Методический доклад с практическим показом "Работа с метрономом". Автор: Мамыко Виктория Михайловна, преподаватель класса фортепиано, 2020 г.

Мамыко Виктория Михайловна

В работе изложен разносторонний материал о работе с метрономо. Рассматриваются причины неритмичной игры учеников, предлагается комплекс упражнений для развития метро-ритма, темпо-ритма и музыкально-художественного ритма с использованием метронома. Так же изложена часть из статьи В. Макарова "Регина Самойловна Горовиц - педагог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 555metronom.doc960 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Методический доклад с практическим показом.

Тема: «Работа с метрономом»

Автор: Мамыко В.М., преподаватель класса фортепиано

Сентябрь 2020 г.

Содержание:

  1. Метроно́м и его разновидности и применение……………………………………………………………………………
  2. Музыкальный ритм и причины неритмичной игры…………………………………………………………………………………….
  3. Комплекс упражнений

Метро-ритм…………………………………………………………………………….

            Темпо-ритм………………………………………………………………………….....

            Музыкально-художественный ритм………………………………………………

            Дополнительные упражнения (дирижирование и игра в   ансамбле)………...

            Игра гамм и инструктивного материала под метроном………………………...

  1.  Регина Самойловна Горовиц о работе с метрономом (из статьи В.Макарова «Регина Самойловна Горовиц – педагог»)………………………………………….
  2. Заключение……………………………………………………………………………..
  3. Список литературы…………………………………………………………………....

 

Метроно́м и его разновидности и применение.

   Техническим средством, являющимся бесспорным помощников в обучении для достижения ровности звучания  является метроном.

«Метроном –  аппарат для нарезания ровных ломтиков музыки». Н. Перельман.

Метроном (от греч.) – мера, закон. – прибор, который является вспомогательным инструментом для установления точного темпа в музыкальном произведении. "Музыкальные хронометры" появились в конце XVII века. Наиболее удачным стал метроном, созданный в 1810-е гг. венского музыкального мастера И.-Н. Мельцеля.

   Обычно метроном состоит  из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов. Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами. Так же существует Интернет-программа «Метроном», которая удобна в домашней работе учащихся, т.к. экономит финансы и не требует ремонта в случае поломки механизма.

   На шкале метронома указаны обозначения медленных, средних и быстрых темпов, что также может наглядно помочь ученику усвоить соответсвующие темповые обозначения.

    Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента. При- менение его можно найти в следующих произведениях: «Симфоническая поэма для 100 метрономов» Дьёрдя Лигети, Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души» Альфреда Шнитке. Стук этого метронома обыграл Людвиг ван Бетховен во второй части Восьмой симфонии (1812 г.).

   В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой.

    Метроном – одна из важнейших деталей экипировки музыканта. Ведь своевременно внедрив его в свою работу, начиная с первых уроков занятия музыкой, можно достичь наилучших результатов и, при этом, сэкономит массу времени и сил.

Музыкальный ритм и причины неритмичной игры.

       Прежде чем рассмотреть тему о работе с метрономом, нам следует  дать определение понятия «музыкальный ритм» и выявить  причины  неритмичной  игры. А также  остановиться  на приемах  и методах развития чувства музыкального ритма.

        Известно, что музыкально-ритмичская способность или музыкальный ритм является одним из важнейших выразительных  элементов музыкальной речи. 

   Ритм– один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени. Музыкально – ритмическая способность, ощущение музыкального ритма человеком – это основа музыкальности. 

    Проблеме музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в тоже время, как общепризнано – одна из наиболее сложныхЭто самый инертный компонент развития. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально – ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Категорично по этому поводу высказывался А.Б. Гольденвейзер : «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом…». Тем не менее, чувство  ритма развиваемо.

    Воспитание у учащихся музыкального ритма – одна из основополагающих задач фортепианной педагогики, от решения которой во многом зависит профессиональное развитие юного музыканта. Метро-ритм, темпо-ритм и музыкально-художественный ритм – категории, в совокупности составляющие сущность музыкального ритма. В исполнительском искусстве они проявляются в единстве. Однако в процессе обучения для более интенсивного развития ритма необходимо дифференцированное воздействие на соответсвующие  способности ребёнка. Об этом мы поговорим ниже.

   Прежде всего, нужно выявить причину неритмичной игры. Такими причинами могут являться:

1.Отсутствие общей уравновешенности процессов возбуждения  и торможения в центральной  нервной системе.

2.Отсутствие координации в руках и пальцах, наличие  в них ненужных мышечных зажимов.

3.Отсутствие исполнительской дисциплины в игре и слабая ритмическая основа   музыкально – слуховых представлений.

   Для устранения этих причин разработан целый комплекс упражнений, в сочетании с которыми работа с использованием метронома может сыграть положительную роль.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

    Как уже было сказано, составляющие музыкального ритма – метро-ритм, темпо-ритм и музыкально-художественный ритм - выступают в единстве. Однако для их развития необходимо подходить дифференцировано к каждой.

Метро-ритм. 

   Развитие метро-ритма предполагает воспитание у ребёнка способности к восприятию  и воспроизведению чередования временных долей в музыке и к различению в ней сильного и слабого времени. 

№1 Упражнения исполняются на напольной клавиатуре, исполняя простейшие мелодии преимущественно с поступенным движением мелодии от имени разных животных, декламируя известные детские стихи («уронили мишку на пол», «Идёт бычок-качается», «Я люблю свою лошадку».

     Здесь также необходимо обратиться к арифметическому счёту. Определив сильную и слабые доли, необходимо сначала проговаривать вслух, а затем про себя.  И. Гофман в своей книге «Фортепианная игра» пишет об этом: «Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет  чувство ритма лучше, чем что  – либо другое…»

Игра с акцентировкой на сильную долю, особое подчёркивание.

Метроном здесь используется с целью подчёркивания сильной доли.

№2 Прохлопывание метра разучиваемых стихов и песен («Братец Якоб» и пр. подтекстовка. 

    Разучивание ритма с помощью подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой или применяя метроном.

За  основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. (образцы песен)

№3 Прохлопывание ритма разучиваемых произведений с метрономом по образцу упр №1.

Исполнение этих упражнений под метроном, выставляя его скорость так, чтобы 1 удар метронома соответствовал одному прыжку;

    Подобные задания можно упростить, выполняя на настольной клавиатуре. Для этого  распечатывается клавиатура на бумаге. Ученик может выполнять задания, используя фигурки животных, которые перемещаются ребёнком согласно заданию по клавишам бумажной клавиатуры.

Темпо-ритм. 

   Искусство темпо-ритма связано не столько со скоростью движения музыки, но, прежде всего, с внутренней пульсацией, создающей то или иное движение звучания, способствующей передаче образно-художественной сферы произведения. Чувствовать и представлять эту пульсацию – навыки, приобрести которые возможно с помощью ряда специальных упражнений.

Упр№1 Дробление длительностей, которыми записана пьеса, на более мелкие. Пример Колыбельная И. Филипп. Мелодия излагается четвертными и восьмыми длительностями. Каждую длительность можно, соответственно, представить в виде восьмых и шестнадцатых соответственно. Другими словами, устанавливаем скорость метронома так, чтобы на каждой четверти соответствовало 2 удара метронома, или 4 удара воображаемых шестнадцатых.

Варианты упражнения: 1 прыжок может соответствовать 2-м или 3-м ударам метронома. Таким образом, ребёнок приучается ритмически точно исполнять задания, но и понимать, что каждый звук может «пульсировать», «дробиться» на несколько равных отрезков-частей.  Такое восприятие развивает способность слушать длительность звука до конца, что является основополагающим в качественном исполнении более сложных произведений.

Упр№2 Дирижирование звучащей музыки перед зеркалом.

Упр. №3 Исполнение пьесы под дирижирование учителя.

Музыкально-художественный ритм.

   Понятие музыкально-художественного ритма подразумевает такую метро- и темпо-ритмическую организацию исполняемого материала, благодаря которой возникает художественный смысл звучащей музыки, происходит процесс формообазования. Вследствие этого, обучение музыкально-художественному ритму вне интонирования конкретной музыки и соответствующего развития слуха учащегося невозможно. Произведение можно исполнять со счётом на «раз», как в вальсе, если имеется размер ¾, или на «раз-два», если размер 6/8, 6/4, 4/8 и пр., что позволяет ученику мыслить бОльшими музыкальными построениями.

   Здесь необходимо сделать акцент на третьей составляющей смысла работы с метрономом - накопление темпа от очень медленного к среднему и затем к быстрому.  Эта же работа проводится наоборот – от быстрого возврат к медленному тему, т.к. очень часто ученик, отработав произведение в быстром темпе перестаёт его играть в медленном, что в результате ведёт к забалтыванию и негативно сказывается на качестве всего исполнения, потому что фактура оказывается непрослушанной.

 

Дополнительные упражнения

Дирижирование.

« Я настоятельно рекомендую ученикам… - пишет Г. Г. Нейгауз, - поставить  ноты на пюпитр и продирижировать  вещь от начала до конца…» Этот прием, продолжает

Г. Г. Нейгауз, особенно необходим для «учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время… »

Игра в ансамбле

(ученик с более развитым чувством  ритма играет с учеником более  слабым). «Чувство… ровности движения приобретается всякой совместной игрой… » - писал Н. А. Римский – Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее, обоюдно корректирующее воздействие  ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.

Игра гамм и инструктивного материала под метроном :

   Каждый из обучающихся в той или иной степени обращается к изучению гамм. Для большинства изучение гамм представляется не самым интересным делом, что, в свою очередь, сказывается на качестве их исполнения. И даже перспективные ученики с удивлением могут обнаружить, что большинство из них играет гаммы неровно, без метроритмической точности. В данном случае необходимо проработать гаммы в медленном темпе, где один щелчок метронома соответствует одному звуку в исполнении, а затем с целью организации движения играть под метроном с акцентировкой на определённых звуках при исполнении различных видов гамм и артпеджио. Использование метронома поможет исполнить весь комплекс гамм в едином темпе. Кроме того, метроном поможет отслеживать прогресс.

   Также рекомендовано играть инструктивные произведения (этюды). Таким образом, можно проверить играете ли вы действительно ровно. Затем на один удар можно играть 2,3 и так далее ноты (дуоли, триоли и так далее) или другие ритмические (например,                         ) и штриховые ( например,                            ) варианты.

   Начинать заниматься необходимо  с более медленного темпа, а точнее с темпа, в котором  инструктивный  материал звучит без ошибок и погрешностей от начала и до конца, и постепенно наращивать темп.

Регина Самойловна Горовиц о работе с метрономом

(из статьи В.Макарова «Регина Самойловна Горовиц – педагог».)

«Как работать с метрономом

   У РС на рояле всегда стоял метроном. Кстати, метроном был постоянным атрибутом на рояле кого бы вы думали?. Шопена!  Да! Да! великого мастера рубато. Однако, я не думаю, что метроном использовался им  непременно для выработки метроритма. Я много экспериментировал с метрономом, причём в присутствии РС. И я должен сказать, что она моё экспериментирование вполне одобряла. Я использовал метроном не для выработки механического  метра, но для работы над звуком, над совершенной артикуляцией и живым ритмом.

Существует несколько условных  уровней работы с метрономом.

   Развитие способности слушать все возможные мельчайшие пульсации внутри метроритмической структуры разучиваемого произведения. При этом, чем мельче  доли пульса, тем лучше;  начинать лучше с разбивания самой мелкой доли такта, либо раздела. Если, к примеру, самая, как правило, мелкая нота в сочинении- четверть, то метроном следует поставить на каждую 16 - ю. Если  8-я - на каждую 32-ю. Что даёт такая проработка?

   Во-первых,  Ваше внимание к протяженности звука становится более концентрированным. И во-вторых, вы значительно лучше ощущаете сопротивление фактуры,  что в свою  очередь придает некоторую упругость метроритму  и способствует более яркой и артистичной манере игры.

   Следующий  уровень работы с метрономом связан с постепенным накоплением темпа. Этот вид занятий дает возможность выполнять все художественные задачи в очень медленном и постепенно ускоряющемся темпе.  Что очень важно для достижения совершенного качества исполнения.

   Работа с метрономом может также сыграть положительную роль в занятиях над построением  формы и  в оттачивании фразировки. К примеру, Вы можете исполнять 3-х дольное  произведение “на раз“. То есть, 3-и  доли на один удар метронома, как в вальсе.  (Сравните в том же размере с ударом метронома на каждую долю). То же в размере 6/4. Большая разница между ударом метронома на каждую четверть, на каждые три четверти, и на каждые шесть четвертей. Этот вид упражнений превращает метроном и вас в дирижёра…».

Заключение

На начальном этапе обучения метроном вводится в работу практически с самого начала, а не тогда, когда обнаруживается неритмичность ученика. (Нередко встречаются случаи, когда начинающие ученики элементарно не усваивают понятия «Ритм» и «метр», путают их, что негативно сказывается на их обучении). И это очень правильно, потому что, во-первых, ученик изначально с первых упражнений приучается слышать звук метронома, во-вторых, даже самый неритмичный ученик «дисциплинирует» свои способности – слуховые и двигательные. Т.е. получается комплексный подход изначально.

   Преподаватель на уроках применяет комплексные упражнения, в процессе чего ученик в игровой форме изучает название каждой клавиши, учится ориентироваться в пространстве одной октавы, как наименьшего отрезка клавиатуры, учится выполнять задания, аккуратно организовывая свои движения. Развивает координацию (влево-вправо), звуковысотный и мелодический слух, тренирует внимание, память и мышление. Упражнения на напольной клавиатуре развивают физическую точность, упругость, а также ритмичность, связь механического действия со звуковысотным и интонационным слухом. А использование метронома на уроках специальности способствует более быстрому усвоению материала. В конечном счёте, обучение ученика происходит более качественно, в следствии чего исполнение изучаемых произведений происходит на более высоком уровне.

Список литературы:

  1. https://www.myunivercity.ru
  2. Википедия «Метроном».
  3. В.Макаров «Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе.
  4. В.Макаров «Регина Самойловна Горовиц – педагог», статья 2020г.
  5. И.Минц методическое пособие «Hello,piano!»
  6. И. Гофман «Фортепианная игра».
  7. Сухова Г. Н. «Ритм – временная структура любых воспринимаемых процессов» методический доклад.

г. Краснодар