Семинар-практикум "Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ"

Бабушкина Ольга Владимировна

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации.

Семинар-практикум "Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Когалыма

Семинар

«Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в ДШИ»

г. Когалым, 2023

Содержание

 Пояснительная записка                                                                                           3

Проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ                                                                                          4

Проблема - методическая компетентность педагога                                          4

Кадровая проблема                                                                                                 4

Проблема сохранности контингента учащихся__________________________5

Внеклассная работа педагога в ДШИ                                                                   6

Семинар в рамках школы молодого педагога

«Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ»

Цель данного семинара – ознакомить молодых специалистов с понятием «Реализация ДПОП», что включает это понятие в купе с нашими должностными обязанностями.

Целью реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств - является выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств

Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются в соответствии с условиями, определяемыми федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам (далее - ФГТ). ФГТ к каждой дополнительной предпрофессиональной программе утверждаются приказом Минкультуры России.

Что включает в себя ЭТО понятие.

  • Учебная деятельность (включает не только обучение учащихся, но и самообразование каждого преподавателя, составляя ежегодный план самообразования, кроме этого и курсы повышения квалификации;
  • Разработка дополнительных предпрофессиональных программ, и в целом методическая деятельность;
  • Воспитательная функция как образовательной организации, так и педагогов;
  • Творческая просветительская концертная, выставочная деятельность;

  • Всесторонняя работа с родителями обучающихся.

«Проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ».

1 проблема - методическая компетентность педагога

Дополнительные предпрофессиональные программы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе ФГТ Дополнительные предпрофессиональные программы принимаются и утверждаются советом (педагогическим советом, методическим советом) образовательной организации и ежегодно обновляются. И это является  одной из сторон реализации данных программ, т.е. - методическая деятельность педагога. Такая работа направлена на сохранение и развитие лучших традиций отечественного художественного образования,          разработку и совершенствование образовательных программ; контроль и оценку качества программно-методической документации, организацию и подготовку программно-методической документации к утверждению; создание программно-методических комплексов, обеспечивающих учебный процесс; анализ форм, методов, приемов, средств обучения; подготовка к аттестации; организацию методических мероприятий как внутри образовательной организации, так и за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков); изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ.   

Проблема в том, что высшие и средние образовательные организации не включают в учебные планы предметы, которые бы подготовили педагогов к методической деятельности. Решение проблемы в введении в школе ставки методиста. А также внедрение программы наставничества. У каждого молодого вновь принятого педагога есть свой наставник.

Обсуждение проблемы

2 проблема -кадровая

             Реализация новых программ связана с понятием достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые требования. А это значит, что в современных условиях особые повышенные требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части образовательного ценза. Новые программы требуют наличия высокого уровня профессионализма, компетентности и мастерства. Сегодня серьезной проблемой, при реализации ФГТ, является педагогический кадровый ресурс,

Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке сознания, готовности педагогов к таким новшествам. Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей, которые считают работу преподавателя малопривлекательной. Молодые специалисты, получившие среднее профессиональное образование, уезжают за пределы области продолжать обучение в ВУЗах и, как правило, не возвращаются.

     Обсуждение проблемы  

 3-проблема сохранности контингента учащихся и их мотивации.    

 Следует заметить, что предпрофессиональные программы не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:

       Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности практически отсутствует, и сохранности контингента. Диагностика проводимая при поступлении учащегося не всегда отражают необходимые качества будущего ученика (не выявлено мышление, трудоспособность, устойчивость нервной системы и т.д.) Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, большой загруженностью детей в общеобразовательной школе, у репетиторов, и т.д. Есть и субъективные причины, связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что родители, желая дать своему ребенку максимально возможное, записывают его одновременно на разные секции, кружки и в школу искусств. Так как совмещать все виды обучения становится невозможным, зачастую выбор делается не в пользу школы искусств.

         Обсуждение проблемы        

Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка.

Самая большая дилемма: родители хотят просто занять детей, а наши программы требуют высокого уровня качества обучения у детей. Именно на этапе достижения качества  образования,  ни дети ни родители не бывают готовы к нашим требованиям.

 Большая часть детей — это потребители, все услуги в легком доступе, да еще и бесплатно, а раз бесплатно, то менее ценно. ( к  сведению : В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров).  И дело не только в занятости детей или в способностях детей, а в наличии усидчивости и трудолюбии, мотивации. А это подводит нас еще к одной очень важной стороне реализации профессиональных программ: воспитательная функция.

Внеклассная работа педагога в ДШИ ведется по нескольким направлениям:

Гражданско-патриотическое и духовно - нравственное воспитание;

Воспитание здорового образа жизни;

Эстетическое воспитание (творческое развитие)

Семейное воспитание  (работа с родителями)

          Воспитательная деятельность образовательной организации, направленная на разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у детей потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен. Художественное образование как особый способ познания мира не только обеспечивает процесс приобщения детей к культуре родной страны, но и воспитывает и развивает у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.

.

         Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.


Предварительный просмотр: