экспресс урок "Был ли глухим Бетховен"

Юношева Татьяна Юрьевна

Экспресс урок посвящен тайне гениальности Бетховена. Как глухота ему помогла стать гениальным, ни чем не похожим на других, композитором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspress_urok_byl_li_gluhoy_bethoven.docx146.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный экспресс уроки по музыкальной литературе и специальности в старших классах ДШИ

««Эффект Бетховена» к 250 –летию со дня рождения Людвига ван Бетховена»
Тема учебного занятия - «Был ли глухим Бетховен»

06.10.2021год

Подготовили и провели:

Юношева Т.Ю. преподаватель фортепиано

Ульдинова В.В. преподаватель теории музыки

Место учебного занятия в учебном курсе – нетрадиционное занятие.
Сложность занятия конкретно для данной группы - повышенный уровень сложности. Дети в группе с разным уровнем музыкальных способностей, разные по темпераменту.
Тип занятия - комбинированный урок

Вид урока: интегрированный

Форма работы: групповое занятие.

Цель занятия:

Привить любовь к творчеству Л Бетховена

Задачи:
Обучающие:

  1. Расширить знания учащихся об особенностях творчества Л Бетховена
  2. Изучить особенности стиля и интерпретации произведений композитора– классика.
  3. Обучить исполнительскому анализу произведения.
  4.  Научить интегрировать на уроках специальности знания и умения, полученные на уроках музыкальной литературы.

Развивающие: Развитие эмоционального отклика, художественно- творческого воображения в создании образа

Воспитательные: Воспитание живого и творческого отношения к классике

Методы обучения – словесный (объяснение), репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно-иллюстративный (наглядные материалы сопровождают объяснение), эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха.
 Форма организации занятия – учебный диалог, практика.
 Хронометраж учебного занятия

  1. Организационный этап - 1 мин.
  2. Подготовительный этап – 1 мин
  3. Основной этап - 6 мин.
  4. Итоговый этап - 1 мин.
  5. Рефлексивный этап - 1 мин.

Продолжительность занятия - 10 мин.
Учебный материал: презентация, ноты, портрет композитора, карандаши, ластики.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано, столы и стулья.

Ход урока:

Организационный этап:

Основной этап:

Дорогие ребята! 

 Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством Людвиг ван Бетховена, посвященное 250 - летнему юбилею немецкого композитора.

Подготовительный этап:

 Альберт Энштейн как-то высказал совершенно уникальную мычль, глубина которой, как глубина теории относительности, воспринимается не сразу. Вот она: «Бог изощрен, но не злонамерен»

Эта мысль очень нужна философам6 психологам, очень важна для искусствоведов.

Но ещё больше она необходима впавшим в депрессию или просто не верящим в свои силы людям.

 Ибо, изучая историю искусства, задумываешься о жесточайшей несправедливости судьбы по отношению к величайшим творцам планеты.

Нужно ли было Судьбе устроить так, что Иоганн Себастьян Бах (или как его впоследствии назовут, пятый Евангелист Иисуса Христа) всю свою жизнь метался по затхлым провинциальным городкам Германии, беспрерывно доказывая всяким светским и церковным бюрократам, что он - неплохой музыкант и очень старательный работник?

А когда Бах наконец получил относительно приличную должность кантора церкви Святого Фомы в большом городе Лейпциге, то не за свои заслуги, а только потому, что «сам» Георг Филипп Телеманн от этой должности отказался.

Нужно ли было чтобы великий композитор-романтик Роберт Шуман страдал тяжелейшей психической болезнью, отягощенной суицидальным синдромом и манией преследования?

Обязательно ли, чтобы композитор, больше всех повлиявший на последующее развитие музыки, Модест Мусоргский, заболел тяжелейшей формой алкоголизма?

Наконец, нужно ли, чтобы гениальный композитор Людвиг Ван Бетховен был глухим?

Не художник, не архитектор, не поэт, а именно композитор.

То есть тот, у кого тончайший музыкальный слух – второе по степени необходимости качество после таланта.

И если этот талант столь ярок и столь горяч, как у Бетховена, то к чему он, если нет слуха?

 Какая трагическая изощренность!

Но почему же гениальный мыслитель. А Эйнштейн утверждает, что при всей изощренности у Бога нет злонамеренности?

Разве величайший композитор без слуха – не изощренное зло намеренности?

Так послушайте же Бетховенскую 29 фортепианную сонату – «Хаммарклавир».

(слушаем 29 сонату)

Эту сонату её автор сочинил, будучи абсолютно глухим!

Музыку, которую невозможно даже сравнить со ср всем, что на планете существует под грифом «соната».

 Когда речь заходит о 29, то сравнивать нужно уже не с музыкой её цеховом понимании.

Нет, мысль здесь обращается к таким вершинам творения человеческого духа как «Божественная комедия» Данте или фрески Микеланджело в Ватикане.

Но если говорить о музыке, то обо всех сорока восьми прелюдиях и фугах Быховского «Хорошо темперированного клавира» вместе взятых.

И эта соната написана глухим?!

Такую музыку может написать только человек с предельно ОБОСТРЕННЫМ СЛУХОМ.

Так был ли Бетховен глух?

Да конечно же не был.

И все-таки…. Был.

С точки зрения чисто материальных представлений, Людвиг Ван Бетховен действительно оглох.

Бетховен стал глух к земной болтовне, к земным мелочам.

Но ему открылись звуковые миры иного масштаба- Вселенские.

Часто для того, чтобы понять глубину и уникальность в одной сфере духа, необходимо обратиться к другой сфере духовной культуры.

Вот фрагмент одного из величайших творений русской поэзии – стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

МОИХ УШЕЙ коснулся он

И их наполнил ШУМ И ЗВОН:

И ВНЯЛ Я НЕБА СОДРОГАНЬЕ,

 И ГОРНИЙ АНГЕЛОВ ПОЛЕТ,

И ГАД МОРСКИХ ПОДВОДНЫЙ ХОД,

И ДОЛЬНЕЙ ЛОЗЫ ПРОЗЯБАНЬЕ…

Не это ли случилось с Бетховеном? Помните? Он, Бетховен, жаловался на непрерывный ШУМ И ЗВОН в ушах.

Но обратите внимание: когда ангел коснулся УШЕЙ Пророка, то пророк

ВИДИМЫЕ ОБРАЗЫ УСЛЫШАЛ ЗВУКАМИ,

То есть СОДРОГАНЬЕ, ПОЛЕТ, ПОДВОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОЦЕСС РОСТА – все это стало МУЗЫКОЙ.

СЛУШАЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПОЗДНЮЮ МУЗЫКУ БЕТХОВЕНА, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО

ЧЕМ ХУЖЕ БЕТХОВЕН СЛЫШАЛ, ТЕМ ГЛУБЖЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ БЫЛА СОЗДАВАЕМАЯ ИМ МУЗЫКА

Но, пожалуй, впереди – самый главный вывод, который поможет вытащить человека из депрессии. Пусть он прозвучит вначале банально:

НЕТ ПРЕДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.

Бетховенская трагедия глухоты в исторической перспективе оказалась великим творческим стимулом.

И это значит, что если человек гениален, то именно неприятности и лишения могут оказаться лишь катализатором. Ведь кажется, что может быть страшнее для композитора, чем глухота?

А теперь давайте рассуждать.

 Что было бы, если бы Бетховен не оглох?

Могу смело предоставить вам список имен композиторов, в числе которых находилось бы имя не глухого Бетховена: Керубини, Клементи, Кукнау, Сальери, Мегюль, Госсеке, Дюттерсдорф и т.д.

Убеждена, что даже профессиональные музыканты в лучшем случае только слышали имена этих композиторов. Впрочем, те, кто играл, могут сказать, что их музыка очень прилична.

Итоговый этап: сегодня мы познакомились только с одной сонатой Бетховена, написанной им в полной глухоте. Мы узнали Что было бы если бы Бетховен не оглох?

Рефлексивный этап: мы закончили знакомство с фортепианным  творчеством великого композитора, разных периодов его жизни, а сейчас прошу вас показать свое отношение к полученной новой информации: зеленая- было интересно, красная – не интересно. Свои оценки, нотки нужного цвета прикрепим к доске. Я вижу зеленые карточки на доске и я называю это эффектом Бетховена. Мы преодолели глухоту и смогли проникнуть в самое сущность музыки и поднялись на более высокий духовный уровень!