Как быть, что делать?

Сасина Елена Николаевна

Учащиеся 5 класса вообще не хотят учиться: не выполняют домашних заданий, хронологические и терминологические диктанты пишут на 2, так как не учат дома, отвечают только то, что рассказал учитель в классе, соответственно дат и терминов не помнят и не хотят знать. И такая ситуация не только по истории, а по всем остальным предметам. Беседовала с детьми-они молчат. Приходила на родительские собрания, на которых присутствовало из 18 родителей-4, родители тоже молчат. И что же мы будем делать с этими детьми в 9 классе?

 

Комментарии

Судя по явке родителей на собрание, настрой у них такой же, как и у детей. А скорее всего, каких пассивных родителей видят дети, так и сами поступают. Все-таки первый авторитет для детей - это родители, а спрос в 9 классе будет с учителей. Сложная ситуация, но явно многим педагогам знакомая! Я бы стала давать таким деткам оценочные задания на уроке, индивидуальные письменные задания на дом. Может, хоть немного с урока в голове "отложится", да от письменных заданий. Успехов Вам, Елена Николаевна!
Сасина Елена Николаевна

Татьяна Вадимовна, добрый вечер. Спасибо Вам огромное за комментарии. После общения с такими людьми, как Вы хочется работать в школе.Я согласна с Вами на счёт устных и домашних заданий, но что же я буду делать с ними на ГИА в 9 кл и ЕГЭ в 11 классе по истории.
Кужелева Наталья Александровна

На этом сайте через поиск найдите книгу Е. Яновицкой "1000 мелочей большой дидактики". Должна помочь Вам. У меня дочь в 5 классе, её не устраивает всё в школе - ученики, учителя. Но при этом её не устраивает и учитель по труду, которая позволяет вообще ничего не делать, сидит в каморке отведённые ей 2 урока. Всё-таки ученики ходят в школу учиться. Помню, заболела у нас химичка, дали другую на время. И мы начали понимать химию. Сами пошли к директору, просили её оставить. То есть мы готовы были тратить время на изучение химии, лишь бы её понимать. У всех есть примеры, когда отказ в знаниях со стороны учителя вызывает гораздо больший протест школьников, чем высокие требования учителя, дающего знания. Надо проследить историю этого класса. Может, ещё до школы все дети ходили в один Д\с и пассивность зародилась именно там (какие воспитатели, такие и дети). Может, детей в классы сортировали по уровню знаний и сами создали такой пассивный класс. Может, у них учителя в начальной школе часто менялись, и они вместе с родителями оказались в школе беспризорниками? Каков был стиль работы учителя начальных классов? (Например, моего брата с начальной школы приучили выражать своё мнение по каждому поводу. Это вроде бы прекрасно. В институте он жалуется: на философии не спрашивают его мнение. Я ему высказываю точку зрения другого студента: у нас тема "Философия Канта"; что ты думаешь, мне неинтересно, важно, что думал Кант; я выучил урок и хочу получить свою оценку в отведённое мне время.) Чем они занимались в продлёнке? Возможно, не учились учиться, а списывали с доски. Нет продлёнки - негде списать. Надо понять, чего ждут именно эти дети. Как я поняла, с другими классами всё нормально. Можно попробовать создать ситуацию успеха для всего класса - дать поручение, с которым они заведомо хорошо справятся, и прославлять их неделю - 3 дня всех вместе, 3 дня подчёркивать участие каждого. Авось крылья вырастут и появятся первые ласточки, что начнут учиться. В любом случае мотивация может быть только одна - статус умного, понимающего, соображающего ученика: я понял это, это мой успех.
Сасина Елена Николаевна

Наталья Александровна, Вы такая умничка,спасибо Вам за комментарий. Но к сожалению, этим детям по моему уже очень трудно помочь,даже несмотря на то, что я сама психолог и как вы наверное догадались их учитель истории. Сегодня они на стенде изрисовали фотографию отличницы; опять пришли на урок не готовы.
Елена Федоровна Семенова

И все же Елена Николаевна почитайте книгу, которую советует Наталья Александровна. Сама автор говорит, что учителю она отвечает на "извечный школьный вопрос: "Как учить на уроках, чтобы всем хотелось учиться и чтобы все учились успешно?"Елена Васильевна удивительный человек! В инете есть статья о ней .Почитайте... В свои 93 года этот человек способен зажигать молодых и при этом щедро делится опытом своим и своих коллег.
Нечеса Марина Валерьевна

Елена Николаевна, по своему опыту знаю, что в 5 классе дети меняются до неузнаваемости,с ними происходят причудливые метаморфозы. Конфликт у них в душах. Они уже не дети, но еще и не взрослые. "Мы не маленькие!"- протестуют они, продолжая вести себя как капризные дети. Они в постоянном поиске себя. Трудно им, трудно нам. Очень важно помочь им обрести себя. Но помощь они примут только от педагога, которого они будут уважать как личность. Вариантов выхода из этой ситуации много. Нельзя подсказать правильное решение, не зная особенностей детского коллектива, лидера класса, увлечений детей и многих других деталей, которые и подсказывают учителю, как поступить в данной ситуации. А насчёт родителей, точно могу сказать, что за не желанием общаться с педагогом своего ребёнка, стоит осознание собственной беспомощности. Поверьте, родителям в этот период становления личности своего ребёнка, тоже приходится нелегко. Попытайтесь стать авторитетом для детей и родителей, покажите им, что вы понимаете, как им трудно, приведите примеры из своей жизни, попытайтесь их чем-нибудь увлечь .... И верьте, что безвыходных ситуаций не бывает!
Кужелева Наталья Александровна

Мы тут все в Вас верим. Во-первых, Вам не безразлично, во-вторых, Вы красивая. Всё у Вас получится. Метод проб и ошибок, помножить на Ваше терпение. Есть у меня знакомый, на любую беду отвечает: время придёт... Сначала кажется, что он недалёкого ума, а потом и правда время приходит - беда уходит. И не с такими проблемами Вы справлялись. С Вами весь пед коллектив. С терпением ждём хороших новостей. Однажды я решила: у меня будет одна дидактическая игра, но поймут её 100% детей в моей группе в детском саду. Три месяца индивидуальных занятий. Вывод: 1/3 детей поняли с 1-2 объяснений, 1/3 - с 3-4 объяснений, 1/3 не поняла после 5-6 объяснеий, дальше я сдалась. Стала играть в разнообразные игры - нашлось каждому своё, в чём он успешен. Если можно транслировать этот нечаянный эксперимент на школу, то только треть детей в классе может не понимать любой отдельно взятый предмет, что не мешает этой трети понимать другие школьные предметы. Скорее всего, этот класс не научили учиться, что вызвало снижение мотивации. Я хорошо училась, но когда у нас по биологии стали проводить зачёты, я реально не понимала, что к зачёту надо ещё раз перечитать все параграфы, отвечала, что припомню. На алгебре решала контрольную и за соседа, много времени прошло, много 4 было получено вместо 5, прежде чем я поняла, что за один урок невозможно успешно решить две контрольных. А какой прекрасный способ есть для изучения иностранных слов: нарезать мелкие полоски бумаги, с одной стороны - слово, с другой - перевод. Сначала припоминаешь, что на другой стороне, потом переворачиваешь. Увлекательно - то в одну сторону пройдёшь, то в другую, то сортируешь на кучки по степени запоминания, незапоминающиеся ещё несколько раз проиграешь. А ведь этому меня надо было научить. По истории так даты можно учить. На этих же бумажках я утренники учила - двигала бумажки с именами кому куда идти и запоминала. Новая химичка нам сказала: если не можете запомнить уравнение химической реакции, то заведите себе черновик, по 5 раз напишите каждое уравнение из параграфа и покажите мне, двойку не поставлю. Пока 5 раз напишешь, выучишь. И ещё говорит: не выучили урок, ну бывают всякие обстоятельства, шепните мне перед уроком на ушко, я вас спрашивать не буду, и вы не будете весь урок трястись. Когда выбор между выучить или шепнуть, легче выучить. Мышление в 5 классе детское. Проверяем у дочки параграф "Становление демократии в ?Афинах?", вот не помню точно. Как же тронула дочку судьба Солона! Про Солона - хоть 10 раз, а про демократию читает-перечитывает и не видит.
Грабовская Вера Александровна

Добрый день Елена Николаевна! В качестве совета хотелось бы Вам порекомендовать изменить подход в обучении, вместо традиционных уроков применять игровые ситуации. Поверьте работает!

Добрый день! Знакомая ситуация.У нас в школе был класс, с которым никто не хотел работать(8класс).А у меня год как не было кл.руководства.Уговорили - взяла ребят. В прошлом году выпустила класс. Было очень трудно: дети из неполных, неблагополучных семей, кл. руководители менялись каждый год.И детям нравилось что они "такие": учиться не хотят, обижают друг друга, спорят с учителями, на уроках занимаются своими делами, нигде не участвуют.А у нас в школе много традиций, одна из них - осенний КВН. Предложила поучаствовать, сочинила сценарий, прочитала всем, похихикали, но призадумались, а вдруг получится? И начались наши репетиции, причем приходили даже те ребята, кто был скептически настроен.Но со временем они даже стали давать советы. Настоящий переворот произошел, когда мы заняли 1 место в КВН! И как говорится "лед тронулся", медленно, с трудом, но началось общение, обмен мнениями, дети пошли на контакт.Конечно, всякое было. Но в 2011 году я выпустила во взрослую жизнь хороших ребят. Начните общее необычное для ребят дело, увлечение чем-то новым, непривычным сплотит ребят.Во всяком случае у нас получилось. Попробуйте!
Сасина Елена Николаевна

Наталья Станиславовна! Спасибо, конечно, огромное,за комментарий. Но я очень мало времени провожу с этими детьми, всего 3 ч в неделю. Я передам ваш комментарий их классному руководителю.

Удачи и терпения в вашем нелёгком труде.

Гусева Светлана Николаевна

Не хотят - не надо!) Мотивация должна быть обоюдной. В пятом классе идет адаптация к старшей школе, они наслаждаются "свободой" и "самостоятельностью", поэтому начинают чувствовать себя независимыми :) Попросить у администрации провести диагностику по предмету, по результатам работ призвать всех учащихся и их родителей к ответственному отношению, ведь не аттестация по предмету - это возможность отчисления или постановка на учёт. Собрать комиссию в присутствии директора и завуча, других учителей, которые выскажут свое мнение и по результатам составят совместное положение о дальнейшей комплексной мотивации детей.

Иванова Ольга Александровна

Очень Вас понимаю и разделяю Вашу тревогу ,так же хочется найти выход из подобной ситуации,хоть и в других направлениях обучения.

Иванова Ольга Александровна

Ужасает что данная проблема возникает сейчас не только в средней и старшей школе,но уже и в начальной!

Татьяна Николаевна Носова

Родители всегда были заняты.И будут всегда заняты.Школа всегда занималась не только обучением, но и воспитанием.Почему же сейчас должно быть наоборот? Беспокоит другое: большую часть времени дети в телефонах. Они не научатся говорить, общаться между собой.В этом и есть главная причина неуспехов большей части детей.