Конспект урока по теме "Бетховен. Увертюра "Эгмонт"

Марганова Рита Ризаевна

Конспект урока по предмету музыкальная литература. Тема "Бетховен. Увертюра "Эгмонт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бетховен Увертюра "Эгмонт"30.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по предмету музыкальная литература

(5 класс ДМШ)

тема урока:

Бетховен Увертюра «Эгмонт»

Создание музыкального образа с помощью

комплекса выразительных средств

Подготовила преподаватель теоретических дисциплин

Марганова Рита Ризаевна

Тема четверти: «Творчество Людвига ван Бетховена»

Тема урока: «Увертюра «Эгмонт»

Вид урока: Новая тема  на основе повторения и обобщения полученных знаний.

Тип урока: Комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки)

Цель урока:

  • Осознание роли музыкальных выразительных средств   в создании музыкального образа

Задачи образовательные:

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа;
  • умение сравнивать и анализировать музыкальные произведения;
  • накопление слухового опыта, определенного круга интонаций.  

Задачи развивающие:

  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • развитие творческих способностей;

Задачи воспитывающие:

  • воспитание интереса к классической музыке;
  • воспитание художественного вкуса;
  • воспитание   эмоционального   и   интеллектуального   отклика   на произведения классической музыки;

Методы:

  • словесный
  • обобщение
  • наглядно-слуховой
  • анализ
  • стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций

Приёмы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:

  • сравнение или контрастное сопоставление музыки;
  • использование различных видов искусства;
  • музыкально-познавательные задания;

Приёмы активизации восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:

  • приём новизны
  • приём персонификации
  • приём соучастия

Виды деятельности  обучающихся:

  • слушание музыки
  • сравнение
  • обсуждение

Структура урока

Организационный момент – 1 минута

Постановка цели урока – 3 минуты

Актуализация  -  10 минут

Практическая работа – 10 минут

Слушание музыки – 10 минут

Выводы – 3 минуты

Оценивание – 3 минуты

Музыкальный материал:

Бетховен Симфоническая увертюра «Эгмонт»

Ход урока.

(Слайд3)

Эпиграф урока

Безумная любовь моя -  Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.

Ты – Прометей, сгорающий в огне,

Перед богами, как и он, греховен.

Гореть в огне не пламенем жаровен,

А факелом, с тобою наравне.        

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Ван Бетховена, и сегодня мы услышим одно из самых ярких его произведений – симфоническую увертюру «Эгмонт».

Актуализация.

        Прежде чем говорить о произведении, давайте вспомним, что вы знаете о композиторе.

  1. В какой стране жил Бетховен?
  2. В каком веке? В какую эпоху?
  3. Каким был характер композитора?
  4. Назовите современников Бетховена, почему их называли

           «венскими классиками»?

  1. Какие образы преобладают в его произведениях, почему?
  2. К каким жанрам обращался композитор?
  3. Что такое «увертюра?

        

Основной этап урока.

Несмотря на то, что Бетховен не смог закончить Боннский университет, он был образованным человеком – много читал, интересовался философией. Одно из его любимых литературных произведений - трагедия Гёте «Эгмонт»

Слайд 4 «Портрет В.Гёте»

Содержание трагедии. В 16 веке (1566 – 16090) в Нидерландах народ отстаивал свою независимость от испанских поработителей. Посмотрите на карте, насколько территория Нидерландов была меньше территории Испании, а, следовательно, силы были неравны.

Слайд 5 «Карта Европы»

Революционная часть буржуазии и народные массы боролись за полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола, а консервативное бюргерство во главе с Вильгельмом Оранским – лишь против крайностей испанского режима. Граф Эгмонт, принц Гаврский, нидерландский полководец, любимец народа возглавил революционное движение против испанцев, но был обманным путём арестован наместником испанского короля герцогом Альбой. Эгмонта пытались сломить, предать свой народ, но это не удалось. Эгмонта казнили.

Бетховен сочинил музыку к нескольким сценам этой трагедии, но наиболее полно содержание передаётся в увертюре.

Как вы думаете, чем это произведение понравилось Бетховену?

Какой будет драматургия увертюры?

Какая музыкальная форма лучше всего сможет передать противодействие двух образов? – сонатная форма.

Слайд 6 Строение увертюры «Эгмонт»

Вступление

   Экспозиция  

Разработка

Реприза

Власть испанцев и страдание нидерландцев

Нидерландцы во главе с Эгмонтом  готовят восстание

Столкновение  нидерландцев и испанцев

Развязка: испанцы подавили восстание, Эгмонт казнён

Какими музыкальными выразительными средствами можно изобразить образы нидерландцев и испанцев в музыке?

Слайд 8  «Средства музыкальной выразительности»

Прослушать вступление.

Вступление

испанцы

нидерландцы

Характер,

настроение

Властный, решительный,

уверенный, жёсткий

Печальный, жалобный,

бессильный,

Мелодия

Речитатив

Кантилена

Ритм

Чёткий

Ровный

Темп

Медленный

Медленный

Регистр

Низкий

Высокий, средний

Динамика

f

P

Штрихи

markato

Legato

Фактура

Аккордовая

Полифоническая

Гармония

Диссонансы

Консонансы

Инструменты

Тутти

солирующие

Тема испанцев звучит в жанре сарабанды, музыка которой изначально звучала во время траурных процессий.

Как в дальнейшем должен развиваться сюжет?

Образ  испанцев не меняется, а образ нидерландцев становится всё увереннее и решительнее.

В основной части увертюры показана борьба нидерландцев против испанских завоевателей.

Прослушать  экспозицию.

Главная партия – образ восставших нидерландцев и самого Эгмонта.

Побочная партия – образ испанцев, уверенных в своей непобедимости.

Слайд 9 «Средства музыкальной выразительности в экспозиции»

испанцы

нидерландцы

Характер,

настроение

Властный, решительный,

уверенный, жёсткий

Решительный,

Сильный,  мужественный

Мелодия

Речитатив

Кантилена

Ритм

Чёткий

Ровный

Темп

Быстрый

Быстрый

Регистр

Низкий

Высокий, средний

Динамика

f

f

Штрихи

markato

Legato

Фактура

Аккордовая

Гомофонно-гармонический

Гармония

Диссонансы

Консонансы

Разработка – столкновение испанцев и нидерландцев, поэтому разрабатывается главная и побочная партии.

Реприза – так как испанцы подавили восстание, тема побочной партии не может звучать в той же тональности, что и главная партия. В заключительной теме – торжествует образ испанцев и подавлен образ нидерландцев.

Так заканчивается трагедия Гёте, но Бетховена такой финал не устраивал, так как, несмотря на гибель Эгмонта, нидерландский народ через несколько лет всё-таки добился своей независимости.

Кода.

Какими выразительными средствами можно передать торжествующее настроение?

Почему композитор выбрал жанр увертюры и сонатную форму, почему выбрал именно такие средства музыкальной выразительности?

Вывод. Слайд 10

Драматургия произведения, музыкальная форма, выбор средств музыкальной выразительности соответствует  содержанию музыкального произведения и тем образам, которые композитор хотел воплотить в этом произведении.