Методическое сообщение "Методика Е. Олёрской"

Юношева Татьяна Юрьевна

В методическом сообщении дается краткий обзор методики Екатерины Олёрской и её методические пояснения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie.docx19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение «Методика Е А Алерской "Ручные пьесы"»

Подготовила Т.Ю. Юношева

Октябрь 2018год

Методика «Ручные пьесы» предлагает начинать учиться играть на фортепиано, и на любом другом инструменте, с довольно длительного без нотного периода. Нотная же грамота должна изучаться параллельно по специальным нотным азбукам. В ходе развития игровых навыков и навыков чтения нот, эти два процесса должны частично пересекаться и постепенно полностью объединиться. И объединиться они должны тогда, когда учащийся хорошо освоит нотную грамоту – с одной стороны, а с другой – обретет довольно уверенные пианистические навыки и развитую технику игры. В таком случае медленно развивающееся умение читать нотный текст не будет тормозить становление и развитие исполнительской техники. Начальное обучение чтению нот должно проводиться не хаотично, в ходе разучивания пьес, а по специальной системе. В рамках методики «Ручные пьесы» система обучения нотной грамоте отражена в азбуках чтения нот. Их применение значительно облегчает и ускоряет изучение нот.

Главное правило:

на первых этапах обучения нельзя ставить 

чтение нот и игру на инструменте  

в зависимость друг от друга. 

 

Учась по традиционной схеме, человек  теряет несколько первых лет обучения в развитии исполнительских навыков лет из-за того, что тратит 80-90% учебного времени на разбор произведений по нотам вследствие неразвитого навыка чтения нот. К тому же сами эти произведения не настолько сложны, чтобы активно развивать технику, но иного не позволяет уровень сложности нотного текста. В великолепно поставленной на государственном уровне системе отечественных музыкальных школ не приветствуется обучение игре «с показа»! Это считается непрофессиональным подходом. И совершенно напрасно! Почему не дать детям возможность помузицировать? Тогда, кроме того, что они хорошо продвинутся в учёбе, они ещё получат необходимую мотивацию для продолжения занятий! Ведь музыка напрямую связана с эмоциональной сферой. Красивая игра, обогащает человека внутренне, и зажигает желание добиться ещё лучших результатов.  Вероятно, педагоги опасаются, что ученики так и не освоят нотную грамоту, если регулярно поощрять такую практику. Что ж, их можно понять. Да и не все произведения удобно выучить наглядно. Кроме того, когда умеешь читать ноты, игра по нотам становится удобной, лёгкой, приятной. Даже несмотря на то, что сегодня существуют довольно интересные и эффективные компьютерные программы для разбора музыки, все же 

учить произведения по нотам – это самый простой  и рациональный способ.

Но только не в первые годы обучения!

 

Методика «Ручные пьесы» предлагает  способ изучения нотной грамоты путём применения специальной системы, изложенной в «Азбуках чтения нот». Параллельно дети учатся игре на инструменте с показа, совершенствуя навыки развития техники и выразительной игры с первых месяцев занятий.

 

Не все произведения традиционного детского репертуара удобно разучивать с показа. Это не удивительно. Ведь они предназначались для игры по нотам.  Тем более, нужен был материал для каждого этапа постановки пианистического аппарата, и который бы стимулировал развитие техники.

Эти идеи воплотились в сборнике «Ручные пьесы». 

 

Давайте посмотрим, 

для чего нам будут полезны эти ручные пьесы.

 

ЛЕГКО ВЫУЧИТЬ

Их легко выучить без нот

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ РУК

Они разработаны для всех основных технологических задач постановки рук.

 

 РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ С ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ОБУЧЕНИЯ

Все пьесы, даже самые маленькие стимулируют развитие техники. 

ТЕКСТ УЧИТСЯ БЫСТРО, 

А ТЕХНИКА  ПРОРАБАТЫВАЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЬНО

Даже развёрнутые, сложные ручные пьесы имеют простую конструкцию. Их легко проанализировать и запомнить. Но при этом они достаточно развиты технически. Поэтому их текст быстро запоминается, но чтобы такие пьесы качественно исполнить, ученику потребуются хорошо потренироваться, и как следствие, его технический уровень быстро растет. 

ИЗМЕНЯЙТЕ НОТНЫЙ ТЕКСТ, ЕСЛИ НУЖНО

В «Ручных пьесах» МОЖНО видоизменять те или иные элементы текста в зависимости от целесообразности задач, физиологических особенностей руки ученика, свойствах его памяти и индивидуальных интеллектуальных способностей каждого конкретного ребёнка.

ЛЁГКОСТЬ РАЗБОРА ПЬЕС 

ОСВОБОЖДАЮТ ВРЕМЯ 

ДЛЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ, ТЕХНИКИ И РИТМА 

Лёгкость разбора таких пьес освобождает значительное количество учебного времени, которое можно вложить в выразительное исполнение и освоение нотной грамоты по азбукам чтения нот.

                                     НЕПРИНУЖДЕННО УСВАИВАЕТСЯ ТЕОРИЯ

В основе каждой пьесы лежит какая-либо структурная особенность, опирающаяся на конкретные теоретические знания (интервалы, аккорды, виды движения и т.д.). Таким образом, возникает синергия: знание теории помогает выучить произведение, и наоборот, закрепленные на практике теоретические аспекты естественным образом легко усваиваются.

К РУЧНЫМ ПЬЕСАМ 

НАПИСАНО 70 ФОНОГРАММ 

В РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПОВЫХ ВАРИАНТАХ

Семьдесят ручных пьес снабжены фонограммами, использование которых поможет сформировать многие полезные навыки юного пианиста и сделает процесс обучения интереснее.

Уровень сложности «Ручных пьес» весьма разнообразен: от простых упражнений для игры одним, двумя пальцами до развернутых виртуозных произведений.

Игра «Ручных пьес» невероятно сокращает время, затрачиваемое на разбор произведения, давая возможность педагогу сосредоточить внимание ученика на исполнительских аспектах: правильности движений, качестве звукоизвлечения и т.д. Быстро разобрав пьесу, поработав над её качественным исполнением, ученик получает ощутимый творческий результат. Достижения питают внутреннюю мотивацию. В свою очередь, мотивация стимулирует желание поставить новые цели и достигнуть их.

«Ручные пьесы» - не самоцель. Это в первую очередь - техническая база. Говоря о технике, я имею ввиду не только силу и беглость пальцев, но и владение звуком, гибкость туше, разнообразие штриховой палитры, агогику и многие другие составляющие выразительного исполнения. Игра «Ручных пьес» - это подготовка к качественному исполнению классических произведений. Постепенно пропорции классических пьес увеличиваются и наконец, ребенок переходит на обычный репертуар. Однако рекомендуется оставлять в программе учащихся несколько этюдов из «Ручных пьес», чтобы обеспечить постоянный интенсивный технический рост.