Главные вкладки
Егорчикова Клара Медарисовна
Сайт учителя английского языка
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: инновационные технологии как способ получения максимального результата в преподовании английского языка
Увлечения: чтение зарубежной литературы
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: с. Лямбирь
Место работы: МОУ "Лямбирская СОШ №1"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kegorchikova-Учитель-это не профессия. -А что же? -Разновидность нищеты.
Современные ученики предъявляют большие требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, информированность, прогрессивность взглядов и идей, способность вести интересные уроки, создать ситуацию успеха для учащихся. Мой современный учитель должен любить свою работу и детей. Без этого никак. Нельзя быть учителем без таких качеств, как отзывчивость, неравнодушие к чужой жизни, справедливость.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.
Иногда задумываюсь: что в своей жизни сделала не так? Почему заманчиво мерцающие витрины магазинов не для меня? Путешествия, машины, дом и все остальные материальные блага мира – не для меня... Отдать – всё, получить – ничего. Это главная черта имиджа учителя. Профессия учителя непрестижна, талантливая молодёжь не поступает в педагогические вузы. «Придут честолюбивые дублёры, дай Бог им лучше нашего сыграть!» - поётся в песне. А кто придёт в школу?
Что нас ждёт в будущем?
О себе
«Между знаниями о языке и
владением им
нет никакой связи…
Владение языком – это не вопрос знания…
Владение языком – это вопрос практики
В языке навык – всё, а знание – ничто»
Л Блумфилд
Я, Егорчикова Клара Медарисовна, работаю учителем английского языка в МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1» с 1986 года.
Методическая тема, над которой я работаю – «Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии развития критического мышления ».
Учебники, по которым работаю:
- «Happy English. ru» в 2-4 классах. Кауфман К. И.
- «Happy English. ru» в 5-9 классах. Кауфман К. И.
- «Happy English. ru» 10- 11 классы. Кауфман К. И.
На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения системы обучения иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Предмет «иностранный язык» наконец занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
Основной стратегией обучения провозглашен личностно–ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий, а также использования возможностей национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана.
Вследствие вышесказанного передо мной, как перед учителем иностранного языка, стоят следующие задачи:
- Более эффективное использование выраженных способностей учащихся младшего школьного возраста к овладению иностранным языком и к речевому развитию в целом;
- Содержание обучения иностранному языку должно быть ориентировано на реальные интересы и потребности современных школьников;
- Достижение выпускниками полной средней школы минимального необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности;
- Усиление деятельностного характера обучения, которое выражается в последовательном овладении учащимися основными видами речевой деятельности на изучаемом языке в устной и письменных формах;
- Усиление роли социокультурных умений и знаний как о странах изучаемого языка, так и о своей стране.
Стараюсь, чтобы вся моя педагогическая деятельность была направлена на решение этих задач.
Мне, как учителю английского языка, приходится постоянно усовершенствовать свои знания, особенно это ощущается при подготовке ребят к сдаче ЕГЭ, а в ближайшем будущем и к т сдаче ГИА, т. к. многие задания превышают требования программы.
Неудовлетворенность результатами обучения английскому языку в школе, потребность в выполнении социального заказа общества стимулировали меня к поискам резервов повышения эффективности обучения английскому языку, к пересмотру некоторых форм работы. Пришлось изучить немало методической литературы, присмотреться к опыту коллег, да и свой опыт работы заставил придерживаться на уроках следующих принципов:
- Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки
в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
- Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне
языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы,
которые порождают мысли, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формировании и формулировании этих мыслей.
- Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог
культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
- Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.
Ежегодно принимаю участие в научно-исследовательской конференции «Первые шаги», в конкурсе «Новое в образовании», делюсь со своим опытом работы, разрабатывая открытые уроки и мастер-классы.
В работе классного руководителя использую демократический стиль общения, стараюсь подключать всех учеников класса к активному участию в обсуждении хода той или иной работы, коллективно-творческого дела. Стараюсь оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого. С родителями сложились доверительные отношения, они являются хорошими помощниками по привитию учащимся навыков культурного поведения, приобщения их к здоровому образу жизни. Вместе с родителями совершаем походы, поездки и экскурсии.
Результатом моей педагогической деятельности считаю достижения моих учеников. Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по предмету «английский язык», поступают в ВУЗы с языковой подготовкой. Практически все обучаются в вузах и колледжах Республики Мордовия и России.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Классическая русская литература и классическая зарубежная литература, хотя с удовольствием могу почитать и хороший детектив, и книги в стиле фэнтези.
Мой взгляд на мир
Современная Россия и мир в целом стремительно меняются на наших глазах. Благодаря развитию науки и техники исчезают понятия времени и пространства. Сейчас мы можем общаться с людьми, живущими на другом конце планеты и за считанные часы способны добраться до любой точки мира.
Стираются все границы, мир из замкнутых мирков отдельных государств, превращается в единый взаимосвязанный организм. Мы входим в эпоху глобализации. Поэтому настоящее, не говоря уже о будущем обществе, требует от нас знания иностранных языков.
Хорошо, если для вас английский – второй язык, который давно стал родным. Плохо, если элементарные этикетки на одежде вы не понимаете, а угадываете. Что дает хорошее знание языка современному молодому и не очень молодому человеку? Общение и разностороннее развитие.
Свобода передвижения! Попробуйте путешествовать автостопом по чужой стране, не умея элементарно выражать свои мысли. Страшная картина? Да. Только с русскоязычным гидом, только в проверенных местах, только по тем дорожкам, по которым ходили тысячи наших соотечественников. Унылое путешествие за новыми знаниями и впечатлениями…
Моё кредо: Beyond the limits of your language! Что такое любовь...? это Жизнь!...Что такое любовь к иностранным языкам...? Это Жизнь в других мирах... Что значит для меня преподавание...? Возможность каждый день делиться этим миром с другими...! Это образ жизни, это момент творчества! Через язык тянется нить взаимопонимания! Когда весь Мир
говорит - вы знаете, что ответить, а всё остальное - компромисс!
Мои достижения
Образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1984г.
Должность: учитель английского языка.
Педагогический стаж: 29 лет.
Квалификационная категория: высшая, 2011г.
Награды:
-Почетная грамота министерства народного образования РФ, Республиканский Комитет профсоюза работников народного образования и науки РСФСР.
- "Отличник народного просвещения"
-Почетная грамота Государственного Собрания Республики Мордовия.
Моё портфолио
«Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии развития критического мышления».
Педагогическая идея Егорчиковой Клары Медарисовны,
учителя английского языка МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.
Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Критическое мышление необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки.
Сравнивая информацию из разных источников, человек с развитым критическим мышлением легко находит ошибки и несоответствия, а сделанные им выводы основывает на фактах. Вместе с тем он открыт для новых идей, сопоставив противоположные точки зрения, он выстраивает вспомогательные системы рассуждений и на этом основании вырабатывает свою позицию. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определенной учебной среды, в частности на уроках иностранного языка.
Таким образом, актуальность и перспективность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в выпускнике с развитым критическим мышлением и отсутствием комплексной методики развития критического мышления на уроках иностранного языка.
- Характеристика технологии развития критического мышления.
Каким бы сложным это не показалось, но нужно изменять общий подход к преподаванию предмета, а чтобы дети с интересом приняли новый материал, необходимо менять методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии. Наиболее эффективной, по моему мнению, является технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом.
Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Эффективность образовательной технологии маловероятна при отсутствии педагогической техники и взаимодействия учителя и ученика, проявляющегося в предъявлении и принятии учебных задач и заданий. Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приёмами. Именно поэтому мной был сделан выбор в пользу стратегии обучения английскому языку с использованием технологии критического мышления.
Как совместить авторскую концепцию УМК с педагогической инновацией? Как сделать так, чтобы замысел авторов учебника не стал “подводным рифом” для творческого “корабля” учителя, а учитель, в свою очередь, не нарушил строение учебника? К нашему учительскому счастью, авторы современных УМК все больше внимания уделяют технологии развития критического мышления, методам работы с информационным и художественным текстом. В качестве удачных примеров можно привести УМК для старшей школы English авторы В.П.Кузовлев и др., учебники для среднего звена УМК Happy English.ru, авторы К. Кауфман и М. Кауфман, Enjoy English авторы М. Биболетова и др.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идея технологии критического мышления звучат следующим образом:
- Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
- Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
- Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
- Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» (А. В. Федоров).
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии критического мышления.
Основы технологии критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия – вызов (побуждение); когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), при которых наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии также используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы и др.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия (синквейна), кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий, хотелось бы на своих примерах показать, как я применяю их на уроках.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
- Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности технологии развития критического мышления.
Существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:
- учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
- ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
- должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
- в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
- учитель должен верить в способности каждого ученика.
Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Можно отметить следующие преимущества технологии развития критического мышления:
- у учеников повышается интерес к самому процессу обучения;
- появляется возможность для учащихся добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его;
- в конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен материал.
В этой технологии мне импонирует многое: во-первых, дети учатся думать, выражать свое мнение; во-вторых, ученики сами добывают знания, пропуская их через собственный опыт; в-третьих, ее методы учат демократическим отношениям, поощряют активное участие учеников в учебном процессе, позволяют поверить в себя, относиться с уважением к мнению других. У ребят повышается интерес к учёбе, изменяется мотивация обучения и, как следствие этого, учащиеся больше времени уделяют добыванию дополнительной информации, интересной для них.
Есть замечательное изречение Сократа: “Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь”. На мой взгляд, технология развития критического мышления помогает достичь поставленной перед нами обществом цели, способствует реализации данного изречения.
Работа в режиме развития критического мышления, которую я провожу уже в течение трех лет, дала положительный эффект. Возрос уровень знаний, умений учащихся по моему предмету.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. - Святой Августин
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты