Ненормативная лексика

В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочило грубое слово. Конечно, от перенапряжения, да и от расстройства, что глупую ошибку сделал, кто-то не сдержался, выругался на весь класс. В ужасе ученики смотрели на учителя и ждали его реакции. Никто не хотел признаваться, да учитель этого и не требовал. Он спокойно попросил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку.

А чтобы Вы сделали? Попадали ли Вы в такую ситуацию?

 

Комментарии

Я никак не реагировала в классе (словесно), но мимикой показала свое удивление. Наедине выяснила причину, попросила сдерживать себя в сложных ситуациях. Мальчик потом специально учился этому. Но...Я в то время работала в интернате для детей с задержкой ПР. Там ненормативная лексика была нормой. Для этого конкретного мальчика ругаться матом нормой не было, поэтому воздействие было правильно и дало результаты. Так что, по-видимому, надо учитывать самого ребенка, его особенности. П последние годы мат довольно обычная система общения в школах...Я исследование проводила среди учащихся среднего и старшего звена еще лет пять назад. Уже тогда большинство спокойно относились к мату, хотя знали и понимали, что в обществе так говорить не принято. Такое же тестирование было проведено среди учителей. Результаты почти одинаковы были. Мы живем в одном мире...
Антонова Светлана Константиновна

Школа школой...А,представляете, когда подобное случается с детьми-дошкольниками! Тут уже приходится заниматься "воспитанием" самих родителей, даа
Петроченко Наталья Ивановна

Я работаю в 1 классе.У ребят часто выскакивают такие словечки.некоторые из них не понимают,что это плохие слова.Родители дома выражаются,дети думают это нормально.Мальчик мне так и объяснил:"Мама так говорит,я думал и мне можно".
Постольникова Елена Михайловна

В первый раз всегда непривычно услышать ненормативную лексику на занятии! но наше общество переходит порог воспитанности, и мы все чаще слышим вульгаризмы. Когда подобное происходит, то я не оставляю без внимания случившееся, хотя и не выясняю - кто сказал. Вы сказали слово..., объясните его значение! или (я учитель литературы) подготовьте сообщение на следующий урок "В каких произведениях встречается это слово".
Костичева Татьяна Юрьевна

Я ещё ставлю "единицу" в журнале по русскому языку за " небрежное обращение с великим, могучим...",а исправить её можно, написав десять-двадцать контекстуальных синонимов нейтральной лексики.Делаю это в системе, многим помогает избавиться от ругательств и в повседневной жизни, а не только на занятиях.

Ненормативная лексика стала нормой жизни как для взрослых,как и детей.А учителям приходиться все это расхлебывать.
Герберг Анна Николаевна

К большому сожалению, дети в своем кругу совершенно спокойно используют ненормативную лексику, и мальчики, и девочки. А уж эмоциональная реакция бранным словом - это обычная практика в их семьях. Если такое случается на уроке, учитель должен успеть быстро оценить ситуацию (кто сказал, по какому поводу) и принять мудрое решение: игнорировать, оценить, прокомментировать, побеседовать после урока... А вот как быть, если мама принимается воспитывать ребенка прямо в школе не выбирая выражений?
Мамыкина Татьяна Алексеевна

У моих девятиклассников "эпидемия" ненормативности. Всегда стараются сказать намеренно очень громко. Помогает районное постановление. где предусмотрены ощутимые суммы штрафов за подобный разговор.
Малинина Нина Владимировна

Грубы в общении мальчики, а "ранние" девочки! Всё на крике, обзываниях! И никого-то они не стесняются. Грубые девчонки меня выводят из себя.
Дубасова Ирина Яковлевна

Если подросток позволяет себе использовать в речи ненормативную лексику это значит, что он либо не уважает окружающих, либо даже не замечает как строит свою речь, и считает это нормой.Я считаю, что нет общих штампов борьбы с ненормативной лексикой в речи обучающихся. К каждому ребёнку нужно подходить индивидуально, а в некоторых случаях и проигнорировать.

Таких подобных случаев в школе становится все больше. Падает образовательный уровень родителей, общение в семье сводится до минимума, даже дошкольники в разговоре используют словечки, понимают, что так нельзя делать. А наши школьники: период взросления, утверждения. Таких "развязных" в школе предостаточно, мы можем только провести беседу. Хотя надо проводить беседы с родителями, такое общение дома стало нормой, родители говорят "иначе не понимают, скажу веское слово, понял" А нам как быть?

Анекдот в тему: "Вовочке показали список из десяти неприличных выражений. Он посмотрел, почитал и говорит — надо же, целых пять новых слов!".

Как избавить ребёнка от мата? Когда ребёнок только начинает говорить, то есть находится на стадии подражания, нужно постараться сделать так, чтобы мат не звучал в самом близком окружении ребёнка. Если же "плохие" слова появились в его речи, то нужно спросить у ребёнка, что они означают для него. Это позволит понять, что ребёнок сам не знает, что же он говорит. В более старшем возрасте можно действовать "от противного", то есть погрузить чадо в атмосферу ненормативной лексики, дав ему почитать сочинения Баркова или соответствующий словарь. Среди радикальных мер также можно воспользоваться и такой практической рекомендацией. Увести ребёнка подальше от людных мест и дать возможность ругаться матом, при этом как можно громче. Такие меры действуют по общеизвестному принципу: чем больше, тем быстрее надоедает. К тому же такое погружение в ругательства создаст дефицит культуры, в результате ребёнок осознанно начнёт тянуться к хорошему. Если же на ребёнка ничего не действует: он ругается регулярно и непроизвольно, - тогда нужно обращаться к специалистам-нейропсихологам. http://www.topauthor.ru/Mat_i_nashi_deti__Kak_boro...
Кулижникова Марина Анатольевна

Из рассказа видно, что детки хорошие, воспитанные, уважают педагога, ничего страшного пока не произошла, но надо теперь держать на контроле

Большая проблема, действительно, такая речь повсюду. И СМИ дают свою толику. В садике детки ругаются. Спрашиваю, кто дома такие слова говорит, мама или папа. Нет, это мы передачу смотрели...

Зацепин Валерий Валерьевич

Когда я слышу как мамы-колясочницы покуривая, попивают пивко и общаются на подобном лексиконе, чего мы хотим, коллеги? Эти горе первые воспитатели (родители) уже создают соответствующую модель "нормального" поведения и общения в социуме для своих детей. И заметьте им за это ничего "не прилетает" ни от правоохранительных органов, ни от соответствующих социальных служб. Меры воздействия есть разные. Было бы желание пресекать подобное. Вот в какой форме это уже выбор за каждым из нас. У меня их несколько. Готовим наизусть стихи о прекрасном, пишем лексическое значения данного слова (ведь порой произносят не зная того), учимся искать синонимичное, литературное изречение, близкое по смыслу. А родители, ну, поставишь их в известность. Так, на всякий случай. Чтобы не было возможности обвинять нас, педагогов, в отсутствии работы и непринятии мер в этом сегменте работы с детьми и родителями.

Животова Елена Викторовна

Конечно, не замечать нельзя. Перевожу когда в шутку, когда перевожу внимание класса на что-то другое...