваю свою неожиданную находку и устраиваюсь поудобнее на скамеечке в соседнем цветущем парке…сказка началась!

«…Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека…».

Насколько удивительно точно автор уловил особенности восприятия мира детей, мира моих воспитанников! У детства особая полнота и непосредственность чувств, особый мир, с которым я соприкасаюсь ежедневно, в нем реальность существует бок о бок с фантазией, герои книг оживают, а сказки и истории служат основным способом изучения окружающего.

Основная задача моей работы состоит в сохранении у детей радостно-восторженного отношения ко всему, с чем они знакомятся, в поддержании огромной жажды жизни с постоянным ощущением новизны… Ведь бесконечное множество явлений дети переживают впервые. Нередко они оставляют яркий след в душе ребёнка на всю дальнейшую жизнь.

Добрыми, отзывчивыми, сопереживающими – не рождаются! Эти качества личности закладываются в детстве. Я стараюсь об этом никогда не забывать, и поэтому стремлюсь к тому, чтобы показать детям, как мир прекрасен, что в нём есть место любви и добру, что улыбаться – это приятно себе и другим, реально иметь силу и стойкость, видеть вокруг себя хороших людей, быть нужным другим. Я хочу, чтобы ребенок научился любить себя и сохранил желание любить других, умел задавать себе вопросы и отвечать на них: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь?

Одной из важных задач моей деятельности является помощь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

Через воспитательные мероприятия стараюсь у детей формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения, способность высказывать свое мнение, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Я помогаю детям преодолевать трудности общения.

 

Возвращаюсь к сказке:

- Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,  - сказал Лис.

- Самого главного глазами не увидишь… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Я рада, что работаю с детьми и горжусь этим. Я уверена, что все дети хорошие. И я считаю, что каждый ребенок должен не смутно догадываться о нашей  к нему любви, а видеть, слышать, знать, что мы, педагоги, его любим.

 

И вновь строчки, на которых хочется остановиться:

- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. – Они спят в вагонах или просто сидят и зевают.  Одни только дети прижимаются носами к окнам.

- Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц.

Каждый день я наблюдаю за тем, насколько дети активны. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всем, стремятся проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого я стараюсь создавать условия, стимулировать участие.

Нередко ловлю себя на остром ощущении того, что мои воспитанники переживают информационную ненасыщенность. Огромная жажда детского познания порой не удовлетворяется в той мере, как хотелось бы. Век компьютерных игр, к сожалению, делает свое «чёрное» дело. Поэтому стараюсь быть для детей источником знаний. 

 

Перелистываю еще несколько страниц:

«… Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем не всё равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя: жива та роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел?.. И вы увидите: всё станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймёт, как это важно!»

       Я точно знаю, чтобы воспитать творческую личность, нужно, прежде всего, измениться самим взрослым. Они выглядят слишком скованными и серьезными, не умеют играть, фантазировать вместе с ребенком, шалить и веселиться, боясь нарушить “правила взрослого поведения”. А ведь творчество, игра, фантазия — это прекрасные психотерапевтические средства, которые дадут, кроме всего прочего, возможность отдохнуть, снять напряжение, повысить эмоциональный тонус.

 

И снова я погружаюсь в сказку:

       - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

- Потому что я отдавал ей все свои дни… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

- Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить

Маленький человек смотрит на меня доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, сказочный мир в котором он непременно принц или маленькая принцесса. Я каждый день стараюсь не обмануть его ожиданий и веду его по дороге добра и радости, сотрудничества и творчества.

Я помню каждого ребенка, с которым соприкасалась, помню его глаза. Я верю, что каждая наша встреча оставляет след в детской душе…

Мои достижения

  • Нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 2007 г.
  • Победитель окружного и районного  этапов конкурса "Учитель года - 2010"
  • Лауреат районного праздника " По труду и честь" "Лучший по профессии - 2010"
  • Медаль "За вклад в развитие образования" героя энциклопедии "Одаренные дети - будущее России", высшая общественная награда Российской Федерации, 2011г.
  • Серебряная медаль за участие во всероссийском конкурсе "Росточек: мир спасут дети", инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, 2011г.
  • Почетная грамота ИРО Кировской области, 2012г.
  • Почетная грамота управления образования Оричевского района, 2013г.
  • Почетный знак Кировской области "Педагогическая слава", 2014г.
  • Лауреат Всероссийского конкурса "Росточек: мир спасут дети" инновационных идей и проектов обучения,  воспитания и развития детей дошкольного возраста, 2015г.

Моё портфолио

В своей деятельности использую разнообразные формы и методы работы с детьми, сотрудниками и родителями (индивидуальные, групповые, подгрупповые).

Формы работы с детьми:

-         Диагностирование (по плану и по запросам родителей и педагогов).

-         Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые).

Формы работы с родителями:

-         Выступления на групповых собраниях.

-         Индивидуальное и семейное консультирование.

-         Анкетирование.

-         Детско-родительская группа «Лесенка понимания».

-         Организация наглядно-просветительской работы по вопросам психологического здоровья детей.

          Формы работы с педагогами:

-         Наблюдения и анализ работы педагогов.

-         Беседы на педсоветах.

-         Семинары, семинары-практикумы.

-         Диагностика личностных и профессиональных качеств педагогов.

-         Индивидуальное и групповое консультирование.

-         Тренинги.

-         Оформление «Странички психолога».

Использование различных программ, рекомендаций, форм и методов психологического воздействия  позволяет мне  сделать свою деятельность  более эффективной, способствует созданию единой системы «психолог – воспитатель – педагог – родитель» и организации профилактической работы в целом. Формируя благоприятную среду для всех воспитанников с помощью данной системы и уделяя внимание детям из «группы риска», я имею возможность учитывать в работе развивающий момент. Это способствует развитию у детей познавательных процессов и навыков психологической компетентности, лучшему пониманию себя, самоконтролю, созданию своего «Я», развитию чувства уверенности в своих силах, что особенно важно, т.к. исключает опасность «выпадения» из поля моей деятельности в целом благополучных детей.    

image                                                                                      ПЕДАГОГ                                                                 РОДИТЕЛЬ

image                                                    Личность

                                                      ребенка

         imageВОСПИТАТЕЛЬ                                                             ПСИХОЛОГ

                                              

          Система «психолог-воспитатель-педагог-родитель».

          Цель деятельности: развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.

          Задачи:

-         Сохранить психическое здоровье детей и обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-         Обеспечить психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска, через организацию сотрудничества с семьей;

-         Создать для детей условия, способствующие развитию чувства уверенности в своих силах, способности к саморегуляции и самоконтролю в своем поведении;

-         Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе, уважительного отношения к каждому воспитаннику;

-         Способствовать развитию профессиональных и личностных качеств каждого педагога.

В своей деятельности руководствуюсь правовыми основами функционирования и развития ДОУ: Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании непрерывного дошкольного и начального образования».

Для меня, как психолога ДОУ, важны следующие положения этих документов: Конституционное право каждого ребенка на охрану жизни и здоровья; получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, адаптивность системы образования к особенностям развития и воспитания дошкольников.

Мое педагогическое кредо заключается в том, чтобы помнить, что психолог – Представитель Ребенка. И это важнее помощи педагогам и важнее административных заданий.

В качестве перспективы психологической службы ДОУ вижу формирование у детей полноценной психологической готовности к обучению в школе, чтобы уровень психического и личностного развития ребенка соответствовал требованиям школы. 

Добавить грамоту в портфолио