Логопед и родители:мы вместе?

Татьяна Ивановна Тылик

Всё чаще звучат фразы о том, что ДОУ, школа сегодня оказывают образовательные услуги.В связи с этим многие родители занимают позицию наблюдателей:мы привели ребёнка, а вы должны его научить, переучить и т.д. Конечно, есть замечательные исключения из правил, но , к сожалению, в большинстве всё-таки родители не хотят знать и слышать о том, что у ребёнка что-то не получается или над чем-то нужно дополнительно поработать.Каким образом сегодня действовать логопеду, как наладить контакт, какие новые формы работы с родителями искать для того, чтобы из наблюдателей они стали непосредственными участниками коррекционно-развивающего процесса?Расскажите о своём опыте работы.

 

Комментарии

Татьяна, я, как и Вы, всё чаще задаю этот вопрос. Помочь всем невозможно! Наиболее эффективно идёт работа с детьми, чьи родители участвуют в коррекции ( выполняют рекомендации, делают Д/з, интересуются вопросами обучения). Таких немало, и я испытываю удовлетворение от своего труда. Но есть такие родители, которые считают, что речевой диагноз ребёнка - это "придирки" логопеда. Они сами так в детстве говорили или сами плохо учились, и по сравнению с ними, их ребёнок - ВАЩЕ ГЕНИЙ! :-))) Я успокоилась на их счёт, ибо есть английская пословица: и один человек может привести лошадь на водопой, но даже тридцать не заставят её пить! Никого насильно не научишь, но всегда есть желающие учиться. Благо, в моей школе более 400 учеников начальных классов, а на ставку я могу взять только 25.
Антонова Светлана Константиновна

Часто приглашаю "трудного" родителя на открытые подгрупповые занятия с участием его чада.Демонстрация деятельности ребёнка В коллективе и НА фоне того же коллектива намного эффективнее рассказов, призывов и убеждений.
Татьяна Ивановна Тылик

Светлана Павловна, я тоже пришла к такому выводу и успокоилась.Есть запрос, желание, есть результат.И про лошадь помню всегда!!!! Светлана Константиновна, такой вариант применяю в работе регулярно, но, далеко не каждый родитель рад видеть, что у ребёнка есть проблемы и запросто переходят в нападение:"Чего Вы мне тут пытаетесь показать, что он хуже всех".Короче, это не панацея, надо быть готовому к любой ситуации.А ещё есть такие. которые на наши труды, старания, усердие смотрят,как на шоу:"Ну, давай, покажи, что ты умеешь, чему ты моё любимое чадо научишь?" За 19 лет работы такого насмотришься. что и не удивляешься, почему девочки после окончания вуза не спешат в ДОУ, школу, центры, а быстренько находят совершенно иную сферу деятельности.....

Дааа, Татьяна Ивановна, у нас с Вами налицо симптомы профессионального "выгорания"! Меня тоже раздражают такие родители. Пора в отпуск! :-) А если спокойно посмотреть на эту ситуацию, то никому ничего доказывать и показывать не надо! Всегда будут дети, у которых есть положительная динамика и дети, у которых её нет! Работайте в своё удовольствие и не берите на себя ответственность за родительскую безответственность. Вы- профессионал с многолетним стажем! Всегда помните об этом!;-)
Иванова Елена Николаевна

Коллеги! Согласна с Вами. После 20 лет желания помочь всем, в этом году я наконец, поняла,что помочь всем невозможно.Особенно если они этого не хотят.У ребёнка в диктанте более 20 ошибок, а мама на меня смотрит как на врага.Это я виновата! На последнем собрании в первом классе я не стала говорить о том,кому следует заниматься у меня в следующем году.Я предложила подойти тем,кто видит проблемы у своего ребёнка и хочет ему помочь от них избавиться.Перед объявила результаты итогового диктанта,озвучила только четвёрки и пятёрки. Посмотрим ,что будет после праздников. И правильно, работать надо с хорошим настроением.Дети не виноваты, они ждут помощи.И очень приятно видеть с какой радостью они спешат на занятия! А родители _ это отдельный разговор...
Антонова Светлана Константиновна

Татьяна Ивановна, едва ли кто-нибудь Вам здесь предложит "панацею"... А "девочки после вуза" не идут работать по профессии всё больше из-за смешных зарплат.Увы, педагогика нынче в разряде непрестижных сфер деятельности. Ежегодно курирую студентов- практикантов на базе учреждения. Заявляют прямо : " Работать в гос. секторе не собираюсь. Нужен диплом о высшем образовании, и только"
Татьяна Ивановна Тылик

Вот видите, коллеги, насколько эта тема близка каждому, несмотря на обширную географию нашей страны.Светлана Павловна, когда я решила, что у меня выгорание, я даже прошла курсы по преодолению этой проблемы и поняла, что со мной всё ОК!!!Оказывается, моей энергии хватает не только на работу, семью, но и на хобби.А соответствовать надо, действительно, всегда, что и стараюсь делать! Елена Николаевна, я сегодня начинаю фронтальную диагностику, так что, думаю,тоже будут сюрпризы.И, что удивительно, подходят и просят о помощи родители благополучных ( в речевом плане) детей!!! Светлана Константиновна, всё-таки в нашей профессии всегда работали те, кому было говоря современным молодёжным слэнгом "не по барабану".А з\плата....Покажите мне того, кто просто счастлив от размера своей з\платы.Думаю, что их не так много и по сравнению, с другими специалистами у нас есть 20%, которые всё-таки никто не отнимал. с уважением,Татьяна Ивановна
Рощина Наталья Александровна

Уважаемые коллеги,а я уже перестала удивляться тому,что родители благополучных в речевом плане детей хотят,чтобы с их детьми занимался логопед,потому, что часто такие родители заинтересованы в будущем ребёнка и являются активными помощниками для своих чад (как в принципе это и должно быть). Равнодушие же всегда "бьёт по рукам" и только с помощью своей педагогической натуры хочется продолжать работать на благо детей. И,несмотря на успехи, понимаешь-что всех не перевоспитаешь...
Иванова Елена Николаевна

Татьяна Ивановна , у меня также первыми прибежали родители детей благополучных. С огромными просьбами взять ребёнка на занятия. А дети самых "гениальных" пока спят, ждут особого приглашения. Этим я посылаю прглашения на бланке, с личной и школьной печатью. Тогда приходят! Таких постоянно приходится стимулировать. Но Наталья Александровна,согласна, становится досадно, когда видишь полное равнодушие со стороны родителей. И очеь жалко этих детей.

Елена Николаевна, попробую, как и Вы, напишу объявление о наборе в логопедические группы всех ЖЕЛАЮЩИХ! А на оставшиеся места возьму "гениальных". Толку больше будет, и все довольны! :-))
Иванова Елена Николаевна

Ох, Светлана Павловна! К сожалению такое объявление я не писала, нельзя. Но на родительском собрании объявила, что жду тех родителей, которые считают, что у их детей есть проблемы (в основном я работаю с письменной речью). Но первыми, как всегда прибежали родители хороших деток.Спрашивали совета, рекомендаций. Надо сказать, что с каждым годом ( я в этой школе четвёртый год) заинтересованность родителей растёт. С прошлого года я регулярно провожу семинары для родителей по различным проблемам. Семинары пользуются большой популярностью. Приглашаю родителей небольшими группами до 20 человек. Так легче вести диалог, больше задают вопросов. А кому требуется индивидуальная консультация, пожалуйста в другое время. За этот год на консультациях побывало около 150 человек.
Татьяна Ивановна Тылик

Коллеги!Вот видите, сколько свежих идей возникает при совместном обсуждении.Спасибо за участие в обсуждении!Думаю, что каждый делает выводы с накоплением опыта работы и временем, в котором мы живём!

В моей практике был один "забавный" случай. В д/с в группу с ОНР направили ребенка с заиканием.Я в логопедической группе родителям на первом собрании категорически запрещаю приносить игрушки-оружие. А этот ребенок на оружии был просто помешан. Никаких игр не признавал. Вся одежда была с стиле милитари.Они на заказ шили вещи цвета хаки. Мальчик очень нервный, истеричный. Упражнения по заданию логопеда не выполнялись. Обе бабушки педагоги. Когда за мальчиком пришла одна из них, я решила с ней поговорить. Лучше бы я этого не делала.Оказалось, что речь ребенка - это моя проблемаи, я обязана ее решать самостоятельно. Т.к. мальчик любит оружие,то бабушка лично подарила ему более 20 автоматов. Оказалось, что я делаю из ребенка "дебила" (слова бабушки).После этого разговора я была в шоке. А через несколько дней я узнала, что бабушка на учете у психиатра.
Иванова Елена Николаевна

Да, случай "забавный". Ребёнку с заиканием показан специальный режим жизни для того, чтобы вывести ребёнка в длительную ремиссию. А здесь такие возбуждающие игры, которые родители поощряют. О каком положительном результате можно говорить? А если ,окружающие ребёнка родственники ,сами имеют проблемы, тогда хороший результат получить очень сложно. А в случае с заиканием, режим жизни всей семьи,должен быть подчинён этому режиму.И только активными совместными действиями можно помочь ребёнку.

Уважаемые коллеги , думаю, что не открою секрет , когда подчеркну, что в коррекционный практике тяжелее всего проблемы своих детей принимают педагоги и медики. Еще и потому, что подмешивается чувство профессиональной вины, от того, что как специалисты они не все сами смогли изменить.....
Иванова Елена Николаевна

Совершенно верно. Сама много раз бывала в подобных ситуациях. Когда мама - врач-невролог, отрицает у ребёнка очевидный СДВГ. Разговаривала,ощетинившись, как ёжик. Только спустя время, поняв, что ребёнку хотят добра и помочь, она оттаяла. Теперь сотрудничаем. Аналогично,когда трудности у детей учителей.Правда, если сама мама человек разумный, она быстро понимает что к чему и сама просит помощи. А есть,как страусы, "голову в песок", и виноваты все кругом.
Татьяна Ивановна Тылик

Да уж!!!!Велика ты, Россия, а проблемы логопедов и специалистов СКО одни на всю страну.Жаль, что их на уровне министерств не решают!!!!!!!!!!!!!!!!!

А у меня в практике был случай, когда ко мне прибежала разъяренная мама со словами: "Зачем Вы хотите записать моего ребенка в логопедический пункт? Он у меня нормальный!" Мальчик поступил в 1 класс и у него было ФФНР. Я пыталась объяснить маме, что мальчику необходима помощь, иначе он будет допускать много ошибок в письменной речи и лучше сейчас предупредить их, чем исправлять. Но мама была категорически против. Тогда я предложмла ей написать отказ от занятий. Написала. А потом с этим мальчиком долго мучился учитель начальной школы - дисграфия на лицо, да и в старшей школе проблемы не исчезли. Но "гордость" не позволила подойти и признать свою ошибку. А я не могла ему помочь, так как имела письменный отказ. Вот такую "помощь" иногда оказывают родители. Бывают, конечно и ответственные родители, но это скорее исключение из правил.

И мне приходилось заставлять родителей писать отказную.Когда первый раз столкнулась с отказом родителей, то была неприятно удивлена. Теперь чаще встречаются такие родители. Они не хотят видеть пробдемы детей. Частая отговорка "Я сама была в детстве такая, ничего страшного..."

доброго времени суток! да, такое и у меня было - мама закатила мне истерику и забрала ребенка с логопункта (проблемы семейного характера, но "под раздачу" я попала).Я заставила её написать отказ. Теперь на организационных собраниях после общей информации о предстоящей работе по имеющимся проблемам предлагаю всем желающим написать отказ, если они считают, что помощь логопеда их ребенку не нужна. Итог - все согласны работать. Стараюсь с каждым родителем найти контакт, много консультирую индивидуально.
Иванова Елена Николаевна

Я уже много лет практикую следующий порядок действий зачисления на логопункт. После обследования и определения,кому требуется логопедическая помощь,через учителей передаю родителям приглашение на собеседование.При разговоре объясняю родителям какие у ребёнка имеются проблемы и чем это грозит ему в дальнейшем.А потом предлагаю написать заявление о зачислении на логопункт (по предложенной форме) и заполнить 2 анкеты. Кто не хочет даю бланк отказного заявления. Никого не уговариваю. В последние годы поняла, помочь можно только тем, кто хочет принять помощь. Бывали случаи, и неоднократно. когда сначала с возмущением пытались мне доказать, что у них всё хорошо, а когда становилось совсем плохо приходили проситься взять их на занятия. Правда часто приходили не сами, а присылали второго родителя или бабушку.Но хорошо если спохватывались тогда, когда ещё не всё упущено, и дети ещё в начальной школе.
Татьяна Ивановна Тылик

Я действую тоже по той схеме, что пишет Елена Николаевна.Правда, сначала выступаю на род.собрании, объясняю(особенно в 1 классе)как будет проходить индивидуальная диагностика, ну а потом приглашаю индивидуально.И тоже сейчас отношусь к этому спокойнее, говоря родителям прямым текстом "кому Ваши дети должны быть более нужны, чем ВАМ".Не хотят-не надо!!!

Я на родительском собрании для будущих первоклассников обьясняю родителям,кого принимаю на логопункт. Предлагаю в определенные дни проконсультироваться до наступления летних каникул. Приходят родители,чьи дети посещают лог.группы. В сентябре учителя 1-х классов просят родителей дать письменное согласие на логопедическое обследование. Я собираю списки и провожу экспресс-диагностику.Отбираю детей с ОНР, ФФН и довожу до сведения родителей. На родительском собрании прошу заполнить учетную карточку и анкету.Знакомлю с примерным расписанием групповых занятий.С каждым родителем обговариваю время инд. занятий. Жаль,что родители обещают посещать занятия детьми регулярно, а потом мне приходится за ними бегать по школе. Если после бесед с родителями ребенок продолжает пропускать занятия без причины - отчисляю.
Татьяна Ивановна Тылик

Ольга Николаевна, на основании чего Вы их отчисляете(я с Вами солидарна и хотела бы так делать, но не могу!!!!)?Зачисление и выпуск происходит через ПМПконсилиум школы или ПМПК района.Как отчислять???Тут же побегут жаловаться!!!Права свои родители хорошо знают, а вот обязанности-это наша прерогатива.