Арт-терапия в работе с семьей
статья на тему

Хоробрых Ирина Борисовна

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов образовательных учреждений Оричевского района. Материал из опыта работы по ведению бифокальных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapiya_v_rabote_s_semey.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ – ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ:

ОПЫТ ВЕДЕНИЯ БИФОКАЛЬНЫХ ГРУПП.

Детско-родительские отношения являются важным фактором личностного развития ребенка. Между поведением родителей и детей существует сильная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

 На базе МДОКУ детского сада «Солнышко» с 2005г. проводятся занятия в бифокальной группе «Лесенка понимания».

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком,
  2. улучшение понимания родителями собственного ребенка,
  3. достижение способности к эмпатии,
  4. обучение приемам саморегуляции психического состояния.

Формирование группы происходит на добровольной основе. Посещают группу дети подготовительных групп вместе с родителями (мама или папа). Количественный состав 4 – 6 пар. Цикл программы включает 10 занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Общая структура занятия включает следующие элементы:

  1. ритуал приветствия,
  2. разминка,
  3. основная часть (арт-терапевтическое упражнение, направленное на решение задач занятия),
  4. рефлексия занятия,
  5. ритуал прощания,
  6. и домашнее задание, которое родители выполняют дома с детьми.

Почему именно методы арт-терапии были выбраны для основной части занятий?

  1. Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Наиболее важные мысли и переживания прежде всего проявляются в виде образов.
  2. В процессе изобразительной деятельности легче устанавливаются эмоциональные, доверительные отношения между ребенком и родителем.
  3. Способствует снятию мышечных зажимов.

Одна из арт-терапевтических техник «Прозрачные картинки» (рисование на стекле).

Ребенок и родитель рисуют на одном стекле, поставленном вертикально, но с разных сторон. Задание – поговорить друг с другом при помощи красок.

И у детей, и у взрослых выполнение задания вызывает огромный восторг. Хотя арт-терапия не ставит своей задачей интерпретацию, но любая рисуночная методика несет диагностическую информацию. Даже, не закончив упражнение, у многих родителей происходит озарение по поводу их контакта со своими детьми. Одна мама сказала: «А мы так разговариваем с сыном. Он говорит, а я не слышу. Я думаю о своем». На стекле получилась такая картинка. На одной стороне лето, а с другой – зима. Где сын нарисовал цветок, там мама рисует снежинку.

По отзывам родителей посещающих детско-родительскую группу, они стали лучше понимать своих детей, научились прислушиваться к детям, к их чувствам. И просто увеличилось время пребывания с детьми, когда мама и ребенок принадлежат друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Песочная-терапия–один из методов арт-терапии при работе с эмоциями»

Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Терапия искусством как технология работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Это  арт-терапевтическое упражнение  Вы можете предложить семье с ребенком для установления контакта в семье, сплоченных доверительных отношений и нормализации эмоционального состояния....

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...

«Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе с дошкольниками с ОНР Что же такое Су-Джок-терапия?

В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицин...