Как убедить ребёнка учиться?

Уважаемые коллеги! Я работаю в школе уже 18 лет.  Честно сказать, с таким отношением к учёбе детей и родителей, я ещё не встречалась, как сейчас. Уже в начальной школе многие ученики не готовят домашние задания не только устные, но и письменные или делают лишь бы как ( с кучей ошибок, зачёркиванием, такое впечатление, что проверяю не тетрадь, а черновик). В тетради пишу детям "старайся!", "аккуратнее", " внимательнее"... Некоторые работы я вообще разобрать не могу. На записи в тетрадях и в дневнике родители никак не реагируют (такое впечатление, что они не читают или просто игнорируют). Когда спрашиваешь у учеников, почему нет домашнего задания в тетради, они отвечают, что забыли сделать. Если начинаю ставить двойки за домашнее задание в дневник, то родители приходят в школу с претензиями, что я задавила двойками и дети поэтому не хотят учиться и ходить в школу. Вы знаете, я стала бояться ходить на работу. Я боюсь повысить голос, я боюсь сказать что-то не то, боюсь ставить двойки, боюсь родителей (если вижу их возле класса сразу думаю, что случилось?), боюсь конфликтов, которые могут вылиться за пределы школы...Я не знаю, что делать? Может я потеряла квалификацию? Но я знаю, что  выкладываюсь  полностью. Я "хочу как лучше, а получается как всегда!" Помогите советом. Одно я поняла, мы для родителей - обслуживающий персонал. У нас нет никаких прав. Ставишь пятёрки - хорошая, ставишь двойки - плохая, задавила детей, отбила охоту учиться. Дети, видя такое отношение родителей и сами становятся такими. Но вот, что интересно, все родители хотят хороших оценок ( не знаний! ) от своих чад, не прилагая к этому никаких усилий. Виноват кто во всех грехах? Конечно учитель!

 

Комментарии

Кузьмик Светлана Владимировна

Всем родителям с экранов телевизоров сказали, что зарплата учителя -31 тысяча рублей, вот пусть и обслуживают учителя детей и родителей за эти деньги.К сожалению,у педагогов нет рычагов воздействия на нерадивых родителей. Родитель всегда прав, даже если он и не прав, но так удобнее школе - нет конфликта, соответственно и ребёнок не перейдёт в другую школу, а значит, не уменьшится количество детей в школе, а это финансирование...
Согласна с Вами полностью, что дети "копируют" отношение родителей к учителю, к школе.
Очень часто отношение к жизненным ценностям у родителей противоречит моим ценностям.А занимаемся мы воспитанием одного и того же ребёнка.Как быть в такой ситуации?
Очень много вопросов...

Елена Евгеньевна, чувства Ваши разделяю полностью. Большинство родителей сейчас заняты добыванием денег и это стало смыслом их жизни, к сожалению! Детьми занимаются и радуются их успеху единицы, а остальным "некогда"... Страшно и то, как к нам относятся. А все потому, что роль учителя (а как было сказано на курсах, и не учителя вовсе, а организатора самостоятельной деятельности детей - так нас теперь хотят называть) занижается год от года. Какие жуткие передачи показывает телевидение про "нас". А ведь большинство учителей работает не за деньги (у меня ставка по высшей категории чуть больше 10000 тысяч), а потому что школа стала частью нашей жизни, и мы любим свою работу и детей, стараемся, изобретаем новые подходы и технологии... Я в последние годы поняла, что поддержки со стороны родителей нет и перестала удивляться такому отношению. Стараюсь, чтобы дети усвоили побольше на занятии (я логопед) и редко даю домашние задания, чтобы не огорчаться лишний раз. Удачи Вам и терпения!

Спасибо огромное за поддержку. Вы знаете, я очень люблю свою профессию. Я мечтала стать учителем ещё в детском саду. И свою мечту я пронесла сквозь годы. Я помню с каким благоговением смотрели мы на учителя, как уважительно относились к учителю родители.Тогда я думала, что так будет всегда! Но в наше время нас опустили дальше некуда! Очень трудно стало работать. Спасибо ещё раз. что поняли мой крик души! Желаю вам хороших учеников и успехов!

Звягинцева Татьяна Борисовна

Елена Евгеньевна у меня был ученик, который ничего не делал на уроке, а только спал в прямом смысле слова. Он всегда хотел спать. Начала разговаривать с мамой она мне ответила: "Вы же учитель заинтересуйте его, как психолог поговорите с ним, убедите его. Я ничего не могу сделать, он меня не слушает." Конечно я сказала, что поговорю с ним. Конечно поговорила , но мало что изменилось. В конце концов они перевелись в другой класс и мама в разговоре с завучем сказала, что у меня превзятое отношение к её сыну. Вот так.

Я вас прекрасно понимаю! в нашей работе это происходит очень часто! спасибо за поддержку!

А нужно ли убеждать? И все-таки ответ - да. Только такими словами , которые наши дети услышат. Я не могу пожаловаться на своих учеников, хотя не обладаю прежней красотой и молодостью, с которыми было проще. Зато появилась мудрость, и меня слышат, чувствуя, что их любят. Даже тогда, когда предъявляю претензии, даже тогда, когда ругаю. Главное, быть вместе. И тогда родители к нам тоже подтянутся... Вот так и учимся. Елена Евгеньевна, не бойтесь детей. Посмотрите на них так, как смотрите на себя. Говорите о том, во что верите. Они обязательно Вас услышат!

Здравствуйте, уважаемая Елена Юрьевна!Вы знаете я постоянно говорю ребятам, что у них всё получится, поддерживаю их, стараюсь похвалить за любое небольшое достижение!Но нет поддержки в семье, родителям безразлично, что у ребёнка что-то получилось. Им подавай всё и сразу, причём "не маленькими порциями, а большим куском".

Елена Евгеньевна,у нас проблемы во всех школах сейчас одни и теже... Но думаю, что всё со временем "вылечится" только жалко, какой след это всё оставит на детских душах... Когда наконец наше правительство повернётся лицом к народу...просто душа разрывается видя такое отношение к образованию, а во всём виноват как всегда - учитель- как это понимать....

Иевлева Ольга Сергеевна

Елена Евгеньевна,на мой взгляд,родители сами во многом виноваты, мало времени посвящают воспитанию своих детей,так как,по словам самих учеников,их родители приходят домой после работы поздно и не успевают обратить внимание ни на уроки,ни на домашнее задание,ни на то,как сегодня провёл день их ребёнок в школе. Отсюда и возникает до боли известная проблема-нет желания учиться,а зачем?Ребёнку может и хочется рассказать о своих интересах, успехах, неудачах,а его не могут выслушать,один раз,второй раз ,а в третий раз у ребёнка уже пропадает какой-либо интерес.

Рудцкая Елена Павловна

Нужно просто заинтересовать своим предметом.

Елена Павловна!Что вы понимаете под словом "заинтересовать"? Одеться клоуном? Раздавать призы и подарки? Объясните, пожалуйста, приведите пример.

Сыч Татьяна Геннадьевна

Уважаемая Елена Павловна, я работаю в школе уже 17 лет. Какое удовольствие было получено мной в первые годы работы! Это была обыкновенная школа, работа в классе коррекции, но я всегда буду помнить этих детей за их доброту и уважение к учителю, за их бережное отношение к малышам и любовь к родителям. Даже самый отъявленный хулиган не позволял себе нарушать дисциплину, понимая что я жду ребёнка. Переезд в другой город, снова обыкновенная школа. За пол года мы с ребятами смогли освоить материал рассчитанный на два. Рассматривая работы с уроков тех лет, мои сегодняшние ученики удивляются, что такие работы возможны в рамках уроков, а родители пытаются убедить меня в моих завышенных требованиях (считают, что для их детей это очень сложно), при этом я на порядок и даже более упростила варианты заданий (была вынуждена это сделать, что меня крайне расстраивает). Я очень люблю свой предмет и своих учеников, с теплотой вспоминаю выпускников, люблю свой сегодняшний класс, который способен на креативные решения, в нём много ребят с сильными характерами, но к большому сожалению мне приходиться сталкиваться с глухой стеной непонимания как с учениками, так и с родителями когда речь заходит о воспитании моральных качеств человека. Очень обидно слышать, со слов родителей, что их детей недооценивают, что учитель-предметник виноват во всех смертных грехах. Из-за проблем с поведением очень страдает учёба, каждую перемену приходится выслушивать замечания от других учителей, совместные собрания родителей с учителями дают небольшое временное улучшение, всё повторяется по кругу. По семейным обстоятельствам скоро предстоит новый переезд, я очень не хочу оставлять любимую профессию, но последнее время, чувствую себя виноватой в проблемах своих учеников. Несмотря на все достижения, награды, хорошее отношение коллег и тёплые отношения с выпускниками эти мысли всё чаще преследуют меня. Для учителя, наверное, очень важно видеть горящие детские глаза и не в отдельно взятом классе, и не от группы ребят, а на каждом уроке.

Генералова Ольга Вячеславовна

Согласна с Вами, Елена Евгеньевна. Всё чаще и чаще слышим от детей: "А моя мама сказала, чтобы Вы сделали то-то!" Причём в приказном тоне. Сейчас не только в школах такое отношение к учителям. Жалуются и врачи. Нам навязывают такое отношение. Возможно, с введением Закона о ювенальной службе, на родителей, которые не занимаются со своими детьми, найдутся какие-нибудь рычаги воздействия.Многие родители сейчас очень любят читать Закон об Образовании и видят там только то, что мы должны. Попробуйте на родительском собрании зачитать родителям те положения из Закона, где написано, что они должны, и какие у них обязанности по воспитанию детей. Может быть поможет. А так, мой Вам совет - делайте честно свое дело, не тратьте свои нервы и здоровье на тех, кто этого не достоин.

Спасибо огромное за поддержку и совет. Но я не могу стоять в стороне от этого бардака. Ведь дети, которых мы сейчас с вами растим, окажутся у власти, что будет? Страшно подумать.Поэтому я и бьюсь как рыба об лёд, пытаясь хоть что-то сделать!Но понимаю, что это бесполезно!Поэтому я ,наверное, воспользуюсь вашим советом и отдам все силы на воспитание и обучение своей дочери, чтобы мне было не стыдно за неё.

Яндышев Геннадий Иляевич

Уважаемые коллеги. Педагогика переведена в категорию оказываемых услуг населению. Даже все кружки, и т.п. вносятся в портал оказываемых ГОСУСЛУГ. Посмотрите на ТВ, там только речь о том, что учителя такие-сякие и т.п. Продолжайте вести свою линию, не ломайте себя и не занимайтесь самобичеванием. Если некоторые родители сейчас нас не слышат и не ХОТЯТ слышать, не думаю, что услышат впоследствии.

Коперчак Ольга Романовна

Елена Евгеньевна, вы действительно, подняли важную тему. У меня хоть и стаж совсем небольшой, но помню прекрасно, как мы относились к своим учителям. И как наши родители их выслушивали и уважали. А сейчас в норме, когда родители говорят детям о том, что может учитель, что он обязан, что делает не так... Статус учителя упал... Нет уважения, от этого все беды. Я работаю в начальных классах, там еще по проще, не все дети еще "нахватались" знаний о "обязанностях учителя"... Нам остается лишь верить, что когда -нибудь государство переменит свою политику в образовании и все вернется на круги своя... А мы должны стараться любовью и искренностью достучаться до детских сердец;)

Голубева Наталья Леонидовна

Уважаемая Елена Евгеньевна! Вы настолько искренне переживаете, настолько точно описали проблему, что Вас поняли почти все откликнувшиеся. И поддержали!Добавлю: школа и жива будет до тех пор, пока есть люди с четкой профессиональной и личностной позицией: "Не могу стоять в стороне от этого бардака!" Но что будет дальше? Чтобы "победить" (убедить) родителей или администрацию(!) в безнравственности "нарисованных" оценок, объяснить правомерность своих действий желанием научить ребенка, совместить проблемы образования и нравственного воспитания, тратишь столько сил... Мне было приятно читать Ваши комментарии, уважаемые коллеги-единомышленники, неравнодушные люди, не пытающиеся нарисовать благостную картинку , а видящие проблему и заявляющие о ней. Успехов и терпения всем вам.

Чуприна Татьяна Васильевна

Абсолютно не согласна, что статус учителя невысок! Да, конечно многим родителям легче спихнуть ребёнка в школу, и пусть там его и воспитывают, и учат. Но!!! Это наша работа на самом деле. Вы же понимали, когда шли в Педагогический Университет, что не только всеобщее обожание вас ждёт, но и масса вот таких примеров. Так что, уважаемые коллеги, не переживайте. Всё будет хорошо!

Кужукина Александра Владимировна

Уважаемая Елена Евгеньевна! Я с вами в схожей ситуации. Мой стаж уже 20 лет. И за последние 3 года таких случаев пассивного, наплевательского отношения к школе, урокам я никогда не видела. Выросло поколение родителей, которое не воспитало в своих детях ни чувства ответственности к своим обязанностям (похоже у детей в семье обязанностей тоже нет), ни уважения к старшим, в том числе и к себе. Нельзя, будучи классным руководителем и учителем-предметником выполнять ещё и обязанности родителей. Тогда надо полкласса усыновить! Я стараюсь решать подобные проблемы подмечая увлечения детей, их интересы в учёбе (любимый предмет), привлекаем к общешкольным мероприятиям, а иногда приходится и на гордость "давить". Фраза "Ну не могу я поверить, что ты настолько слаб(а)" в учёбе! Попробуй на следующий урок подготовить вопросы на тему параграфа и знать ответы к ним" - очень часто пробуждает в моих детях такие способности, что просто - ах! Конечно бывают и неудачные примеры. И дети в открытую говорят, что их мама заставила идти в 10 класс, а они хотели по-своему поступить. Обидно, что на учителя и школу свесили столько обязанностей, что даже приходя домой и ложась спать, ты всё равно думаешь о работе и переживаешь за каждого. Я думаю, что ситуация изменится только тогда, когда родителей, будут привлекать к ответственности за неявку ребенка в школу по неуважительной причине, или за нахождение их в позднее время без родителей. У нас в сельской местности вечером стыдно выйти в магазин: под каждым пьющие подростки. Как вы думаете, что они отвечают на замечания? А им по 14 -18 лет. А потом школа "отписывается" в вышестоящие органы, составляя характеристики и ходатайства. Хочется вернуть те времена, когда "Учитель - это звучит гордо!" действительно имело силу.

Спасская Любовь Анатольевна

Здравствуйте! С большим интересом прочитала все комментарии, так как в этом учебном году столкнулась с аналогичной проблемой.Я работаю в политехническом техникуме,многие наши ученики считают, что главное - это спец.предметы, а обращать внимание на общеобразовательные дисциплины не обязательно. Плюс ко всему - это те дети, которые не смогли или не захотели учиться в 10-11 классах. Я поступила следующим образом: снизила требования до такого уровня, чтобы учащиеся могли справляться с заданиями и понимали о чём я говорю. На простых задачах повысила их самооценку и стала плавно усложнять материал. Не могу сказать, что дети полюбили предмет, но взаимного отторжения мы уже не испытываем. Да и успеваемость заметно повысилась.

Всё чаще и чаще мы сталкиваемся в школе с такой проблемой. Давайте спросим себя: «Кто родители этих детей». Ответ на виду: «Дети перестройки». Они учились тогда, когда в нашей стране был БАРДАК. Вот у этих «горе - родителей» в голове бардак и остался. «Учить - лечить» нужно родителей. Правильно говорят коллеги, что мы слышим по ТВ, читаем в газетах?!? Нужно поднять авторитет учителя на уровне страны.

Терешонок Светлана Витальевна

Елена Евгеньевна, прочитав ваш "крик души", поняла насколько все мы беспомощны!Учитель сегодня с правовой точки зрения не защищен.У родителей есть права, но нет обязанностей, у нас же - куча обязанностей, но ни единого права. Большинство ребят действительно не понимают смыла учения, так как видят тенденцию того, что "и так поставят тройку". Мы воспитываем лицемеров, потому что загнаны в угол "аттестацией", "Качеством" и "общественным мнением". К сожалению учительской братии с этим не справится, потому что власть не заинтересована в воспитании по-настоящему работящих, честных людей. Но учитель из той породы, что всегда ищет истину и стремиться к прекрасному. Будем уповать на разум!

Мы действительно обслуживающий персонал. И ненамного ушли от тех рабов, что сопровождали ребенка в школу к учителю, оплачиваемому в десять раз ниже, чем солдат.С точки зрения общества мы не производители жизненно важного продукта. Зато переключись на элитное репетиторство - и все в порядке! Меня лично спасает муж: делим класс на подгруппы. А его спасают, как и предыдущего автора, сниженные первичные требования. Все дети разные, и всем нужно разное. Мои говорят, обсуждают, спорят, его -переводят,с удовольствием учат стихи и делают упражнения. Очень многие из них свободно заговорят, но позже. А от нас требуют стандарт, давая различное "сырье". Интересно было бы провести "госприемку" у родителей.
А теперь с другой стороны. Мы тоже родители. Давно заставила себя запомнить:"Я сама учитель, поэтому никогда не доверю своего ребенка учителю". Знаю все их недостатки. Всех своих пасла сама. Окончили престижные вузы, магистратуры, докторантуры. Ну и как тут быть? Только в союзе!

Ахметова Айна Мурадбековна

Согласна с вашими наблюдениями. Наступило такое время, когда молодые родители бегают в поисках правды в прокуратуру. Не смеем и думать о замечаниях и поправках. "Клиент всегда прав..." Но предлагаю способ сохранить "своё лицо"-делайте всё как подсказывает вам ваш педагогический опыт.

Сокиренко Елена Николаевна

Как всё знакомо. Читаю и понимаю, что подобные проблемы есть не только у меня. В своей работе делаю всё, что могу. Кто захочет - тот услышит и поймёт, а остальные... может поймут потом, лишь бы поздно не было. Спасибо тем учителям, которые в такое сложное время остаются верны своей профессии!

Староверова Валентина Васильевна

И всё же адекватных родителей и детей больше. Возможно, что подбор класса такой? У меня в каждом классе бывают родители, мягко говоря, странные. Тогда единственное, что я могу, это "достучаться" до ребёнка.Ведь редко в 7-12 лет у них нет святого или "скелета в шкафу")). Ищу, как можно "зацепить" струны души такого ребёнка. Но не всегда удаётся и это. Ещё страшнее, когда ребёнок полностью подчинён неработающей маме, маме, которая не смогла себя реализовать и пытается это сделать через своего малыша. Вот это страшнее, чем педагогически запущенный ребёнок. У такой мамы ребёнок каждый день ищет сенсацию в классе и выскакивает из класса уже с возгласами, что в классе их сегодня пересадили, а вчера он читал задание однокласснику, а позавчера его попросили сверить Д.З своё и соседа по парте. И мама пишет уже бумаги в прокуратуру, что учитель чуть ли не эксплуатирует её ребёнка. Учит своего ребёнка открыто хамить учителю.Это ведь всё обязанности учителя, так должен и сказать ребёнок. А, если у ребёнка и учителя складывается диалог, вопреки всему, то тогда уже следует ребёнка изолировать от вредного влияния учителя. У меня была такая ситуация. Коллеги!Это их дети, пусть сами сеют семена и собирают урожай. Нам нужно спокойнее относиться к таким вещам.
И помнить притчу...

Однажды Будда проходил мимо одной деревни. Собрались несколько человек — противники буддизма — и принялись горячо и злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из них обратился к Будде:
— В чем дело? Неужели тебя не задевают наши слова?
— Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, — ответил Будда. — А мое — принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе

Хорошая притча.

Татьяна Михайловна Захарченко

Опубликовано в 2013 году. Очень надеюсь, что всё изменилось к лучшему. Сейчас непростое время: учить приходится не только учеников, но и родителей. Во главу успеха ставлю доверие, в первую очередь. Когда учителю доверяют, всё складывается удачно)

Кудрявцева Наталья Викторовна

Татьяна Михайловна! Прочитала Ваши слова за 2013 года и подписываюсь под каждым Вашим словом в 2017 году. И за мотивацию детей - "Нам не нужен ваш английский!" "У меня есть английский и он меня кормит, а у вас его нет, и чем вы будете кормиться через несколько лет - я не знаю". "По крайней мере, вам сейчас нужен аттестат, а чтобы его получить - нужен английский." "Тройку и так нарисуете." - "Нарисовать, может, и нарисую, но знаний-то не будет." В моём первом выпуске 90% родителей было с высшим образованием и они были заинтересованы в своих детях. Сейчас с высшим образованием 13%.Основная часть - со средним образованием. "Мы же как-то выучились, и дети наши как-то выучатся." Только невдомёк им, что ОГЭ - это не тет на тет со своим учителем, который в любом случае тройку нарисует. Дети "не тянут" программу, материал подчас в учебниках написан сложным для них заумным языком. Сложно - и не интересно. Стимула учиться нет. Высшее образование "не светит" по материальным соображениям, а работу по специальности техникума не найти. Лучше сидеть на шее у родителя. Так что обслуживающий мы персонал или нет - для таких детей и их родителей значения не имеет. Грустно. Даже у администрации школы нет рычагов давления на хамов, лодырей и прогульщиков. Мы ничего сделать не можем. А я не дежурный клоун, чтобы перед ними выплясывать и не Иисус Христос - терпеть хамство. Стаж - 23 года. Сельская школа шахтёрского посёлка Сибири в Иркутской области. Что я делаю? Не позволяю хамства, грубо обрываю и ставлю на место. Ко всем ученикам единые требования по оформлению работ и выполнению домашнего задания. Выучил - молодец -пять. Не выучил, но вижу, что старался, - три. Не пытался - два. Не жалею добрых слов. С малышами можно и обнимашки. Вот так как-то. А в-целом, вся эта ситуация очень грустная. Отношение к учителю крайне изменилось вследствие разных событий и политики в нашей стране. И грустно смотреть на попытки нашего президента изменить в корне имеющуюся ситуацию.

Карпова Надежда Викторовна

самое главное,не стоит забывать,что не все ученики такие. Некоторые стараются и для них надо продолжать двигаться вперед,а те,кому без разницы,об учебе вспоминают в старших классах,когда надо сдавать экзамены. Вот тогда им доходит,почему я плохо учился и почему такие пробелы в знании